Методика развития скоростных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....3
1.Пояснительная записка………………………………………...5
1.1Воспитание быстроты………………………………………………...7
2.Практическая часть………………………………………….....10
2.1Развитие быстроты двигательной реакции…………………………10
2.2Скоростные способности-быстроты спортсмена…………………..16
2.3Развитие скоростных способностей………………………………....19
2.4Воспитание быстроты простой и
сложной двигательных реакций…………………………………………25
Заключение………………………………………………………..34
Список литературы………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

2.2 СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ БЫСТРТЫ СПОРТСМЕНА

Скоростные способности - комплекс функциональных свойств , обеспечивающих выполнения двигательных действий в  минимальное время . Различают следующие  формы их проявление .

1.Элементарные , или простые , т.е. проявление латентном ( скрытом ) времени простых и сложных двигательных реакций , скорость выполнения отдельно от движение при незначительном внешнем сопротивлении по чистоте движений .

Временные параметры таких реакций  обычно определяют по латентному времени  реакции от момента появления  сигнала до момента начала двигательного действия. Если реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на изменение ситуаций, например в играх или единоборствах данным показателем является время от момента возникновения новой ситуации до начала ответного действия . Иначе говоря , быстрота простой двигательной реакции определяется временем реагирования на какой - либо раздражитель . Если реагирование происходит изученным движением на заранее оговоренных но внезапно появляющийся сигнал то такая двигательная реакция называется простой. Например реагирование спортсмена на выстрел стартового пистолета .

Латентное время двигательной реакции  определяется быстротой следующих  физиологических процессов :

появление возбуждения в рецепторе ; передачи возбуждения в центральную  систему ; перехода возбуждения по нервным  путям и формирование эффекторного сигнала;

провидения сигнала от центральной  нервной системы к мышце;

возбуждения в мышце и появления  в ней механической активности.

Если у спортсмена достаточно совершенна простая двигательная реакция , то им легче осваиваются и более  сложные двигательные действия .

1.Комплексные , или сложные , - сочетание элементарных форм с двигательными качествами и техническими навыками . Это проявляется в :

а)способности к достижению высокого уровня дистанционной скорости ;

б)умении быстро набирать скорость на старте ;

в) быстром выполнении скоростных маневров в спринтерской гонке на треке , скоростных поворотов в плавании , подсечек и бросков в борьбе , ударов в боксе , прыжков в гимнастике . Это и реагирование на перемещаемый объект , например , мяч , шайбу , спортивное оружие .

В играх , единоборствах одновременно требуется реагировать и на движущийся объект . Время таких реакций состоит  из выбора адекватного ответа и улавливания  зрением движущегося объекта . Таким  образом быстрота сложной двигательной реакции определяется временем реагирования в условиях неопределённости раздражителя и ответного действия.

Предпосылками скоростных способностей являются подвижность нервных процессов, выражающихся в совершенствовании процессов возбуждения и торможения в различных отделах нервной системы , и уровень нервно - мышечной координации . Скоростные способности зависят и от состава мышечной ткани - соотношения различных мышечных волокон , их эластичности , растяжимости , внутримышечной и межмышечной координации, а также от уровня силы , гибкости и координационных способностей , совершенства спортивной техники, возможностей биохимических механизмов быстрейшей мобилизации и ресинтезу анаэробных поставщиков энергии , волевых качеств .

Элементарные и комплексные  формы скоростных способностей специфичны и независимы друг от друга. Например ,результативность старта в беге, конькобежном спорте и плавании независима от абсолютной дистанционной скорости . Поэтому  необходим дифференцированный подход к совершенствованию скоростных способностей , направленный на избирательное  совершенствование как элементарных форм - времени реакции , скорости выполнения одиночных движений и их частоты , так и комплексных - дистанционной  скорости, скорости разбега прыжках  быстроты отталкивание , быстрого наращивание  скорости на старте, поворотах в  плавании и др.

Способностью человека, определяющей скоростные характеристики его движений , является быстрота . О внешних её проявлениях чаще всего судят  по скорости отдельных движений и  темпу .

Специфика быстроты как способности , определяющей скоростные характеристики движений, в основном заключается  в особенностях личностны - психических, центрально - нервных и нервно - мышечных факторов , обеспечивающих скорость двигательных действий .

Упражнения , направленные на совершенствование  реакции выбора, наряду со стимуляцией  быстроты выбора характеризуется постепенным  увеличением варианта ситуаций , из которых требуется выбрать один, соответствующий возникшей ситуации . Так, в волейболе при совершенствовании реакции на атакующие действия вначале добиваются сокращение её времени при двух обусловленных вариантах атакующих ударов и блока над сеткой, за тем - при трёх и более . Аналогично действуют и в упражнениях, направленных на совершенствование реакции выбора при атакующих и защитных действиях в боксе , борьбе , фехтовании.

Эффективность данных упражнений увеличивается  с помощью разнообразных тренажёров с программированными устройствами вариантов выбора и срочной информации о временных параметрах, например мишеней в виде макетов поражаемых частей тела в боксе или фехтования , футбольных или гандбольных ворот  и т.д.

Элементарные формы быстроты плохо  поддаются совершенствованию , а  в комплексных объединяющих широкий  круг факторов , возможен довольно быстрый  прирост.

 

2.3 РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Скоростные качества обусловлены  уровнем развития форм быстроты, проявляющейся  в латентно времени двигательных реакций , скорости выполненного

движения при незначительном внешнем  сопротивлении , частоте движений .

Различают скоростные способности , проявляемые при выполнении броска в борьбе , ударе по мячу в волейболе , броске мяча по воротам в гандболе или водном поло , ударе в боксе , старте в беге или гребле , прохождении участков дистанции в конькобежном или велосипедном спорте Наряду с этим при развитии скоростных способностей учитывают всевозможные их проявления в соревновательной деятельности.

Средствами скоростной подготовки являются упражнения, требующие быстрой  реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты  движений. Они носят общеподготовительный характер.

Основой методики воспитания быстроты в относительно простых  двигательных реакциях являются многократное выполнение упражнений с выраженным реагированием.

Упражнений на быстроту реагирования. Методологическими условиями их эффективности являются.

Сосредоточение установки  выполняющего упражнения не на ожидании сигнала, а на мгновенном ответе действием;

Подготовленность к выполнению действия, следующего за скрытым периодом двигательной реакции;

Срочная информация о фактически затраченном на двигательную реакцию  времени;

Серийное выполнение двигательных реакций с возможно меньшим временем.

Специфическим средством  воздействия на компоненты сложных  двигательных реакций служат упражнения на быстроту реагирования, выполняемые  с постепенным усложнением условий.

Повышение скоростных качеств  предусматривает два взаимосвязанных  этапа:

  1. Дифференцированное совершенствование, направленное на объединение локальных способностей : времени реакции, времени одиночного движения частоты движения частоты движений.
  2. Интегральное совершенствование, направленное на объединение локальных способностей в целостное движение, характерное для конкретного вида спорта.

Основными средствами воспитания быстроты являются скоростные, или  собственно –скоростные, упражнения для  которых характерны:

  • Установка на полную реализацию индивидуальных скоростных возможностей;
  • Относительная кратковременность действий, например в спринтерских упражнениях не более 20-22 сек.
  • Отсутствие или небольшие дополнительные отягощения;

Кроме перечисленных применяют  скоростно-силовые, силовые и другие упражнения, создающие предпосылки для увеличения скорости движений.

Эффективность скоростной подготовки зависит от интенсивного выполнения упражнений и способности спортсмена предельно мобилизоваться при этом. Максимально быстрое выполнение упражнений – основной путь воспитания быстроты. Однако из-за очень высоких усилий, проявляемых спортсменом этот путь постоянно сопряжен с возникновением нарушений нервно-мышечной координации. Поэтому двигательный навык совершенствуется с несколько сниженной быстротой движений, без нарушений кинематической и динамической структуры соревновательного движения и его части. Так, для 8/10 – 9/10 от максимальной скорости.

Один из перспективных  вариантов связан с повышением скоростных данных с помощью предварительного выполнения родственных упражнений с дополнительными отягощениями. Так, перед спринтерскими упражнениями осуществляется 15-20 сек. Работа на силовых  тренажерах, имитирующих скоростные движения.

Повышению скорости способствует применение в тренировочном процессе микроциклов спринтерской направленности, особенно после восстановительной  работы. Специальные упражнения циклического характера представляют большую  нагрузку поэтому их продолжительность  ограничивается 10-15 сек., но с повторным  выполнением. Специальные упражнения циклического характера повторяются  столько раз, сколько удается  выполнить их не снижая быстроты.

Эффективный технические  средства и приемы способствующие стимуляции скоростных возможностей, например специальные буксирочные устройства, позволяющие бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоростью на 5-20% выше максимальной. Так при подготовке к 22-ым Олимпийским играм пловцами впервые применялась разновидность упражнений – скоростная тренировка с применением резинового амортизатора, т.е. буксировка спортсмена на шнуре для создания скорости более высокой чем соревновательная. Такое упражнение позволяет спортсмену освоит чувство повышенной скорости и стимулирует проявление скоростных качеств в воде, т.е. формирует новую скоростную структуру движений.

Лёгкий или средний  по степени растяжения резиновый  шнур крепится за пояс, надетый на спортсмене, или за специальную лямку надеваемую на туловище под мышками. Тренер бежит  по бортику бассейна и буксирует  за собой пловца, сообщая ему при  помощи шнура дополнительную скорость. В этом  упражнении выполняется либо короткие ускорения например 10…12 ×15…20 м. повторно с компенсаторным плаванием или отдыхом 2-3 мин. Плавание с буксировкой эффективно чередовать с обычными скоростными упражнениями во все периоды подготовки.

Простейшая оценка скоростных качеств может быть произведена  по уровню максимальной скорости. Скоростные качества в циклических видах  спорта проявляются в трех основных компонентах времени: реакции, выполнения отдельных элементов техники, выполнения цикла движения.

Для развития быстроты движений применяются силовые и скоростно-силовые  упражнения, а также специальные  упражнения с элементами предельно  быстрых движений. Так для развития быстроты реакции на стартовую команду  применяют упражнения выполняемые  под ожидаемую или неожиданно-короткую и резкую команду. Освоение высокого темпа движений происходит путем  выполнения разнообразных кратковременных  упражнений от 10 до 20 с в максимальном темпе.

Для спринтеров большую роль играет уровень абсолютной скорости. Она определяется в основном силовыми возможностями и способностью к  проявлению основных форм быстроты. Тренировки направлены на развитие выносливости. Их целесообразно разделять тренировками восстановительного характера. В этом случае велики возможности занятий  со средствами активного отдыха.

При работе над повышением уровня абсолютной скорости эффективно применять упражнения продолжительностью не более 30 сек. При однократном выполнении упражнении в указанном диапазоне  времени не наблюдается падения  работоспособности вследствие прогрессирующего утомления. Так в плавании это преодоление 5…6 ×10…15 м., 20…25 м., 3…4 ×30…50 м., с доплыванием до 100м. и отдыхом между сериями 3-5 мин. Кстати скоростные способности развиваются качественнее, если такое тренировочное упражнение, как 16…20×25м. – максимально распределить на четыре серии, т.е. 4 × с компенсаторным плаванием по 3-5 мин. После6 каждой.

Эффективному совершенствованию  скорости плавания способствует составление  разнообразных программ избирательной  направленности типа: 8000 м. разминка, 4…6×25 м. со старта с произвольным доплыванием  до 100 м.; 200м. ногами на технику, 8×20м. ногами с доплыванием до 75 м.; 200м. руками на технику, т.е. в каждых последующих 50 м. уменьшить количество гребков.

В конце подобной тренировки не следует увлекаться продолжительным  компенсаторным плаванием, поскольку  в мышцах спортсмена должна сохраниться  память скорости.

Удельная значимость старта и поворота в контексте различных  дистанций неоднозначна и по разному  влияет на итоговый результат спортсмена. Особенно велико влияние старта на спринтерских дистанциях. С велением в программу основным соревнований года дистанции 50 м. значение старта на итоговый результат пловца достигает 20 %.

Информация о работе Методика развития скоростных способностей