Методика обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

В своем реферате автор рассмотрела методику обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

Освоив  остановки, занимающиеся начинают изучать  вышагивания и повороты. Основное внимание здесь уделяют удержанию  тяжести тела на передней части стопы  согнутой опорной ноги при постоянном контакте ее с площадкой и свободному маневрированию маховой но¬гой. Последовательно  изучают вышагивания, повороты на стоящей  сзади ноге, повороты на стоящей  впереди ноге. Вначале выполняют  приемы без мяча на месте и после  остановок, завершающих ходьбу и  бег, затем совершенствуют их в сочетании  с ловлей, передачей и другими  приемами с мячом.

При изучении техники работы ног необходимо использовать комплексные упражнения, включающие разнохарактерные приемы.

Обучение ловле мяча. Здесь прежде всего необходимо, чтобы занимающиеся усвоили правильное положение кистей и пальцев для надежного захватывания мяча, овладели движением рук в целом и свободным маневрированием ими с мячом. Основные ошибки — широко расставленные руки, выпрямленные вперед пальцы, касание мяча всей ладонью. Для предупреждения их преподаватель поочередно вкладывает занимающимся мяч в выпрямленные навстречу руки, следя за раскрытием в сторону мяча, не широко расставленными кистями и правильным положением пальцев, за мягким сгибанием рук после касания мяча и свободным маневрированием руками с мячом.

Сам прием  начинают осваивать с ловли двумя  руками на средней высоте (на уровне груди). Выполняют ловлю мяча на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны. Дальше овладевают ловлей в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч. Затем разучивают ловлю мяча при встречном движении. Она сочетается с остановкой, а затем с использованием техники «двух шагов». Передачи мяча при этом должны быть мягкими и точными.

Совершенствуют  прием, усложняя упражнения сочетанием с жонглированием одним и двумя  мячами, усложненной работой ног, максимальной скоростью при ловле  нескольких мячей, сочетанием с максимальным темпом передвижения, безопорным положением, противодействием, специальным инвентарем.

Обучение  передачам мяча. При освоении этих приемов занимающиеся должны добиться безупречного владения всеми способами  передач, быстроты и точности их выполнения, скрытности направления и момента  выпуска мяча, высокой стабильности выполнения при утомлении и при  жестком противодействии.

Изучают передачи мяча с первых занятой в  следующей последовательности: двумя  руками от груди и одной рукой  от плеча; двумя руками сверху; двумя  руками и одной снизу; одной рукой  сверху; скрытые и кистевые передачи. Усложняют обучение в следующем  порядке: передача мяча на месте, после  предварительного движения, остановки, поворотов; в процессе разнохарактерных передвижений и ведения мяча; передача в безопорных положениях. На всех этапах предусматривается последовательное подключение защитников и активизация  их противодействия.

Занимающиеся  должны научиться выполнять ловлю  и передачу без подпрыгиваний  и пробежек и рассчитывать силу передачи «двумя шагами» с мячом в руках. При освоении передач в прыжке главное —научиться выпускать мяч  в различных точках полета и использовать рациональный для ситуации способ. Основные ошибки при изучении большинства  передач — отведение локтей в стороны и вращение кистями с мячом при замахе, неполное разгибание рук в локтевых суставах и неактивная работа кисти при выпуске мяча. Условия выполнения усложняют работой ног по специальным заданиям, различными сочетаниями передач с другими приемами, соревнованием на точность и быстроту, введением противодействия, использованием подвижных игр.

Обучение броскам мяча в корзину. Главная цель здесь — достижение высокой точности и стабильности попаданий в корзину. Она предусматривает: овладение всеми способами бросков; приобретение умения варьировать ими применительно к игровым позициям и характеру сопротивления; достижение совершенства в способах, соответствующих выполняемым игроком функций; овладение «скорострельностью»; выработку умения сочетать игровые действия с высокой результативностью завершающего их броска.

Броски  в корзину изучают в следующей  последовательности: двумя руками от груди и сверху с места; одной  рукой с места и одной рукой  от плеча в движении; двумя руками и одной снизу в движении; в  прыжке; прямой рукой сверху («крюк»); броски-добавки и сверху вниз.

Приступая к обучению броскам, необходимо ознакомить занимающихся с правильной траекторией  полета мяча и с принципами прицеливания при различных бросках — под  углом 45°, перпендикулярно к шиту, продольно. Вначале с помощью  подводящих упражнений обучают движениям  руки, кисти и ног. Особое внимание при работе кисти обращают на завершающий  контакт большого, безымянного и  указательного пальцев при выпуске  мяча. В процессе совершенствования  техники приема внимание заостряют  на выборе момента для осуществления  броска и развивают точность и  быстроту его реализации. Применяют  уменьшенные ориентиры для прицеливания, ограничивают время на выполнение бросков, изменяют позиции и условия их, варьируют специальные задания, определяющие характер противодействия.

При овладении  броском двумя руками от груди  и двумя руками сверху игроки должны освоить выполнение с высоким  положением мяча в моменты замаха и выпуска. При броске одной рукой  с места следует уделять внимание постановке ног (одноименная бросающей  руке нога впереди), правильному положению  плеча, предплечья и кисти по отношению  к мячу и корзине (локоть направлен, а кисть развернута в ее направлении), разгибанию руки преимущественно вверх, завершающему движению кисти и направлению  мяча в цель через большой, безымянный и в последний момент указательный палец. 

При изучении броска одной рукой от плеча в  движении сложно освоить сочетание  «двух шагов» с мячом в руках  и последующего прыжка с завершающим  движением бросающей руки. Здесь  необходимо овладеть следующими упражнениями: ловля мяча во время первого удлиненного  шага ногой, одноименной бросающей  руке; выполнение второго стопорящего  шага другой ногой; отталкивание вверх  ногой, делающей второй шаг, и выносом  руки с мячом к корзине во время  прыжка завершающим движением руки в локтевом суставе и направляющим движением кисти и пальцев  в высшей точке полета; приземление  на толчковую ногу без продвижения  вперед.

Обучение  броску в прыжке — важный этап подготовки баскетболистов. Основное внимание следует  уделять постановке ног перед  отталкиванием, правильному выносу мяча в исходное положение перед  броском, точному положению бросающей  руки перед выпуском мяча, завершающему движению разгибанием руки в локтевом суставе и направляющему движению кисти и пальцев, выпуску мяча в высшей точке полета, управлению телом в полете и положению  руки после завершения контакта с  мячом.

Очень важно  освоить исходное положение бросающей  руки перед выпуском мяча (удержание  мяча выше головы, локоть направлен  точно к корзине и кисть  с мячом, расположенная над плечом, развернута к ней). Главные ошибки — отведение локтя в сторону  и расположение мяча на всей ладони, а не на передней части ее и пальцах. Когда это освоено, отрабатывают активное разгибание руки в локтевом суставе и сгибание кисти с выпуском мяча через указательный палец. Одновременно изучают и положение поддерживающей мяч руки. Далее все это сочетают с выносом рук в исходное положение после ловли мяча от стены, пола, партнера — вначале без прыжка, затем в сочетании с прыжком. Важно совершенствование броска после передвижений; при этом внимание переключают на работу ног перед отталкиванием.

Обучение ведению мяча. Игроки должны освоить управление мячом без зрительного контроля, равноценно владеть правой и левой рукой, приобрести навыки асинхронно действовать ведущей рукой и ногами, овладеть разновидностями приемов ведения — высоким и низким ведением, ведением с изменением направления и темпа, с переводами. Овладение этими умениями необходимо сочетать с развитием способности ориентироваться при ведении мяча, оценивать ситуации и принимать решения. Поэтому с самого качала обучения приему и в процессе совершенствования его необходимо исключать зрительный контроль мяча.

На начальном  этапе изучают ведение на месте  и при прямолинейном движении. Основные ошибки здесь: неправильная стойка — прямые ноги, наклоненное туловище и опущенная к мячу голова; расслабленная  кисть с сомкнутыми пальцами, «шлепающая»  по мячу; неактивная работа руки в локтевом суставе. Поэтому все внимание следует  сосредоточить на положении пальцев  и закрепленной кисти на мяче, на резком силовом движении руки в локтевом суставе, на согнутом положении ног, прямом туловише и на взгляде, устремленном вперед.

Вначале используют подготовительные упражнения с одноразовыми ударами мяча в  стену и в пол активным разгибанием  предплечья. Затем эти приемы сочетают с принятием стойки и с передвижением  приставными шагами вперед-назад, вправо-влево. После этого применяют многоразовые удары в пол правой и левой  рукой стоя на месте, при беге на месте, с небольшими перемещениями в разные стороны. И наконец, выполняют передвижение с ведением мяча по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов мячом в пол при передвижении в зависимости от характера и темпа его. Далее внимание уделяют переходу на ведение мяча после ловли его в движении. Главное при этом — сочетание работы ног и своевременного удара мяча в пол без пробежек и замедления скорости бега. Одновременно изучают ведение по дугам и кругам, а также переводы мяча перед собой. Основное внимание уделяют работе кисти, месту удара мяча в пол и сочетают их с движением ног.

Совершенствуют  ведение мяча, создавая условия, исключающие  возможность зрительного контроля за мячом, выполняя приемы на максимальных скоростях, затрудняя передвижения различными препятствиями, применяя агрессивное  и превосходящее по числу защитников противодействие, специальный инвентарь, усложняющий ведение.

Обучение финтам. Здесь важно научить игроков выполнять отвлекающее движение достаточно правдоподобно и соединять финт и основной прием в единое действие. Каждый вариант приема изучают после того, как применяемый в этом качестве прием хорошо усвоен. Обучение финтам предполагает наличие защитников, действующих строго по заданию. Первыми изучают финты без мяча. Главное здесь — сохранение равновесия и быстрый старт после финта. Финты с мячом осваивают вначале на месте. Первыми изучают финты имитацией передачи и броска с места, где отрабатывают свободное и экономичное маневрирование руками.

Овладение финтом-имитацией прохода с мячом  — следующий важный этап. Игроки должны приобрести умение удерживать тяжесть тела на опорной ноге и  свободно маневрировать маховой  ногой, не теряя равновесия.

Обучение индивидуальным тактическим  действиям в нападении.

Осуществляют  его одновременно с изучением  соответствующих приемов техники. Первоочередная задача — формирование умения анализировать ситуации и выбирать соответствующие каждому игровому моменту действия и способы их реализации.

Индивидуальные  тактические действия в нападении  изучают в следующей последовательности: без мяча — выбор места и  освобождение от защитников; с мячом  — рациональное использование ловли  и передач мяча, ведения, бросков  мяча в корзину, финтов и сочетаний  приемов.

Изучая  выбор места и действия для  освобождения от защитника, игроки должны овладеть умением изменять позицию  в отношении своего защитника, определять наиболее эффективные направления, способ, интенсивность и момент передвижения, соотносить передвижения с позициями  партнеров. При овладении действиями с мячом занимающиеся прежде всего  учатся быстро выбирать рациональные приемы и своевременно изменять их в зависимости от ситуации.

В упражнениях  точно моделируют ситуации для применения одного приема, а затем нескольких. С этой целью партнерам, оказывающим  в упражнениях сопротивление, предлагают постепенно усложняющиеся задания.

Обучение приемам техники и  индивидуальным защитным действиям. Начинают его после того, как игроки овладели теми приемами нападения, против которых они направлены. Обучение начинают со знакомства со стойкой защитника, способами его передвижения и тактического использования этих приемов в разных ситуациях. Далее игроки изучают приемы и действия при отборе мяча — при вырываний, выбивании, перехватывании и накрывании, а также использование их в качестве финтов.

Обучение стойке и передвижениям  защитника и совершенствование  их. Здесь внимание следует уделять изменению положений ног в стойке, передвижениям приставными шагами и спиной вперед. Одновременно игроки изучают положения и движения рук в защитной стойке применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет. В упражнениях при опеке нападающего без мяча акцентируют закрывание руками возможного направления выхода и ловли мяча. При опеке игрока с мячом главное внимание обращают на одновременное закрывание мяча и стороны наиболее вероятного прохода.

Обучение приемам овладения  мячом. Его начинают с освоения вырывания мяча. Обучая вырыванию, необходимо прежде всего обращать особое внимание на устойчивую стойку и недопустимость ненадежного захвата мяча. Далее совершенствуют быстроту захвата и резкое движение руками стоя на месте и с предварительным сближением с нападающим.

Изучать выбивания мяча начинают с овладения  выбиванием его из рук нападающего, стоящего на месте, а затем — выполняющего с ним «два шага» и прыжок. В  обоих случаях осваивают короткое, быстрое движение руки, а также  выбор момента, способа и силы выполнения приема.

Затем осваивают  выбивание при ведении мяча. Первоначально  овладевают сближением с нападающим подстраиванием к темпу его действий, положением ног при касании мяча, а затем быстрым движением  руки и последующим рывком к мячу.

Перехватывание  мяча изучают в следующей последовательности: при поперечной передаче с выходом  вперед и в стороны; при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока. Главное при этом — научиться  занимать эффективную позицию и  определять момент для начала рывка, быстро выполнять рывок и движение руками, выработать цепкость при захвате  мяча.

Информация о работе Методика обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис