Методика обучения плаванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 05:57, реферат

Описание работы

Плаванье не только интересный но и полезный вид физических упражнений, и относится оно к наиболее массовому виду спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Плаванье нам дает не только приятное время препровождения, но также способствует укреплению здоровья, помогает детям правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные факторы, определяющие технику плавания
3. Техника спортивных способов плавания
3.1 Кроль на груди
3.2 Кроль на спине
3.3 Баттерфляй (дельфин)
3.4 Брасс
4. Методы обучения плаванию
5. Заключение
6. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 713.95 Кб (Скачать файл)
    1. Методика  обучения плаванию.
 

 

Содержание 

  1. Введение 
  2. Основные факторы, определяющие технику плавания
  3. Техника спортивных способов плавания
    1. Кроль на груди
    2. Кроль на спине
    3. Баттерфляй (дельфин)
    4. Брасс
  4. Методы обучения плаванию
  5. Заключение
  6. Список использованных источников
 

 

Введение

       Плаванье  не только интересный но и полезный вид физических упражнений, и относится оно к наиболее массовому виду спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Плаванье нам дает не только приятное время препровождения, но также способствует укреплению здоровья, помогает детям правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

       Каждый  человек должен уметь плавать, и  чем раньше он научится, тем лучше. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, сто всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Поэтому умение плавать – жизненно важный для каждого человека навык. Для того чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаваньем могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольников. Однако быстрее всех осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста.

       Плавание - одно из наиболее массовых видов спорта. Он включает шесть дисциплин – вольный стиль, брасс, на спине, баттерфляй, комплексное плавание, эстафеты. Плавание является вторым после легкой атлетики видом спорта по количеству разыгрываемых медалей. На чемпионате мира 1998 г. медали были разыграны в 36 видах соревнований, а на Играх XXVII Олимпиады 2000  года спортсмены будут стартовать в 32 видах.

       Подготовка  пловцов высшего класса, способных устанавливать мировые рекорды, добиваться побед в крупнейших соревнованиях, ведется во многих странах мира. Только в течение последнего десятилетия чемпионами Игр Олимпиад и мира становились пловцы из США, Австралии, России, Германии, Китая, Украины, Венгрии, Ирландии, ЮАР, Финляндии, Канады, Испании, Японии, Новой Зеландии, Бельгии, Коста-Рики, Польши, Швеции, Нидерландов, Франции.

       Уже одного этого факта достаточно, чтобы  убедиться, сколь высока конкуренция  и  коль эффективной должна быть методика подготовки пловцов, которая позволила бы им включиться в борьбу за мировые рекорды, победы в Играх Олимпиад, чемпионатах мира и Европы.

       Следует отметить, что в последние годы уровень и объем специальных знаний в этой области резко возросли. Во-первых, этот период  характеризуется плодотворной научно - исследовательской работой в области морфологии и физиологии, биомеханики и биохимии спортивного плавания. Интересные и практически ценные знания были получены при разработке структуры соревновательной деятельности пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в системе спортивной подготовки; методики развития различных двигательных качеств — силы, выносливости, скоростных способностей, гибкости, координации; эффективных вариантов спортивной техники, методики психологической подготовки; оптимальной структуры многолетней и годичной подготовки, методики построения важнейших элементов структуры процесса подготовки — этапов, периодов, различных циклов, занятий. Естественно,  что обобщение этой информации, ее систематизация, доведение до уровня практических  рекомендаций и внедрение в практику — действенный путь повышения качества подготовки пловцов высокого класса.

       Во-вторых, огромные возможности для совершенствования системы знаний в области подготовки пловцов высокого класса таит опыт плавательных центров различных стран мира, в которых воспитаны выдающиеся спортсмены последних лет. Здесь накоплена поистине уникальная информация. Ведь вполне естественно, что в системе подготовки выдающихся пловцов сконцентрирован положительный опыт внедрения самого передового, что есть в арсенале организационно - методических и материально - технических достижений современного плавания.  Поэтому обобщение опыта подготовки сильнейших пловцов мира позволяет существенно расширить и обогатить систему знаний о подготовке пловцов высокого класса.

 

    Основные  факторы, определяющие технику плавания

     Под техникой плавания подразумевается совокупность различных по структурным отношениям движений, выполняемых человеком в условиях водной среды. Если человек попал в воду, то он может производить разнообразные движения, структура которых определяет тот или иной способ плавания. Каждый способ плавания включает выполнение гребковых и подготовительных движений конечностями, акт дыхания, чередование напряжений и расслаблений мышц, а также работу внутренних органов и систем организма.

     В настоящие время плавания делится на спортивные (правильные) и неспортивные (неправильные).

     Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, которая позволяет  реализовать свои двигательные способности  в высокий результат. Понятие  охватывает форму, характер, взаимосвязь  движений, а также умение пловца ощущать и использовать для продвижения  вперёд все силы, действующие на его тело. Понятия "техника плавания", "двигательные способности", "технико-тактическое  мастерство" неразрывны. Совершенствование  этих сторон спортивного мастерства всегда осуществляется в единстве. В работе тренера ДЮСШ приоритет  всё же должен быть отдан повышению  технического мастерства пловцов.

     История развития плавания позволяет проследить рост скорости в зависимости от усовершенствования техники. Борьба за повышение скоростных возможностей способов плавания привела  к последовательному возникновению  способов брасс на груди, брасс на спине, плавание на боку, треджен, треджен кроль, австралийский кроль, американский кроль, современный кроль, баттерфляй и дельфин.

     Достигнуть  высокой скорости в любом спортивном способе можно тогда, когда овладеешь  наиболее рациональной для данного  способа техникой движений. Она обеспечит наиболее экономный расход энергии при проплывании дистанции и равномерную скорость плавания.

     Оригинальные  элементы техники можно отметить у наших заслуженных мастеров спорта Александра Попова, Дениса Панкратова, и других и у нового поколения - заслуженного мастера спорта Романа Слуднова, мастеров спорта международного класса Ольги Бакалдиной, Дмитрия Коморникова, Анатолия Полякова и других.

     Сегодня в каждом способе плавания существует несколько вариантов техники. Большое  разнообразие мы находим в индивидуальной манере выполнения отдельных элементов  техники. Истоки разнообразия - в постоянной творческой работе тренера и спортсмена по совершенствованию техники с  учётом: 1) индивидуальных особенностей спортсмена, 2) закономерностей биомеханики, 3) богатейшего опыта отечественной  школы плавания и новых тенденций  в развитии мирового плавания, 4) правил соревнований.

     Техника плавания определяется рядом факторов. К ним относятся: целевая направленность и основные задачи; условия плавания; основные физические законы для водной среды; анатомическое строение тела человека; физиологические функции  организма.

     Но  было бы заблуждением за индивидуальными  особенностями движений пловца не видеть общих закономерностей и характерных  черт, присущих рациональным вариантам  техники. Вариативность движений, индивидуальные отклонения допустимы. Но одновременно оговариваются границы этих отклонений. Границы суживаются, когда речь заходит  о ключевых элементах любого варианта техники.

     В спортивном плавании основной целью, которую  должен достигнуть спортсмен, является проплывание определенной дистанции избранным способом с запланированным результатом. Чтобы показать этот результат, спортсмен и его тренер должны разрешить две основные задачи: повысить абсолютную скорость плавания и выработать необходимую скоростную выносливость. При разработке техники данного способа плавания необходимо исследовать различные структуры движений и выбрать такую, которая не только обеспечивает спортсмену развитие высокой абсолютной скорости плавания, но предусматривает также необходимые условия для развития и удержания высокой равномерной скорости на протяжении всей дистанции.

     В прикладном плавании перед спортсменом  ставятся различные цели и задачи в зависимости от разновидностей этого вида плавания. При спасании тонущего основной целью будет умение своевременно оказать ему помощь. Эту цель способен достигнуть тот спортсмен, который предварительно решил такие задачи, как умение быстро плавать, хорошо нырять в длину и глубину, ориентироваться под водой и т. д.

     Основной  целью при нырянии является умение проплыть определенное расстояние под  водой в длину или глубину  и совершить необходимое действие (достать предмет, утонувшего и др.).

     В игровом плавании основной целью  является умение правильно использовать технику плавательных движений в  различных играх на воде. Для того чтобы достигнуть этой цели, дети должны последовательно решить основные задачи, определяемые техникой плавания и играми.

     Наконец, основной целью художественного  плавания является умение спортсмена выполнять в воде гимнастические упражнения с элементами акробатики.

     И так обратим внимание на то, что любая из вышеперечисленных задач может оказаться в зависимости от выполняемого пловцом действия главной, определяющей технику плавания. Однако, если пловец хорошо овладел техникой спортивного плавания, он может решать любые задачи, предъявляемые ему классификацией плавания, так как при решении этих задач пловец в основном будет использовать технику спортивного плавания либо в виде отдельных способов, либо в виде элементов этих способов.

 

     Техника спортивных способов плавания

       Техника спортивного плавания построена с учетом физических основ плавания и анатомических закономерностей строения тела человека. Применяя  технику спортивных способов плавания, человек может плавать быстро и долго, затрачивая меньше сил. Исключение представляет дельфин, который требует большой затраты мышечных усилий, неэкономичен и имеет лишь спортивное значение. В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй.

       Спортивные  способы плавания обладают характерными особенностями, определяющими их применение. Тело пловца лежит на поверхности воды почти горизонтально, что уменьшает встречное сопротивление воды и дает возможность пловцу развить относительно большую скорость. Чтобы обеспечить равновесие тела в горизонтальном положении, лицо пловца почти все время находится в воде. При плавании кролем или брассом это достигается применением такой техники дыхания, при которой пловец делает вдох через рот, опускает лицо и выдыхает в воду.

       Хорошо  поставленное дыхание — ключ к освоению техники спортивного плавания. Дыхание пловца согласуется с движениями рук так, чтобы вдох совершался в наиболее удобный момент. Быстрый вдох и медленный выдох выполняются через рот. Правильное ритмичное дыхание с выдохом в воду при плавании на груди и на боку — необходимое условие для хорошей техники плавания, поэтому начинающим пловцам надо уделять особое внимание подготовительному упражнению «выдох в воду», добиваясь, чтобы такое дыхание стало естественным и свободным. Освоив дыхание с выдохом в воду, человек быстро овладевает техникой плавания и, что особенно важно, избегает ошибок в движениях, связанных с плохой постановкой дыхания. Вдыхать и выдыхать нужно свободно, без напряжения мышц груди, спины и живота, так как это облегчает выполнение дыхания и делает движения пловца более свободными. Пловцы продвигаются  вперед при помощи  гребков. Движения руками (ногами), встречая сопротивление воды, создают силу тяги, обеспечивающую продвижение вперед. Эти так называемые рабочие движения совершаются в направлении спереди назад более мощно и быстро. Наоборот, все подготовительные движения руками и ногами под водой осуществляются в направлении вперед, являются тормозящими и должны выполняться с меньшей силой.

       Спортивные  способы плавания возникли в результате борьбы спортсменов на водных дорожках при определенных требованиях прохождения дистанций — согласно правилам соревнований. Так, при плавании вольным стилем пловцам разрешается применять любые способы плавания, и теперь все спортсмены плывут самым быстрым — кролем. При проплывании дистанций на спине спортсмен обязан весь путь преодолеть в положении на спине. При плавании брассом спортсмен должен в положении на груди совершать симметричные движения под водой руками и ногами. А при плавании баттерфляем и дельфином — выполнять симметричные движения обеими руками и ногами и обязательно проносить руки после гребка вперед над водой. Правила соревнований по плаванию более точно и подробно определяют требования в преодолении дистанции тем или иным способом, а также правила выполнения поворотов.

Информация о работе Методика обучения плаванию