Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 09:55, курсовая работа
Цель исследования: определение эффективных направлений в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста, основанной на применении специального поддерживающего средства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать комплексные методики используемые в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………
1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………….............
1.1. Особенности физического развития
детей старшего дошкольного возраста…………………………………
1.2. Значение плавания для физического развития детей
старшего дошкольного возраста………………………………………..
2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………
2.1. Рассмотрение различных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста……………………………………………………..
2.2. Техника выполнения способов плавания используемых
в обучении дошкольников………………………………………………
2.3. Особенности применения инвентаря в обучении плаванию…….
2.4. Использование нудлов в процессе обучения плаванию………….
Выводы………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….
Под силой, как физическим качеством, понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений [9]. У детей показатели силы с возрастом увеличиваются более чем в 2 раза. Увеличение становой силы отмечается через двухгодовой интервал: в 4–6 и 5–7 лет. После 5 лет происходит снижение темпов прироста большинства показателей [10].
Скоростно-силовые качества характеризуют способность ребенка к развитию максимальной мощности усилий в кротчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Способность к проявлению скоростно-силовых качеств обнаруживается в прыжках и метании. Прирост количественных показателей скоростно-силовых качеств носит волнообразный характер – более медленный темп отмечается в 4 года и 5-6 лет, ускорение темпа – от 4 до 5 лет и значительное ускорение в 6-7 лет [11].
Огромное значение в воспитании двигательных способностей дошкольников отводится координации – способности быстро овладевать новыми движениями. Целесообразно координировать их, переставлять в связи с изменяющимися условиями [11]. Координация – комплексная способность человека. Она зависит от способности ориентироваться в пространстве, тонко различать интервалы времени, сохранять равновесие, от степени усвоения ритма темпа движений, умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы[9].
Координационные способности у дошкольников нужно воспитывать с 5-7 лет. В этом возрасте дети обнаруживают наиболее высокие показатели точности движения и почти в 2 раза точнее, чем дети 4 лет, воспроизводят временные параметры. При этом у девочек темпы прироста показателей координационных способностей несколько выше, чем у мальчиков.
Быстрота, как физическое качество, характеризует способность человека осуществлять движения с определенной скоростью. Она проявляется в быстрой реакции на сигнал к действию, быстроте одиночного движения, способности увеличивать темп движения в короткое время, частоте циклических движений [9].
Важнейшей особенностью деятельности нервных центров, обеспечивающих быстроту движений, является подвижность нервных процессов, психическое состояние человека: концентрация волевых усилий, нервное напряжение и др. [10].
Одним из основных компонентов скоростных качеств у дошкольников является максимальная скорость бега. За дошкольный период, как у мальчиков, так и у девочек она возрастает на 1/3. Наибольшие темпы прироста по всем показателям скоростных способностей отмечены у детей обоего пола в 4-6 лет [11].
Выносливость – это способность человека совершать мышечную работу заданного характера в течении возможно более длительного времени без снижения ее эффективности. Физиологическая сущность выносливости заключается в способности организма противостоять утомлению. Основным измерителем выносливости является время, в течение которого выполняется работа заданной интенсивности. Она зависит от техники овладения движением, уровня развития быстроты, силы, ловкости [9].
В дошкольном учреждении для изучения выносливости применяется бег с интенсивностью 60% от максимальной скорости. Дети в 5 лет способны бегать в данном темпе 450-600 м, в 6 лет 660-680м, в 7 лет – 710-1000м. наибольший темп прироста выносливости отмечается у мальчиков и девочек между 3-4 годами, в 5-6 лет развитие этого качества замедляется, а к 7 годам вновь возрастает [11].
Перечисленные выше особенности развития и формирования физических качеств детей дошкольного возраста помогают более точно определить степень нагрузки и необходимые условия для гармоничного формирования и развития данной возрастной группы в процессе физического воспитания и обучения.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц дошкольников не велика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу [13].
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия [12].
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких [18].
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы [12]. Занятия на воде, способствуют изменению у ребёнка кровотока как в сосудах кожи и подкожной клетчатки, так и во внутренних органах. Изменяется частота сердечных сокращений и дыхания, показатели кровяного давления. Это ведёт к повышению уровня обмена веществ, реактивности, сопротивляемости организма, улучшается состояние нервно-психической сферы, эндокринной системы [18]. При регулярном проведении таких занятий организм ребёнка закаливается и вырабатывается привычка к здоровому образу жизни.
Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников, жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 куб. см. [18].
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшатся адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость [15].
В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу [15]. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма [1].
Замечено, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, повышается сопротивляемость к болезням и общий тонус организма, совершенствуются движения, вырабатывается пластика, формируется жизненно важный навык - умение держаться на воде [16]. Физическое развитие, которое получает ребенок на раннем этапе жизни, впоследствии позволит ему более успешно развить физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость.
Плавание благотворно влияет
не только на физическое
2.1 Рассмотрение различных методик обучения плаванию детей дошкольного возраста
На сегодняшний день существует достаточно много методик обучения плаванию, некоторые из них рассчитаны на несколько лет, другие содержат до 10 уроков. Несмотря на обширный диапазон используемых средств, основа методик примерно одинакова, в каждую заложены основные педагогические принципы, со слов Т.И. Осокиной (1991): «Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность».
Научиться плавать можно на любом этапе жизни, но наиболее оптимальным возрастом многие специалисты (Булгакова Н.Ж., 1989; Велитченко В.К., 2000; Воронова Е.К., 2003; Кислов А.А.,1983; Коновалов Е.А.,1983; Шишкина В.А.,2000) называют дошкольный и младший школьный возраст. Некоторые методики рекомендуют начинать занятия практически с рождения [18], что безусловно имеет смысл, ведь чем раньше начать приобщение ребенка к воде, тем увереннее он будет себя чувствовать и быстрее освоит технику плавания.
С точки зрения методики Осокиной Т.И (1991) формирование умения плавать предусмотрено программой начиная со второй младшей группы т.е с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста достаточно самостоятельны, они обладают необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а так же имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения. Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрасте, дают возможность успешно обучить каждого ребенка с учетом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематического упражнения в плавании в дальнейшем.
Каждая методика обучения должна состоять из нескольких, ограниченных определенным набором методических приемов, этапов. В этом компоненте среди специалистов нет общего мнения, (Велитченко В.К., 2000; Дорошенко И.В., 1989; Еремеева Л.Ф., 2005) выделяют 2-3 этапа, (Коновалов Е.В., 1983, Осокина Т.И., 1985; Проточенко Т.А., 2003) сходятся во мнении, что этапов 4 согласно возрастным группам дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.
Могут быть выделены несколько этапов обучения. Первый начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента как, ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть [18].
Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд [14].
После этого дошкольники обучаются плаванию определенным способом. В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10 – 15 м на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания [18].
На последнем, четвертом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде [22].
Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть «привязан» к определенному возрасту детей [11]:
Первый – ранний и младший дошкольный возраст;
Второй – младший и средний дошкольный возраст;
Третий – старший дошкольный возраст;
Четвертый – старший дошкольный и младший школьный возраст.
Такая возрастная периодизация начального обучения дошкольников плаванию имеет, естественно, относительный характер: индивидуальные данные и способности детей могут внести в нее коррективы. Но в целом она позволяет педагогу не только четко представить себе основные направления работы с детьми разных возрастных групп. Важно, что в ней начальное обучение плаванию рассмотрено в перспективе, установлены преемственные связи с плаванием детей раннего (грудного) возраста и начальной тренировкой в школьные годы [14].
Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогает детям научиться плавать определенными способами.
Большинство специалистов (Давыдов В.Ю., 1993; Казаковцева Т.С., 1984; Осокина Т.И., 1991; Проточенко Т.А., 2003) советуют при начальном обучении плаванию дошкольников использовать такие способы, как кроль на груди и на спине, а также облегченные разновидности этих способов, что на наш взгляд является наиболее правильным выбором. Кроль наиболее простой по координации стиль плавания, требующий наименьших энергозатрат по сравнению с другими стилями. Некоторые инновационные методики (Еремеева Л.Ф., 2005; Золотов В.Н., 2009) предлагают сразу начинать обучение всем стилям плавания, утверждая, что так ребенок выберет наиболее удобный для себя способ плавания.
Еще одним фактором объединяющим все методики обучения является систематичность занятий. Это очень важно, ведь обучение плаванию связанно с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность, как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр.
Проанализированные методики уделяют немало внимания такому общепедагогическому принципу как постепенность и последовательность [18]. Переход, от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках или облегченным способом и т.п.) является одним из условий обучения детей. В этом – залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка) [19].