Методика обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

В своем реферате автор рассмотрела методику обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 108.71 Кб (Скачать файл)

Особое  значение для совершенствования  индивидуальных действий в нападении  и защите имеют упражнения, в которых  идет соревнование между защитником и нападающим в применении обусловленных  приемов в специально моделируемых ситуациях, а также учебные игры «один на один», в одну корзину.

Обучение  групповым и командным тактическим  действиям. Это наиболее сложный  и длительный этап подготовки баскетболистов. Основная цель его — достижение четкой согласованности в действиях игроков, подчиненных конкретному варианту командной игры.

Изучение  командных взаимодействий начинается с одной из систем нападения; затем овладевают одной из систем защиты и т. д. В дальнейшем основные системы нападения и защиты совершенствуют параллельно.

При изучении системы нападения целесообразна такая последовательность овладения вариантами командных взаимодействий: 
I этап — быстрый прорыв игроками первого эшелона с взаимодействиями по центру площадки; позиционное нападение с одним центровым игроком; 
II этап — быстрый прорыв игроками первого эшелона с взаимодействиями вдоль боковой линии; позиционное нападение с двумя центровыми игроками; 
III этап — эшелонированный быстрый прорыв; комбинационное позиционное нападение.

Поэтапное овладение командными действиями в  нападении ведется в процессе последовательного изучения групповых  взаимодействий, единых для обеих  тактических систем Различие состоит  лишь в характере их реализации —  площади перемещения, быстроты и  частоты повторения в одной атаке, характера сопротивления защитников.

Последовательность  изучения основных групповых действий такова: взаимодействия в условиях превосходства нападающих над защитниками  — двух нападающих против одного защитника («отдал и вышел»); трех нападающих против двух защитников (в треугольнике); взаимодействия двух и трех при равенстве соперников — с встречным передвижением, со скрестными выходами, с одиночными заслонами (пассивными и активными), с групповыми заслонами (сдвоенными и повторными).

Обучение системе быстрого прорыва  и совершенствование ее. Главные задачи:

1. Овладение  теоретическими знаниями. 

2. Развитие  быстроты ориентировки и быстроты  мыслительных операций при работе  на специальных тренажерах в  процессе специальных упражнений  и игр. 

3. Совершенствование  быстроты стартовой и дистанционной  скорости во взаимосвязи с  выполнением технике-тактических  приемов. 

4. Овладение  основными разновидностями взаимодействий  и вариантами системы. 

5. Приобретение  навыка переключаться на быстрый  прорыв в любых ситуациях и  варьировать варианты взаимодействий  в процессе развития атаки. 

6. Воспитание  психологической настроенности  на быстрый прорыв и готовности  к риску при реализации взаимодействий.

При овладении  любой разновидностью быстрого прорыва  первой изучают фазу развития, затем  фазу завершения и в последнюю  очередь — наиболее сложную начальную  фазу. Взаимодействия игроков в начале обучения ведутся с места в  обусловленной расстановке после  получения мяча от одного из партнеров. Далее прорыв организуют после ловли  мяча от щита определенным, а затем  любым игроком, после перехватов, борьбы за мяч, отскочивший от щита и, наконец, с переключением от защитных действий к атаке быстрым прорывом в специальных упражнениях и  играх. 
Особенно важно при изучении взаимодействий при быстром прорыве — строго последовательное усложнение сопротивления. Первоначально действия выполняют без противодействия и с неподвижными защитниками; затем с сопротивлением защитников, действующих пассивно и активно на ограниченном участке, а далее — действующих в той же последовательности на всем пути передвижения. Обязательное условие при обучении — специальное моделирование действий защитников применительно к конкретному варианту взаимодействий, т. е. сопротивление по специальным заданиям.

Противодействие защитников вначале включают только в отдельных фазах — в фазе развития, затем в завершающей  и, наконец, в начальной фазе. Первостепенное значение для совершенствования  начальной фазы быстрого прорыва  наряду с обусловленным сопротивлением имеют упражнения и специальные  игры с внезапными переключениями от защитных действий к нападающим. Для  этого используют упражнения в перехватывании мяча с переходом в быстрый  прорыв, «пятнашки» с мячом —  запятнав убегающего, партнеры организуют прорыв, игры 2x2, 3x3 в одну корзину  с выполнением быстрого прорыва  в противоположную сторону после  ловли мяча от щита, после отбора у противника, после неожиданного сигнала.

Обучение системе позиционного нападения и совершенствование  ее. Овладение начинается с теоретического разбора системы и действий игроков на каждой позиции. После этого используют упражнения и подвижные игры, приучающие игроков к согласованной смене позиций. При этом вначале применяют взаимодействия двух партнеров с передачей мяча — «отдал и вышел» и взаимодействия при встречном передвижении, далее — взаимодействия трех игроков — скрестный выход, «малая восьмерка». После этого игроки изучают смену позиций при использовании простых (одиночных) и сложных (повторных и сдвоенных) заслонов. При освоении всех взаимодействий на первом этапе обязательно поочередное выполнение их разными звеньями команды, а затем одновременное изменение позиций игроками, действующими с мячом и без мяча.

Разновидности позиционного нападения изучают  в следующей последовательности:

I этап —  позиционное нападение через  одного центрового игрока: взаимодействия  с центровым, располагающимся  перед линией штрафного броска; взаимодействия с центровым, располагающимся  сбоку области штрафного броска;

II этап —  позиционное нападение через  двух центровых игроков: взаимодействия  с двумя центровыми игроками, располагающимися на разных позициях; взаимодействия с двумя центровыми игроками, располагающимися в одной позиции;

III этап —  комбинационное позиционное нападение:  взаимодействия с последовательным  использованием группами игроков  комбинаций; взаимодействия с одновременным  участием в комбинациях всех  пяти игроков команды.

При изучении нападения через центровых игроков  в первую очередь необходимо овладеть взаимодействиями с ним одного партнера, а затем — двух и трех. Первоначально  все игроки действуют и в роли центровых, и в роли их партнеров. Исполняющие функции центрового вначале выводят взаимодействующих  с ними игроков на завершающий  бросок с помощью передач мяча, каждый раз активно участвуя в  ловле его от щита (независимо от попадания в корзину). Далее завершающие  броски выполняет сам центровой  — после первой передачи от партнера, затем после обратной передачи от него, предварительно возвратя ему  мяч.

Взаимодействия с центровым, располагающимся  перед линией штрафного броска изучают в следующей последовательности: взаимодействия игрока задней линии с центровым — «отдал и вышел»; те же действия нападающего с центровым; взаимодействия двух игроков задней линии — скрестные выходы с различными вариантами завершений; взаимодействия нападающего и игрока задней линии, располагающихся на одной стороне площадки; взаимодействия с постановкой заслонов: до передачи мяча центровому, после передачи мяча ему, с использованием центрового в качестве заслона.

Овладевают системами защиты в следующей последовательности: 
I этап — концентрированная и рассредоточенная личная защита; 
II этап — концентрированная и рассредоточенная зонная защита; 
III этап — личный прессинг и смешанная защита;

IV этап —  зонный прессинг.

 

Обучение системе личной защиты и совершенствование ее.

Главная задача здесь — выработать навык  непрерывно активно контролировать действия своего подопечного, не выпуская при этом из поля зрения перемещения  мяча и других нападающих.

Практическое  освоение системы предполагает воспитание заинтересованности в защитных действиях, развитие волевых качеств, связанных  с приобретением навыка непрерывного следования и ведения борьбы со своим  подопечным, проявление решительности  в отборе мяча. С этой целью применяют  подвижные игры и упражнения типа «нападающий — защитник», результат  в которых полностью или частично оценивается по эффективности защитных действий.

Первым  изучают вариант концентрированной  личной защиты, далее — рассредоточенную защиту. К изучению личного прессинга  приступают в последнюю очередь, когда достигнут высокий уровень  физической, технико-тактической и  волевой подготовленности. Изучение каждого варианта начинается с совершенствования  характерных для него индивидуальных действий. Упражнения отличаются расположением  защитников по отношению к подопечным и мячу, степенью их активности и  площадью, на которой выполняются  действия.

Обучение личному прессингу — это наиболее важный и трудный этап работы над защитными действиями. Степень владения этой защитой определяет эффективность освоения более сложных систем. Главное здесь — выработка навыков мгновенно ориентироваться после потери мяча, незамедлительно начиная опеку своих противников, вплотную опекать их независимо от владения мячом и удаленности от защищаемой корзины, постоянно предпринимать попытки отбора мяча.

Основы  личного прессинга закладываются  в процессе последовательной активизации  в упражнениях индивидуальных действий за-щитников, прежде всего — действий против игроков без мяча. Используется длительное время сближенная с нападающим дистанция при большом диапазоне перемещений; частые попытки применения перехватываний и отбора мяча в процессе передвижения в высоком темпе; противодействие и отбор мяча при расположении между мячом и подопечным игроком. Главенствующее значение приобретают упражнения в противоборстве защитников и нападающих — один на один, два на два, три на три.

Обучение зонной защите и совершенствование  ее. Основное внимание при освоении данной системы уделяют овладению умением согласовывать свои передвижения с партнерами в зависимости от перемещений нападающих, переключаться на противодействие разным противникам, входящим в опекаемую зону, подстраховывать наиболее опасные места и противников в смежных зонах и подключаться к групповой атаке нападающих с мячом, вести групповую борьбу за отскок мяча от щита с последующей организацией быстрого прорыва. Первоначально изучают концентрированную зону, затем рассредоточенную и, наконец, наиболее сложный вид защитных действий — зонный прессинг.

При изучении концентрированной зоны первыми  осваивают расстановки 2—1—2, 2—З, 1—3—1. В< индивидуальных действиях главный  акцент делают на быстрое возвращение  к щиту и занятие отведенной позиции, своевременный выход на игрока с  мячом, «отсекание» нападающего, находящегося в отведенной зоне, от щита при неудачном  броске и готовность к участию  в быстром прорыве. В групповых  действиях основное внимание уделяют  подстраховке наиболее опасных участков зоны, групповой атаке игрока с  мячом и организации борьбы за отскок мяла.

При овладении  рассредоточенной зоной основное внимание уделяют действиям игроков первой линии, атакующих противника, продвигающегося  с мячом. Одновременно изучают согласованное  возвращение защитников второй линии  к щиту с противодействием бегущим  в прорыв и попытками перехватов передач, направленных им.

 

 

Глава 3. Методика обучения технике и тактике  игры в настольный теннис

Настольный  теннис — спортивная игра, в которой  могут принимать участие двое (одиночная игра) или четверо (парная и смешанная игра) спортсменов.

Игра  проводится на специальном столе  шириной 274x152,5 см и высотой 76 см. Посередине стол разделен сеткой, высота которой 15,25 см. Соперники поочередно отбивают ракетками целлулоидный мяч. Проигравшим  очко считается тот, кто первым пошлет мяч в сетку или за пределы  стола.

Встречи проводятся из трех или пяти партий. Победа в партии присуждается тому, кто наберет 21 очко и имеет перевес  в 2 очка.

Тактика игры заключается в целесообразном применении различных приемов в  зависимости от своих возможностей и возможностей соперника.

С тактической  точки зрения все удары можно  условно разделить на промежуточные, атакующие (подготовительные и завершающие) и защитные (активные и пассивные). Преимущественное использование определенных ударов создает стиль игры, который  классифицируют как атакующий, разносторонний (основанный на атаке), защитный, разносторонний (основанный на защите).

Исходя  из перечисленных определений, рассмотрим наиболее простые варианты тактических  моделей игры.

Тактика игры атакующего против защитника. Прежде всего следует определить наиболее уязвимые места защиты соперника  и помнить, что вблизи стола защитники  хорошо защищаются слева, а вдали  справа; наиболее трудны для приема удары по центру стола и по коротким косым направлениям; защитник хорошо принимает удары средней силы и топ-спины, когда они следуют  сериями, и значительно хуже одиночные  завершающие удары или топ-спин с резким ускорением (силовой). Главное, чего должен добиться атакующий, — выбить защитника из позиции, заставить принимать сложный удар на ходу.

Информация о работе Методика обучения технике и тактике игр в волейбол, баскетбол, настольный теннис