Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 17:35, курсовая работа
Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый (гимнастический) спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.
В процессе обучения нельзя назвать определенные универсальные методы. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу.
Введение
3
Глава 1. Круговая тренировка как организационно-методическая форма построения занятий физическими упражнениями.
5
История возникновения и распространения организационно-
методической формы «круговой тренировки»
5
Понятие круговой тренировки
9
1.3. Методические особенности круговой тренировки
10
Средства, используемые при круговой тренировке
13
Способы контроля и учета результатов деятельности
в процессе круговой тренировки
14
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
17
2.1. Цель и задачи исследования
17
2.2. Методика исследования
18
2.3. Организация исследования
19
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по применению метода круговой тренировки
21
3.1. Построение круговых тренировок на первом этапе исследований
21
3.2. Построение круговых тренировок на втором этапе исследований
22
3.3. Результаты исследования и их обсуждение
22
Заключение
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод: Класс делят на несколько небольших групп (5-6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д. Он, несомненно, повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение. Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств.
Круговая тренировка является одной из эффективных организационно-методических форм применения физических упражнений.
Традиционная круговая тренировка предполагает на первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на "станциях". На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3, 1 /2 от максимума. В комплексы круговой тренировки включают разнообразные физические упражнения. Все они представляют собой двигательную деятельность, выполняемую в соответствии с конкретными задачами, закономерностями и методами спортивной тренировки. Посредством физических упражнений человек вступает в определенное взаимодействие с окружающей средой и воздействует на свой организм и психику. Изменяя характер, время, интенсивность работы, длительность и характер отдыха, и другие параметры физических упражнений, а также условия их выполнения, можно управлять характером и величиной этого воздействия.При проведении учебно-тренировочных занятий с использованием методов круговой тренировки, достаточно большие нагрузки обеспечиваются различными комбинациями параметров объемов и интенсивности, например большой и субмаксимальной интенсивности с относительно небольшими объемами (что характерно для упражнений скоростного и скоростно-силового характера) или умеренной и большой интенсивности с относительно большими объемами (что характерно для упражнений, направленных на развитие выносливости).При выборе упражнений для комплексов круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координированной сложности упражнений. Эти требования вытекают из особенностей образования двигательных навыков - закрепленных до автоматизма движений.
В круговой тренировке все упражнения выполняются в усложненных условиях, требующих проявления различных физических качеств. Поэтому недостаточно разученные упражнения, приводящие к иррадиации нервных процессов, не следует включать в комплексы круговой тренировке. Только хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнить в сложных условиях, без риска нарушить технику.
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20 - 40 - секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% отмаксимальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и "взрывную" силу.
Разные варианты круговой тренировки, даже при одинаковом подборе упражнений, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха).
1.4. Средства, используемые при круговой тренировке
Средствами для круговой тренировки могут быть самые разнообразные общеразвивающие упражнения и специальные, обычно, технически не сложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задачи занятий, двигательных возможностей учащихся и с учетом переноса двигательных качеств и двигательных навыков. В круговой тренировке широко используются такие упражнения как: прыжки через скакалку, сгибание, разгибание рук, подтягивание, приседание, сед из положение лежа, но и упражнения могут выполняться на снарядах (брусья, перекладина, кольцах, лазанье по канату, бревно) что наглядно показано на рисунке 1. Используется инвентарь: набивные мячи, гантели, штанги, резиновые амортизаторы.
При занятиях необходимо использовать медико-биологические средства. А именно рациональный суточный режим, личная гигиена занимающихся, гигиеническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентарь, рациональное питание.
Средствами психологического воздействия на занятиях физическими упражнениями является музыка. Комплексное использование выше перечисленных средств - необходимое условие эффективного решения задач в процессе занятия физическими упражнениями по круговой тренировке.
Рисунок 1 – Виды упражнений при круговой тренировке.
1.5. Способ контроля и учета результатов деятельности в процессе круговой тренировки
Разучиваются упражнения всей группой занимающихся упражнениями одновременно без лишних перестроений. Вначале упражнения 5 и 10 (см примерный комплекс) с палками, затем 4 и 9, 3 и 7, далее 1 и 6 на скамейках и наконец 8 и 2.
Желательно каждое упражнение повторить 3-4 раза. После этого группу можно посадить на скамейки и раздать карточки. Кратко (5-7 минут) рассказать о занятиях по методу круговой тренировки, в результате которых развиваются двигательные качества в их комплексном проявлении; о систематическом увеличении дозировки для всех и в то же время с индивидуальной нагрузкой для каждого. Научить правильно делать записи в карточке. Ученики записывают в карточках фамилию, имя и другие общие сведения и затем идут на указанные места (станции), готовят для себя нужные снаряды и записывают в карточки номер станции, на которой находятся (а последующие - в порядке прохождения их). Перед выполнением первого упражнения они подсчитывают пульс (по команде) в течение 10 секунд (затем это число умножается на 6). На каждое упражнение затрачивается 1 минута: 30 секунд на выполнение упражнений с подсчетом, 30 секунд на запись результатов и переход к следующей станции (активный отдых) по кругу против часовой стрелки.
Предупредив группу о том, что начинается определение максимального теста, что секундомер будет остановлен только через 10 минут, звучит команда: «Исходное положение - принять! Упражнение начи-най!». Через 30 секунд: «Стоп!» В таком же порядке выполняются все 10 упражнений. Нужно внимательно следить за секундомером и вовремя подавать команды.
После выполнения последнего упражнения снова по команде ведется подсчет пульса в течение 10 секунд.
Лицам, у которых пульс
после упражнения превышает 180 - 200 ударов
в минуту, на последующих занятиях предлагается
снизить нагрузку.
Максимальное число
повторений упражнения за 30 секунд - это
и есть максимальный тест, в зависимости
от которого устанавливается индивидуальная
дозировка на последующие 6 занятий цикла.
Такая нагрузка дается
для того, чтобы упражнение выполнялось
в два раза медленнее максимального теста,
но с широкой амплитудой, наибольшей точностью.
Например: упражнение 10 (примерного комплекса)
в максимальном темпе выполнялось несмотря
на замечания с неполным наклоном туловища,
с плохо прогнутой спиной, палка не поднималась
выше головы. Следовательно, выполняя
в два раза медленнее, ученик должен следить
за тем, чтобы после глубокого вдоха вместе
с выдохом палка поднималась точно вверх
одновременно с наклоном туловища до горизонтального
положения (палка выше головы, смотреть
на палку). Также более точно и правильно
выполнять и все другие упражнения.
Указанную дозировку
можно изменять в зависимости от подготовленности.
На VIII занятии (заключительном в цикле) определяется II максимальный тест. Его показатели и данные педагогических наблюдений служат отправным моментом для усложнения или изменения комплекса на следующий цикл.
Все 45 минут урока занимает только первое занятие по круговой тренировке, а остальные: 10 минут - если комплекс выполняется один раз (один круг); 20 минут - если комплекс повторяется дважды (два круга) и 30 минут - если комплекс повторяется три раза (три круга).
Упражнения с дозировкой в один круг целесообразно проводить в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в два круга - в последние 20 минут; в три круга - в последние 35 минут урока. Между повторениями желательны 2- 3 минутные паузы, во время которых выполняются спокойная ходьба, упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Строгая индивидуальная
дозировка нагрузки — весьма ценная черта
круговой тренировки. В результате этого
и у физически слабых, и у сильных занимающихся
поддерживается интерес к занятиям. Систематическая
оценка достижений по максимальному тесту
и учет прироста нагрузки дают
наглядное представление
о развитии работоспособности по ее внешним
количественным показателям (общему количеству
повторений упражнения, времени прохождения
каждого круга и т.д.).
Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель и задачи исследования
В данной работе мы ставили целью рассмотреть возможность повышения физической подготовленности учащихся с помощью метода круговой тренировки.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
Для решения данных задач нами были изучены научно-методические материалы отечественных авторов, работы по теории и методике физической культуры и спорта, работы специалистов, журнальные статьи и публикации, коммуникационные материалы, сайты различных спортивных клубов. Интересующие нас и обобщенные теоретические и методические материалы изложены в первой главе нашей работы. Проанализировав имеющиеся материалы, мы составили комплексы круговых тренировок, в зависимости от периодизации тренировочных занятий.
Так, на первом этапе исследования шел общеподготовительный период тренировочных занятий. Поэтому первый этап круговых тренировок был направлен на достижение необходимого объема общей физической подготовки, шла работа на развитие силовой выносливости. Перед началом эксперимента в обеих группах - контрольной и экспериментальной, были проведены тесты на общую физическую подготовку, что раскрыто в Приложении № 1. Контрольные тесты состояли из упражнений, направленных на выявление основных физических качеств занимающихся. По окончании первого этапа исследований проводились повторные тесты на ОФП, с целью выявить влияние круговых тренировок на физическую подготовку. Результаты тестирования изложены в III-й главе. На втором этапе круговые тренировки были направлены на развитие физической выносливости организма учащихся. Тестирование проводилось в конце этапа, в феврале. Главным показателем для этих тестов были интенсивность работы исследуемых, границы их ИТП (индивидуального тренировочного пульса) при выполнении заданий и восстановление во время отдыха. Результаты тестирования также изложены в III-й главе.
По итогам тестирований нами были сделаны выводы и даны практические рекомендации (глава III).
2.2. Методика исследования
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
При использовании данного метода, мы из множества научно-методических источников проанализировали и выбрали ту информацию, которая является научно - методическим звеном в обосновании нашей работы.
Оценка физической подготовленности осуществлялась в экспериментальной и контрольной группах в форме сдачи контрольных нормативов, что показывает Приложение № 1. Данные тесты были построены в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса.