Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть и выявить наиболее эффективную методику для развития силы у детей старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности учащихся 10-11 классов, влияющие на развитие силовых способностей.
2. Рассмотреть основные средства развития силовых способностей.
3. Рассмотреть методы развития силовых способностей.
4. Отобрать наиболее оптимальную методику для развития силовых способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Особенности развития силовых способностей у старшеклассников……………………………………………………………………5
1.1 Физиологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………..5
1.2 Психологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………17
ГЛАВА II. Современные методики развития силовых способностей………………………………………………………………………..27
2.1 Сила как физическое качество человека……………………………………...27
2.2 Задачи развития силовых способностей………………………………………32
2.3 Средства воспитания силовых способностей………………………………...35
2.4 Методы воспитания силовых способностей………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..46
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по тмфк.docx

— 85.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Особенности развития силовых способностей у старшеклассников……………………………………………………………………5

1.1 Физиологические особенности,  влияющие на развитие силовых  способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………..5

1.2 Психологические особенности,  влияющие на развитие силовых  способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………17

ГЛАВА II. Современные методики развития силовых способностей………………………………………………………………………..27

2.1 Сила как физическое  качество человека……………………………………...27

2.2 Задачи развития силовых  способностей………………………………………32

2.3 Средства воспитания  силовых способностей………………………………...35

2.4 Методы воспитания силовых  способностей………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..46

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в  школе является содействие всестороннему  развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает, что  к концу XI класса учащиеся овладевают основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Физическая подготовка учащихся 10-11 классов, как правило, соотносится  с воспитанием основных физических качеств человека: скоростных, силовых, координационных, выносливости и гибкости. В настоящее время значительно  расширились и углубились наши познания о механизмах спортивной работоспособности, в основе которой лежит уровень  физической подготовленности человека. Результаты исследований тренировочных  и соревновательных упражнений и  нагрузок заставили специалистов подойти  к этой проблеме с учетом, прежде всего того, какие упражнения выполняют  учащиеся, и на что они воздействуют.

Однако всегда следует  помнить, что существуют определенные условия, при которых отдельные  физические качества совершенствуются наиболее эффективно. При этом важную роль играет перестройка гормональной регуляции мышечной деятельности, которая  способствует мобилизации и избирательному перераспределению энергетических ресурсов организма к преимущественно  нагруженным органам и тканям, регуляции пластических процессов  и формированию структурной основы долговременной адаптации организма  к напряженной мышечной деятельности.

Тема курсовой работы –  «Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста».

Объект исследования –  физическая культура в школе.

Предмет: развитие силовых  способностей у учащихся 10-11 классов.

Цель: рассмотреть и выявить  наиболее эффективную методику для  развития силы у детей старшего школьного  возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности учащихся 10-11 классов, влияющие на развитие силовых способностей.

2. Рассмотреть основные средства развития силовых способностей.

3. Рассмотреть методы развития силовых способностей.

4. Отобрать наиболее оптимальную методику для развития силовых способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Особенности  развития силовых способностей у  старшеклассников

1.1 Физиологические  особенности, влияющие на развитие  силовых способностей учащихся 10-11 классов

Правильная постановка физического  воспитания в школе требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся.

В возрасте 16 – 17 лет процесс  роста и развития организма еще  продолжается. По сравнению с подростками 12 – 15 лет у школьников старших  классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных  органов и систем организма.

В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и  индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше девушек и тяжелее. У девушек же, в отличие от юношей, становится более длинным туловище, более короткими ноги и руки, ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка и т. д.

В 16 – 17 лет у школьников заканчивается окостенение большей  части скелета за исключением  нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные  кости и др.), окостенение которых  завершается к 25 – 26 годам. Рост трубчатых  костей в длину замедляется, а  в ширину усиливается. Кости становятся более широкими и прочными.

В это время энергично (особенно у юношей) развивается  грудная клетка. Скелет у старших  школьников уже способен выдерживать  значительные нагрузки. В тесной связи  с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок [39].

В отличие от учащихся подросткового  возраста у школьников 16 17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет равномерно и быстро. В  этом возрасте, в особенности у  юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц .

В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико – химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т. е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Все это создает своего рода основу для быстрых, разнообразных по характеру и по амплитуде движений. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. В связи с этим для полноценного формирования двигательного аппарата серьезное значение приобретает симметричное развитие мышц правой и левой сторон туловища и конечностей. Это важно и для достижения высоких результатов в выполнении различных упражнений, в частности и таких, которые имеют одностороннюю направленность, - в прыжках, метаниях и др [46].

На уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных  физических упражнений с вовлечением  в работу различных мышечных групп. Для этого следует широко использовать общеразвивающие упражнения с движением рук, ног, туловища в разные стороны, упражнения с палками, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и т.д.[16]

В отличие от подросткового  возраста у старшеклассников опорно двигательный аппарат становится более стойким к двигательным напряжениям, статической работе. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц. Вместе с тем опасность вредного влияния на развитие костей и мышц чрезмерных двигательных напряжений и часто повторяемой статической работы до некоторой степени остается. Так, было замечено, что у юношей – штангистов в возрасте 17 лет после многократного поднимания штанги в течение дня уплощается стопа. Высота свода стопы и другие ее морфо функциональные показатели у юных легкоатлетов восстанавливаются только через 1 2 дня после двухчасовой тренировки.

Для обеспечения правильного  развития костно – мышечной системы целесообразно применять посильные, умеренные упражнения и с большим напряжением мышц, направленные на развитие силы, однако такие упражнения должны проводиться в чередовании с более легкими. В этих упражнениях напряжения отдельных мышц должны сочетаться с их последующим расслаблением и работой других мышц.

Для девушек становятся характерными более развитые тазовый пояс и мускулатура тазового дна, нежное строение скелета и мышц. По сравнению с юношами, у них наблюдается значительно меньший прирост веса мышц по отношению к весу тела, гораздо медленнее идет рост силы, заметно отстает в развитии плечевой пояс. Все это сказывается на способности девушек выполнять упражнения, требующие большого напряжения мышц, например: подтягивание, висы, упоры, лазанье. Для правильного формирования костно - мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление, вредно влияющие на развитие органов малого таза, например поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность и т. д. В то же время следует широко применять упражнения, укрепляющие мышцы таза и брюшного пресса, способствующие развитию костей таза. К таким упражнениям относятся различные упражнения в приведении и отведении ног, кружение ног, упражнения типа «велосипед» лежа на спине, вращения туловища и др.[43]

В связи с ростом и развитием  тела в юношеском возрасте идет дальнейшее формирование органов кровообращения и дыхания. В этот период продолжается рост сердца, совершенствуется его  регуляция, увеличивается мощность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный  и минутный объем сердца (объем  крови, выбрасываемый сердцем при  одном сокращении и в течение  минуты), увеличивается сила сердечных  сокращений при одновременном уменьшении частоты сокращений.

К 16 – 17 годам высокого совершенства достигает нервная и гуморальная  регуляция деятельностью сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешние раздражения  делается более адекватной, соразмерной. Благодаря указанным особенностям в старшем школьном возрасте заметно  повышаются функциональные возможности  сердечно сосудистой системы, в частности  возрастает выносливость сердца по отношению  к физическим напряжениям [45].

Учащиеся старших классов  могут практически выдерживать  почти такие же по объему и продолжительности  физические нагрузки, как и взрослые. Им доступны упражнения со статической  нагрузкой, упражнения, требующие большой  скорости и длительности движений, связанные со значительными мышечными  напряжениями. Вместе с тем использование  подобных упражнений на занятиях с  учащимися данного возраста, без  предварительной подготовки их организма, в первую очередь сердечно – сосудистой системы, весьма нежелательно. Это во многом связано с тем, что сердце у старшеклассников в отличие  от взрослых обладает большей возбудимостью; при мышечной нагрузке усиление его деятельности происходит гораздо быстрее и бывает ярче выражено. Для неподготовленных юношей и девушек частые и длительные нагрузки оказываются иногда чрезмерными и могут вызвать серьезные расстройства в деятельности сердечно – сосудистой системы с появлением общей слабости, болей в области сердца, перебоев, учащенного пульса и др. При правильном, систематическом проведении занятий физическими упражнениями с учащимися и тренировке их сердца подобных явлений, как правило, не наблюдается. В этом случае сердце укрепляется, работа его совершенствуется, кроме того, изменяется в лучшую сторону и состав крови, в частности увеличивается число эритроцитов, тромбоцитов, в связи с чем улучшаются дыхательные и защитные ее функции.

Для тренировки сердечно-сосудистой системы необходимо широко использовать различные виды бега в умеренном темпе, бег на скорость на короткие дистанции, ходьбу на лыжах, катание на коньках, умеренное плавание и т. д. На занятиях следует чередовать упражнения, дающие большую нагрузку, с упражнениями умеренными или с периодами кратковременного отдыха. Целесообразно также чаще давать упражнения с глубокими дыхательными движениями [40].

Формирование органов  дыхания в старшем школьном возрасте характеризуется рядом особенностей. У юношей и в меньшей степени  у девушек прогрессивно нарастает  окружность грудной клетки и размеры  ее дыхательных движений, экскурсия; идет дальнейшее развитие дыхательных  мышц, их силы; совершенствуется регуляция  дыхания; значительных размеров достигает  жизненная емкость легких. В этом возрасте наблюдается заметное увеличение легочной вентиляции, как в покое, так и при предельной физической нагрузке. Кроме того, более эффективным  становится обмен газов в легких: повышается процент использования  кислорода. Несмотря на это, дыхательный  аппарат у старшеклассников по своим  функциональным возможностям не достигает  еще предела, свойственного взрослым. При интенсивных физических нагрузках у них быстрее снижается уровень насыщения крови кислородом, быстрее наступает кислородная недостаточность (гипоксемия). По этой причине и в связи с более высокой возбудимостью дыхательного центра учащиеся старших классов не могут столь же длительно, как и взрослые, задерживать дыхание и переносить затруднения дыхания при физических упражнениях, сохранять высокую работоспособность. Под влиянием физических упражнений функциональные способности дыхательного аппарата у школьников старшего возраста значительно возрастают, в частности становится редким и более глубоким дыхание, увеличивается жизненная емкость легких, повышается уровень потребления кислорода при максимальных физических нагрузках. В итоге более устойчивой становится общая работоспособность организма по отношению к длительным нагрузкам [19].

Большое значение для развития органов дыхания, кровообращения и  всего организма имеет выработка  у школьников равномерного и глубокого  дыхания. Такое дыхание является наиболее рациональным и для успешного  обеспечения организма кислородом в условиях повышенной мышечной деятельности. Для решения этой задачи следует  систематически использовать упражнения, вызывающие равномерное, глубокое дыхание: ходьбу, бег, передвижение на лыжах  и коньках, плавание и др. При обучении двигательным действиям необходимо обращать внимание на глубокий выдох, на согласование дыхания с движением. В циклических движениях акт дыхания — вдох и выдох — должен сочетаться с определенным количеством шагов (при ходьбе, беге и др.), гребком руками (в плавании) и т. д.; в ациклических движениях (прыжки, метание, гимнастические упражнения и др.) вдох и выдох должны производиться как с учетом положения грудной клетки по отношению к конечностям и другим частям тела, так и с учетом моментов наибольшего напряжения мышц в выполняемых движениях. Так, при выполнении общеразвивающих упражнений необходимо во время разгибания туловища и разведения рук делать вдох, а в момент наклонов и сведения или сгибания рук — выдох. В то же время, учитывая установленный факт повышения силы мышц на фазе выдоха и при натуживании (задержке дыхания на выдохе), при выполнении упражнений в прыжках, метании, подтягивании, поднимании тяжестей целесообразно, в моменты наибольшего напряжения мышц производить выдох или задержку дыхания на выдохе [9,10].

Информация о работе Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста