Комплексный контроль подготовленности лыжника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Лыжи доступны для людей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм человека. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему занимающихся. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию людей, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.

Файлы: 1 файл

Комплексный контроль подготовленности лыжника..doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Лыжи доступны для  людей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм человека. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему занимающихся. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию людей, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.

В процессе занятий и  соревнований по лыжному спорту воспитываются  и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.

Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма человека, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям. 
В связи с научным, техническим, и педагогическим прогрессом лыжного спорта система оценки и контроля физической подготовленности,  комплексного контроля подготовленности  лыжников претерпевала изменения. Но предыдущие системы оценки и контроля физической подготовленности лыжников не всегда были научно обоснованны и требовали совершенствования, как в составе применяемого комплекса контрольных упражнений, так и в нормативных требованиях к ним. Так нормативные требования к применяемым контрольным упражнениям были либо дифференцированными, либо постоянными как по оценке результатов, так и по годам обучения.          
           Следует отметить, что последний нормативный документ, определяющий программу, объем и построение учебно-тренировочного процесса, зачетные требования по профессионально-педагогическим знаниям, умениям и навыкам, спортивной и физической подготовленности студентов спортсменов, специализирующихся в лыжных гонках, вышел в свет в 1981 г. А интерес специалистов лыжного спорта к проблеме физической подготовленности лыжников в настоящее время снизился, и последние работы в этой области относятся к середине 70-х - началу 80-х гг.  
Актуальность данного исследования также определяется необходимостью выявить наиболее информативные контрольные упражнения, физиологические и специальные силовые показатели квалификации и на этой базе разработать систему оценки и контроля физической подготовленности лыжников, что может стать основанием оптимизации учебно-тренировочного процесса.  

 

 

 

 

1 Структура и значение лыжного спорта

 

Лыжный спорт включает в себя лыжные гонки, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, слалом-гигант и скоростной спуск. Каждый из этих видов имеет свою Единую казахстанскую спортивную классификацию и правила соревнований. Все они включаются в программы первенства мира и зимних олимпийских игр. В Казахстане  культивируются все виды лыжного спорта, но наиболее массовым являются лыжные гонки. Целый ряд особенностей лыжного спорта, в первую очередь лыжных гонок, обусловливает их большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение.

Оздоровительное значение заключается в том, что лыжники  выполняют большую физическую работу в наиболее благоприятных гигиенических условиях, благотворно влияющих на организм, закаливающих его и улучшающих общее состояние.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия лыжным спортом воспитывают и совершенствуют ряд жизненно важных навыков и умений, физических и морально-волевых качеств: выносливость, силу, быстроту, ловкость, смелость, решительность, настойчивость, выдержку.

Прикладное значение в том, что лыжи применяются в  трудовой деятельности (охотники, обходчики, рабочие леспромхозов, участники экспедиций и т. п.), в быту (средство активного отдыха), в армии.

Лыжный спорт является общедоступным. Для обычных прогулок и занятий на лыжах не требуется специальных сооружений, дорогого оборудования и сложного снаряжения. Это является одним из важных факторов, способствующих развитию лыжного спорта.

 

2 Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности

 

Представив общую структуру подготовленности спортсменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).

 

 

 

 

2.1 Физическая подготовленность

 

Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовленность.

Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м — женщины, 3000 м — мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин). Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.

Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию определенных физических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей.

Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный период подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный тест, например в беге на 5—10 км с соответствующими требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревновательным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км).

Специальная физическая подготовленность характеризует уровень  развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно  связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно- технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования.

 

2.2 Техническая подготовленность

 

На содержание технической  подготовки в каждом виде спорта влияют любые изменения в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся  движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения — обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

Дополнительные движения и действия — это второстепенные элементы движений, характерные для  отдельных спортсменов и связанные  с их индивидуальными особенностями. Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той  целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно- координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие:

1. Достичь высокой  стабильности и вариативности  специализированных движений- приемов,  составляющих основу техники данного вида спорта;

2. Последовательно превращать  освоенные основы техники в  целесообразные и эффективные соревновательные действия;

3. Усовершенствовать  структуру двигательных действий  с учетом индивидуальных особенностей спортсмена;

4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных ситуациях;

5. Совершенствовать техническое  мастерство спортсменов исходя  из требований спортивной практики  и достижений научно-технического  прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования.

 

2.3 Тактическая подготовленность

 

Активность тактических  действий спортсмена — важный показатель спортивного мастерства. Спортсмен  высокой квалификации должен уметь  навязывать сопернику свою волю, оказывать  на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его  физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.

Структура тактической  подготовленности определяется характером стратегических задач, диктующих основные направления спортивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности конкретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщиков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-тактические возможности, а также возможности своих партнеров.

 

2.4 Психическая подготовленность

 

В структуре психической  подготовленности  спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных  видов спорта накладывает отпечаток  на требования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность.

В структуре специальной  психической подготовленности следует  выделять:

• устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной  и особенно соревновательной деятельности;

• степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

• способность к психической  регуляции движений, обеспечению  эффективной мышечной координации;

• способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

• совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;

• способность к формированию в структурах головного мозга  опережающих реакции, программ, предшествующих реальному действию.

Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дисциплин

(дистанций, видов и  проч.) в программе того или  иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

 

3 Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий

Информация о работе Комплексный контроль подготовленности лыжника