Методика обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

В своем реферате автор рассмотрела методику обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

1. Выполнение  удара после собственного подбрасывания  мяча в различных зонах. Направление  атаки тренер указывает до  прыжка, в момент прыжка, в момент  замаха и т. д.

2. То же, но  после передачи мяча игроком  зоны 3. Сигнал для направления  атаки подается действием вспомогательного  игрока, имитирующего постановку  блока. В зону 3 мяч направляют  из зон 4, 6, 2, 5 и 1. 
3. Нападающие располагаются в зонах 4 и 3. Передачу выполняют из зоны 2. Нападающий удар выполняют против одиночного блока. В зону 2 мяч направляется из зон 3, 6, 4, 5 и 1.

4. Нападающие  располагаются в зонах 4, 3 и  2. Игрок зоны 2 выходит на мяч  и выполняет передачу назад  за голову, где и совершенствует  удар игрок зоны 3 после забегания  за спину партнера. Игрок зоны 4 имитирует атаку. В зону 4 мяч  направляется из зон 4, 6, 5.

Дальнейшее  совершенствование атаки проводится против блока с разнохарактерных передач. Индивидуальную тактику нападения  совершенствуют, развивая умение применять  в игре различные по способу и  характеру выполнения нападающие удары.

В учебных  играх необходимо давать игрокам  конкретные задания по выполнению нападающих ударов, обязательно контролируя  их качество, поощряя творческое, инициативное их применение.

Ошибки при выполнении нападающего  удара:

1. Несвоевременный  и неправильный разбег (направление,  ритм и темп). 
2. Большая глубина приседа и медленное отталкивание.

3. Несвоевременная  и неправильная работа руки  и туловища при замахе. 
4. Недостаточная сила удара, удары согнутой рукой.

Первая  группа ошибок возникает из-за невнимательного  наблюдения за второй передачей, плохой позиции для удара, отсутствием  нарастающей скорости в разбеге, особенно при последнем шаге перед  отталкиванием.

Такие ошибки исправляют, основываясь на индивидуальных особенностях игроков, для которых  определяется оптимальная длина  и скорость разбега. Целесообразно  в упражнениях применять звуковые сигналы, определяющие начало и конец  разбега. Для более опытных игроков  вводят зрительные ориентиры (определенное положение мяча в момент передачи на удар).

Ошибки  при отталкивании чаще всего связаны  с недостаточной скоростно-силовой  подготовленностью мышц ног, а также  с чрезмерно глубоким подседом в  момент толчка. Исправляют их с помощью  различных прыжковых упражнений в приседании в разном темпе (на месте, со скачками, с напрыгиванием на предметы, многоскоки и т. д.).

Преждевременный замах и ошибки в работе руки и  туловища помогают исправить упражнения для развития ловкости и гибкости в безопорном положении. Хорошего эффекта  достигают, используя для этого  набивные мячи.

Ошибки в ударном движении, вызывающие ослабление нападающего удара, чаще всего возникают из-за неполного выпрямления бьющей руки и неактивной работы кисти в конечной фазе удара. Исправляют их, используя расчлененный метод, а ударное движение без прыжка — на вспомогательных приспособлениях (подвесной мяч, мяч на амортизаторе, мяч на держателе); далее работают над ударами у стены и через сетку. Большим подспорьем могут быть упражнения в метании теннисных и малых набивных мячей через сетку.

Обучение блокированию. Начинают его с освоения техники одиночного блока. Занимающиеся овладевают быстрыми перемещениями вдоль сетки, прыжками, выносом и постановкой рук при неподвижном блоке.

Параллельно с этим обучают основам индивидуальной тактики: умению предугадывать направление  передачи на удар, правильно выбирать место, своевременно выполнять прыжок и постановку рук.

С этой целью можно использовать следующие упражнения: 
1. Перемещения приставным шагом вдоль сетки с имитацией блока. 
2. То же, но с блокированием неподвижного мяча с переносом рук над сеткой. 
3. Блокирование передач мяча через сетку в заранее обусловленном направлении. 
4. Блокирование прямого нападающего удара в заданном направлении с высоких, средних и укороченных передач в различных зонах. 
5. Блокирование нападающих ударов в зоне 3 с различных передач.

Дальнейшее совершенствование  одиночного блока обычно связывают с приобретением игроком умения смещать руки и закрывать истинное направление удара. Подвижной блок требует более высокого уровня индивидуальной тактической подготовленности. Окончательно закрепляют прием в специальных упражнениях, максимально приближенных к игровым условиям, в двусторонних играх и соревнованиях.

Ошибки  при выполнении блокирования:

1. Неправильное  исходное положение и несвоевременный  прыжок. 
2. Недостаточная высота и ошибка в направлении прыжка блокирующего. 
3. Плохая ориентировка в безопорном положении и отсутствие умения закрыть основное направление атаки.

Слабая  подвижность блокирующего и запоздалая реакция на действия противника приводят к ошибкам в выборе места и  в исходной позиции перед прыжком. Исправление указанных недостатков  требует систематической работы и соответствующего подбора упражнений.

Тренер  должен добиваться от игроков сосредоточенности  и умения быстро анализировать игровую  ситуацию с учетом индивидуальных особенностей нападающего, характера передачи на удар и зоны, где осуществляется атака.

Методика  исправления ошибок второй группы связана  с техникой прыжка и постановкой  рук блокирующего. Она в свою очередь  зависит от исходного положения  перед отталкиванием и активной работы рук, туловища и ног. Стойка на прямых ногах и выпрямленное туловище значительно снижают высоту прыжка и качество постановки рук.

 

 

Глава 2. Методика обучения технике и тактике  игры в баскетбол

Баскетбол — спортивная игра, вошедшая в число  самых распространенных игр, используемых как для массовой физкультурно-оздоровительной  работы, так и для достижения высот  спортивного мастерства.

Суть  ее состоит в том, что игроки двух противодействующих команд, перемещаясь  по размеченной площадке со специально оборудованными щитами, стремятся овладеть мячом и забросить его в  корзину противника. Нападая, партнеры взаимодействуют с помощью передач  и ведения мяча; защищаясь, используют разнообразные способы его отбора. Силовое воздействие запрещено, все приемы с мячом выполняют  руками.

Обучение игре начинается с создания общего представления с помощью словесных и наглядных методов. Рассказ о сущности игры дополняет объяснение основных ее правил и подкрепляет демонстрация кинофильма с участием высококвалифицированных баскетболистов, а также просмотр соревновательной или учебной игры.

При овладении  техникой игры главная задача —  усвоение общей структуры приемов  в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а  также развитию меткости, связанной  с попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется целостный  метод обучения с применением  большого числа подводящих упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом. Здесь помогают специальные  упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании  с работой ног.

Одновременно  самое серьезное внимание уделяют  развитию способностей, связанных с  тактическим мышлением, а также  обучению индивидуальным тактическим  действиям, относящимся к изученным  техническим приемам. Главное здесь — строгая последовательность и системность в обучении технико-тактическим приемам с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов, системы подводящих упражнений и широкого арсенала подготовительных игр.

Для непосредственного  подведения к коллективным действиям  в нападении и привития навыков  опекать определенного противника в защите используют такие игры, как «Борьба за мяч», «Защита крепости», «Защита капитана», «Мяч капитану», «Зонный баскетбол», «Массовый баскетбол». В этих играх реализуются присущие баскетболу правила передвижений с  мячом, условия противоборства, правила  отбора мяча, территориальные особенности  действий. Главное при этом —  привитие умения сочетать свои действия с действиями партнеров.

Мастерство  баскетболистов в конечном счете  определяется уровнем коллективного  тактического мастерства, базирующегося  на высокоразвитом тактическом мышлении игроков и их умении эффективно взаимодействовать. В процессе развития тактического мышления и овладения коллективными взаимодействиями решаются следующие задачи:

1. Овладение  теоретическими основами тактических  действий. 
2. Совершенствование тактического мышления и развитие творческих способностей. 
3. Овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. 
4. Развитие умения изменять общепринятые варианты действия применительно к возможностям отдельных игроков и команды в целом.

Эти задачи решают в два этапа. На первом этапе  развивают способности, связанные  с тактическим мышлением, изучают  общие основы тактики, индивидуальные, групповые и командные взаимодействия. На втором этапе решают более сложные  задачи — совершенствуют быстроту и гибкость тактического мышления, формируют способность к анализу  собственных действий и действий противника, овладевают на практике сложными тактическими вариантами игры.

Изолированно  изучают отдельные элементы тактики, которые затем закрепляют в подготовительных и учебных играх, далее осваивают  более сложные взаимодействия, которые  снова закрепляют в игре. При занятиях с детьми, в подготовительных и  младших группах, овладение основами тактики ведется в процессе подвижных, подготовительных и упрощенных учебных  игр. Во всех тактических упражнениях  обязательно наличие защитника, действующего по специальным заданиям.

Изучение  тактики игры начинается с овладения  основами индивидуальных действий в  нападении и несколько позднее  — в защите. Знакомятся с ними при характеристике ситуации, в которой  целесообразен тот или иной прием. Каждую систему изучают в такой  последовательности:

1. Знакомство  с сущностью овладеваемой системы  и ее основными вариантами. 
2. Изучение индивидуальных тактических действий, характерных для конкретного варианта.

3. Овладение  групповыми взаимодействиями.

4. Овладение  командными взаимодействиями. 

Усложняют условия на каждом из указанных этапов, выполняя взаимодействия таким образом:

— в замедленном  темпе с пассивной защитой  по заданию;

— в темпе, характерном для соревновательной игры;

— с.активным сопротивлением по заданию и с  разнохарактерными заверениями  согласно ситуациям;

— тренировкой  при произвольном активном сопротивлении;

— закреплением в учебных играх по заданиям (с  уменьшенными составами, на половине площадки, после определенных действий противника ит. д.).

Овладение основами техники и тактики игры предполагает освоение приемов нападения. Прежде всего создают фундамент  техники — изучают работу ног (стойка, бег, прыжки, стартовые ускорения, остановки, повороты и сочетания  этих приемов). Одновременно изучают  основные приемы владения мячом — ловлю мяча двумя руками, передачи двумя руками от груди и одной рукой от плеча, передачи мяча снизу, броски в корзину с места двумя руками от груди и сверху, одной рукой с места и в движении от плеча, двумя руками и одной снизу, высокое ведение по прямой, с изменением направлений, темпа и с переводами перед собой, финты без мяча и с мячом в опорном положении, основной способ броска в прыжке, а также различные сочетания этих приемов.

Первоначально необходимо овладеть стойкой баскетболиста. Внимание здесь уделяют постановке стоп, распределению тяжести тела и сгибанию ног. Основная ошибка —  выпрямленные ноги, поднятый таз и  одновременно чрезмерный наклон туловища.

Одновременно  со стойкой изучают технику бега. Вначале бег на полной стопе в  различном темпе по прямой, по другу, диагоналям и т. п. Обращают внимание на мягкую постановку стопы перекатом  с пятки на носок, рационально  согнутые ноги, на положение туловища и работу рук. Затем осваивают  бег с носка при ускорениях — акцентируют постановку стопы  ударным движением на переднюю часть  ее, больший наклон туловища, активную работу рук. Особо важно овладение  техникой бега с использованием «двух  шагов».

Обучение  прыжкам происходит в такой последовательности. Первыми изучают прыжки толчком  одной ногой. Главное при этом — опережение толчковой ногой  линии туловища, постановка стопы  перекатом, отталкивание точно вверх. Прыжки толчком двумя ногами изучают  вначале с места, затем с разбега. Основное внимание уделяют исходному  положению ног перед толчком  — при постановке на площадку после  разбега они должны опережать  туловище с таким расчетом, чтобы  в момент отталкивания плечи находились над опорой.

Изучению  остановок следует уделять особое внимание ввиду их чрезмерной важности для маневренности передвижений. Первой изучают остановку шагом. Основное внимание обращают на первый, стопорящий шаг и последующее погашение инерции продвижения вперед мягким сгибанием опорной ноги, постановкой впереди нее маховой и равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. При обучении остановке прыжком главное — экономичность прыжка и вынос ног вперед, опережающий туловище, перед касанием пола. Особенно важно овладеть остановками при действиях с мячом. Главное здесь — остановка после ловли мяча и сохранение равновесия при принятии стойки, обеспечивающего возможность эффективных последующих действий.

Информация о работе Методика обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис