Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:31, курсовая работа
Под силой в физическом воспитании принято подразумевать способность человека напряжением мышц противодействовать внешним усилиям . Однако в последние десятилетия в виду многообразия проявления силы стали чаще использовать выражение "силовые способности" .
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-4.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Характеристика силовых способностей………………………………. 5-9
1.2 Методика воспитания силовых способностей………………………… 9-15
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи исследования………………………………………… …..16
2.2 Методы исследования ………………………………………………….16-18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Уровень развития силы основных мышечных групп и его динамика у юношей старших классов……………………………………………………19-20
3.2. Направления отбора средств и методов для развития силы основных мышечных групп у юношей 10-11 классов………………………………..20-24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………… …..25
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………. 26-27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБУУВПО
«Курский государственный университет»
Кафедра теории и методики физического воспитания
КУРСОВАЯ РАБОТА.
«Методика формирования силовых способностей у юношей 10-11 классов»
ФК и С
наук
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Характеристика силовых способностей………………………………. 5-9
1.2 Методика воспитания силовых способностей………………………… 9-15
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи исследования………………………………………… …..16
2.2 Методы исследования ………………………………………………….16-18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Уровень развития
силы основных мышечных групп
и его динамика у юношей старших
классов……………………………………………………19-
3.2. Направления отбора средств и методов для развития силы основных мышечных групп у юношей 10-11 классов………………………………..20-24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………. 26-27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………28-29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Совершенствование физических способностей - одна из важнейших задач физического воспитания юношей старшего школьного возраста .
Важнейшим фактором, определяющим возможность, результативность и эффективность двигательной деятельности является сила мышц.
Под силой в физическом воспитании принято подразумевать способность человека напряжением мышц противодействовать внешним усилиям . Однако в последние десятилетия в виду многообразия проявления силы стали чаще использовать выражение "силовые способности" .
Исключительная роль силы в спорте, многих видах профессиональной деятельности, быту, значимости силы для сохранения здоровья и долголетия определило то, что проблемам развития силы в теории физического воспитания уделяется заслуженно много внимания. В литературе детально разработаны средства и методы развития всех известных проявлений силы .
Однако, средства и методы развития силы, используемые в практике физического воспитания в общеобразовательной школе, часто не учитывают основного вывода, сделанного в результате многочисленных исследований учёных, анализа практики ведущих специалистов в области спорта, – эффективно воздействовать на уровень силы можно лишь вызывая тем или иным способом достаточно большие напряжения мышц. Игнорирование этого факта особенно в физическом воспитании юношей старших классов, организм которых уже мало отличается от взрослых, готов к перенесению значительных нагрузок, ведёт к тому, что выпускники средних школ не могут выполнить простейших силовых упражнений, не справляются с нормативами немногочисленных силовых заданий программы по физической культуре . В свою очередь, низкая силовая подготовленность юношей является причиной нарушения осанки, других отклонений здоровья и, что немаловажно, снижает самооценку, отрицательно влияет на желание заниматься не только силовыми, но и физическими упражнениями вообще.
Учитывая вышесказанное, продолжают оставаться актуальными, проблемы поиска средств и методов развития силы, адаптированных к условиям урока физической культуры в общеобразовательной школе.
Гипотезой исследования
являлось предположение, что применение
на уроках физической культуры
предлагаемой методики
Объектом исследования являлся процесс развития силовых способностей основных мышечных групп у юношей старших классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Предметом исследования – эффективность предлагаемых силовых упражнений.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по развитию силы мышц у юношей старшего школьного возраста. Применение материалов исследования в практике учебной работы в средней общеобразовательной школе позволило значительно повысить силовые показатели основных мышечных групп у старшеклассников.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
1.1 Характеристика силовых способностей
Сила является одним из важнейших качеств, определяющих возможность и результативность двигательной деятельности. Под этим понятием подразумевают любую способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия.
Наибольше развитие теория и методика развития силовых способностей получила в спорте. Специалисты в области спорта едины во мнении, что уровень развития силовых способностей во многом определяет достижения практически во всех видах спорта . Следует, однако, учитывать, что каждый определенный вид спорта, конкретная спортивная дисциплина требуют и определенного соотношения в развитии отдельных силовых способностей, которые характеризуются динамометрическими показателями проявления силы, мощностью проявляемых усилий (работа в единицу времени), временем поддержания определенных, необходимых для обеспечения соревновательной деятельности усилий (или числом повторений).
По мнению Ф.П. Суслова , силовые способности целесообразно подразделять на собственно-силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость. Другие авторы выделяют и силовую ловкость.
Собственно-силовые способности проявляются в упражнениях, выполняемых в динамическом и статическом режиме работы мышц . Они, как правило, характеризуются широким диапазоном мышечных напряжений. Динамические силовые упражнения выполняются в преодолевающем и уступающем режиме работы мышц.
Воспитание собственно-силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата спортсменов, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).
Для оценки степени развития собственно-силовых способностей различают абсолютную и относительную силу . В первом случае – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении.
Во втором случае - сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. Этот показатель в большей мере определяет уровень развития силы у спортсмена .
О.В. Колодий с соавт. (1985), Ю.М. Портнов (1988) и другие авторы отмечают, что скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
Взрывная сила отражает способность человека к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума (прыжки, метания и удары, броски и др.) .
Взрывную силу можно подразделить на две составляющие: стартовую силу и ускоряющую силу . По определению автора стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
Как указывает Ю.В. Верхошанский (1970), взрывная сила проявляется во многих двигательных действиях, там, где необходимо в минимальное время проявить максимально возможную в этих условиях силу. Характерными примерами являются спринтерский бег, различного рода прыжковые упражнения, метания и другие действия в играх, единоборствах и т.д.
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость. Силовая выносливость - это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины .
Силовую выносливость разделяют на общую и локальную в зависимости от количества вовлеченных в работу мышц . Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе (упор руки в стороны на кольцах, равновесие на одной ноге, удержание руки при стрельбе из пистолета и др.).
Физиологами отмечено , что мышечная сила, развиваемая одной мышцей, зависит от собственно-мышечных факторов: ее длины, суставного угла, количества мышечных волокон, составляющих данную мышцу, что определяет площадь ее поперечного сечения, композиции (соотношения в ней волокон различного типа: быстрых и медленных, активности ферментов мышечного сокращения).
Также отмечается, что другой группой факторов, оказывающих определяющее воздействие на уровень силы, являются особенности координации работы мышц.
Внутримышечная координация проявляется в регулировании количества, частоты импульсации и синхронности вовлекаемых в работу двигательных единиц . Межмышечная координация направлена на согласование работы различных мышц, обеспечивающих выполнение двигательных действий.
Подводя итог обзору исследований других авторов, В.В. Бойко (1987) делает заключение, что развитие силовых способностей осуществляется как за счет собственно-мышечного, так и координационного факторов, причем в ряде видов спорта координационные факторы имеют ведущее значение.
Одним из основных механизмов регулирования мышечного напряжения является характер нервной импульсации, при этом, повышение или уменьшение мышечного напряжения осуществляется за счет изменения активности различного количества двигательных единиц и частоты импульсации .
В том случае, когда упражнения сопровождаются непредельным мышечным напряжением, регуляция мышечной силы происходит за счет включения различного количества двигательных единиц. При этом наблюдается сменный характер работы последних. По мере утомления одни двигательные единицы выключаются из работы и вместо них начинают функционировать другие.
Выполнение упражнений с предельным мышечным напряжением характеризуется одновременным включением наибольшего количества двигательных единиц и максимальной частотой нервных импульсов .
Сравнение особенностей проявления силы у спортсменов и не занимающихся спортом позволило заключить, что у нетренированных людей обычно синхронизируется значительно меньшее число регистрируемых импульсов, координация двигательных единиц несовершенна, нервная система не обеспечивает одновременную деятельность двигательных единиц даже при максимальных усилиях .
На основании этих данных рядом авторов делается вывод о том, что, главным фактором улучшения внутримышечной координации является систематическое использование предельных мышечных напряжений, однако, в достаточно ограниченном объеме .
Между тем, непредельное напряжение, характеризующееся сменным характером работы двигательных единиц, ведет к совершенствованию механизмов чередования последних и, естественно, способствует воспитанию силовой выносливости .
Б.В. Валик (1974), И.Л. Дударев и И.И. Путивльский (1986), В.П. Филин (1987) и др. особо подчёркивают, что предельные и околопредельные отягощения нельзя применять в работе со слабо подготовленными, начинающими и юными спортсменами школьного возраста, т.к. они могут вызвать общее перенапряжение организма и привести к вредным для здоровья последствиям. В этом случае применяют непредельные отягощения, вызывающие значительные положительные сдвиги в состоянии мышц, если их выполнять при большом числе повторений. По мере наступления утомления в работу включается значительное количество двигательных единиц, при последних повторениях их число возрастает до максимума. Такая работа сопровождается одновременным увеличением силы и мышечной массы.
1.2 Методика воспитания силовых способностей
Общей целью в воспитании силовых способностей является оптимизация развития данных способностей в течение жизни человека, создание условий для необходимого прогрессирования их (особенно в наиболее благоприятные возрастные периоды) и для возможно более длительного сохранения достигнутого уровня их развития, как того требуют закономерности нормального функционирования организма и полноценной жизнедеятельности .
При этом, как отмечают Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин и Ю.Н. Примаков (1989), воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных видов силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить, исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.
Информация о работе Методика формирования силовых способностей у юношей 10-11 классов