Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 01:59, курсовая работа
Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляетсв специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.
Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды
Введение………………………………………………………… ……………….3
1. Особенности умственно отсталых школьников………..............................5
1.1. Систематичность и последовательность в обучении………………………8
1.2. Принцип коррекции в обучении…………………………………………….9
1.3. Принцип наглядности………………………………………………………10
1.4. Сознательность и активность учащихся в обучении……………………..10
1.5. Специфические особенности двигательного анализатора
умственно отсталых школьников……………………………………………...11
2. Коррекция основных нарушений у детей с умственной
отсталостью……………………………………………………………………..15
2.1. Коррекция ходьбы…………………………………………………………..16
2.2. Коррекция бега………………………………………………………….......19
2.3. Коррекция прыжков………………………………………………………...21
2.4. Коррекция лазания …………………………………………………………22
3. Заключение…………………………………………………………………...24
4. Список используемой литературы………………………………………..25
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
№ пп |
Упражнения |
Коррекционная направленность |
1. |
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 900 |
Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве |
2. |
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м |
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
3. |
Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад |
Согласованность и ритмичность движений дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости |
4. |
Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд) |
Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность |
5. |
Прыжок с места вперед - вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук |
Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног скоростно-силовые качества |
6. |
Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа с взмахом рук |
Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений ног, развитие силы разгибателей ног |
7. |
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа |
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
8. |
Прыжки с зажатым между стопами мячом |
Координация движений, точность кинестетических ощущений |
9. |
Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх |
Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества |
10. |
Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) |
Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества |
11. |
Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок |
Координация движений рук и ног, ритмичность движений |
12. |
Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку |
Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через» |
13. |
Прыжки через обруч: а) перешагиванием; б) на двух ногах с между скоками; в) на двух ногах |
Укрепление свода стопы, ритмичность и со- размерность усилий, координация движений рук и ног |
14. |
Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, счет - поворот на 900 на каждый 4-й |
Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля |
2.4. Коррекция лазания и nерелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности - страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки.
Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания
№ пп |
Упражнения |
Коррекционная направленность |
1. |
Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой |
Координация движений, соразмерность усилий |
2. |
Перелезание через рейку лестницы- стремянки |
Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве |
3. |
Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки |
Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения |
4. |
Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. |
Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела |
5. |
Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10° |
Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия |
6. |
Лазание по наклонной скамейке произвольным способом |
Физическое воспитание детей с умственной отсталостью отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания.
Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексное, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей.
Коррекция двигательных нарушений должна носить постоянный, непрекращающийся характер, поэтому занятия физической культурой, должны иметь коррекционную направленность и проводиться с учетом особенностей двигательного развития детей с умственной отсталостью, поэтому занятия легкоатлетическими упражнениями и других видов занятий позволяет добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков.
Подбор упражнений, занятий для дошкольников с умственной отсталостью должен основываться на знании специфических структурных нарушений познавательной и двигательной деятельности и быть направлен на коррекцию этих нарушений. Большое значение имеет включение в комплекс коррекционных мероприятий таких видов деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции и личность в целом.
В заключении хотелось бы также отметить, что при обучении движениям детей с умственной отсталостью, решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны.
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. // Школа здоровья. – М., 1994. - №1. – с. 17.
2. Бабенкова Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
3. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
5. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 1986. – 255 с.
6. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976.
7. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагорики. М., 1961.
8. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Минск, 1976. – 112 с.
9. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1987.
10. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
11. Добровольский В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. – Л.: Медгиз, 1963.
12. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960.
13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
14. Кенеман А.В., Хухлаев Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Уч. пособие. Изд. 2-е. – М., 1978. – 297 с.
15. Качашкин В.И. Методика физического воспитания. – М., 1980.
Информация о работе Коррекция двигательных нарушений детей с умственной отсталостью