Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 09:55, курсовая работа
Цель исследования: определение эффективных направлений в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста, основанной на применении специального поддерживающего средства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать комплексные методики используемые в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………
1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….............
1.1. Особенности физического развития
детей старшего дошкольного возраста…………………………………
1.2. Значение плавания для физического развития детей
старшего дошкольного возраста………………………………………..
2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………
2.1. Рассмотрение различных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………..
2.2. Техника выполнения способов плавания используемых
в обучении дошкольников………………………………………………
2.3. Особенности применения инвентаря в обучении плаванию…….
2.4. Использование нудлов в процессе обучения плаванию………….
Выводы………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) С ПОМОЩЬЮ «НУДЛА»
Руководитель
Студент ФК 11–02Б ___________ А.М. Шурыгина
Красноярск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 1. АНАЛИЗ
НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ 1.1. Особенности физического развития
детей старшего дошкольного
1.2. Значение плавания для старшего дошкольного возраста………………………………………..2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………2.1. Рассмотрение различных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста…………………………………………………….. 2.2. Техника выполнения способов плавания используемых в обучении дошкольников………………… 2.3. Особенности применения инвентаря в обучении плаванию……. 2.4. Использование нудлов в процессе обучения плаванию…………. Выводы……………………………………………………………… Список использованных источников…………………………………. |
3
5
5
11
15
15
23 26 29 32 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений.
Наиболее сложным на всех возрастных уровнях является начальный этап обучения плаванию. Здесь педагогам приходится сталкиваться с различного рода препятствиями, такими как водобоязнь, выработка специфической водной координации и др. Естественно, что одной из основных задач начального этапа является быстрое и правильное преодоление создавшихся проблем.
Существующие на сегодняшний день средства, способны оказать посильную помощь педагогам и их воспитанникам в процессе обучения. К сожалению, многие инновации внедряются не повсеместно, а носят частный, индивидуальный характер это привело к необходимости изучения проблемы и разработки методики обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста с учетом ранее полученного опыта в данной области физического воспитания.
Объект исследования - процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методики обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение эффективных направлений в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста, основанной на применении специального поддерживающего средства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности
2. Проанализировать комплексные методики используемые в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.
1 АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ
ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем [1]. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка [2].
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно –вначале он замедляется до 4–6 см в год, а затем на 6–7-м году жизни ускоряется до 7–10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения) [2]. В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры. Усредняя приведенные цифры, ориентировочно можно считать, что каждый год после первого рост ребенка увеличивается на 5 см. [3].
Прибавка в весе в дошкольный период также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й – около 2 кг, за 6-й – 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, вес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг х n), где n – возраст ребенка. Если вес ребенка в 1 год неизвестен, то для расчета принимается средний вес годовалого ребенка, равный 10 кг. К 6–7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который он имел в годовалом возрасте [3].
Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластичнее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг веса у детей до 6–7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться [1].
Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию [3].
К 5–6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значительную нагрузку на скелет ребенка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой или неровной, он должен пользоваться только детской мебелью [4].
Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп [4].
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого– 40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то ж« время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы [2].
У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам [1].
Важно, что физические нагрузки в этом возрасте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необходимо постепенно и осторожно. С этим утверждением согласно множество специалистов [5].
Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях. В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким – к 7 годам частота дыханий –23–25 в 1 мин [1].
Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается [2].
Сердечно-сосудистая система претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше приспосабливается к физ. нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс – к 5 годам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 – до 85-90 в 1 минуту [1]. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений [1].
Следует помнить, что адаптационные (приспособительные) возможности как органов дыхания, так и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей должны строго дозироваться в соответствии с их возрастом. Недопустимо, например, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним [6].
Нервно-психическое развитие, на которое также важно ориентироваться в процессе физического воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъявляемые ими к ребенку [2].
До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение [7].
У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро восстанавливаются, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений [8].
Физические качества дошкольников. Освоение двигательных навыков тесно связано с выработкой физических (двигательных) качеств, определяющих всестороннюю физическую подготовленность ребенка, умения в управлении двигательными действиями. К основным двигательным качествам относятся сила, быстрота, ловкость, выносливость и др. [11].