Методика обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с помощью «нудла»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение эффективных направлений в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста, основанной на применении специального поддерживающего средства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать комплексные методики используемые в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….............
1.1. Особенности физического развития
детей старшего дошкольного возраста…………………………………
1.2. Значение плавания для физического развития детей
старшего дошкольного возраста………………………………………..
2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………
2.1. Рассмотрение различных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………..
2.2. Техника выполнения способов плавания используемых
в обучении дошкольников………………………………………………
2.3. Особенности применения инвентаря в обучении плаванию…….
2.4. Использование нудлов в процессе обучения плаванию………….
Выводы………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 144.29 Кб (Скачать файл)

Индивидуальный подход в различных методиках воспринимается по-разному. Одни специалисты (Васильев В.С., 2001; Осокина Т.И., 1985; Воронова Е.К., 2003) видят необходимость индивидуализации исходя из возраста детей, другие (Кардамонова Н.Н., 2001; Малахова А.А., 2001; Чернышенко Ю.К., 1997)  из уровня развития организма.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут в том случае, ели будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка. Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию.

Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп, как чрезмерная, так и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития. Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приемов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т.п.) [18].

Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих [18]. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы – зрительные, слуховые, мышечные – в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом – рассказом, объяснением [18].

Объяснение, рассказ воспитателя на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую выразительную форму. Тон разговора должен быть всегда ровным, спокойным, но достаточно внушительным. Авторитетно предъявленное требование безоговорочно выполняется дошкольниками [14].

Стоит отметить, что многие специалисты (Аикин В.А., 1988; Воронова Е.К., 2003; Козлов А.П., 1993; Макаренко Л.П., 1983; Погребной А.И., 1997)  уделяют особую важность проговариванию основных технических особенностей во время разминки в сухом зале, при этом жесты избранные преподавателем для объяснения, должны дублироваться в воде. Многие методики рекомендуют создать педагогу определенную систему жестов, которые будут обозначать простые действия[4]. Это способствует повышению эффективности взаимодействия педагога с детьми.

Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.

Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения. С данным утверждением согласны авторы многих методик  [18].

Дошкольники на основе подражания лучше овладевают целостными двигательными актами. Поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. Для этого как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребенка или взрослого [14] В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.) показ имеет большое значение при обучении плаванию. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны тренером [16].

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения  в воде вполне возможно. Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков[14].

Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать помногу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий [22].

В последовательности освоения техники спортивных способов плавания специалисты не смогли прийти к единому мнению. Общим можно отметить только начальный этап: формирование представления о конкретном способе плавания у детей и имитация способа на суше. В дальнейшем «камнем преткновения» стали способ разучивания стиля и последовательность овладения отдельными движениями.   Так  (Еремеева Л.Ф., 2005; Кошапов В.И., 2006) сошлись во мнении, что стиль нужно разучивать целостно, а затем исправлять ошибки техничного исполнения, (Давыдов В.Ю., 1993; Осокина Т.И., 1991)  утверждают, что необходимо сначала разучить отдельные движения и затем объединить их. Но и в последовательности разучивания существует несколько вариантов. Вот пример одного из них.  

Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения утверждает Осокина Т.И. [18].

1. Разучивание движений ног: а) на  суше (имитация) и с опорой на  месте в воде; б) в скольжение  с опорой и без опоры руками  с задержкой дыхания; в) в скольжении  с опорой и без опоры руками  в согласовании с дыханием.

2. Разучивание движений рук: а) на  суше и стоя в воде; б) в согласовании  с движениями ног, с задержкой  дыхания, с использованием опоры  на месте и в движении; в) то  же в согласовании с дыханием; г) плавание, совершая гребковые  движения руками без выполнения  движений ногами (ногами удерживается  доска, круг).

3. Разучивание способа плавания  в целом, т.е. отработка согласования  движения рук и ног и дыхания.

4. Совершенствование плавания с  полной координацией движений.

Во время обучения движениям, овладения ими меняется их характер. Движения связанны с разной степенью координации – от простого к сложному и отражают разные уровни обученности [15].

Другие методики описывают отличную от данной последовательность разучивания элементов, основное различие касается  согласования дыхания с другими элементами [25].

Специалисты обращают внимание на некоторые особенности, связанные с возрастным развитием дошкольников и отмечают их важность при обучении.

 Выполнение простых, легких  движений подводит к овладению  более сложными.  Не следует  длительно отрабатывать отдельные  плавательные движения. Это может  отрицательно сказаться на  усвоении  техники плавания с полной  координацией.  Для формирования  достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными их вариантами [23].

Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию.  Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание [4].

Понимание смысла задания стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движение как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить определенные усилия для достижения цели. От того, насколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровень усвоения ребенком предлагаемого материала [11].

На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей, самостоятельно плавать избранным способом.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать [18].

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста детей: детям 3–4 лет нагрузка дается несколько ниже, чем детям 5 и тем более 6 лет. 

Приводимые ниже указания по дозировке нагрузки в каждом конкретном случае могут меняться воспитателем. Так, например, при низкой температуре воды и воздуха количество повторений упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена (меньшее количество упражнений, проделанных в более высоком темпе).

Занятия в воде следует всегда начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду. В зависимости от возраста детей это упражнение надо повторять в конце занятий от 4–5 до 10–12 раз и более. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приемов, попытках плавать [20].

Ведущее место занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения [18]. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения  отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно – ласкового подхода к детям, обуславливает живое участие преподавателя в процессе обучения.

 

    1. Техника выполнения способов плавания используемых                   в обучении дошкольников

 

При обучении плаванию дошкольников на начальном этапе большинство специалистов советуют использовать такие способы, как кроль на груди и на спине и их облегченные разновидности. Рассмотрим технические особенности данных способов.

Кроль на груди.

При плавании кролем на груди тело пловца свободно лежит на поверхности воды в горизонтальном положении, лицо опущено в воду. Для вдоха пловец поворачивает голову в сторону.

Свободно выпрямленные ноги поочередно и без напряжения совершают движения снизу вверх и сверху вниз. При движении снизу вверх ноги выпрямлены, при движении сверху вниз слегка сгибаются в колене; носки повернуты несколько внутрь к осевой линии тела. Ширина размаха ног составляет около 35 см. при правильной работе ног на поверхности воды

показываются только пятки, движения ног оставляют равномерный пенистый след.            

 Основную движущую силу при  плавании кролем создают руки. Рассмотрим движение одной руки  из исходного положения – рука  вытянута вперед. Из этого положения  рука свободно опускается вниз, слегка сгибается в локте, производит  гребок  (несколько под себя). К  середине гребка движение руки  постепенно ускоряется, гребок заканчивается  у бедра. Во время  гребка пальцы  рук соединены и немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала  воду. Закончив гребок, руку мягко  вынимают из воды. При этом  локоть показывается на поверхности  воды раньше, чем кисть. Затем  руку быстро проносят вперед  по воздуху; мышцы рук в это  время расслабленны. Против одноименного плеча вытянутая вперед рука погружается в воду. Сперва в воду входит кисть с направленными вперед пальцами, затем предплечье и плечо. Рука свободно вытягивается вперед. Снова начинается гребок.

Точно так же работает другая рука. Руки поочередно то гребут, то проносятся по воздуху. В тот момент, когда гребущая рука подходит к вертикальному положению, другая рука начинает погружаться в воду.

Таким образом, руки пловца большую часть времени находятся под водой. Они как бы догоняют друг друга, так как по окончании гребка руки проносятся по воздуху в исходное положение следующего гребка быстрее, чем ими совершается гребок. Этим обеспечивается так называемый наплыв в плавании, увеличивается поступательное движение пловца вперед.

Ноги при плавании способом кроль на груди работают чаще, чем ноги. В то время как руки выполняют два гребка, ноги производят несколько последовательных движений снизу вверх и сверху вниз.

Для вдоха при плавании кролем на груди голову поворачивают в сторону так, чтобы рот оказался на поверхности воды. Поворачивать голову можно в любую сторону. Когда левая (правая) рука занимает при грибке вертикальное положение, голова поворачивается влево (вправо) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох совершается через рот. Затем голова возвращается в исходное положение, начинается выдох в воду. Он должен быть полным, равномерным, производится через рот и нос и продолжаться до того момента, когда рука вновь подойдет к вертикальному положению, а голова повернется на вдох [18].

Кроль на спине.

 Положение тела пловца в  воде горизонтально. Голова свободно  опущена (но не закинута назад) в воду, лицо обращено кверху. 

 Движения ног очень близки  движениям ног при плавании  кролем на груди. Пловец совершает  непрерывные движения ногами  сверху вниз и снизу вверх, слегка сгибая их в коленях.  На поверхности воды при правильной  работе ног показываются только  кончики пальцев, повернутых несколько  внутрь, и остается равномерный  пенистый след.

В исходном положении рука вытянута за головой. Вначале гребка руку отводят в сторону-вниз. Гребок выполняется до бедра. После этого руку вынимают из воды, через верх проносят по воздуху и опускают в воду в начальное положение. В то время как одна рука совершает гребок, другая находится в воздухе и проносится в исходное положение.

Ноги при плавании кролем на спине работают чаще чем руки (как и в кроле на груди). На два гребка руками приходится несколько движений ногами.

Дыхание производится над водой и согласуется с движениями рук. Вдох делается в начале гребка одной  рукой, например, правой. При поднимании ее над водой начинается выдох, который продолжается до следующего гребка этой же рукой. Вдох, как правило, производится ртом, выдох совершается через рот или нос.

Кроль на груди наиболее простые и быстрые способы передвижения по воде в их основе попеременная работа рук и ног, напоминающая по своей координации ходьбу и бег, что естественно близко и понятно детям дошкольного возраста. 

Информация о работе Методика обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с помощью «нудла»