Коррекция двигательных нарушений детей с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляетсв специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах.
Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды

Содержание работы

Введение………………………………………………………… ……………….3
1. Особенности умственно отсталых школьников………..............................5
1.1. Систематичность и последовательность в обучении………………………8
1.2. Принцип коррекции в обучении…………………………………………….9
1.3. Принцип наглядности………………………………………………………10
1.4. Сознательность и активность учащихся в обучении……………………..10
1.5. Специфические особенности двигательного анализатора
умственно отсталых школьников……………………………………………...11
2. Коррекция основных нарушений у детей с умственной
отсталостью……………………………………………………………………..15
2.1. Коррекция ходьбы…………………………………………………………..16
2.2. Коррекция бега………………………………………………………….......19
2.3. Коррекция прыжков………………………………………………………...21
2.4. Коррекция лазания …………………………………………………………22
3. Заключение…………………………………………………………………...24
4. Список используемой литературы………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсаваяправильно.docx

— 65.63 Кб (Скачать файл)

                                                            

Об этом же говорят и данные, полученные С.Ю. Юровским, о значительных нарушениях в точности пространственной оценки движений у детей-олигофренов по сравнению со здоровыми детьми.

 Автор отмечает наилучший  возраст для развития данного  показателя – период от 7 до 12 лет. Автор делает вывод, что точность  движений у умственно отсталых  учащихся зависит от функционального  совершенства анализаторных систем.

В суждении о развитии двигательного анализатора у умственно отсталых школьников можно опираться на исследования по формированию двигательных навыков и двигательных способностей. Так, весьма интересные материалы по формированию трудовых навыков учащихся вспомогательной школы приводил. На большом фактическом материале показан процесс овладения тем или иным навыком одной группой школьников на основе предварительной инструкции и показа, а в другой группе – на основе предварительной инструкции, показа, но в сочетании со специальными приемами обучения и коррекции.

Анализируя двигательные способности у учеников с нарушением интеллекта, указывает, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости. Целесообразно, по мнению автора, более интенсивно развивать скоростные, силовые способности и выносливость, выявленные в период ускоренного роста в младшем и среднем школьном возрасте.

Ряд авторов (Р.Д. Бабенкова, Н.А. Козленко, В.М. Мозговой, С.Ю. Юровский), указывают, что кинестетическая чувствительность у учеников школы VIII вида развита хуже, чем у детей массовой школы, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуются управления движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений. В этой связи весьма показательны данные Э.П. Бебринга, изучавшего особенности моторики умственно отсталых школьников по показателям силы, быстроты, работоспособности . Автор отмечает, что темп движений у умственно отсталых школьников ниже, чем у их сверстников из массовой школы, причем разница увеличивается с возрастом.

Функция двигательного анализатора учеников, обучающихся в массовых и специальных (коррекционных) школ VIII вида, подтверждается закономерному возрастному развитию. Как известно, двигательная активность особенно велика у детей в школьном возрасте и достигает подчас исключительно больших размеров. Для всех исследуемых показателей (силы, выносливости, быстроты, ловкости) характерно замедление кривых роста этих показателей у учеников общеобразовательной школы (с 13-14 лет).

                                                    

Следовательно, непрерывное развитие двигательного анализатора у нормально развитых школьников совершается лишь до 13-14-летнего возраста. Позже в 15-16 лет, не наблюдается уже столь энергичного роста показателей развития двигательного анализатора. Это свидетельствует о созревании двигательного анализатора к 13-14-летнему возрасту. Что касается учеников школы VIII вида, то развитие двигательного анализатора у них запаздывает на 2-2,5 года по отношению к нормально развитым школьникам. Можно предположить, что у них созревание двигательного анализатора происходит у 15-16 годам. На запаздывание созревания указывают и данные полового развития учащихся с умственной отсталостью.

На первый взгляд, представленные выше материалы крайне неоднородны. Здесь – сила мышц, время реакции и частота ритмически повторяющихся движений, точность приземления при прыжке и выносливость при выполнении статических напряжений. Несмотря на кажущееся разнообразие исследуемых форм движений, результаты этих исследований оказались поразительно похожими. Основное, что объединяет все эти исследования – это то, что все они посвящены изучению двигательной функции школьника с нарушением интеллекта, и сравнению характеристик этой функции с таковой их сверстников из массовой школы.

Таким образом, дает основание для вывода о том, что при значительных индивидуальных возрастных различиях в развитии движений у учащихся школы VIII вида наблюдаются специфические, инвариантные при различных формах умственной отсталости двигательные нарушения.

На занятиях физическими упражнениями это проявляется, прежде всего, в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движения

Исследования физиологов обнаружили, что в основе свойственной умственной отсталости слабости замыкательной функции коры лежит слабость нервных процессов- возбуждения и торможения. Как известно, у детей-олигофренов ведущим признаком принято считать нарушение Ц.Н.С., в частности интеллекта, то есть нарушение познавательной деятельности. Однако недоразвитие коры больших полушарий головного мозга, - считают они, - является причиной и различного рода двигательных нарушений (55). Это, по всей вероятности, и является основным препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок и, как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высочайшие способности нервной системы.

 

 

 

 

 

2. Коррекция основных  нарушений у детей с умственной  отсталостью

Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный  запас простых движений с их  постепенным усложнением;

2) стимулировать словесную  регуляцию и наглядно-образное  мышление при выполнении физических  упражнений;

3) максимально активизировать  познавательную деятельность;

4) ориентироваться на  сохранные функции, сензитивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии  методов отдавать предпочтение  игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют  их запоминание, а при многократном  повторении развивают ассоциативную память.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   2.1 Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища.

Ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

Физические упражнения для коррекции ходьбы

№ пп

     Упражнения

Коррекционная

направленность

1.

«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

Дифференцировка расстояния, глазомер

2.

«Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.

Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния

3.

«Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

Развитие равновесия точности движения

4.

«Длинные ноги». По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке ходьба в полуприседе.

Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий

5.

«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий - за спиной

Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма

     

6.

«Лабиринт». А) Ходьба со сменой на правления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, согласованность действий

7.

«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки

Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий большой - маленький, вправо - влево

8.

«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего

Координация и согласованность действий

9.

«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку

Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом

10.

«Ходим в шляпе». Ходьба с мешоч- ком песка на голове

Коррекция осанки

11.

«Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти»

Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение

12.

«Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро

Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий: быстро – медленно

13.

«Без страха». А) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). Б) Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны

Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве

14.

«Ловкие руки». Ходьба с предмета- ми в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями: А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями. В) Круговые движения в плечевых суставах. г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую - за спиной

Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие - мелкой моторики кисти

15.

«Каракатица» Ходьба спиной вперед

Координация движений, ориентировка в пространстве

16.

«Светло - темно». Ходьба с закрытыми и открытыми глазами. А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «светло» закрывать - по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)

Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий светло - темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху

17.

«Мишка». А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию

Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки

18.

«Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу «Хоп» - остановка, по сигналу «Хоп-хоп» - поворот кругом

Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы

19.

«Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке - медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости - быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой - переход на бег

Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений плавность, выразительность движений, воображение

20.

«Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «Та-та-та»

Усвоение заданного ритма движений

21.

«Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке. другой - по полу

Координация и согласованность движений ног и туловища

22.

«По канату». А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны

Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки

23.

«Козлики». В парах - ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохранив правильную осанку

Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре


                                     

                                         2.2 Коррекция бега

У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.

Физические упражнения для коррекции бега

 

№ пп

Упражнения

Коррекционная

направленность

1.

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Усвоение темпа и ритма движений, развитие

2.

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног

3.

«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания

4.

Бег «змейкой», не задевая предметов; то же – вдвоем, держась за руки

Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений

5.

Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т. п.)

Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем

6.

Бег с подскоками

Ритм движений, соразмерность усилий

7.

Бег с максимальной скоростью на 10,20, 30 м наперегонки

Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем

8.

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)

Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества

9.

Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками)

Дифференцировка усилий и длины шага

10.

«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение

11.

Бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями

Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы

12.

«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)

Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата

13.

Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с.

Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата

14.

Бег за обручем

Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий

15.

Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли)

Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий

16.

По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта

Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений детей с умственной отсталостью