Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 05:57, реферат
Плаванье не только интересный но и полезный вид физических упражнений, и относится оно к наиболее массовому виду спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Плаванье нам дает не только приятное время препровождения, но также способствует укреплению здоровья, помогает детям правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
1. Введение
2. Основные факторы, определяющие технику плавания
3. Техника спортивных способов плавания
3.1 Кроль на груди
3.2 Кроль на спине
3.3 Баттерфляй (дельфин)
3.4 Брасс
4. Методы обучения плаванию
5. Заключение
6. Список использованных источников
Положение тела. При плавании брассом тело пловца расположено у поверхности воды в выпрямленном положении, а голова опущена лицом в воду. В этом способе характер гребка руками и дыхание определяют положение тела и пределы колебания угла "атаки" (от 2 до 15°).
Движения ногами. В брассе ноги выполняют подготовительное движение (подтягивание), рабочее движение (толчок) и скольжение (пауза).
Подготовительное движение. В исходном положении ноги вытянуты и соединены, носки оттянуты. Затем ноги одновременно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом колени симметрично разводятся в стороны примерно на ширину плеч и одновременно немного опускаются вниз, а стопы выполняют движение непосредственно около поверхности воды по направлению к туловищу. По мере подтягивания стопы расходятся в стороны. Подготовительное движение заканчивается поворотом голеней и стоп наружу с одновременным тыльным сгибанием стоп (стопа берется "на себя"). Наилучшим окончанием подготовительного движения считается такое, когда угол между бедром и туловищем составит примерно 120-130°, а между бедром и голенью - 45-50° (голень принимает почти вертикальное положение) при условии, что стопа не поднимается из воды. Такое положение ног обеспечивает эффективность последующего рабочего движения. Поскольку подтягивание ног создает дополнительное сопротивление движению пловца вперед, выполнять его следует с небольшой скоростью.
Рабочее движение начинается последовательным, ускоренным и энергичным разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах в направлении назад - в стороны и немного вниз. По мере выпрямления ног в коленных суставах они сводятся к средней линии тела. Основными гребущими поверхностями во время выполнения рабочего движения являются внутренние поверхности стопы и голени. Рабочее движение заканчивается выпрямлением ног и вытягиванием носков.
Скольжение. Во время скольжения прямые, но ненапряженные ноги поднимаются к поверхности, соединяются и занимают горизонтальное положение.
Движения руками. При плавании брассом цикл движений руками состоит, из рабочего и подготовительного движений.
Рабочее движение. В исходном положении руки вытянуты и соединены, ладони обращены вниз. Затем прямые руки начинают двигаться в стороны и вниз, одновременно ладони поворачиваются наружу, а кисти начинают разворачиваться перпендикулярно направлению движения пловца. Когда угол между поверхностью воды и руками составит примерно 15-20°, начинается эффективная часть рабочего движения. Здесь слегка согнутые в локтевых суставах руки, выполняя движение назад-вниз и в стороны, энергично отталкивают ладонями воду назад. Рабочее движение заканчивается, когда кисти рук приблизятся или войдут в вертикальную плоскость, проходящую через плечевые суставы.
Подготовительное движение. Это движение начинается поворотом ладоней к туловищу (внутрь) с одновременным сгибанием рук в локтевых суставах примерно до угла 90-100°. Далее, продолжая сгибание, локтевые суставы опускаются вниз, а кисти поднимаются вверх до их уровня (по горизонтали) и несколько выходят вперед (руки подводятся под грудь). После этого обращенные внутрь ладони движутся вперед и вверх, руки выпрямляются в локтевых суставах (выносятся вперед) и принимают исходное положение для выполнения рабочего движения.
Дыхание. Для того чтобы выполнять вдох, пловцу необходимо поднять голову так, чтобы рот оказался над водой. Такое положение головы зависит от положения плечевого пояса. Наиболее высокое положение плечевого пояса наблюдается в конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох через широко открытый рот. Затем голова опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох, который производится через рот и нос и продолжается все остальное время цикла.
Общая
координация движений. Из исходного
положения, в котором руки и ноги выпрямлены
и соединены, рабочее движение выполняют
руки, а ноги остаются выпрямленными и
расслабленными. Затем, когда руки производят
первую половину подготовительного движения
(подводятся под грудь) ноги подтягиваются.
После этого руки выполняют вторую часть
подготовительного движения (выносятся
вперед). Одновременно с этим ноги совершают
рабочее движение (толчок), которое заканчивается
несколько позже момента выпрямления
рук. После непродолжительного скольжения
цикл движений повторяется.
Методы обучения плаванию
Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательности и активности, систематичности, наглядности и доступности.
При обучении плаванию применяются три основных группы методов - словесные, наглядные, практические). Используя объяснение, рассказ давая указания, оценку действии и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, - помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше - до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох - «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...»Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.
Все
задания на уроке выполняются
под команду; она подается коротко,
в приказном тоне. Команды определяют
начало и окончание движения, исходные
положения при выполнении заданий,
место и направление для
Как
известно, учебные варианты упражнений
для изучения техники плавания значительно
отличаются от техники плавания в
совершенном, мастерском исполнении. Поэтому,
чтобы добиться нужных движений' при
начальном обучении плаванию, инструктору
приходится давать порой неточные с
точки зрения высокого технического
мастерства объяснения. Результат этих
неверных на первый взгляд пояснений -
наименьшее число ошибок и быстрое освоение
учебного варианта техники плавания. Например,
объясняя движения ногами и руками кролем,
инструктор говорит: «Ноги и руки должны;
быть прямые и напряженные, как палки».
Конечно, ноги и руки невозможно, да и не
нужно держать таким образом: во время
плавания они, встречая сопротивление
воды, будут сгибаться настолько, насколько
нужно для правильного гребка. Подобная
ориентировка позволяет; избежать типичной
ошибки для всех начинающих - излишнего
сгибания ног и рук.К наглядным методам
относятся показ упражнений и техники
плавания, учебных наглядных пособий,
кинофильмов, а также применение жестикуляции.
Наряду с образным объяснением наглядное
восприятие помогает понять сущность
движения, что способствует быстрому и
прочному его освоению. Особенно велика
роль наглядного восприятия при обучении
детей. Сильно в выраженная склонность
к подражанию, особенно у младших школьников,
делает наглядность наиболее эффективной
формой обучения движениям в целостном
виде, так и с разделением движения на
части (замедленным его выполнением, остановками
в главных фазах). Гребок рукой в кроле,
к примеру, изучается с остановкой руки
в трех основных фазах гребка. Во время
остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать
мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением
техники плавания по частям увлекаться
не нужно. Как только занимающиеся получили
представление о способе плавания в целом,
они должны как можно больше плавать. Учебные
варианты техники на суше демонстрирует
инструктор, в воде - занимающиеся, у которых
лучше получается данное упражнение. Показ
осуществляется не только до начала занятия
(на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки; 2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.
Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество Разучивание в целом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.
Заключение
Таким образом при обучении плаванию решаются следующие основные задачи: - укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
-
ознакомление с правилами
Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.
При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.
Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ