Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 22:31, курсовая работа
Под силой в физическом воспитании принято подразумевать способность человека напряжением мышц противодействовать внешним усилиям . Однако в последние десятилетия в виду многообразия проявления силы стали чаще использовать выражение "силовые способности" .
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-4.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Характеристика силовых способностей………………………………. 5-9
1.2 Методика воспитания силовых способностей………………………… 9-15
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи исследования………………………………………… …..16
2.2 Методы исследования ………………………………………………….16-18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Уровень развития силы основных мышечных групп и его динамика у юношей старших классов……………………………………………………19-20
3.2. Направления отбора средств и методов для развития силы основных мышечных групп у юношей 10-11 классов………………………………..20-24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………… …..25
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………. 26-27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
Некоторыми авторами предлагается условно разделять средства, используемые для воспитания силы в процессе спортивной тренировки, на общие для всех и специальные для отдельных видов спорта. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения, по мнению автора, можно разделить на две группы. К первой относятся упражнения с внешним сопротивлением, создаваемым весом предмета, противодействием партнера, сопротивлением упругих предметов, сопротивлением внешней среды и различных технических устройств. Ко второй - упражнения, отягощенные весом собственного тела.
Анализ спортивной литературы, а также рекомендаций по воспитанию силы в средней общеобразовательной школе позволяет сделать вывод, что в настоящее время практика силовой подготовки спортсмена включает преимущественно статические и динамические упражнения.
При выполнении упражнений
статического характера имеет
место изометрический режим мышечного
сокращения.
Многократное выполнение каждого упражнения в течение 6 с с приложением усилия, равного 2/3 от максимального, способствует росту силы . Следует обратить внимание на то, что величина прироста силы находится в зависимости от угла сгибания в суставе. Например, если угол сгибания в локтевом суставе при выполнении упражнений для развития силы рук составляет 90°, то рост силы будет проявляться при том же угле сгибания в суставе и не обнаружится при других углах сгибания, например 35 или 135°.
Р.П. Мороз (1984) обращает внимание, что при выполнении упражнений статического характера следует учитывать, что мышечная сила растет только в конкретной позиции, а не по полной амплитуде движения.
В спорте принято считать, что основным критерием целесообразности использования тех или иных силовых упражнений является их влияние на результат спортсменов .
В отношении упражнений статического характера отмечено, что они не способствуют росту достижений деятельности динамического характера и, более того, по мнению некоторых практиков, приводят даже к значительному снижению скорости движения .
А.А. Гужаловский (1986), В.Н.
Платонов (1986) считают целесообразным
деление динамических упражнений на три
вида, отличающиеся друг от
друга типом внешнего сопротивления. Это
упражнения с постоянным, возрастающим
и приспосабливающимся (изокинетические
упражнения) сопротивлением. Динамические
упражнения с постоянным сопротивлением
являются широко распространенным средством
силовой подготовки спортсменов.
Классическая схема использования этих упражнений представляет три серии упражнений с нарастающим от серии к серии сопротивлением и десятикратным выполнением упражнения в каждой из серий (Ю.В. Верхошанский, 1970; В.В. Кузнецов, 1976) . Для упражнений по этому методу необходимо определить отягощение, равное 10 повторным максимумам (ПМ). В первом подходе выполняется 10 повторений с отягощением, равным 50% от 10 ПМ, во втором подходе - с отягощением, равным 75%, и в третьем - с отягощением, равным 10 ПМ.
Ф.П. Суслов и Ж.К. Холодов (1997) считают, что методы воспитания силы можно условно объединить в четыре группы (рис. 1): методы повторного упражнения с использованием непредельных отягощений; методы повторного упражнения с использованием предельных и околопредельных отягощений; методы повторного упражнения с использованием статических положений тела и неспецифические методы воспитания силы.
Некоторые исследователи пытались разработать более эффективные методы увеличения силы за счет постоянного сопротивления. Было показано , что прирост силы пропорционален величине приложенных усилий. Однако при постоянной максимально возможной нагрузке спортсмен не может вторично поднять вес, в связи с чем для дальнейшего выполнения повторения необходимо снизить нагрузку. Если упражнения выполняются с непредельным отягощением, то спортсмен испытывает нагрузку ниже максимальной. В этом случае каждое последующее движение будет способствовать росту нагрузки и проявлению все большего усилия.
Как отмечают В.Г. Алабин и М.П. Кривоносов (1976), определяющим фактором силовой подготовки является величина напряжения мышц. Авторами показано, что максимальное силовое напряжение может быть создано различными путями. Первый путь - преодоление непредельных сопротивлений с предельным числом повторений. Данная методика способствует активизации пластического обмена, приводит к функциональной гипертрофии мышц и тем самым ведет к росту силы.
Второй путь состоит в использовании предельных и околопредельных отягощений . Он обеспечивает совершенствование нервно-координационных отношений, не стимулируя обменные процессы в мышце, тем самым, обеспечивая рост силы без существенного прироста веса спортсмена.
Р.А. Роман (1986) в связи с тем, что изменение сопротивления для каждого последующего повторения в каждой серии связано с определенными трудностями, рекомендует в практике силовой подготовки нагрузку занимающемуся повышать не увеличением сопротивления, а числом повторений в каждой серии (например, от 6 в первой до 10 в третьей серии). По мнению автора, упражнения динамического характера с постоянным сопротивлением улучшают силовые способности при условии оптимального выбора величины отягощения, количества повторений в одном подходе, количества самих подходов, времени и характера отдыха. Благодаря тренировке с постоянным сопротивлением увеличивается масса мышечной ткани и в ряде случаев снижается количество жировых отложений.
Динамические упражнения с возрастающим сопротивлением предполагают постоянное увеличение нагрузки - сопротивления.
Такой режим работы создается с помощью резиновых и пружинных амортизаторов. В ходе исследований Ф.О. Куду (1981); В.Я. Игнатьевой и Ю.М. Портнова (1996) установлено, что силовая тренировка с возрастающим сопротивлением способствует приросту силы. Однако влияние таких тренировок на спортивные показатели изучено пока недостаточно.
Основываясь на результатах специальных исследований и данных практики, многие специалисты считают, что изокинетические упражнения ожидает большое будущее и они могут стать основным средством силовой подготовки спортсмена .
Известно, что в упражнениях статического характера развивается максимальное напряжение, но отсутствует движение.
В упражнениях динамического плана имеет место движение, но не проявляется максимальное напряжение. Специалисты считают, что упражнения с приспосабливающимся сопротивлением объединяют достоинства упражнений, выполняемых в динамическом и изометрическом режимах, устраняя одновременно их недостатки.
Осуществляя силовую подготовку, следует учитывать, что наибольший естественный прирост абсолютной силы происходит у мальчиков в 16 - 17 лет, у девочек – в 10 - 11 и 16 - 17 лет . Избирательно направленная силовая подготовка в эти периоды будет способствовать высоким темпам совершенствования силовой подготовленности.
Н.Г. Озолин и Л.С. Хоменков (1989) для совершенствования нервно-мышечной координации у легкоатлетов в движениях, требующих большой силы, предлагают использовать упражнения с переменной величиной усилий, а для улучшения умения проявлять значительную мышечную силу - методы больших и максимальных усилий. Для увеличения мышечной массы рекомендуется выполнять упражнения непрерывно до тех пор, пока из-за усталости мышц не начнёт нарушаться правильность движений.
Л.П. Макаренко (1974), исследуя силовую подготовку юных пловцов, рекомендует применять комплексы силовых упражнений в динамическом и статическом режимах, используя методы “до отказа”, круговой тренировки. интервальный. На начальных этапах тренировки силовая подготовка пловцов носит общий характер, принимая все более специализированный вид с ростом подготовленности (за счёт избирательного воздействия на группы мышц, принимающих участие в плавательных движениях, использования тренировочных режимов, близких к соревновательным).
Ю.В. Верхошанский (1970) предложен "ударный" метод развития силы. Сущность этого метода заключается в значительной стимуляции мышц в результате спрыгивания с определенной высоты, а также сочетании спрыгивания с последующим прыжком в длину или высоту, так как после предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения.
Позже некоторые авторы отметили, что стимуляцию мышц можно вызвать предварительным приседанием (в результате чего происходит растяжение мышц) с последующим резким выпрямлением или выпрыгиванием . Однако растяжение мышц при приседании осуществляется медленно, в то время как при прыжке в глубину возникает раздражитель значительной силы, ведущий к экстренной мобилизации скрытых ресурсов двигательного аппарата.
Экспериментальным путем определен оптимальный диапазон глубины спрыгивания 0,75-1,15 м . Однако автор показывает, что в некоторых случаях у недостаточно подготовленных спортсменов целесообразно применение более низких высот - 0,25-0,5 м. Скорость движения максимально возможная, число повторений - 5-10 в 3-4 минуты.
Применение ударной нагрузки для развития силы других групп мышц связано в основном с использованием тренажёров, где основной рабочей частью является падающий груз, кинетическая энергия которого передаётся через блок или систему блоков на ту или иную группу мышц (Ю.В. Верхошанский, 1970). Однако, и это признаётся многими авторами, использование подобных тренажёров требует значительной предварительной
подготовки занимающегося. В противном случае возможны травмы опорно-двигательного аппарата, что практически делает невозможным применение таких тренажёров на уроке физической культуры в общеобразовательной школе.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель, задачи исследования
Целью настоящей курсовой работы являлась разработка методики развития силы основных мышечных групп у юношей, основанной на проявлении больших усилий и учитывающей условия урока физической культуры в общеобразовательной школе, и экспериментальное подтверждение её эффективности.
Для достижения цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Изучить возрастную динамику
уровня силы основных мышечных
групп у юношей старших
2. Отобрать и адаптировать к уроку физической культуры в школе упражнения для развития силы, способствующие проявлению больших усилий, и экспериментально доказать эффективность их применения.
2.1 методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения имеющихся в литературе данных об особенностях развития организма и влияния на него силовых нагрузок различного характера у юношей 15 – 17 лет, а также определения основных средств и методов развития силы мышц, применяемых в различных видах спорта. Результаты этой работы представлены в главе 1.
2. Педагогические наблюдения за испытуемыми проводились на протяжении всего исследования для контроля за соответствием объёма и интенсивности предлагаемых средств индивидуальным особенностям юношей и исключения возможности перенапряжения и травматизма.
3. Тестирование - в работе
для определения уровня силы
основных мышечных групп были
использованы следующие контрол
В рекомендуемое программой упражнение - поднимание туловища из положения лёжа, были внесены изменения в связи с тем, что, по нашему мнению, на результат выполнения этого упражнения без отягощения юношами старшего школьного возраста большое воздействие оказывают уровень быстроты и координационных способностей. Добавление отягощения и отсутствие ограничения по времени позволило придать упражнению выраженный силовой характер. При выполнении упражнения, однако, поддерживался средний темп, всякие остановки рассматривались как окончание задания.
Аналогично было построено упражнение для групп мышц спины – антагонистов предыдущему движению.
В подтягивании начальные результаты юношей были низкими, поэтому это упражнение, рекомендуемое большинством авторов в качестве теста силовой подготовленности в общеобразовательной школе, было оставлено без изменений. По этой же причине было оставлено без изменений упражнение "прыжок в длину с места".
В метании набивного мыча было выбрано исходное положение (сидя), наиболее способствующее проявлению именно силовых способностей. Влияние на результат рациональной техники в положении сидя значительно снижено. Для тестирования вес стандартного набивного мяча (3 кг) был увеличен до 5 кг.
В подтягивании, поднимании туловища из положения лёжа и из положения лёжа на высокой опоре после разминки давалась одна попытка. В прыжках в длину с места и метании мяча сидя каждому испытуемому предоставлялось по три попытки, в зачёт бралась лучшая.
4. Методы математической статистики. При обработке материалов исследований применялись методы математической статистики, описанные в специальной литературе .
Рассчитывались следующие статистические показатели: среднее арифметическое (`х ), среднее квадратическое отклонение (d).
Оценка достоверности различий статистических показателей при сравнении отдельных параметров определялась по t-критерию Студента для связанных выборок.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Уровень
развития силы основных
Информация о работе Методика формирования силовых способностей у юношей 10-11 классов