Лечебная физкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

От других видов физкультуры ЛФК отличается так же, как они отличаются от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения. Разница в том, зачем и как это делается. Ведь все есть лекарство и все есть яд. А физические упражнения, к тому же, средство вообще не специфическое. То есть один и тот же вид физических упражнений может использоваться для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Но физические упражнения могут не только лечить, но и калечить. Целью данного реферата будет рассмотрение ЛФК, истории ее возникновения, методических основ ЛФК, основных форм.

Содержание работы

Введение
1 ЛФК и история ее возникновения
2 Методические основы ЛФК
3 Основные формы лечебной физкультуры
3.1 Утренняя гигиеническая гимнастика
3.2 Процедура лечебной гимнастики
3.3 Дозированная ходьба
3.4 Терренкур
3.5 Лечебная гимнастика в воде
3.6 Тракционная терапия
3.7 Тренажеры
4 Показания и противопоказания к ЛФК
5 ЛФК у детей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат по физре на 10.04.2013.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение        

3

1 ЛФК и история ее возникновения

4

2 Методические основы ЛФК

9

3 Основные формы лечебной физкультуры

3.1 Утренняя гигиеническая гимнастика

3.2 Процедура лечебной гимнастики

3.3 Дозированная ходьба

3.4 Терренкур

3.5 Лечебная гимнастика в воде

3.6 Тракционная терапия

3.7 Тренажеры

11

11

12

14

16

17

18

19

4 Показания и противопоказания к ЛФК

20

5 ЛФК у детей

21

Заключение

23

Список использованных источников

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для большинства  людей лечебная физкультура заключается  в использовании определенных физических упражнений, массажа (который вряд ли можно отнести к физическим упражнениям).

Однако ЛФК - это  система применения самых разнообразных  средств физкультуры в целях  профилактики, лечения и реабилитации.

Лечебная физкультура  имеет достаточно широкий диапазон применения: профилактика, лечение, реабилитация. Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь в укреплении опорно-двигательного аппарата, то есть мышц, костей, суставов и связок с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить наиболее эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось, и могут способствовать восстановлению всех его функций после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.

От других видов  физкультуры ЛФК отличается так  же, как они отличаются от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения. Разница в  том, зачем и как это делается. Ведь все есть лекарство и все  есть яд. А физические упражнения, к  тому же, средство вообще не специфическое. То есть один и тот же вид физических упражнений может использоваться для  профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Но физические упражнения могут не только лечить, но и калечить.

Целью данного реферата будет рассмотрение ЛФК, истории  ее возникновения, методических основ  ЛФК, основных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЛФК  и история ее возникновения

 

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий  в применении физических упражнений и естественных факторов природы  к больному человеку с лечебно-профилактическими  целями. В основе этого метода лежит  использование основной биологической  функции организма - движения.

Под термин ЛФК подходит множество понятий. Сюда можно отнести  и  дыхательную гимнастику после операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте.

Термин "лечебная физкультура" применяется в самых  различных аспектах, обозначая и  метод лечения, и медицинскую  или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

История лечебной физкультуры - это история применения физических движений и природных факторов для  лечения и профилактики болезней - это история цивилизации, история  медицины и здравоохранения, история  физической культуры и спорта.[1]

Эффективность ЛФК  проверена веками. Врачи Древней  Греции — Гиппократ, Асклепиад и другие - считали физические упражнения обязательным и важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины. Выдающиеся русские ученые-медики М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, П. Ф. Лес-гафт и другие постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.

В Древнем Китае  гимнастика для лечения впервые  упоминается в книге «Кунг-Фу», название которой можно перевести как «трудный путь к совершенству». Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Она впервые была переведена с китайского языка в 1776 году. Практически все движения современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых искусств. Упражнения, предназначенные для невооруженной борьбы, трансформировались в одну из совершеннейших систем психофизического воспитания. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.

 Знаменитый древнекитайский  медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал, «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.[2]

В средние века в  Европе занятия физическими упражнениями, практически не применялись, хотя в  эпоху возрождения (в XIV—XV веках) с  появлением работ по анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для лечения болезней естественно повысился. Итальянский  врач и ученый Меркуриалис, на основании анализа доступной литературы того времени написал известное сочинение «Искусство гимнастики», в котором он описал массаж, баню и телесные упражнения древних греков и римлян. Если бы не это произведение, то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной гимнастике древних целителей.

Клемент Тиссо (1747—1826) военный хирург в армии Наполеона разработал новую для того времени реабилитационную концепцию, которая включала гимнастику в постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений, применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Это позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и доказать практическую значимость разработанной Тиссотом медицинской гимнастики. Его труд «Медицинская или хирургическая гимнастика», в котором обобщен клинический материал по лечению раненых, имел большое практическое значение и был тотчас же переведен на основные европейские языки. Собственно Тиссо и является автором самого термина — медицинская гимнастика.

Новое направление  в медицинской гимнастике связано  с именем Густава Цандера (1835—1920). Его метод основан на учении Линга, утверждавшего, что многие болезненные явления в человеческом теле могут быть устраняемы систематическим упражнением мускулов. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Особенное преимущество этой системы состоит в том, что аппараты не только дают точное изменение силы, но позволяют и очень точную дозировку сопротивления, соответственно силе данной мышечной группы. Наиболее применимы аппараты Цандера при гимнастике с врачебной целью.

Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики и, достигнув значительного усовершенствования в техническом отношении, и в 1865 году открыл в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики.

После Цандера над различными приспособлениями механотерапии работали много зарубежных и отечественных медиков. Волна увлечения механотерапией охватила в те годы Россию и многие страны Европы. Например, в Ессентуках Цандеровский механотерапевтический институт, основанный в 1897году, до сих пор сохранил аппараты для механотерапии того времени — прототипы современных тренажеров. [3]

Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие как городки, лапта, русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Была у древних  славян и своеобразная форма гигиены  и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, — банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали  силы после тяжелых походов и  болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская  баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и  психическое здоровье, а также  большая продолжительность жизни  русских людей объясняются именно положительным влиянием русской  бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала  развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского  университета, в составе которого был и медицинский факультет. Теперь — это Московская медицинская  академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными  сторонниками физических упражнений и  природных факторов для лечения  и профилактики болезней.

Прямым наследником  традиций Мудрова стал Григорий Антонович Захарьин (1829—1897). Он одним из первых стал обучать студентов-медиков практическим навыкам водолечения (среди этих студентов был и Антон Павлович Чехов), подчеркивая, что, куда бы они ни приехали после окончания университета, в любую глухую деревушку, везде есть вода, и простые способы её применения могут дать для здоровья больше, чем самые модные лекарства. Выдающийся врач ценил русскую баню и говорил, что при разумном применении эта «народная лечебница» помогает избавиться от недугов.

Нельзя не упомянуть  известных медиков, профессоров  Медико-хирургической академии в  Петербурге Пирогова, Боткина, Павлова  и Сеченова. Профессор Медико-хирургической  академии, знаменитый хирург Пирогов Николай Иванович (1810—1881) сформулировал основные принципы военной медицины: война — это травматическая эпидемия, а главной целью хирургической и административной деятельности на театре войны являются не спешные операции, а правильно организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Он указывал на необходимость применения специальных упражнений для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях.

Следует отметить, что в больших городах России в XIX веке существовали частные гимнастические заведения, исключительно для обслуживания немногочисленного образованного  класса, в большинстве случаев  с лечебной целью.

Один из владельцев такого заведения, доктор Берглинд, шведский терапевт, внёс существенный вклад в развитие лечебной гимнастики в России. Он делал многократные попытки привлечь внимание общества к гимнастике, — издавал популярные брошюры, например, «О применении врачебной гимнастики к различным болезням» (1876). Частное врачебно-гимнастическое заведение доктора Берглинда было одним из немногих, где на гимнастику смотрели как на отрасль врачебной науки и для правильного ее проведения считали необходимым знание анатомии и физиологии человека. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом, то есть врачом, который лечил движениями, и его врачебно-гимнастическое заведение пользовалось широкой популярностью.

В годы Великой Отечественной  войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК  приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда  и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый  в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась  при ранениях опорно-двигательного  аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной  полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций  органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и  выносливости.

Большую помощь в  организации лечения легкораненых на научной основе оказала профессор, полковник медицинской службы Валентина  Валентиновна Гориневская (1882—1953), входившая во время Отечественной войны в группу учёных-специалистов советской армии. С настойчивостью и энергией эта обаятельная уже пожилая женщина во время приездов на фронт обучала кадры врачей. С помощью В. В. Гориневской и её учеников были выявлены работавшие в различных госпиталях фронта специалисты по лечебной физкультуре, физио-механо- и трудотерапии, а также средний медицинский персонал, имевший опыт в этой области. В зависимости от характера ранения был подготовлен комплекс групповых упражнений, после которого раненые направлялись в процедурные кабинеты, где применялись кварц, свет, диатермия, водные процедуры, грязевые и парафиновые аппликации. После групповых процедур проводилось индивидуальное лечение в кабинетах лечебной физкультуры. Уже в 1942 году лечебной физкультурой было охвачено более половины раненых и больных.

Информация о работе Лечебная физкультура