Методика развития гибкости у тхэквондистов 7-8 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить теоретические и методические аспекты развития гибкости у тхэквондистов 7-8лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихся тхэквондо.
Предмет исследования - общая и специальная физическая подготовка тхэквондистов 7-8 лет с ориентацией на развитие гибкости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости
1.1. Понятие гибкости в теории физической культуры и спорта ……..5стр.
1.2. Методы и средства развития гибкости спортсмена………………10стр.
Глава 2. Методика развития гибкости у тхэквондистов 7-8 лет
2.1. Принципы построения тренировок на развитие гибкости……….17стр.
2.2. Методы и средства развития гибкости юных тхэквондистов….20стр.
2.3. Общие этапы подготовки гибкости у юных тхэквондистов 7-8 лет………………………………………………………………………...23стр.
Заключение………………………………………………………………38стр.
Список литературы……………………………………………………...40стр.

Файлы: 1 файл

методика развития гибкости у тхэквондистов 7-8 лет..docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

Чрезмерное увлечение развитием гибкости влияет на силовые и скоростно-силовые возможности спортсменов, поэтому следует разумно сочетать упражнения на гибкость с силовыми упражнениями и развивать ее до необходимого уровня, обеспечивающего свободное выполнение движений.

Принято различать пассивную и активную гибкость.

Активная гибкость — это способность выполнять движения с максимальной амплитудой за счет работы мышц, проходящих через данный сустав, а пассивная гибкость — это достижение максимальной подвижности в суставах за счет воздействия внешних сил. Кроме того, ограничителем гибкости может служить строение сустава и окружающих его тканей, поэтому выделяют такое понятие, как анатомическая гибкость. Однако главной причиной ограничения гибкости является напряженность мышц-антагонистов, поэтому развитие гибкости направлено главным образом на развитие способности сочетать сокращение мышц, производящих движение, с расслаблением растягиваемых. 
Б соответствии с этим развивать гибкость можно с помощью активных и пассивных упражнений. Активные упражнения характеризуются включением в работу мышц, проходящих через данный сустав, а пассивные — использованием внешних сил.

Из активных упражнений наиболее эффективны пружинистые и маховые движения, особенно активные статические упражнения (стретчинг), при которых спортсмен сохраняет максимальное растяжение в течение небольшого промежутка времени (приблизительно 15-20 с).

Упражнения на растягивание требуют большого числа повторений, при однократном выполнении упражнения эффект будет незначительным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями, по несколько повторений в каждой, с постоянным увеличением амплитуды движений. Пассивные упражнения позволяют немного быстрее добиться желаемой подвижности в суставах, но эффект от их выполнения менее устойчив, чем от активных упражнений, поэтому на занятиях их лучше применять в сочетании с активными упражнениями. Пассивные упражнения выполняются с партнерами и различными отягощениями с использованием при этом и собственных усилий. Например, при выполнении наклона вперед можно притягивать себя руками к ногам, применяя при этом силу собственных рук.

Упражнения, используемые для разбития подвижности в тазобедренном суставе 
1. Наклоны вперед из и.п. стоя, сидя, ноги вместе и ноги врозь: выполняются в сочетаниях динамического и статического режимов, за счет активных движений и с помощью партнера.

2.Выполнение «шпагатов»: пружинящие  покачивания в шпагате; статическое  удержание позы в шпагате с  активным напряжением мышц; шпагат  с передней ногой на возвышении; шпагат из положения стоя лицом  к гимнастической стенке, при  помощи рук.

3. Наклоны на гимнастической  стенке: и.п. стоя лицом к стенке  на 3-4-й ступеньке (ноги могут быть  вместе и врозь), перехватывая  жерди, выполнять наклоны, сокращая рас 
стояние между руками и ногами.

4. Стоя, ноги врозь или вместе, спиной к гимнастической стенке, наклониться вперед и, держась  за жердь гимнастической стенки, подтягивать туловище к ногам, чередуя пружинящие наклоны со  статическим удержанием туловища  в согнутом положении, 
5. Спиной к гимнастической стенке на 2-4-й жерди, наклониться и взяться руками за жердь на уровне коленей; напрягаясь, выполнять пружинящие наклоны, стараясь не допускать полного переворота.

6. Лежа на спине согнувшись, ноги  врозь, руками взяться за пятки  и, выполняя пружинящие движения, стараться одновременно носками  стоп и тазом коснуться пола. 
Упражнения, используемые для развития подвижности в плечевых суставах

1. Выкрут с гимнастической палкой  или веревкой, с сокращением ширины  хвата. 
2. Рывковые, маховые и круговые движения прямыми руками в различных сочетаниях (вперед, назад, в стороны). 
3. Вис на кольцах или перекладине, размахивания и повороты. 
4. Стоя перед гимнастической стенкой, наклон вперед; положив кисти прямых рук на жердь на уровне пояса, выполнять пружинящие покачивания (проваливаться в плечах). Такое лее упражнение можно выполнять с партнером. 
5. Стоя на гимнастическом мосту. Выпрямляя ноги, переносить тяжесть тела на руки так, чтобы проекция плечевых суставов выходила несколько вперед относительно 
площади опоры.

Упражнения, используемые для развития подвижности в голеностопных суставах 
1. сидя в упоре на коленях, надавливая тазом на пятки. Поднимание коленей вверх и покачивание на подъемах стоп.

2. сидя, ноги оттянуты, партнер надавливает  на носки, стараясь достать носками  до пола, колени при этом должны  быть выпрямлены (натянуты).

Упражнения, направленные на развитие гибкости, включаются в разминку каждого тренировочного занятия и могут составлять программы специальных занятий, однако, учитывая специфику деятельности тхэквондистов, развитие гибкости рациональнее сочетать с силовой и скоростно-силовой подготовкой, что позволит поддерживать необходимый для тхэквондистов тонус мышц и скоростные качества, совершенствуя при этом пластику и подвижность в суставах.

Перед проведением занятий по развитию гибкости обязательно следует разогреться до появления пота. Появление боли в мышцах — сигнал к прекращению их выполнения. Методика воспитания специальной выносливости Выносливость рассматривается теорией и методикой физической культуры как способность противостоять I утомлению, развивающемуся в процессе многократного повторения упражнений во время тренировок и соревнований. Б процессе многократного выполнения упражнений помимо физического развивается сенсорное и эмоциональное утомление.

Воспитание выносливости тхэквондиста рассматривается как повышение, во-первых, общей выносливости, предусматривающей повышение функциональных возможностей мышц и сердца; во-вторых, специальной выносливости, т.е. способности к многократному выполнению упражнений без снижения качества.

Средством воспитания общей выносливости служат упражнения общей физической подготовки в основном циклического характера (бег, ходьба, плавание, спортивные ] игры).

Средствами воспитания специальной выносливости являются упражнения со снарядами, упражнения, выполняемые до отказа, с партнёром в парах, условные и вольные 1 поединки.

Для воспитания специальной выносливости при выполнении упражнений используются: 
- многократное повторение упражнений (от 7 до 15 раз); 
- многократное повторение серии упражнений (по 1 разу 
5-6 раз); 
- выполнение упражнений относительно невысокой сложности продолжительное время (2-3 часа); 
- выполнение упражнений более высокой сложности; 
- тренировочные занятия продолжительностью более 3- 
4-х часов; 
- выполнение хорошо освоенных упражнений на фоне явного физического утомления после напряженной работы в зале.

При воспитании выносливости необходимо следить, чтобы занятия не привели к стойкому нервному переутомлению, которое выражается в ухудшении и потере сна, эмоциональным спадам и т. д. Для этого необходимо при первых признаках чрезмерного утомления и нарушениях сна снизить специальную нагрузку и применить восстановительные средства.

В процессе физической подготовке детей необходимо помнить о сенситивных периодах развития отдельных физических качеств. Наиболее интенсивное развитие скоростно-силовых качеств у девочек наблюдается до 13-14-ти лет (в зависимости от биологического возраста спортсменок), а у мальчиков — до 17-ти лет.

Относительная сила мальчиков наиболее интенсивно развивается до 13-14-ти лет, затем темпы прироста несколько снижаются, а после, по достижении биологической зрелости, при направленной тренировке снова наблюдается заметный прирост. У девочек показатели относительной силы заметно прирастают в предпубертатный период, с вступлением в пубертат они значительно снижаются.

Гибкость наиболее легко развивается в детском возрасте, когда мышцы и связки наиболее эластичны, с увеличением мышечной массы показатели подвижности в суставах ухудшаются. Гибкость лучше развивается у девочек, чем у мальчиков. Координация движений хорошо развита у детей младшего школьного возраста, что позволяет им осваивать сложные движения. В пубертатный период часто наблюдается ухудшение координации движений и снижение спортивных результатов, что носит временный характер и связано с особенностями биологического созревания организма спортсменов.

Психологическая подготовка 
Значение состояния психики для достижения успехов в спортивной практике невозможно переоценить. Оно определяет как процесс обучения и совершенствования, так и успешность соревновательной деятельности.

Процесс психологической подготовки решает следующие задачи:

1. Воспитание спортивного характера. 
2. Развитие процессов восприятия. 
3. Развитие внимания и способности к концентрации (т.е. устойчивости, сосредоточенности, способности переключения с одного объекта на другой, быстроты мобилизации, способности противостоять сбивающим факторам). 
4. Развитие мышечной памяти и воображения, необходимых для идеомоторной тренировки.

Процесс психологической подготовки условно можно разделить на два взаимосвязанных направления:

- воспитание морально-волевых качеств; 
- совершенствование психических возможностей.

Развитие морально-волевых качеств затрагивает вопросы воспитания личности и формирования спортивного характера занимающегося.

Совершенствование психических возможностей направлено на улучшение психических качеств с целью активного влияния на состояние спортсмена и мышечно-двигательные ощущения, возникающие в процессе тренировки и соревнований.

Психические качества спортсменов обусловлены, с одной стороны, наследственностью, а с другой — спецификой вида спорта.

Состояние психики является определяющим в процессе обучения и соревнований. В период обучения нередки случаи, когда физическое состояние спортсмена позволяет ему выполнить какое-либо упражнение, но отсутствие психологической готовности тормозит процесс тренировки. Причиной этому, как правило, чрезмерное нервное напряжение и чувство страха, возникающее перед выполнением тех или иных действий. В подобных случаях все зависит от личностных особенностей спортсмена, состояния его психики и уровня морально-волевой подготовленности.

Из личностных качеств выделяются потребность в достижениях, потребность в общении, направленность личности, самооценка, беспокойство-тревожность.

Потребность в достижениях рассматривается как постоянное стремление к повышению спортивных результатов — черта характера, присущая лучшим спортсменам всех без исключения видов спорта.

Эта потребность формируется у спортсмена в процессе многолетних занятий спортом. Характерными чертами людей с высоким уровнем потребности в достижениях являются:

- настойчивость в достижении  своих целей; 
- неудовлетворенность достигнутым; 
- постоянное стремление сделать лучше, чем раньше; 
- сильное увлечение работой; 
- стремление получить удовольствие от успеха; 
- творческое отношение к выполнению самых обычных дел; 
- неудовлетворенность неожиданной легкостью задания и успеха.

Потребность в общении проявляется как стремление человека к совместной деятельности, стимулирует и направляет общение между людьми, побуждает к отказу от эгоистических наклонностей, поддержанию согласия и дружеских взаимоотношений.

Направленность личности подразумевает рассмотрение трех видов отношения личности к окружающему миру, а именно: направленность на себя; направленность на взаимные действия и общение; направленность на задачу.

Направленность на себя рассматривается как стремление к личному благополучию. Такие люди заняты сами собой, своими чувствами и переживаниями, для них характерно: делать поспешные выводы и предположения о других людях и их работе, пытаться навязать свою волю другим, часто неумение слушать собеседника.

Направленность на взаимные действия и общение отражает стремление человека поддерживать хорошие отношения с товарищами в совместной деятельности. Для тхэквондистов высокого класса характерен средний уровень направленности на взаимные действия.

Направленность на задачу (деловая направленность) отражает увлечение процессом деятельности на достижение полезного результата, стремление к овладению новыми знаниями и навыками. Направленность на задачу — залог достижения высоких спортивных результатов в тхэквондо.

В процессе жизни и взаимодействии людей у каждого человека складывается собственное отношение к самому себе, т.е. самооценка своей личности и возможностей. Самооценка не всегда совпадает с реальными возможностями человека и может быть завышенной или заниженной.

Причина заниженной самооценки — неуверенность в себе. Это приводит к неспособности реализовывать имеющиеся возможности. При работе с такими людьми необходимо вселять в них уверенность, поддерживать при неудачах и не скупиться на похвалу.

Для спортсменов с завышенной самооценкой характерно чрезмерно высокое представление о себе и своих возможностях, игнорирование всего того, что нарушает высокое представление о собственной личности. Любая задача воспринимается как результат сложившихся обстоятельств, а любое замечание — как придирка. Такие спортсмены не склонны искать причину своих неудач в себе, а ищут ее в необъективном судействе, плохих соперниках и т.п.

Адекватная самооценка характеризуется ее повышением при удачах и понижением при неудачах. Для формирования у тхэквондистов адекватной самооценки необходимо справедливое (правдивое) отношение к действиям и успехам учеников, воспитание интереса к данному виду спорта, постановка перед спортсменом реально выполнимых задач.

Чувство беспокойства и тревоги (БТ) — компонент структуры личности, и поэтому требуется определенное время и направленная работа на преодоление этого чувства. Устранению БТ помогают занятия психорегулирующие тренировкой, овладев методами которой спортсмен сможет создавать себе оптимальное боевое состояние в любой соревновательной ситуации.

Информация о работе Методика развития гибкости у тхэквондистов 7-8 лет