Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:35, курсовая работа
Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.
В процессе обучения нельзя назвать определенные универсальные методы. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу.
Введение
3
Глава 1. Круговая тренировка как организационно-методическая форма построения занятий физическими упражнениями.
5
История возникновения и распространения организационно-
методической формы «круговой тренировки»
5
Понятие круговой тренировки
9
1.3. Методические особенности круговой тренировки
10
Средства, используемые при круговой тренировке
13
Способы контроля и учета результатов деятельности
в процессе круговой тренировки
14
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
17
2.1. Цель и задачи исследования
17
2.2. Методика исследования
18
2.3. Организация исследования
19
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки
21
3.1. Построение круговых тренировок на первом этапе исследований
21
3.2. Построение круговых тренировок на втором этапе исследований
22
3.3. Результаты исследования и их обсуждение
22
Заключение
Проводились исследования в экспериментальной и контрольной группах, измерение и сравнивание показателей физической подготовленности обучающихся.
По результатам проведенных тестов были выведены средние значения показателей физической подготовленности обеих групп. Также определены прирост результатов групп и даны сравнения, для наглядности составлены диаграммы.
По завершению эксперимента нами были проанализированы результаты, которые изложены в главе III.
2.3. Организация исследования
Экспериментальной базой являлась СООШ №53 г. Чебоксары.
В качестве экспериментальной группы выступала группа школьников из 10 юношей, т.е. учащиеся седьмого класса, которые занимались физической культурой два раза в неделю.
В качестве контрольной группы выступили также учащиеся седьмого класса, которые тоже занимаются два раза в неделю.
В экспериментальной группе в середине первого учебного полугодия (октябрь - ноябрь) в течении 6-ти недель (первый этап) применялся метод круговой тренировки, направленный на достижение необходимого объема общей физической подготовки, в основном, шла работа на развитие силы. Круговые тренировки применялись по вторникам и четвергам, т.е. два раза в неделю.
До начала первого этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах проводились контрольные тесты по физической подготовке для определения уровня физического развития занимающихся. Тесты на ОФП составлялись таким образом, чтобы наглядно получить данные об основных физических качествах детей (Приложение № 1).
Тесты на ОФП состояли из бега на 60 и 500 м, прыжков в длину с места, отжиманий от пола в упоре лежа, подтягиваний на перекладине, поднимании ног в висе на перекладине.
По каждому тесту по результатам наблюдаемых было выведено среднее арифметическое значение, чтобы контролировать общий уровень развития каждой из групп.
Во втором полугодии у экспериментальной группы в конце января - начале февраля, опять проводились круговые тренировки, в упражнениях использовались бег на 60 и 500 м, прыжков в длину с места, отжиманий от пола в упоре лежа, подтягиваний на перекладине, поднимании ног в висе на перекладине.
Главным показателем для этих тестов были интенсивность работы исследуемых, границы их ИТП (индивидуального тренировочного пульса) при выполнении заданий и восстановление во время отдыха.
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки
3.1. Построение круговых тренировок на первом этапе исследований
Как уже говорилось выше, в подготовительном периоде тренировочных занятий в экспериментальной группе с 17 сентября по 14 ноября 2014 года проводился первый этап применения метода круговой тренировки, на достижение необходимого объема общей физической подготовки. Станции состояли из упражнений бег на 60 и 500 м, прыжков в длину с места, отжиманий от пола в упоре лежа, подтягиваний на перекладине, поднимании ног в висе на перекладине.
В начале первого этапа - в течении трех недель, после определения максимальных нагрузок у каждого наблюдаемого, работа на станциях строилась по количеству повторов. Отдых между сменой станций составлял 1 минуту.
После первого круга проводились упражнения на расслабление. Затем, после 2 минутного отдыха начинался второй круг. В первую неделю выполняли по три круга, во вторую - по четыре.
Во второй половине - в течении трех недель, первого этапа эксперимента работа на станциях уже изменилась, стали применяться строгие временные интервалы по 1,5 минуты с 1 минутой отдыха между станциями. Повторы на каждой станции занимающиеся делали индивидуальное количество раз, однако обязательным было требование учителя, чтобы границы ЧСС находились в I-й зоне, т.е. в пределах 140-160 уд/мин. Также контролировалось восстановление ребят за минуту отдыха. При разнице ударов сердца меньше 35-40, рекомендовалось снизить интенсивность выполнения упражнений.
После первого круга проводились упражнения на расслабление. Отдых между кругами составлял 2-3 мин., до полного восстановления.
3.2. Построение круговых тренировок на втором этапе исследований
Во втором полугодии у экспериментальной группы с 15 января по 9 февраля в течении 4 недель опять проводились круговые тренировки. Как и на первом этапе, круговые тренировки применялись два раза в неделю - по вторникам и четвергам.
Станции состояли из упражнений бег на 60 и 500 м, прыжков в длину с места, отжиманий от пола в упоре лежа, подтягиваний на перекладине, поднимании ног в висе на перекладине.
Работа на станциях была в строго дозированных временных интервалах в начале этапа 1,5-2 мин, во второй половине 1 мин. Основным требованием при выполнении упражнений на станциях являлась высокая интенсивность и непрерывность. ЧСС занимающихся должен был находиться во II-й зоне, т.е. в пределах 170-180 уд/мин. Однако на некоторых станциях требовалась также техническая правильность выполнения упражнений, что предъявляло занимающимся высокие требования к координации движений, памяти, внимательности и волевым усилиям.
После выполнения упражнений обязательно замерялся пульс, после отдыха также, для установления восстановления ребят. При недостаточной восстанавливаемости (меньше 40-35 уд/мин) вносились коррективы.
Во второй половине этапа временной интервал станций сократился до 1 минуты, однако возросла интенсивность выполнения упражнений. ЧСС также должен был находиться во II-й зоне. Отдых оставался прежним, контролировалось восстановление.
3.3. Результаты исследования и их обсуждение
Перед началом первого этапа эксперимента в обеих группах проводились тесты на общую физическую подготовку.
По итогам теста на ОФП, выяснилось следующее, что физической подготовкой ребята из экспериментальной группы ненамного уступают ребятам из контрольной группы.
Таблица 1 - Тест на общую физическую подготовку учащихся
№ группы |
Бег 60 м. (сек.) |
Бег 500 м. (мин.сек.) |
Прыжок в длину с места (см.) |
Отжимания в упоре (кол-во раз) |
Подтягивания (кол-во раз) |
Подъем ног в висе на шведской
стенке |
Среднее арифметическое значение результата группы на 16.09.2014г. | ||||||
1 |
10,04 |
2,08 |
161,90 |
22,80 |
19,10 |
8, 20 |
2 |
10,01 |
2,05 |
161,40 |
22,10 |
19,10 |
8,7 |
Среднее арифметическое значение результата группы на 15.11.2014г. | ||||||
1 |
9,8 |
1,58 |
161,90 |
23,30 |
13,10 |
11,30 |
2 |
10,0 |
2,00 |
162,30 |
22,90 |
11,50 |
8,50 |
После первого этапа эксперимента, через месяц, в обеих группах также проводились тесты на общую физическую подготовку.
По итогам второго теста на ОФП, выяснилось следующее, что ребята из экспериментальной группы прибавили в результатах, почти по всем показателям перегнав контрольную группу, кроме прыжков в длину. Прогресс у ребят из контрольной группы незначителен, а по некоторым показателям даже снизился, что наглядно показано в рисунках с №1 по №6.
Таким образом, после месяца применения круговых тренировок, направленных на развитие основных физических качеств, в экспериментальной группе, был достигнут необходимый уровень "объема" ОФП, создана база для совершенствования физической подготовки.
Результаты контрольных нормативов на ОФП на первом этапе эксперимента. Тест от 15 ноября 2014 г.
Рисунок 1 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп на дистанции «Бег на 60 метров».
Рисунок 2 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп на дистанции «Бег на 500 метров».
Рисунок 3 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп при выполнении прыжка в длину с места.
Рисунок 4 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп при выполнении отжимания от пола в упоре лежа.
Рисунок 5 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп при выполнении подтягивания на перекладине.
Рисунок 6 – Динамика показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп при выполнении упражнения поднимания ног в висе на шведской стенке.
На втором этапе исследований 12 февраля в обеих группах проводились тесты на развитие физической выносливости организма учащихся. Требования состояли в высокой интенсивности, в максимальных спуртах. Основными показателями функциональной подготовленности служили ЧСС, скорость восстановления, внешний вид учащегося (потоотделение, покраснение или побледнение кожи, частота дыхания), также техническая правильность выполнения упражнений.
Таблица 2 - Тест на функциональную подготовку учащихся на 12 февраля 2015г.
№ группы |
Прыжок в длину с места (см.) |
Отжимания в упоре (кол-во раз) |
Подтягивания (кол-во раз) |
Подъем ног в висе на шведской
стенке | ||||
ЧСС после нагрузки (уд/мин) |
Восстановление ЧСС через 1 минуту (уд/мин) |
ЧСС после нагрузки (уд/мин) |
Восстановление ЧСС через 1 минуту (уд/мин) |
ЧСС после нагрузки (уд/мин) |
Восстановление ЧСС через 1 минуту (уд/мин) |
ЧСС после нагрузки (уд/мин) |
Восстановление ЧСС через 1 минуту (уд/мин) | |
1 |
Среднее арифметическое значение результатов групп | |||||||
179,8 |
53,1 |
170 |
49,9 |
167,8 |
48 |
173,1 |
51,3 | |
2 |
182 |
34,3 |
176,3 |
31,2 |
175,4 |
34,3 |
188,8 |
33,5 |
По итогам тестирования выявилось, что ребята из экспериментальной группы лучше переносят скоростно-силовые нагрузки, восстановление в пределах "очень хорошо" и "отлично", чем ребята из контрольной группы, восстановление которых по данной таблице характеризуется как "удовлетворительное" и "неудовлетворительное".
Общая картина теста выявила недостаточную физическую выносливость организма детей из контрольной группы, так, при равной интенсивности работы показатели ЧСС у контрольной группы намного выше, чем ЧСС у экспериментальной группы, у детей наблюдалось повышенное потоотделение, сбивчивое и неровное дыхание, недостаточное восстановление во время отдыха.
Заключение
Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены "станций", которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т.п.).
Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена "станций", зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.
Метод круговой тренировки
ставит перед собой задачу комплексного
воспитания физических
способностей при активном самостоятельном
выполнении упражнений
и контролем, за ее
воздействием на систему
организма.
Эффективность данного
метода заключается в том, что значительно
повышается плотность
занятий, так как упражняются все учащиеся
одновременно и в то
же время самостоятельно, соразмерно своим
возможностям и усилиям.