Коррекция двигательных нарушений детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляетсв специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.
Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды

Содержание работы

Введение………………………………………………………… ……………….3
1. Особенности умственно отсталых школьников………..............................5
1.1. Систематичность и последовательность в обучении………………………8
1.2. Принцип коррекции в обучении…………………………………………….9
1.3. Принцип наглядности………………………………………………………10
1.4. Сознательность и активность учащихся в обучении……………………..10
1.5. Специфические особенности двигательного анализатора
умственно отсталых школьников……………………………………………...11
2. Коррекция основных нарушений у детей с умственной
отсталостью……………………………………………………………………..15
2.1. Коррекция ходьбы…………………………………………………………..16
2.2. Коррекция бега………………………………………………………….......19
2.3. Коррекция прыжков………………………………………………………...21
2.4. Коррекция лазания …………………………………………………………22
3. Заключение…………………………………………………………………...24
4. Список используемой литературы………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсаваяправильно.docx

— 65.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Институт природной среды и спортивных технологий

                  

                       Кафедра теории и методики спортивных дисциплин

 

 

 

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Коррекция двигательных нарушений детей с умственной отсталостью

 

 

                                                           

 

 

 

 

                                                     Исполнитель: Шишков В.А.,

                                                     студент 4 курса очной формы

                                                     обучения, направление подготовки:

                                                     115615165 - Физическая культура

                                                     для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

                                                     (адаптивная физическая культура)

                                                     Руководитель: С. А. Епакара,

                                                     к.п.н., доцент.

 

 

                                         

 

 

 

 

                                           Таганрог – 2014

 

                                           Содержание

 

Введение………………………………………………………… ……………….3

1. Особенности умственно отсталых школьников………..............................5

1.1. Систематичность и последовательность в обучении………………………8

1.2. Принцип коррекции в обучении…………………………………………….9

1.3. Принцип наглядности………………………………………………………10

1.4. Сознательность и активность учащихся в обучении……………………..10

1.5. Специфические особенности двигательного анализатора

 умственно отсталых  школьников……………………………………………...11

2. Коррекция основных нарушений у детей с умственной

отсталостью……………………………………………………………………..15

2.1. Коррекция ходьбы…………………………………………………………..16

2.2. Коррекция бега………………………………………………………….......19

2.3. Коррекция прыжков………………………………………………………...21

2.4. Коррекция лазания …………………………………………………………22

3. Заключение…………………………………………………………………...24

4. Список используемой литературы………………………………………..25

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                              

 

 

                                                 Введение

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей с нарушением интеллекта. В последние годы отечественные исследователи уделяли большое внимание этой проблеме (З.М.Богуславская, Л.Н.Галигузова, М. И Лисина, Е.О.Смирнова и др.). Однако до сих пор, несмотря на значимость, она недостаточно изучена.

Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой, безусловно, будет способствовать адаптации любого нормального ребенка, а тем более детей, с недостатками в развитии в окружающем мире. Однако наряду с появившейся возможностью участия в спортивно-соревновательной деятельности возникает потребность в формировании научно-методической основы для организации и проведения спортивно-тренировочных занятий, а ряд ученых подчеркивает необходимость научного обоснования занятий спортом для инвалидов и лиц с отклонениями в умственном развитии.

Нам представляется важным понимание физической культуры с многообразием форм организации двигательной деятельности как одного из важных средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушение интеллектуального развития.исследования предполагает, что развитие физических качеств школьников, с отклонениями в умственном развитии, наиболее успешно будет осуществляться на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.

Изучение и анализ теоретических источников по проблеме развития физических качеств умственно отсталых школьников.

разработка цикла специальных упражнений для школьников, имеющих отклонения в умственном развитии.

Разработка методических рекомендации по развитию физических качеств умственно отсталых школьников.

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» - «мало», «phren» «ум»). До сих пор наука

                                                          

 изучающая проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедагогикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. Это понятие столь обширно, что не имеет четких границ, поэтому в разных странах появились новые термины, заменяющие понятие «олигофрения». В англоязычной литературе этому термину соответствует «mental retardation» - «отставание в интеллектуальном развитии». Употребляются и другие названия: «психическая отсталость», «психический дефицит», «психическая субнормальность», «умственная недостаточность», «умственный дефицит» и др. Из этический соображений данной категории детей используются определения: «особые», «особенные», «проблемные», «с особыми нуждами» и др.

В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ - 10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость».

Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и условные показатели

- психическая норма: IQ 70-100;

- легкая умственная отсталость: IQ 50-69;

- умеренная умственная  отсталость: IQ 35-49;

- тяжелая умственная отсталость: IQ 20-34;

- глубокая умственная  отсталость: IQ 19 и ниже.

По мнению Л. М. Шипицыной (1995), интеллектуальный коэффициент не является основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной медико-психолого-педагогической диагностике, социальной реабилитации, определении инвалидности.

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляетсв специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.

Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды

 
             

                        1.Особенности умственно отсталых школьников

Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя достаточно разнорордную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего широко распространенный характер.

Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей – учеников вспомогательной школы – составляют дети-олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие дети составляют основной контингент вспомогательной школы.

Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие олигофрения.

Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Процесс обучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.

Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий,

                                                           

 адекватных способов  поведения в обществе. Это реализуется  в содержании учебного материала  и в соответствующей организации  деятельности учащихся в школе  и вне ее.

В учебном плане можно выделить две группы учебных предметов, которые особенно ярко способствуют воспитывающей направленности обучения. С одной стороны, это учебные предметы, в содержание которых включается материал, отражающий героизм нашего народа при защите Родины и в мирном строительстве, рассказывающий о богатствах родного края и необходимости беречь родную природу, о людях труда, некоторых профессиях и т.д. Эти предметы (объяснительное чтение, история, география, естествознание) дают материал для воспитания учащихся словом. Однако эту работу необходимо увязывать с общественно-полезной деятельностью по охране природы и памятников истории, культуры, краеведческой работы и др.

Другая группа учебных предметов (трудовое обучение в младших классах, профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка) способствуют воспитанию честности и добросовестности, желанию быть полезным человеком общества.

Кроме того, есть учебные предметы, способствующие эстетическому и физическому воспитанию (физкультура, рисование, пение и музыка, ритмика).

Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий по труду, производственной практике, хорошая техническая оснащенность мастерских, наличие базовых предприятий по профилю обучения, соответствующая подготовка учителей.

Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие особое значение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение во вспомогательной школе носит коррекционно развивающий характер. Однако развивающую направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности. В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, но развитие может быть и не связано

                                                     

с коррекцией.

Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия, важнейшим из которых является обучение их во вспомогательной школе или других адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические особенности развития этой группы аномальных детей. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности.Воспитательная и коррекционная направленость обучения пронизывает весь учебный процесс.

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений детей с умственной отсталостью