Круговая тренировка как одна из эффективных организационно-методических форм построения занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.
В процессе обучения нельзя назвать определенные универсальные методы. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Круговая тренировка как организационно-методическая форма построения занятий физическими упражнениями.
5
История возникновения и распространения организационно-
методической формы «круговой тренировки»
5
Понятие круговой тренировки
9
1.3. Методические особенности круговой тренировки
10
Средства, используемые при круговой тренировке
13
Способы контроля и учета результатов деятельности
в процессе круговой тренировки
14
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
17
2.1. Цель и задачи исследования
17
2.2. Методика исследования
18
2.3. Организация исследования
19
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки

21
3.1. Построение круговых тренировок на первом этапе исследований
21
3.2. Построение круговых тренировок на втором этапе исследований
22
3.3. Результаты исследования и их обсуждение

22
Заключение

Файлы: 1 файл

круговая тренировка как одна из эффективных организац.docx

— 202.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

Глава 1.  Круговая тренировка как организационно-методическая форма построения занятий физическими упражнениями. 

5

    1. История возникновения и распространения организационно-

методической формы «круговой тренировки»

5

    1. Понятие круговой тренировки

9

1.3.   Методические особенности круговой тренировки

10

    1. Средства, используемые при круговой тренировке

13

    1. Способы контроля и учета результатов деятельности

в процессе круговой тренировки

14

Глава II.  Цель, задачи, методы и организация исследования 

17

2.1.  Цель и задачи  исследования

17

2.2.  Методика исследования

18

2.3.  Организация исследования

19

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки

 

21

         3.1.  Построение круговых тренировок на первом этапе исследований

21

         3.2.  Построение круговых тренировок  на втором этапе исследований

22

        3.3.  Результаты исследования и их  обсуждение 

 

22

Заключение

27

Список используемой литературы

29

Приложения

31


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на уроках физической культуры становится всё более актуальной, так как на урока физической культуры комплексно используются различные методы и приемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.

Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.

Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.

В процессе обучения нельзя назвать определенные универсальные методы. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем метод круговой тренировки.

Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности учащихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Учитывая все перечисленное, целью данной работы является всестороннее изучение метода круговой тренировки.

Задачи:

  1. обобщить и проанализировать имеющиеся научно-методические работы для составления комплекса круговой тренировки;
  2. разработать и провести тесты на физическую подготовку учащихся;
  3. определить влияние круговой тренировки на физическое развитие учащихся, дать практические рекомендации по применению круговой тренировки на занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Круговая тренировка как организационно -  
методическая форма построения занятий физическими упражнениями 

 

    1. История возникновения и распространения организационно-методической формы круговой тренировки

 

В  настоящее   время    отчётливо   определилось  два   основных   подхода к  проблеме    готовности   к   деятельности. Один  из  них  может  быть  назван   функциональным,  другой  личностным. Согласно   первому   готовность рассматривается  в  связи   с  развитием   психофизических  качеств,  формирование  которых  считается  необходимым   длядостижение   высоких  результатов  деятельности.  Согласно   другому, готовность  рассматривается  в  связи с  личностными  предпосылками   к  успешной  деятельности,  то есть  совершенствование  психических  процессов,  состояний  и  свойств   личности.

Исследования  Н.А. Бернштейна (1981)  по физиологической  активности  показали, что  динамическое   равновесие    организма  и  среды  устанавливаются  в процессе   активной  деятельности   организма, т.е. развитие физической подготовки не возможно без регулярного воздействия нагрузками.

В связи с этим заслуживает внимание программно-управляемое обучение в физическом воспитании, которое предполагает самостоятельную работу спортсменов, развивает у них инициативу и стремление к совершенствованию.

Настоящая работа посвящена одной из таких организационно-методических форм — круговой тренировке. Круговая тренировка получила широкое распространение и признание не только в спортивной тренировке, но и в физическом воспитании как у нас в стране, так и за рубежом.

Исторически круговой тренировке предшествовала поточная, поточно-круговая и другие формы организаций занятий физическими упражнениями. Их возникновение было обусловлено необходимостью одновременного охвата занимающихся работой в условиях ограниченного количества мест занятий, снарядов и другими причинами организационного и методического порядка. В первоначальных ее вариантах была заложена идея лишь слитного, непрерывно выполнения определенных физических упражнений. Это типично, в частности, для так называемой «сёркиттрэйнинг», детально разработанной в 50-х годах английскими специалистами Морганом и Адамсоном. В качестве одной из еще более ранних предпосылок такого способа ведения занятий можно указать «поточную» организацию. Процесса упражнения, издавна применяемая в различных системах гимнастики (при выполнении элементарных Движений в разминке и т. д.).

Идея объединения ряда разнородных упражнений в одну целостную тренировочную нагрузку оказалась весьма продуктивной. Если при раздельном использовании Циклических движений они зачастую дают сугубо ограниченный эффект, то, объединяя их, можно теми же средствами достигать комплексного развития физических способностей и успешнее содействовать повышению общей работоспособности организма.

Без мышечных движений невозможна практическая деятельность человека и значит, совершенствование его в процессе воспитания, таким образом, воздействие физических упражнений тесно связанно с деятельностью мышц, органов чувств, внутренних органов, коры головного мозга. Добиться высокой работоспособности организма – одна из важнейших задач, которую решает круговая тренировка.

 Дальнейший шаг в  разработке организационно –  методической формы круговой  тренировки был связан с использованием  строго регулируемых  интервалов  отдыха, чему способствовали идеи так нарываемой «интервальной тренировки», развитые в послед­нее   десятилетие   Рейнделлом,   Роскаммом    и   другими.  Применительно к циклическим видам спорта (бегу на средние и длинные дистанции, велосипедному спорту и др.). Эти идеи оказались   приложимы    (с   соответствующими коррективами)  и к ациклическим упражнениям,   выполняемым  по типу циклической работы в форме круговой тренировки. В результате возникли ее интервальные варианты.

Специалисты ряда стран, используя накопленный опыт и результаты исследований, вели дальнейший поиск эффективных организационно-методических форм занятий физическими упражнениями. В 1952 году в Англии появилась статья Д. Т. Адамсона, в которой приводились результаты сравнения эффекта обычных занятий физическими упражнениями с эффектом «интенсивной экспериментальной гимнастической тренировки», проводимой «по кругу». Поиски такой формы тренировки, которая позволяла бы комплексно развивать физические качества и была одновременно привлекательной для занимающихся, были систематизированы в совместной книге Моргана и Адамсона, которые и считаются основоположниками круговой тренировки.

Уже с 1952 года круговая тренировка применялась в ряде стран футболистами, гребцами, регбистами и легкоатлетами. В дальнейшем различные формы круговой тренировки наиболее активно разрабатывались в ГДР. Специалисты этой страны создали целостную  организационно-методическую   форму, включающую ряд частных методик применения физических упражнений  (Шолиг М. ,1980). В круговой тренировке, как она излагается М. Шолигом, нашли отражение и другие методические новшества, заимствованные, в частности, из современной методики упражнений с тяжестями. Данная организационно-методическая форма объединила, таким образом, ряд путей использования физических упражнений, подчинив их определенной системе.

Наши отечественные ученые также внесли свою лепту в разработку принципов круговой тренировки (И. А. Гуревич,1976, 1984, 1985, В.Н.Кряж,1982, В. А. Романенко, В. А. Максимович, 1986 и другие.)

В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Весьма ценная черта круговой тренировки состоит алее в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией ее. Она позволяет воспитывать узанимающихся такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и комплексные формы их проявления — силовую скоростно-силовую выносливость и другие. Наряду с этим, круговая тренировка позволяет решать ряд воспитательных задач. Прежде всего — она связана с формированием у занимающихся чувства ответственности за порученное дело, настойчивости в достижении цели, честности, добросовестного стремления к физическому совершенствованию.

Эффективность применения круговой тренировки в физическом воспитании показана многими исследователями. Остановимся только на двух примерах.

Исследования, проведенные И. А. Гуревичем (1985) по сравнительной эффективности использования различных способов организации общефизической и специальной подготовки, в контрольных и экспериментальных группах ПТУ показали преимущество круговых занятий, особенно при воспитании физических качеств. Показатели в экспериментальной группе оказались в большинстве случаев выше, чем в контрольной (Р<0,05). Результаты проведенного эксперимента позволили автору сделать вывод о том, что прохождение программного материала по физическому воспитанию в ПТУ с использованием круговых занятий дает положительные результаты, способствует успешному развитию общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки. Таким образом, круговая тренировка, введенная в урок физической культуры, способствует прогрессированию нагрузок, повышает моторную плотность занятий, делая уроки более эмоциональными и разнообразными. Они становятся интересными для учащихся тем, что открывает простор индивидуальным возможностям и личной инициативе.

Четырехмесячный педагогический эксперимент Романенко В. А., Максимович В. А., (1986) при двух полуторачасовых занятиях в неделю показал, что моторная плотность уроков круговой тренировки различной физиологической направленности колеблется в пределах 58—87%, средний пульсовый режим равен 167 уд/мин. Такие режимы способствовали некоторой перестройке основных функциональных систем организма. Показатели внешнего дыхания у мужчин и женщин возросли в среднем на 19%, мышечной силы - 9%, устойчивости к недостатку кислорода на 19%. Одновременно наблюдалось снижение частоты сердечных сокращений на 8%. В среднем на 48% улучшилась физическая подготовленность занимающихся.

 

    1. Понятие круговой тренировки

 

Круговая тренировка - многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом. 

В соответствии с применяемым методом нагрузки используется элементарные, технически простые упражнения, из которых составляют тренировочные комплексы, выполняемые с последовательной и постепенной заменой упражнений с полным обновлением комплекса в течении месяца. При этом соблюдаются принципы прогрессирующей нагрузки. Практика показала, что однообразные нагрузки замедляют развитие таких физических качеств, как сила, выносливость и быстрота. Нагрузка должна быть волнообразной: то возрастать, то снижаться, но при этом быть постоянно и постепенно возрастающей. Чередование различных нагрузок создает благоприятные условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма. 

Информация о работе Круговая тренировка как одна из эффективных организационно-методических форм построения занятий физическими упражнениями