Методика развития скоростных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....3
1.Пояснительная записка………………………………………...5
1.1Воспитание быстроты………………………………………………...7
2.Практическая часть………………………………………….....10
2.1Развитие быстроты двигательной реакции…………………………10
2.2Скоростные способности-быстроты спортсмена…………………..16
2.3Развитие скоростных способностей………………………………....19
2.4Воспитание быстроты простой и
сложной двигательных реакций…………………………………………25
Заключение………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

 

Министерство спорта и туризма  Республики Беларусь

 Учреждение образования

«Республиканское государственное училище олимпийского резерва»

 

 

 

                                    Курсовая работа

         Методика развития скоростных способностей

 

 

 

 

                                      Выполнила

                                      Нестерова Яна Вадимовна

            Учащаяся 2.2 группы

                                      Руководитель:______ Андреев А.П.

                                     

 

          

 

           Минск  2011

 

                          ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....3

1.Пояснительная записка………………………………………...5

1.1Воспитание быстроты………………………………………………...7

2.Практическая часть………………………………………….....10

2.1Развитие быстроты двигательной реакции…………………………10

2.2Скоростные способности-быстроты спортсмена…………………..16

2.3Развитие скоростных способностей………………………………....19

2.4Воспитание быстроты простой и

сложной двигательных реакций…………………………………………25

Заключение………………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………..36

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Несмотря на важность  развития быстроты реагирования  на действия партнера или соперника,  в профессиональной деятельности  и спорте наибольшее значение  имеет скорость выполнения целостных  двигательных действий - перемещений,  изменений положения тела, атак  и защит в поединке и т.д.

 Максимальная скорость  движений, которую может проявить  человек, зависит не только  от скоростных характеристик  его нервных процессов и быстроты  двигательной реакции, но и  от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации,  уровня владения техникой выполняемых  движений. Поэтому скоростные способности  считают сложным комплексным  двигательным качеством.

 Скоростные упражнения  относятся к работе максимальной  мощности, непрерывная предельная  продолжительность которой, даже  у высококвалифицированных спортсменов,  не превышает 20-25 секунд. Естественно,  что у менее тренированных  людей эти возможности гораздо  меньше.

 Скоростные способности  человека очень специфичны, и  прямого переноса быстроты в  координационно не схожих движениях  у тренированных спортсменов,  как правило, не наблюдается.  Небольшой перенос имеет место  лишь у физически слабо подготовленных  людей. Все это говорит о  том, что, если необходимо повысить  скорость выполнения каких-то  специфических действий, то нужно  тренироваться преимущественно  в скорости выполнения именно  этих действий.

 Цель курсовой работы - рассмотреть характеристику и  методику воспитания скоростных  способностей.

Задачи развития скоростных способностей:

Первая задача состоит  в необходимости разностороннего  развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных  действий) в сочетании с приобретением  двигательных умений и навыков, которые  осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для  педагога по физической культуре и  спорту важно не упустить младший  и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при  специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где  скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег  на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства и др.).

Третья задача - совершенствование  скоростных способностей, от которых  зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций  оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование  техники движений и др., т.е. посредством  совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит  проявление тех или иных качеств  быстроты.

В многочисленных исследованиях  показано, что все виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного  переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей  реакцией на сигнал, но иметь невысокую  частоту движений; способность выполнять  с высокой скоростью стартовый  разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной  скорости и наоборот). Прямой положительный  перенос быстроты имеет место  лишь в движениях, у которых сходные  смысловые и программирующие  стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности  скоростных способностей поэтому требуют  применения соответствующих тренировочных  средств и методов по каждой их разновидности.

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под скоростными способностями  понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий  промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

 Все двигательные реакции,  совершаемые человеком, делятся  на две группы: простые и сложные.  Ответ заранее известным движением  на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой  реакцией. Примерами такого вида  реакций являются начало двигательного  действия (старт) в ответ на  выстрел стартового пистолета  в легкой атлетике или в  плавании, прекращение нападающего  или защитного действия в единоборствах  или во время спортивной игры  при свистке арбитра и т.п.  Быстрота простой реакции определяется  по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному  отрезку от момента появления  сигнала до момента начала  движения. Латентное время простой  реакции у взрослых, как правило,  не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции  встречаются в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство  сложных двигательных реакций в  физическом воспитании и спорте - это  реакции "выбора" (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно  выбрать одно, адекватное данной ситуации).

 В ряде видов спорта  такие реакции одновременно являются  реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

 Временной интервал, затраченный  на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже  характеризует скоростные способности.  Частота, или темп, движений - это  число движений в единицу времени  (например, число беговых шагов  за 10 с).

 В различных видах  двигательной деятельности элементарные  формы проявления скоростных  способностей выступают в различных  сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

 Для практики физического  воспитания наибольшее значение  имеет скорость выполнения человеком  целостных двигательных действий  в беге, плавании, передвижении на  лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее  проявления. Однако эта скорость  лишь косвенно характеризует  быстроту человека, так как она  обусловлена не только уровнем  развития быстроты, но и другими  факторами, в частности техникой  владения действием, координационными  способностями, мотивацией, волевыми  качествами и др.

 Способность как можно  быстрее набрать максимальную  скорость определяют по фазе  стартового разгона или стартовой  скорости. В среднем это время  составляет 5-6 с. Способность как  можно дольше удерживать достигнутую  максимальную скорость называют  скоростной выносливостью и определяют  по дистанционной скорости.

 В играх и единоборствах  есть еще одно специфическое  проявление скоростных качеств  - быстрота торможения, когда в  связи с изменением ситуации  необходимо мгновенно остановиться  и начать движение в другом  направлении.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ.

Характеристика быстроты и виды скоростных способностей.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно  и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а так же время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

  1. Латентное время двигательной реакции ;
  2. Скорость одиночного движения;
  3. Частоту движения ;

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности  касается показателей реакции, которые  в большинстве случаев не контролирует с показателями скорости движения. Есть  основание считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.

Сочетание этих трёх показателей  позволяет оценить все случаи проявление быстроты. Так в прыжках в воду результат зависит от силы выталкивания, скорости вращения, чистоты входа. Практически конечно наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов, а не элементарные проявления быстроты. Однако скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном анализе наиболее показательным именно элементарные формы скоростных способностей.

Во многих движениях выполняемых  с максимальной скоростью различают  две фазы:

1. Фазу увеличения скорости.

2. Фазу относительной  стабилизации скорости.

Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение второй – дистанционная скорость. Способность  быстро набирать скорость и способность  передвигаться с большой скоростью  – относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым  ускорением и невысокой дистанционной  скоростью наоборот.

Скоростные способности  человека вообще специфичны. Прямой непосредственный перенос быстроты происходит лишь в  координационно сходных движениях. Так значительно улучшения в  прыжках с места обычно скажется положительно на показателях в спринтерском беге, толкание ядра и других упражнениях  в которых скорость разгибания ног  имеет большое значение; в то же время на скорости плавания удара  в боксе это скорее всего не отразить. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом  у физически слабо подготовленных людей.

Согласно физическим представлениям, латентное время реакции слагается  из пяти составляющих:

  1. Появление возбуждения в рецепторе
  2. Передачи возбуждения в ЦНС
  3. Перехода возбуждения по нервным путям и формирования эффектного сигнала
  4. Проведение сигнала от ЦНС к мышце.
  5. Возбуждение мышцы и появления в ней механической активности. В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге мышцы наиболее активно работают в крайних точках полной амплитудой движения. Какому либо сегменту тела сообщается кинетическая энергия затем она гасится при участии мышц- антагонистов и сегменту придается ускорение в обратном направлении. При большой скорости движений активность мышц настолько кратковременна, что мышца не успевает за этот период существенно укоротится фактически мышцы работают в режиме, близком к изометрическому, причем тем более близком, чем больше скорость. Эффекторная импульсация ЦНС. В быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных «залпов» разрядов мотонейронов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  РЕАКЦИИ

В процессе воспитания быстроты движений задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость , которую может проявить человек в каком- либо движении, зависит не только от развития у него быстроты , но и от ряда других факторов - уровня динамической силы , гибкости, владения техникой и т.п. Поэтому воспитания быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техникой .

В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять по меньшей мере к трём требованием :

Информация о работе Методика развития скоростных способностей