Методика обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с помощью «нудла»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение эффективных направлений в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста, основанной на применении специального поддерживающего средства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать комплексные методики используемые в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….............
1.1. Особенности физического развития
детей старшего дошкольного возраста…………………………………
1.2. Значение плавания для физического развития детей
старшего дошкольного возраста………………………………………..
2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………
2.1. Рассмотрение различных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………..
2.2. Техника выполнения способов плавания используемых
в обучении дошкольников………………………………………………
2.3. Особенности применения инвентаря в обучении плаванию…….
2.4. Использование нудлов в процессе обучения плаванию………….
Выводы………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.29 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Особенности применения  инвентаря в обучении плаванию

 

Для того чтобы обучить человека плавать необходимы вода и специалист, обладающий достаточными знаниями в этой области. Плавательный инвентарь используется для более быстрого и качественного решения этой задачи. Современная индустрия плавания предлагает большой выбор всевозможного инвентаря различных фирм производителей. Существуют различные средства как для обучения (нудлы, доски, нарукавники, круги) , так и для совершенствования (лопатки, ласты, колобашки, пояса сопротивления) навыков плавания [15]. 

Основной задачей вспомогательного инвентаря для обучения является помощь в удержании равновесия на воде занимающегося. Так как в воде человеку необходимо выработать специфическую координацию, инвентарь играет роль своеобразной опоры, что в свою очередь позволяет занимающимся удерживаться на плаву и выполнять различные упражнения [15]. Размеры и формы средств играют определенную роль в процессе обучения, так, чем больше площадь поверхности доски или круга, тем легче занимающемуся сохранять равновесие в воде. В зависимости от этапов обучения изменяются  используемые средства или преобразуется метод их применения. Применение инвентаря для плавания значительно облегчает работу педагога, оно позволяет расширить спектр используемых методов и упражнений.

Индивидуальные поддерживающие средства не только помогают быстрее освоиться в воде, но и выполняют роль страховки, обеспечивая безопасность при обучении плаванию [24]. Рассмотрим некоторые из них.

Плавание с доской позволяет задействовать отдельно работу ног  в каждом стиле, в брассе и баттерфляе обучить правильному дыханию во взаимодействии с циклом гребка ногами. В кроле  применение доски помогает в обучении гребка руками, создает облегченные условия для вдоха.

Колобашка – приспособление для плавания, которое представляет собой кусок пенопласта в форме восьмёрки. Пловцы помещают её между бёдрами для поддержания тела на плаву без ударов ногами. Это позволяет пловцу сфокусироваться на тренировке только рук [25].

 Данный инвентарь используется  в качестве средства для тренировки мышц верхней части тела и улучшения техники плавания. Её использование переносит основную нагрузку на руки, в то время, как ноги расслаблены и находятся у поверхности воды. Таким образом может быть развита стабильность положения тела и техника, а также улучшен дыхательный ритм. В дополнение к ней можно использовать резиновое кольцо для связывания ног – чтобы при плавании не было и намёка на удар

ногами. Плавание с колобашкой, позволяет сконцентрировать внимание на работе рук, проработать фазы гребка руками, увеличить темп работы рук.

Круги и нарукавники используются в основном для обучения детей младшего возраста. Они полностью удерживают на плаву занимающихся и отлично подходят для детей испытывающих водобоязнь, нарушение координации. В круге быстрее и проще почувствовать свойства воды, детям совсем не умеющим плавать. Что значительно облегчает работу педагога и ускоряет процесс обучения.

Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде [18].     

Поддерживающие средства и игрушки предназначены для наиболее эффективной организации занятий, проведения различных упражнений и игр. Это доски из пенопласта; надувные игрушки (резиновые круги, мячи и др.); мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение под воду с головой и открывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна); обручи для упражнений на погружение под воду ( игры «Пройди в обруч», «Поезд в туннель» и др.) [18].

Применять вспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, в противном случае их использование не ведет к положительным результатам [18]. При использовании, например, резиновых кругов, надувных игрушек тело пловца зачастую принимает неверное положение, что затрудняет усвоение правильных движений руками и ногами. В то же время плавание на груди с помощью доски из пенопласта ( ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) помогает освоить скольжение. Методически верное применение доски ускоряет процесс усвоения движения, при котором положение тела пловцы должно быть горизонтальным.

Наличие различных средств плавания разнообразит занятие, делает его более эмоционально окрашенным, что особенно важно в работе с детьми.

Инвентарь, используемый  для совершенствования навыков плавания, вносит определенное разнообразие в тренировочный процесс и позволяет акцентировать внимание на отдельных фазах техники определенного стиля. И выявить нарушения в выполнении элементов техники.

Стоит отметить, что не все специалисты рекомендуют использовать какой либо инвентарь для обучения плаванию [19], ссылаясь на то, что дети привыкают к опоре и у них формируется неправильное положение тела на воде. С данным утверждением нельзя не согласиться, если дети большую часть времени занятия будут удерживаться на поверхности с помощью плавучих средств, они не смогут уверенно чувствовать себя на воде без них. Здесь следует придерживаться правила так называемой «золотой середины»: использовать средства меньшую часть от времени занятия и сокращать площадь опоры, постепенно убирая их вовсе. Когда дети научатся самостоятельно удерживаться на воде и подолгу перемещаться в ней, инвентарь можно использовать для игр и развлечения.

 Исходя, из выше сказанного  можно заключить, что использование  инвентаря в процессе обучения  и тренировки, влияет на деятельность  как преподавателя, так и воспитанника, а значит оказывает определенное  влияние на педагогический процесс  в целом. 

 

2.4 Использование нудлов в процессе обучения плаванию

 

Нудл (Noodle от англ. "лапша") – многофункциональный и очень популярный фитнес-инвентарь (рис.3). Специальное оборудование в виде легкой гибкой палки или трубки, предназначенное для повышения плавучести и дополнительного сопротивления в воде [6].

Помимо традиционного использования в аквааэробике, он с успехом применяется в игровых программах, гидротерапии и играх на свежем воздухе.

 Легкий, прочный и гибкий  он прекрасно держит на воде, а в сочетании с коннекторами  позволяет создавать самые разнообразные  конструкции: шары, кубы, плотики, восьмерки, обручи и многое другое. Длина  160 см. Диаметр 7 см [6].

Рис.3Нудл(аквапалка)





Оказывает помощь при выполнении упражнений. Он изготовлен из мягкого нетравмирующего пеноматериала, а значит абсолютно безопасен в применении для всех возрастов.

Изначально нудл использовался как инвентарь для проведения занятий по аквааэробике, но в последнее время спектр его применения значительно расширился.

 Из-за своей легкости и  простоты в обращении аквапалки стали популярны в сфере развлечений, в детских центрах, аквапарках и просто в местах отдыха у воды.

         Обучение плаванию с помощью нудла стало популярным в гидротерапии (плавание для детей от 1мес до 1 года), его диаметр очень удобен для детского телосложения, и позволяет выполнять автономные поддержки. Для детей более старшего возраста нудл удобен в освоении и совершенствовании технических навыков плавания [27].  

При обучении плаванию способом кроль на спине аквапалка подкладывается под шею и удерживает голову ребенка на плаву. Такое положение тела способствует расслаблению ребенка на воде, дает возможность почувствовать выталкивающие свойства воды. Нудл препятствует погружению лица в воду, что способствует более длительному сохранению данного положения на воде. С помощью аквапалки ребенок легко осваивает такие упражнения как «звездочка», плавание на ногах, «стрелочка». Особенно легко осваиваются гребки руками на спине, что особенно проблематично для детей. Таким образом, нудл позволяет более быстро и качественно освоить технику плавания на спине, ускоряет процесс обучения.

В обучении кролю на груди аквапалка в некоторых упражнениях заменяет доску. Его можно использовать как опору при выполнении гребка одной рукой, «стрелочки», плавании на ногах, «звездочки». Подложив нудл под бедра, ребенок легко держится на воде и ему удобней отрабатывать все фазы гребка, как кролем, так и брассом.

С помощью авкапалки можно создавать различные упражнения как для облегчения, так и для усложнения выполнения определенных задач.  Он многофункционален, прост в использовании [26]. Нудл хорошо использовать в игровых упражнениях; из нескольких аквапалок можно строить плоты, обозначать длину и глубину ныряния, и т.д.  С использованием нудла как групповые, так и индивидуальные занятия становится более яркими и интересными. Стоит еще раз подчеркнуть, что использовать аквапалки  можно с занимающимися любых возрастов, любым уровнем  физической подготовленности, на любом этапе обучения.

Инновации в педагогическом процессе необходимы, когда приносят пользу, способствуют решению определенных задач, влияют на деятельность педагога, совершенствуя ее [25]. Нудл в полной мере отвечает данным требованиям. С его помощью ускоряется восприятие основных плавательных движений, чувство воды. Он помогает педагогу решать определенный ряд задач обучающего, совершенствующего, развлекательного характера. Нудл позволяет реализовать творческий потенциал преподавателя и занимающихся, его можно использовать в массе игр и упражнений.

На наш взгляд, в скором времени нудлы будут применяться все чаще, особенно в бассейнах с детьми, так как они очень удобны в применении и способны заменить большую часть инвентаря для занятий (круг, доску, обруч). Простота, безопасность, многофункциональность, и относительно небольшая стоимость являются основными факторами в пользу повсеместного применения нудлов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. С физиологической точки зрения дошкольный возраст характеризуется активным ростом и развитием органов и систем.  Продолжается формирование опорно-двигательного и мышечно-связочного аппаратов. Адаптивные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в этом возрасте намного ниже, чем у взрослого человека. Нервно-психическое развитие в дошкольном возрасте достигает значительного уровня. В деятельности центральной нервной системы преобладают процессы возбуждения. Исходя из выше сказанного, при обучении плаванию детей данного возраста необходимо строго дозировать нагрузку, использовать широкий диапазон средств и методов физического воспитания. В формировании физических качеств особое внимание уделяется развитию координационных способностей.

2. Анализ  методик и программ по обучению  плаванию детей старшего дошкольного  возраста не выявил значительных  различий в их структуре. В  основе всех методик обучения  заложены общепедагогические принципы, используются методы и приемы  согласно особенностям возраста  занимающихся. Ведущая роль в  процессе обучения плаванию данного  контингента отводится методу  упражнения, также активно используется  игровой метод. Результатом обучения  во всех методиках должно является освоение основных плавательных умений. К основным различиям методик стоит отнести последовательность освоения способов плавания и периодизацию изучения различных технических элементов.  

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Изаак С.И., Лобанова Ю.О. Влияние типов конституции на обучение плаванию детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – Астрахань.: 2005. –  30 с.
  2. Гладкова Ю.О. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: Педагогика, 1991. – 178 с.
  3. Завьялова Т.П. Мониторинг физической подготовленности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №8. – С.17-20.
  4. Велитченко В.К. Как научиться плавать. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 96с.
  5. Кошапов А.И. Начальное обучение плаванию. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32с.
  6. Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н.Плавание. Игровой метод обучения. ? М: Олимпия-Пресс, 2006. ? 48с.
  7. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М:  Просвещение, 1990. – 175 с.
  8. Овечкин Д.Г. Методика организации занятий оздоровительным плаванием детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. –Волгоград, 2008. – 25с.
  9. Шебек В.Н.  Ермак Н.Н.  Шишкина В.А. Физическое воспитание  дошкольника. – М.: Просвещение, 2000. – 148с.
  10. Христов В.В. Комплексный подход к поиску и отбору спортивно- одаренных детей в плавании на начальных этапах // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №8. – С. 36-39. 
  11. Малахова А.А., Жихарь В.И. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста. – Минск: РЦГЭ МЗ РБ, 2001 – 68с.
  12. Мартынов С.М. Здоровье ребенка - в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991. – 234с.
  13. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и Спорт, 2000. – 77с.
  14. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. – М.; Физкультура и спорт, 1985., – 80с.
  15. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС. 2003. – 209с.
  16. Казаковцева Т.С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада с крытым плавательным бассейном. Методические рекомендации. –  Киров.: 1984. – 39с.
  17. Шебанов, В. Ребенок боится воды? М.: Просвещение 1998. – 80с.
  18. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А, Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с. 
  19. Золотов В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания: Афтореф. дис. … канд. пед. наук – Набережные Челны, 2009. – 20с.
  20. Маряничева Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: Канд. дис. Краснодар, 1998. – 156 с.
  21. Погребной А.И. О некоторых принципах обучения плаванию // Теория и практика физической культуры. − 1999. − №3. − С.59-63
  22. Протченко Т.А. Семенов Ю.А.  Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое (методическое) пособие. – Айрис-Пресс, 2003. – 80с.
  23. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие / Л.Ф. Еремеева ? СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
  24. Барабанов А.Г., Ю.К. Чернышенко. Научно-методические основы подготовки специалистов по дошкольному образованию: Учебн. пос. для вузов физ. культ. – Краснодар.: 1994. – 120с.
  25. Макаренко Л.Т. Плавание. – М.; 2002, 25–56 с.
  26. Кисель С.В. Комплексное использование элементов аквааэробики, акробатики и гидропластики в обучении дошкольников плаванию. Методическое пособие. – Минск, 2009. – 20с.
  27. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде/ Пер. с англ. А.Озерова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 256 с.

Информация о работе Методика обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с помощью «нудла»