Методика развития скоростных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....3
1.Пояснительная записка………………………………………...5
1.1Воспитание быстроты………………………………………………...7
2.Практическая часть………………………………………….....10
2.1Развитие быстроты двигательной реакции…………………………10
2.2Скоростные способности-быстроты спортсмена…………………..16
2.3Развитие скоростных способностей………………………………....19
2.4Воспитание быстроты простой и
сложной двигательных реакций…………………………………………25
Заключение………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

1.Техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях .

2.Они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися , чтобы во время движения основные волевые условия были направлены не на способ , а на скорость выполнения .

3.Их продолжительность должна быть такой , чтобы к концу выполнения скорость не снижалось вследствие утомления . Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности , продолжительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20 - 22 сек.

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно - прогрессирующего и переменного упражнения.

Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость. Этому подчиняются все характеристики методов (длина дистанции, интенсивность выполнения , интервалы отдыха, число повторений и пр.). Длина дистанции выбирается такой, чтобы скорость передвижения не снижалось к концу попытки. Движения выполняется с максимальной скоростью; занимающийся в каждой попытке стремится показать, как правило, наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление . Скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению .

Интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, настолько короткими, чтобы возбудимость не успевала существенно снежатся , а с другой - настолько длинными , чтобы показатели вегетативных функций успели более или менее полно восстановиться . Это оказывается возможным , так как восстановительный процессы в послерабочем периоде протекают неравномерно : сразу после работы восстановление идёт очень быстро , а потом замедляется . Можно считать , что в начальной трети восстановительные процессы в после рабочем периоде протекает неравномерно : сразу после работы восстановление идёт очень быстро , а потом замедляется . Можно считать , что в начальной трети восстановительного периода ряда функций проходит 70% всего восстановления , во второй трети 25% , в третьей всего лишь 5% . Поэтому , например , если восстановление после бега на 100 м занимает 12мин. То уже через 8мин. Работоспособность восстановится на 95% что даёт возможность начинать следующую попытку практически без снижения скорости.

В интервалах между повторениями следует  использовать активный отдых - это позволит поддерживать возбудимость ц. н. с. на достаточно высоком уровне . В качестве средств  активного отдыха рекомендуются  упражнения небольшой интенсивности, включающие функционирование тех же мышечных групп , что и в основном упражнении . В этом случае постоянный приток афферентной импульсации  будет поддерживать высокую возбудимость двигательных нервных центров , несущих  основную нагрузку в данном режиме . В беге , например , следует заполнять  паузы спокойной ходьбой или  свободным медленным бегом , в  плавании - неторопливыми движениями в воде и т.п.

Поскольку при повторной скоростной работе интервалы отдыха всё же недостаточны для полного восстановления, то относительно быстро наступает утомление , внешне выражающиеся в снижении и скорости . Это снижение служит первым сигналом для прекращения в данном занятии  работы по воспитанию быстроты : дальнейшие повторения способствовали бы лишь развитию выносливости .

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости цнс, которое может быть достигнута только в том случае , если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью . Поэтому скоростные упражнения занятий обычно располагают ближе к началу ; В системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха .

Большое стимулирующее значение для  проявления быстроты имеет использование  в занятиях игрового и в особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъём , заставляют проявлять значительные усилие - это довольно часто ведёт к улучшению результата.

Методика воспитания быстроты внутренне  противоречива. С одной стороны чтобы повысить скорость в каком - либо движении , его надо многократно повторять с другой - с другой многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стерео - типа и следствие этого стабилизации параметров движения . Причём стабилизируется не только пространственные характеристики , но и временные - скорость и чистота . Образуются так называемый скоростной барьер (Н . Г . Озолин). Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей .

Пути борьбы со стабилизацией движений несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов .

В занятиях с начинающими одно из условий - не торопиться с узкой специализацией, проводить предварительную всестороннюю физическую подготовку на протяжении нескольких лет .

Поясним это на примере. Отталкивание на вышке, быстрая крутка. Можно добиться как путём узкоспециализированной тренировки в прыжках, так и путём всесторонней физической подготовки с акцентированием внимания на упражнениях скоростно - силового характера. И хотя результат будет один и тот же, возможностей его дальнейшего улучшения различны. Специализированная тренировка, неотъемлемой частью которая является повторное выполнения упражнений с максимальной скоростью, приведёт к стабилизации временных характеристик движения , к образованию "скоростного барьера " . Во втором случае подобный стереотип не образуется . Результат спортсмена улучшится благодаря переносу быстроты следствие обобщенного характера скоростных качеств у начинающих. Если затем приступить к специализированной тренировке в спринте, то это даст такой же , как и в первом случае, прирост результата, но произойдёт он с иных "исходных позиций ", и стабилизация скорости если и наступит, то лишь при значительно более высоких достижениях .

Основная задача подготовки начинающих состоит, таким образом , в том , чтобы  не специализируя спортсмена в коком - либо , одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя , добиться относительно высоких результатов . Скоростные упражнения здесь необходимо использовать в нестандартном , неизменном виде , а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах . Очень полезно , в частности , подвижные и спортивные игры, упражнения на местности и  т . п .

В тренировке квалифицированных спортсменов  на определённых этапах уменьшается  объём работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается  удельный вес скоростно - силовых  и других общеподготовительных и  специально подготовительных упражнении. Например , у прыгунов в высоту количество прыжков через планку лимитируется в приделах 12 - 15 % . Всех прыжков (по В.М.Дьячкову ). Основное же время занимают упражнения со штангой и разнообразные ( нестандартные) прыжки. Эти препятствуют стабилизации скорости отталкивания в прыжках в высоту . Сходная тенденция наблюдается в спринте, метаниях, тяжелой атлетике .

В случае, если стабилизация скорости всё же наступает, применяют специальные приёмы: приёмы ломки скоростного барьера и приёмы ослабления его.

В основе приёма ломки скоростного  барьера лежит создание таких  дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости . Для  этого применяют, например , бег вниз по наклонной дорожке (Д . И . Оббариус), бег за лидером , бег с ускорением , бег с использованием механической тяги , метание облегчённых снарядов , метание утяжелённых снарядов поочерёдно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молата и т.п. При этом не следует излишне облегчать условие. Скорость в облегчённых условиях должна быть такой , чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приёмы ослабления скоростного  барьера основаны на том , что с  прекращением упражнения время угасания тех или иных черт динамического  стереотипа различном . В частности , пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные . Если некоторое время не выполнять  основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть , пространственные же черты техники движений сохраняются . Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно - силовых качеств , то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

Так в одном эксперименте у квалифицированных  прыгунов с шестом перерыв в прыжках  в несколько месяцев не сказался отрицательно на ряде характеристик  техники . В течение всего этого  периода основное внимание уделялось  развитию скоростно - силовых качеств  и после перерыва, когда в занятия  снова были включены прыжки , результаты улучшились (В. М. Типаков). -

Обычно когда человек проявляет  наивысшую скорость , ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление . В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Уже отмечалось , что между силой и скоростью в движениях с различным внешним сопротивлением имеется определённая зависимость . Теперь представим что результате упражнения уровень максимальной силы повысился тогда индивидуальная кривая зависимости силы - скорость примет другой вид . Видно что в зоне больших внешних сопротивлений увеличение максимальной силы приводит и к увеличению скорости движения . Если внешнее отягощение не велико то рост силы практически не сказывается на скорости . Наоборот если повысить уровень максимальной скорости , то это приведёт к увеличению скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не скажется на скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико . И только одновременное повышения максимальных величин скорости и силы приведёт к увеличению скорости во всем диапазоне внешних сопротивлений .

Поясним сказанное примером. Измерим у человека наивысшую скорость движения руки в различных условиях :

1.Без дополнительного отягощения .

2.С небольшим отягощением .

3.Со значительным отягощением .

Конечно, в третьем случае скорость движения будет ниже чем в первых двух. Если теперь посредством упражнений повысить уровень максимальной силы, то это приведёт к увеличению скорости движения руки с диском и практически не скажется на скорости движения ненагруженной руки или руки с ракеткой.

Таким образом добиться увеличения скорости в каком - либо движении можно  в принципе двумя путями :

1.Путём увеличения максимальной скорости .

2.Путём увеличения максимальной силы .

Опыт подсказывает что существенно  повысить максимальную скорость чрезвычайно трудно; задача же в повышении силовых возможностей решается более просто. Поэтому в практике для роста уровня скорости широко используют силовые упражнения . Их эффективность тем более велика, чем более сопротивление приходится преодолевать во время движения.

В процессе силовой подготовки направленной на повышение скорости движение, решаются две основные задачи :

1.Повышения уровня максимальной мышечной силы .

2.Воспитание способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

Средства и методы решения первой задачи описаны в разделе " Методика воспитания силы " ; здесь излагаются некоторые особенности воспитания скоростно - силовых способностей .

При воспитании способности к проявлению большой силы в условиях быстрых  движений широко используют метод повторно - прогрессирующего упражнения . В данном случае максимальное силовое напряжение создаётся посредствам перемещения  какого - то не предельного отягощения с наивысшей скоростью . При этом следует выполнять упражнения с  полной амплитудой движения . Если выполнять  упражнения с ограниченной амплитудой , то могут закрепится нежелательные  координационные отношения . Поэтому  рекомендуется , например приседания завершать  выпрыгиванием шире использовать метания , ударные движения ит.п.

Скоростно - силовые упражнения нужно  применять в сочетании с собственно силовыми , как бы опираться на них. При использовании только скоростно - силовых упражнений не удаётся  существенно повысить уровень максимальной силы , так как в быстрых движениях  воздействие на нервно - мышечный аппарат  очень кратковременно . Применяя собственно силовые упражнения для воспитания быстроты , следует учитывать однако , что в условиях объёмных силовых  нагрузок скорость движений обычно временно снижается . Она начинает повышаться лишь через 2-6 недель после того , как эти нагрузки прекращаются либо резко уменьшатся (Д . Чернявский и др.). В этот период используют главным образом скоростные упражнения с непредельными отягощениями.

Решая задачи технической подготовки в процессе воспитания быстроты, надо учитывать, что во время выполнения скоростных движений затруднены сенсорные коррекции ошибок . В практике иногда пытаются овладеть техникой скоростных движений либо разучивая их на небольшой скорости с последующим увеличением её до максимальной, либо - сразу на максимальной . Каждый из этих путей имеет недостатки . В первом случае нередко ученик, выучивший движение на небольшой скорости , затем не в состоянии воспроизвести его технически правильно со скоростью близкой к максимальной . Это происходит потому , что движения выполняемые на небольшой и максимальной скоростях, будучи сходными по пространственным характеристикам , весьма разнятся по скоростно - силовым параметрам . Во втором случае ученик часто не может распределить внимание между стремлением выполнить движения быстрее и стремлением выполнить его правильнее, да и техническая сложность задач оказывается для него непосильной - в результате ему не удаётся овладеть верной техникой.

Чтобы избежать этого , рекомендуется  соблюдать два условия . Во - первых обучение надо проводить на скорости близкой к максимальной но не равной ей , с тем , чтобы скоростно - силовая  структура движений не отличалась по возможности от таковой при максимальной скорости, но в то же время был  возможен контроль над техникой движений. Такие скорости получили название контролируемых . Во - вторых следует варьировать  скорость выполнения движений, изменяя  её от сравнительно небольшой до максимальной.

Информация о работе Методика развития скоростных способностей