Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:08, курсовая работа
В первом веке н. э. Цельс предлагал проводить ампутацию конечности в пределах здоровых тканей, опиливать кость выше мягких тканей, а сосуды
перевязывать с целью остановки кровотечения лигатурой.
Однако работы Цельса не были замечены современниками. Эти предложения Цельса стали использовать только в 16 веке. В частности лигатуру для перевязки сосудов возродил Амбруаз Парэ.
С этого времени ампутации усечения конечности стали интенсивно
развиваться и совершенствоваться.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Понятие об ампутации………………………..…………………….......5
1.1.Этиология и патогенез ампутаций...................................……..…………….....5
1.2 Клинические проявления травмы……….………………… ………................11
ГЛАВА 2. Лечебная физическая культура в комплексном лечении больных с ампутацией конечностей…………...…………………………………………........14
2.1. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения средств лечебной физической культуры........………..………………………….……........14
2.2. Задачи и основы методики лечебной физической культуры........................ 15
2.3 Особенности методики после ампутации верхних и нижних конечностей...17
2.4 Учет эффективности лечебной физической культуры....................................22
Выводы…………………………………………………………..…………….....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………..………... .. 31
Рис. 7 Обучение пользованию протезом после ампутации нижней конечности
При ампутации верхних конечностей в остром послеоперационном периоде (первый период) занятия лечебной физической культурой начинают через несколько часов после операции. В занятия включают общегигиенические упражнения, обеспечивающие стимуляцию всех вегетативных функций (по механизму моторно-висцеральных и висцеро-висцеральных рефлексов), упражнения, способствующие формированию компенсаций бытовых движений (повороты на бок, переходы в положении сидя на кровати и вставание из разных положений без опоры руками, прием пищи, умывание, одевание, причесывание одной верхней конечностью). Все эти упражнения в сочетании с ходьбой уменьшают нарушения гомеостазиса и содействуют борьбе с гиподинамией. Интенсивность и сроки активизации двигательного режима определяются клиническими данными (выраженность влияния механической, ожоговой или электротравмы и оперативного вмешательства, осложнения в послеоперационном периоде и т. п.).
2.4 Учет эффективности лечебной физической культуры
С З—4-го дня включаются напряжения и расслабления мышц сохранившихся сегментов ампутированной конечности и усеченных мышц (импульсная гимнастика), а также осторожные движения надплечьем и движения в свободных суставах культи. Они способствуют уменьшению послеоперационного отека культи, профилактике формирования контрактур и атрофии мышц. С 5—6-го дня безболезненные движения в суставах ампутированной конечности можно выполнять с предельно большой амплитудой.
Лечебная физическая культура в период с момента снятия швов до пользования учебно-тренинроаочным протезом (второй период) должна обеспечить: максимальную подвижность во всех сохранившихся суставах усеченной конечности; коррекцию формирующихся дефектов осанки повышение силы мышц, осуществляющих движения культей и движения во всех суставах ампутированной конечности; подготовку кожи культи и выше расположенных сегментов конечности и туловища к механическим воздействиям гильзы, креплений и тяг протеза; нормализацию мышечно-суставной, тактильной, температурной и других видов чувствительности на усеченной конечности, совершенствование координации движений и активного расслабления мышц ампутированной конечности и туловища; расширение двигательных компенсаций, обеспечивающих самообслуживание; формирование свободной походки.
После снятия швов обучают захватыванию различных предметов культей. Целесообразно уже в это время пользоваться рабочими приспособлениями в виде различных манжет, фиксаторов. Формирование двигательных компенсаций значительно облегчает уход за больным и благоприятно влияет на состояние его психики.
В третьем периоде в зависимости от конструкции протеза физические упражнения используются в следующих целях:
— при тяговых протезах
в протезах с пневмоприводом —
целях укрепления мышц и совершенствования
мышечно-суставной
— при протезах с миотоническим
в биоэлектрическим управлением
— в целях обучения изолированным
и дозированным по интенсивности
мышечным напряжениям и укрепления
мышц, с помощью которых
— при протезах, в которых одновременно используется несколько источников энергии (сочетание тяговых и биоэлектрических, тяговых и миотонических, тяговых и с пневмоприводом и т. д.), — с целью решения перечисленных задач в комплексе.
После ампутации верхних конечностей в третьем периоде, прежде всего, учат надевать протез. Во всех случаях, кроме вычленения конечностей в плечевых суставах, больной должен надевать протез самостоятельно. При односторонней ампутации протез надевают с помощью здоровой руки. При двусторонних ампутациях протезы надевают сначала на более длинную культю, затем на более короткую, либо одновременно. Снимать протезы можно любым наиболее удобным для больного способом.
При надетом протезе последовательно осваиваются: «раскрытие» кисти и последующее смыкание пальцев, сгибание и разгибание в локтевом суставе, простейшие движения в сохранившихся суставах в сочетании с выполняемыми протезом; необходимые бытовые движения и действия (перемещение различных предметов, прием пищи, одевания); сравнительно сложные двигательные действия, в том числе игрового характера (рис. 8). В занятия включают упражнения второго периода, усложняя их и увеличивая нагрузку. Характер движения зависит от характера ампутации и используемого протеза. Например, протезы после вычленения ампутации плеча допускают следующие движения: а) сгибание в локтевом шарнире, б) фиксацию предплечья по отношению к плечу под разными углами сгибания, в) «раскрытие» пальцев, г) вращение кисти, д) вращение плеча. В протезах предплечья возможны «раскрытие» пальцев и пассивная ротация кисти.
Рис. 8 Обучение пользованию протезами после ампутации верхних конечностей
Обучать движениям при двух протезах можно как раздельно, так и вместе. Вначале целесообразно научить брать и удерживать предметы, стоя, затем сидя (предметы располагают вначале на краю стола, затем ближе к середине стола), позже — формировать навыки в еде, письме, раскрашивании, черчении, рисовании. При снабжении инвалидов не только протезами, но и рабочими приспособлениями (манжетками, крючками, фиксаторами) формируются двигательные компенсации бытовых движений (еда, закрывание и открывание дверей, задвижек, замков) и сложных двигательных актов (письмо, черчение, рисование) (рис.9).
Рис. 9 Типовые упражнения во втором периоде после ампутации верхних конечностей
В обучении пользованию
протезом верхней конечности необходимо
соблюдать следующую
Реконструктивные оперативные вмешательства при ампутациях верхних конечностей (углубление подмышечной впадины, удлинение короткой культи плеча и т. п.) обеспечивают возможность лучшего протезирования и более совершенного последующего овладения протезом или позволяют обходиться без протезов, например, после расщепления культи предплечья по Крукенбергу (рис. 10), фалангизации первой пястной кости (рис. 11). Лечебная физическая культура в предоперационном периоде способствует функциональному наилучшему вмешательству, а в послеоперационном периоде — скорейшему формированию культи в более совершенных двигательных компенсаций.
Следует отметить, что образование навыка пользования протезами, как и вообще двигательных навыков, проходит три стадии: первая характеризуется недостаточной координацией и скованностью движений, что обусловлено иррадиацией нервных процессов; во второй в результате многократных повторений упражнений движения становятся боле координированными, менее скованными, навык стабилизируется; в третьей — движения автоматизируются. При обучении пользованию протезами особого внимания требует первая стадия, так как именно в этот период наблюдается большое число ненужных, лишних движений, которые в стадии стабилизации закрепляются и в дальнейшем исправляются с большим трудом.
Рис. 10 Типовые упражнения после расщепления предплечья по Крукенбергу
Рис. 11 Типовые упражнения после фалангизации первой пястной кости
В занятиях с больными после ампутации конечностей наряду с общеизвестным гимнастическим инвентарем (набивными мячами, баскетбольными, волейбольными и теннисными мячами, гимнастическими палками, стенкой, скамейками и т. д.) необходимо использовать специальное оборудование: козелки, переносные барьеры, костыли, простые и раздвижные трости, трости-динамометры, приспособления и приборы для развития «опорности» культей, силы, выносливости, мышечно-суставной чувствительности, координации движений, профилактики контрактур. В кабинете лечебной физической культуры должны быть измерительные приборы для контроля за изменением уровня развития двигательных качеств в процессе занятий, большие зеркала, установленные на противоположных стенах, для контроля за движениями и осанкой во время обучения пользования протезами, метроном или магнитофон для выработки ритмичной ходьбы, дорожки различной ширины с нанесенными краской следами для выработки шагов одинаковой длинны. Пол в кабинете должен быть гладким, палубного типа.
В целях успешной трудовой реабилитации лиц после ампутации конечностей необходимо вовлекать их после обучения пользованию протезом в занятия спортом. Опыт показал, что человек, пользующийся протезом, может заниматься любым доступным ему видом спорта. Люди, подвергшиеся ампутации, обычно испытывают огромное удовольствие от того, что могут плавать, ходить на лыжах, ездить на велосипеде, принимать участие в соревнованиях.
ВЫВОДЫ
при изучении научной и учебно-методической литературы и врачебной практики было установлено, что ампутация конечностей производится при тяжелых повреждениях, отморожениях, ожогаж, а также при заболеваниях, резко нарушающих кровоснабжение и трофику тканей (эндартериит, атеросклероз и др.), при злокачественных опухолях (саркома, рак и др.) и редко по другим причинам. Также было установлено, что наибольшее число ампутаций является в условиях военного времени.
Изучение врачебной практики показывает, что в решении вопроса ампутаци должен участвовать консилиум врачей, а на проведение операции должно быть получено согласие больного и родственников.
Ампутации (усечения) и вычленения отдельных сегментов конечностей и конечностей в целом производятся при тяжелых повреждениях, отморожениях и ожогах, при заболеваниях, резко нарушающих кровоснабжение и трофику тканей (эндартериит, атеросклероз и др.), при злокачественных опухолях (саркома, рак и др.) и (редко) по другим показаниям.
Все показания к ампутации или экзартикуляции можно разделить на две
группы: Абсолютные и Относительные.
По Н.А. Куприянову все показания к ампутации делятся на три группы:
Первую группу составляют: Первичные ампутации
Вторую группу: Вторичные ампутации
Третью группу: Повторные, вернее реампутации.
В зависимости от общего состояния пострадавшего, степени и характера изменений в тканях сегмента, подлежащего усечению, и других причин применяются различные способы ампутаций. Наиболее распространен лоскутный способ. Менее распространен способ, самым полноценным вариантом которого является конусно-круговой При костнопластических способах.
После ампутации осуществляется протезирование искусственными конечностями. Протезы верхних в нижних конечностей по назначению и конструкции существенно отличаются друг от друга. Протезы верхних конечностей разделяются на: а) активные — тяговые и с внешними источниками энергии, б) бытовые и рабочие приспособления, в) косметические. Протезы нижних конечностей более просты по конструкции. Их основное назначение — компенсировать утраченные функции стояния и ходьбы.
В процессе занятий лечебной физической
культурой после ампутации
В методике лечебной физической культуры после ампутации выделяют три периода: ранний послеоперационный (со дня операции до снятия швов), период подготовки к протезированию (со дня снятия швов до получения постоянного протеза) и период овладения протезом (со дня получения постоянного протеза до освоения его).
При обучении пользованию протезами нижних конечностей (временными и постоянными) важно, прежде всего, правильно подобрать костыли и трости. Для ходьбы на протезах большое значение имеет умение сохранять равновесие. Поэтому прежде, чем разрешить больному передвигаться, надо научить его стоять прямо, распределяя вес тела на обе ноги.
В обучении пользованию протезом верхней конечности необходимо соблюдать следующую последовательность: движения в проксимальных «суставах» (шарнирных соединениях протезов), затем в дистальных.
В целях успешной трудовой реабилитации человека необходимо вовлекать после обучения пользования протезом в занятия спортом. Опыт паказал, что человек, пользующийся протезом может заниматься любым видом спорта(как пример параолимпийские игры).
Люди, подвергшиеся ампутации, обычно испытывают огромное удовольствие от того, что могут плавать, ходить на лыжах, ездить на велосипеде и не чувствовать себя неполноценным.
список используемой Литературы
Информация о работе Лечебная физическая культура при ампутации конечностей