Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 11:00, курсовая работа
Цель исследования – изучить теоретические и методические аспекты развития гибкости у тхэквондистов 7-8лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихся тхэквондо.
Предмет исследования - общая и специальная физическая подготовка тхэквондистов 7-8 лет с ориентацией на развитие гибкости.
Введение…………………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости
1.1. Понятие гибкости в теории физической культуры и спорта ……..5стр.
1.2. Методы и средства развития гибкости спортсмена………………10стр.
Глава 2. Методика развития гибкости у тхэквондистов 7-8 лет
2.1. Принципы построения тренировок на развитие гибкости……….17стр.
2.2. Методы и средства развития гибкости юных тхэквондистов….20стр.
2.3. Общие этапы подготовки гибкости у юных тхэквондистов 7-8 лет………………………………………………………………………...23стр.
Заключение………………………………………………………………38стр.
Список литературы……………………………………………………...40стр.
Чрезмерное увлечение развитием гибкости влияет на силовые и скоростно-силовые возможности спортсменов, поэтому следует разумно сочетать упражнения на гибкость с силовыми упражнениями и развивать ее до необходимого уровня, обеспечивающего свободное выполнение движений.
Принято различать пассивную и активную гибкость.
Активная гибкость — это способность
выполнять движения с максимальной амплитудой
за счет работы мышц, проходящих через
данный сустав, а пассивная гибкость —
это достижение максимальной подвижности
в суставах за счет воздействия внешних
сил. Кроме того, ограничителем гибкости
может служить строение сустава и окружающих
его тканей, поэтому выделяют такое понятие,
как анатомическая гибкость. Однако главной
причиной ограничения гибкости является
напряженность мышц-антагонистов, поэтому
развитие гибкости направлено главным
образом на развитие способности сочетать
сокращение мышц, производящих движение,
с расслаблением растягиваемых.
Б соответствии с этим развивать гибкость
можно с помощью активных и пассивных
упражнений. Активные упражнения характеризуются
включением в работу мышц, проходящих
через данный сустав, а пассивные — использованием
внешних сил.
Из активных упражнений наиболее эффективны пружинистые и маховые движения, особенно активные статические упражнения (стретчинг), при которых спортсмен сохраняет максимальное растяжение в течение небольшого промежутка времени (приблизительно 15-20 с).
Упражнения на растягивание требуют большого числа повторений, при однократном выполнении упражнения эффект будет незначительным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями, по несколько повторений в каждой, с постоянным увеличением амплитуды движений. Пассивные упражнения позволяют немного быстрее добиться желаемой подвижности в суставах, но эффект от их выполнения менее устойчив, чем от активных упражнений, поэтому на занятиях их лучше применять в сочетании с активными упражнениями. Пассивные упражнения выполняются с партнерами и различными отягощениями с использованием при этом и собственных усилий. Например, при выполнении наклона вперед можно притягивать себя руками к ногам, применяя при этом силу собственных рук.
Упражнения, используемые для разбития
подвижности в тазобедренном суставе
1. Наклоны вперед из и.п. стоя, сидя, ноги
вместе и ноги врозь: выполняются в сочетаниях
динамического и статического режимов,
за счет активных движений и с помощью
партнера.
2.Выполнение «шпагатов»: пружинящие
покачивания в шпагате; статическое
удержание позы в шпагате с
активным напряжением мышц; шпагат
с передней ногой на
3. Наклоны на гимнастической
стенке: и.п. стоя лицом к стенке
на 3-4-й ступеньке (ноги могут быть
вместе и врозь), перехватывая
жерди, выполнять наклоны, сокращая рас
стояние между руками и ногами.
4. Стоя, ноги врозь или вместе,
спиной к гимнастической
5. Спиной к гимнастической стенке на 2-4-й
жерди, наклониться и взяться руками за
жердь на уровне коленей; напрягаясь, выполнять
пружинящие наклоны, стараясь не допускать
полного переворота.
6. Лежа на спине согнувшись, ноги
врозь, руками взяться за пятки
и, выполняя пружинящие движения,
стараться одновременно
Упражнения, используемые для развития
подвижности в плечевых суставах
1. Выкрут с гимнастической
2. Рывковые, маховые и круговые движения
прямыми руками в различных сочетаниях
(вперед, назад, в стороны).
3. Вис на кольцах или перекладине, размахивания
и повороты.
4. Стоя перед гимнастической стенкой,
наклон вперед; положив кисти прямых рук
на жердь на уровне пояса, выполнять пружинящие
покачивания (проваливаться в плечах).
Такое лее упражнение можно выполнять
с партнером.
5. Стоя на гимнастическом мосту. Выпрямляя
ноги, переносить тяжесть тела на руки
так, чтобы проекция плечевых суставов
выходила несколько вперед относительно
площади опоры.
Упражнения, используемые для развития
подвижности в голеностопных суставах
1. сидя в упоре на коленях, надавливая
тазом на пятки. Поднимание коленей вверх
и покачивание на подъемах стоп.
2. сидя, ноги оттянуты, партнер надавливает на носки, стараясь достать носками до пола, колени при этом должны быть выпрямлены (натянуты).
Упражнения, направленные на развитие гибкости, включаются в разминку каждого тренировочного занятия и могут составлять программы специальных занятий, однако, учитывая специфику деятельности тхэквондистов, развитие гибкости рациональнее сочетать с силовой и скоростно-силовой подготовкой, что позволит поддерживать необходимый для тхэквондистов тонус мышц и скоростные качества, совершенствуя при этом пластику и подвижность в суставах.
Перед проведением занятий по развитию гибкости обязательно следует разогреться до появления пота. Появление боли в мышцах — сигнал к прекращению их выполнения. Методика воспитания специальной выносливости Выносливость рассматривается теорией и методикой физической культуры как способность противостоять I утомлению, развивающемуся в процессе многократного повторения упражнений во время тренировок и соревнований. Б процессе многократного выполнения упражнений помимо физического развивается сенсорное и эмоциональное утомление.
Воспитание выносливости тхэквондиста рассматривается как повышение, во-первых, общей выносливости, предусматривающей повышение функциональных возможностей мышц и сердца; во-вторых, специальной выносливости, т.е. способности к многократному выполнению упражнений без снижения качества.
Средством воспитания общей выносливости служат упражнения общей физической подготовки в основном циклического характера (бег, ходьба, плавание, спортивные ] игры).
Средствами воспитания специальной выносливости являются упражнения со снарядами, упражнения, выполняемые до отказа, с партнёром в парах, условные и вольные 1 поединки.
Для воспитания специальной выносливости
при выполнении упражнений используются:
- многократное повторение упражнений
(от 7 до 15 раз);
- многократное повторение серии упражнений
(по 1 разу
5-6 раз);
- выполнение упражнений относительно
невысокой сложности продолжительное
время (2-3 часа);
- выполнение упражнений более высокой
сложности;
- тренировочные занятия продолжительностью
более 3-
4-х часов;
- выполнение хорошо освоенных упражнений
на фоне явного физического утомления
после напряженной работы в зале.
При воспитании выносливости необходимо следить, чтобы занятия не привели к стойкому нервному переутомлению, которое выражается в ухудшении и потере сна, эмоциональным спадам и т. д. Для этого необходимо при первых признаках чрезмерного утомления и нарушениях сна снизить специальную нагрузку и применить восстановительные средства.
В процессе физической подготовке детей необходимо помнить о сенситивных периодах развития отдельных физических качеств. Наиболее интенсивное развитие скоростно-силовых качеств у девочек наблюдается до 13-14-ти лет (в зависимости от биологического возраста спортсменок), а у мальчиков — до 17-ти лет.
Относительная сила мальчиков наиболее интенсивно развивается до 13-14-ти лет, затем темпы прироста несколько снижаются, а после, по достижении биологической зрелости, при направленной тренировке снова наблюдается заметный прирост. У девочек показатели относительной силы заметно прирастают в предпубертатный период, с вступлением в пубертат они значительно снижаются.
Гибкость наиболее легко развивается в детском возрасте, когда мышцы и связки наиболее эластичны, с увеличением мышечной массы показатели подвижности в суставах ухудшаются. Гибкость лучше развивается у девочек, чем у мальчиков. Координация движений хорошо развита у детей младшего школьного возраста, что позволяет им осваивать сложные движения. В пубертатный период часто наблюдается ухудшение координации движений и снижение спортивных результатов, что носит временный характер и связано с особенностями биологического созревания организма спортсменов.
Психологическая подготовка
Значение состояния психики для достижения
успехов в спортивной практике невозможно
переоценить. Оно определяет как процесс
обучения и совершенствования, так и успешность
соревновательной деятельности.
Процесс психологической подготовки решает следующие задачи:
1. Воспитание спортивного
2. Развитие процессов восприятия.
3. Развитие внимания и способности к концентрации
(т.е. устойчивости, сосредоточенности,
способности переключения с одного объекта
на другой, быстроты мобилизации, способности
противостоять сбивающим факторам).
4. Развитие мышечной памяти и воображения,
необходимых для идеомоторной тренировки.
Процесс психологической подготовки условно можно разделить на два взаимосвязанных направления:
- воспитание морально-волевых
- совершенствование психических возможностей.
Развитие морально-волевых качеств затрагивает вопросы воспитания личности и формирования спортивного характера занимающегося.
Совершенствование психических возможностей направлено на улучшение психических качеств с целью активного влияния на состояние спортсмена и мышечно-двигательные ощущения, возникающие в процессе тренировки и соревнований.
Психические качества спортсменов обусловлены, с одной стороны, наследственностью, а с другой — спецификой вида спорта.
Состояние психики является определяющим в процессе обучения и соревнований. В период обучения нередки случаи, когда физическое состояние спортсмена позволяет ему выполнить какое-либо упражнение, но отсутствие психологической готовности тормозит процесс тренировки. Причиной этому, как правило, чрезмерное нервное напряжение и чувство страха, возникающее перед выполнением тех или иных действий. В подобных случаях все зависит от личностных особенностей спортсмена, состояния его психики и уровня морально-волевой подготовленности.
Из личностных качеств выделяются потребность в достижениях, потребность в общении, направленность личности, самооценка, беспокойство-тревожность.
Потребность в достижениях рассматривается как постоянное стремление к повышению спортивных результатов — черта характера, присущая лучшим спортсменам всех без исключения видов спорта.
Эта потребность формируется у спортсмена в процессе многолетних занятий спортом. Характерными чертами людей с высоким уровнем потребности в достижениях являются:
- настойчивость в достижении
своих целей;
- неудовлетворенность достигнутым;
- постоянное стремление сделать лучше,
чем раньше;
- сильное увлечение работой;
- стремление получить удовольствие от
успеха;
- творческое отношение к выполнению самых
обычных дел;
- неудовлетворенность неожиданной легкостью
задания и успеха.
Потребность в общении проявляется как стремление человека к совместной деятельности, стимулирует и направляет общение между людьми, побуждает к отказу от эгоистических наклонностей, поддержанию согласия и дружеских взаимоотношений.
Направленность личности подразумевает рассмотрение трех видов отношения личности к окружающему миру, а именно: направленность на себя; направленность на взаимные действия и общение; направленность на задачу.
Направленность на себя рассматривается как стремление к личному благополучию. Такие люди заняты сами собой, своими чувствами и переживаниями, для них характерно: делать поспешные выводы и предположения о других людях и их работе, пытаться навязать свою волю другим, часто неумение слушать собеседника.
Направленность на взаимные действия и общение отражает стремление человека поддерживать хорошие отношения с товарищами в совместной деятельности. Для тхэквондистов высокого класса характерен средний уровень направленности на взаимные действия.
Направленность на задачу (деловая направленность) отражает увлечение процессом деятельности на достижение полезного результата, стремление к овладению новыми знаниями и навыками. Направленность на задачу — залог достижения высоких спортивных результатов в тхэквондо.
В процессе жизни и взаимодействии людей у каждого человека складывается собственное отношение к самому себе, т.е. самооценка своей личности и возможностей. Самооценка не всегда совпадает с реальными возможностями человека и может быть завышенной или заниженной.
Причина заниженной самооценки — неуверенность в себе. Это приводит к неспособности реализовывать имеющиеся возможности. При работе с такими людьми необходимо вселять в них уверенность, поддерживать при неудачах и не скупиться на похвалу.
Для спортсменов с завышенной самооценкой характерно чрезмерно высокое представление о себе и своих возможностях, игнорирование всего того, что нарушает высокое представление о собственной личности. Любая задача воспринимается как результат сложившихся обстоятельств, а любое замечание — как придирка. Такие спортсмены не склонны искать причину своих неудач в себе, а ищут ее в необъективном судействе, плохих соперниках и т.п.
Адекватная самооценка характеризуется ее повышением при удачах и понижением при неудачах. Для формирования у тхэквондистов адекватной самооценки необходимо справедливое (правдивое) отношение к действиям и успехам учеников, воспитание интереса к данному виду спорта, постановка перед спортсменом реально выполнимых задач.
Чувство беспокойства и тревоги (БТ) — компонент структуры личности, и поэтому требуется определенное время и направленная работа на преодоление этого чувства. Устранению БТ помогают занятия психорегулирующие тренировкой, овладев методами которой спортсмен сможет создавать себе оптимальное боевое состояние в любой соревновательной ситуации.
Информация о работе Методика развития гибкости у тхэквондистов 7-8 лет