Методика развития скоростных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....3
1.Пояснительная записка………………………………………...5
1.1Воспитание быстроты………………………………………………...7
2.Практическая часть………………………………………….....10
2.1Развитие быстроты двигательной реакции…………………………10
2.2Скоростные способности-быстроты спортсмена…………………..16
2.3Развитие скоростных способностей………………………………....19
2.4Воспитание быстроты простой и
сложной двигательных реакций…………………………………………25
Заключение………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

Нельзя забывать о том  психологическом факторе, когда  выигрыш на старте ставит противника в условия погони, требующие дополнительных физических и психологических напряжений.

Как правило на тренировочном  занятии основной является одна из задач, заканчивающаяся выполнением  упражнений на развитие гибкости и  подвижности в суставах.

 

2.4 ВОСПИТАНИЕ ПРОСТОЙ  И СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

Быстрота двигательной реакции  оценивается латентным временем реагирования. Различают простые  и сложные реакции. Простая реакция  – это ответ заранее известным  движением на заранее известный  но внезапно появляющийся сигнал.

Быстрота двигательной реакции  имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются  случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной  задержкой во времени. Современная  техника, например, предъявляет нередко  высокие требования к быстроте реакции.

Для простых реакций характерен очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних  ситуациях, также быстро реагируют  и в других. Занятия различными скоростными упражнениями улучшают быстроту простой реакции. Однако в  «обратном направлении» переноса не происходит: упражнение в скорости реакции практически не сказывается  на скорости движения. Значительное улучшение  быстроты двигательной реакции –  задача весьма сложная.

Фактически речь идет о  выигрыше сотых, иногда десятых долей  секунды. Время зрительно – моторной реакции у лиц, не занимающихся спортом, равно в среднем 0,25 сек, колеблясь от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов это время меньше – 0,15-0,20 сек., у некоторых даже 0,10 -0,12 сек. Время реакции на звуковой сигнал обычно несколько короче: у нетренированных – 0,17-0,27.; у некоторых спринтеров международного класса – 0,05-0,07 сек. В значительной части случаев не возникает необходимости специальных воздействий на развитие быстроты двигательной реакции: достаточно того улучшения, быстроты реакции, которое происходит путем переноса при занятиях скоростными упражнениями.

При воспитании быстроты простой  реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапно появляющийся сигнал или  на изменение окружающей ситуации. Пример: повторное выполнение низкого  старта в беге, изменение направления  движения по сигналу преподавателя, защитное действие в ответ на заранее  известный удар партнера в боксе  и т.п. Этот метод в занятиях с  начинающими довольно скоро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется и улучшается с трудом. В случаях, когда быстрота реакции имеет особо большое  значение, для ее совершенствования  используют специальные методики. Одна из них – методика аналитического подхода – сводится к раздельному  совершенствованию быстроты реакции  в облегченных условиях и скорости последующих движений. Например, время  реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудностей выполнения начального действия. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры  трудно. В таких случаях оказывается  полезным отдельно упражняться в  скорости реакции на стартовый сигнал и отдельно без стартового сигнала  – в быстроте первых движений. Подобный аналитический подход приносит хорошие  результаты.

Другая методика – ее можно условно назвать « сенсомоторной» - основана на тесной связи между  быстрой реакции и способность  различать небольшие интервалы  времени, порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой  быстротой реакции. Методика в данном случае направлена на то, чтобы развить способность точного восприятия времени и с помощью этого повысить быстроту реагирования.

Упражнения проводятся в  три этапа:

На первом занимающийся выполняет  действие, стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После  каждой попытки преподаватель сообщает показанное время.

На втором этапе реакция  и последующие движения также  выполняются с наивысшей скоростью. Но преподаватель спрашивает у ученика, за какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему  сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений времени  с тем, что фактически показано, совершенствует точность восприятия времени.

На третьем этапе занимающемуся  предлагают выполнить задание с  различной, заранее обусловленной  скоростью. В результате он обучается  свободному управлению быстротой реакции.

Латентное время реакции  может быть несколько улучшено благодаря  рациональному поведению в период, предшествующий реагированию. В частности, имеют значение направленность внимания: если внимание направленно на предстоящее  движение реагирования, то время реагирования меньше, чем если внимание направлено на восприятие сигнала. Быстрота реакции  повышается при некотором напряжении мускулатуры. Поэтому, например, во время  низкого старта рекомендуется несколько  давить на стартовые колодки. Быстрота реакции зависит также от времени  ожидания сигнала; оптимальное время  между предварительной и исполнительной командами – около 1,5 сек.

Особенности воспитания быстроты сложной реакции.

Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть  на примере двух типов сложной  реакции: реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Наиболее типичный случай реакции на движущийся объект встречаются  в единоборствах и играх с  мячом. Так, например, вратарь, когда  бьют по воротам должен:

  1. Увидеть мяч
  2. Оценить направление и скорость его полета.
  3. Выбрать план действий.
  4. Начать его осуществлять.

Из четырех элементов  складываются в данном случае скрытый  период реакции.

Реакция на движущийся объект при внезапном  его появлении занимает от 0.25 до 1 сек. Экспериментально показано , что  основная доля этого времени приходится на первый элемент фиксацию движущегося  предмета глазами.

На собственно сенсорную фазу уходит относительно не много времени - около 0.05 сек. Таким образом , в реакции  на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающейся  с большой скоростью . Развитию именно этой способности и надо уделять  особое внимание . Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет ; тренировочные требования повышают путём увеличения скорости , внезапности появления объекта, сокращение дистанции . Очень полезны  подвижные игры с малым мечем . В тех случаях , когда объект уже фиксирован взглядом до начало перемещения , время реакции значительно  сокращается . Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость полёта мяча по действиям производящего удар .

Точность реакции на движущейся объект совершенствуют параллельно  с развитием её быстроты . Лишь вначале  следует отвести несколько занятий  специально на развитие точности реакций . При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнение действия как бы опережая движущейся объект.

Реакция выбора связано с выбором  нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с  изменением поведения партнёра или  окружающей обстановки . Например , фехтовальщик , берущий защиту , выбирает один из возможных её вариантов в зависимости  от вида атаки противника. Сложность  реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки , в частности в единоборствах - от разнообразия поведения противника .Так в реальной обстановке боя  в боксе требования к сложной  реакции очень велики : противник  может пытаться нанести различные  удары как левой, так и правой рукой самой неожиданной последовательности.

При воспитании сложной реакции , следуя педагогическому правилу от простого к сложному , идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений  обстановки.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. К основным факторам, определяющим проявления скоростных способностей можно отнести: -для быстроты реакции- высокая скорость усвоения и переработка информации

- для способности к высокому  темпу движений- высокий уровень  подвижности нервных процессов,  развитие скоростно- силовых качеств,  координационных способностей, -для  быстроты отдельного движения - подвижности сила нервных процессов.

2. Основными чертами методики  развития скоростных способностей  является:

В качестве средств воспитания быстроты движений используют

упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью . Они должны удовлетворять по меньшей мере к трём требованиям:

1) Техника должна быть такой,  чтобы их можно было выполнять  на

предельных скоростях. 2) Они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися , чтобы во время движения основные волевые условия были направлены не на способ , а на скорость выполнения . 3) Их продолжительность должна быть такой , чтобы к концу выполнения скорость не снижалось вследствие утомления . Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности , продолжительность которой не превышает даже у квалифицированных спортсменов 20 – 22 сек.

В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повтора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Быков К.М Кора головного мозга и внутренние органы Киров 1942 ст220
  1. Гендельсман А.Б Смирнов К.М Физиологические основы методики спортивной тренировки «Физкультура и спорт» Москва 1970 ст 231
  1. Волков В.М Семкин А.А Резервы спортсмена- Методическое пособие «Госэконмплана РБ» Минск 1993 ст89
  1. Зациорски В.М Физические качества спортсмена Москва «Просвещение» 1970 ст256
  1. Зимкин Н.В Физиологическая характеристика быстроты и выносливости Москва 1956 ст190
  1. Матвеева JI.H Новикова А.Д Теория и методика физического воспитания Москва 1976 ст301
  1. Платонов В.Н Теория и методика спортивной тренировки Киев 1984 ст198
  1. Семкин А.А Физиологическая характеристика различных по структуре движений видов спорта. Минск "Полымя" 1992 ст 179
  1. Харабуж Г.Д Теория и методика физического воспитания Москва «Физкультура и спорт» 1974 стЗОЗ
  2. Шиян Б.М Ашмарин Б.А Минаев Б.Н Сермеев Б.В Теория и методика физического воспитания Учебное пособие Москва «Просвещение» 1988 ст222

Информация о работе Методика развития скоростных способностей