Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть и выявить наиболее эффективную методику для развития силы у детей старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности учащихся 10-11 классов, влияющие на развитие силовых способностей.
2. Рассмотреть основные средства развития силовых способностей.
3. Рассмотреть методы развития силовых способностей.
4. Отобрать наиболее оптимальную методику для развития силовых способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Особенности развития силовых способностей у старшеклассников……………………………………………………………………5
1.1 Физиологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………..5
1.2 Психологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………17
ГЛАВА II. Современные методики развития силовых способностей………………………………………………………………………..27
2.1 Сила как физическое качество человека……………………………………...27
2.2 Задачи развития силовых способностей………………………………………32
2.3 Средства воспитания силовых способностей………………………………...35
2.4 Методы воспитания силовых способностей………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..46
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по тмфк.docx

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Восприятие собственных  движений затруднено тем, что кинестетические  ощущения, лежащие в основе восприятия движений, не отличаются ни силой, ни четкостью («темные мышечные чувства», как  назвал их И.М. Сеченов). При восприятии движений, выполняемых преподавателем или другими учащимися, зрительно  часто невозможно понять такие важные компоненты движений, как усилие, темп, скорость, ритм и т. п.

Важно научить школьников анализировать свои двигательные ощущения, научить, самостоятельно вести наблюдения. В этих целях следует ставить  перед учащимися задания, связанные  с наблюдениями за движениями.

Так, при прыжках в высоту с разбега недостаточно только показать отталкивание в целом, надо, чтобы  учащиеся ответили, в каком положении  находится нога в это время, как  изменяются углы, образованные бедром и корпусом, бедром и голенью. Определив, что предпоследний шаг в прыжках  в высоту с разбегу является самым  длинным, ученик сможет объяснить смысл  такого соотношения в величине длины  других шагов в разбеге. Важно  при этом, чтобы вопросы соответствовали  знаниям учащихся [5].

Учитывая кратковременность  процесса выполнения некоторых движений, необходимо для точного восприятия повторить их несколько раз. Повторения требуют также сложные и незнакомые упражнения. Преподавателю необходимо знать, какие существенные детали и  фазы движений трудно воспринимаются учащимися. В этих случаях полезно  будет показать движение так, чтобы  подчеркнуть то или иное движение, несмотря на то, что это искажает характер наблюдаемого движения. Если ученики предупреждены об этом и действие или движение будет вновь продемонстрировано без искажений, то опасаться неправильности восприятия не следует. В отдельных случаях для уточнения движения нужно выполнять его в замедленном темпе. Полезны бывают имитации того или иного действия, например, при показе финального движения в метании гранаты. Для того чтобы ученики почувствовали характер работы ног и корпуса во время первых шагов с низкого старта (зрительно это трудно воспринять), полезно выполнить низкий старт с «вожжами», когда ученика с помощью какого-либо жгута или скакалок удерживают сзади за плечи или когда партнер во время первых шагов упирается в плечи стартующему [16].

В юношеском возрасте улучшается память. Но сравнительно небольшое  количество часов, которое отводится  на уроки физической культуры, и  отсутствие специальной работы по совершенствованию  умения запоминать движения не позволяют  учащимся старших классов достичь  значительных успехов в повышении  эффективности двигательной памяти.

Двигательная память —  это мышечно-двигатёльные образы представления  о заучиваемых движениях, их форме, величине усилий, амплитуде, скорости, ритме [7].

Прочность запоминания движений зависит от активности учащихся во время заучивания. Для запоминания  недостаточно просто повторять движения. Нужно, чтобы учащиеся стремились запомнить  их. Важно мобилизовать усилие школьников на запоминание. Большую пользу в  этом оказывает самостоятельное  воспроизведение запоминаемых движений после нескольких повторений.

Самостоятельно воспроизводя заучиваемое движение, ученик обнаруживает, какие детали ему не удалось запомнить. Это мобилизует активность ученика, заставляет его быть более внимательным при дальнейшем заучивании упражнений.

При выполнении первых попыток  надо обратить внимание учащихся на запоминание  движения в целом и только в  дальнейшем переключить внимание на запоминание отдельных деталей [3].

Увеличивает эффективность  запоминания и глубокое осмысливание движения, его сущности и внутренних связей. Высокий уровень развития мышления старших школьников и большой  запас знаний позволяют учителю  использовать и это условие прочного запоминания. Следует также не забывать о необходимости периодического повторения разученных движений.

Наибольшие, затруднения  у учащихся вызывает запоминание  таких элементов движений, которые  связаны с недостаточно отчетливыми, кинестетическими ощущениями и восприятиями (усилие, ритм, темп, скорость). В этих случаях школьники не могут использовать наиболее совершенные у них виды памяти — зрительную и слуховую. Они могут воспринять их только при  условии, если сами их прочувствуют. Поэтому  там, где усилие, ритм, темп, скорость составляют существенную сторону движения, следует после показа предложить учащимся выполнить это движение и только после этого перейти  к анализу наблюдаемых движений.

Большую эффективность для  восприятия движений имеют схемы, плакаты. Все это будет способствовать более быстрому и прочному формированию двигательных навыков.

Наконец, успех в обучении во многом зависит от того, насколько  четко ограничен круг упражнений, которые нужно надолго и точно  запомнить. При составлении плана  урока следует продумать организацию  процесса заучивания. Игнорирование  этого приводит к тому, что ученики  скоро забывают многие упражнения.

Для юношей и девушек характерно абстрактно-логическое мышление. Учащиеся способны отвлекаться от конкретного  движения, факта, предмета и выявлять наиболее существенные стороны связи  между ними. Мыслительный процесс  протекает у старших школьников с опорой на определенные понятия. Отличительной особенностью их мышления является строгая последовательность в суждениях и доказательствах.

Эти особенности мышления юношей и девушек обязывают учителя  физкультуры сообщать необходимые  для анализа движений знания и  понятия, пользоваться терминами-понятиями.

Для учащихся старших классов  характерно стремление критически подходить  к различным доказательствам  товарищей и учителей. Большая  эмоциональность учащихся в сочетании  с критичностью может вызвать  у них излишнюю горячность в споре. Учителю нужно спокойно отнестись  к такому спору и аргументированно разрешить его.

В объяснении учебного материала  юношам и девушкам нужна более  глубокая аргументация. При подготовке к уроку нужно учитывать эту  особенность объяснения материала  урока старшим школьникам. Авторитет  учителя во многом зависит от его  теоретической подготовки, от умения ответить на «трудные» вопросы о  сущности двигательных действий. Такие  вопросы любят задавать старшие  учащиеся. Они интересуются теоретическими вопросами по любым предметам, в  том числе и по физической культуре. Поэтому на уроках физической культуры в старших классах должны иметь  место и теоретические вопросы, объяснение которых способствует углублению интереса к предмету. Важно при  этом использовать знания учащихся по другим предметам, а также показать проблемность многих вопросов физической культуры[29].

Зная живость ума старшеклассников, их находчивость и интерес к решению  различных вопросов, не следует излишне  облегчать их задачу по осмысливанию учебного материала. 

Глубина мышления, его последовательность, точность и основательность обостряют  чуткость учащихся к выражению мыслей, к речи. Они чутки к ошибкам  в своей речи, а также в речи товарищей и преподавателей.

Большое значение для глубокого  осмысливания материала имеет активность учащихся на уроке. Несомненную пользу в активизации мышления принесет использование на уроках методов, разработанных  П. Ф. Лесгафтом.

Чувства старших школьников отличаются глубиной, силой переживаний  и разнообразием. В этом возрасте большого развития достигают моральные  чувства. Старший школьник оценивает  не только поступки, но и переживания  и качества личности. Развиваются  и углубляются чувства дружбы, коллективизма, понятие о собственном  достоинстве.

Ученики старших классов  глубоко переживают неудачи своих  коллективов (команд, класса) и искренне радуются их успехам. Повышается чувство  ответственности, долга. Все это  побуждает старшеклассников проявлять  больше настойчивости, упорства в овладении  программой по физической культуре [30].  

Развитое чувство собственного достоинства также является хорошим  стимулом для волевых действий на уроке при условии, что это  чувство не переходит известных  границ и не приводит к эгоизму  и самовлюбленности.

Учащиеся старших классов  остро воспринимают красивое. Это позволяет привлечь их внимание к таким важным вопросам физического воспитания, как умение владеть своим телом, осанкой, а также заинтересовать многими упражнениями, на которые они до сих пор мало обращали внимания. Обострение эстетических чувств дает возможность легче решать вопросы, связанные со спортивным костюмом, обстановкой занятий (уборка зала, снарядов) и т. п. Учащиеся получают удовлетворение от урока, если в него входят упражнения, отличающиеся красивым оформлением, интересным ритмом и т, д. Музыкальное оформление занятий доставляет старшеклассникам большое удовольствие [38].

Учащиеся старших классов  не всегда умеют правильно владеть  своими чувствами. У Юношей и девушек  можно наблюдать частые смены  настроения, связанные с большой восприимчивостью в этом возрасте к различным явлениям жизни.

Поэтому учителю важно  следить, чтобы большая эмоциональность  не приводила на уроках к конфликтам, проявлять чуткость к переживаниям учеников.

Характер и воля начинают формироваться рано, но в юношеском  возрасте характер приобретает большую  устойчивость и определенность [13].

Юношей и девушек отличает целеустремленность, активность, готовность бороться за достижение поставленной цели, большая убежденность. Учащиеся этого возраста ставят перед собой  конкретные задачи в общественной и  учебной работе, в том числе  и в спорте.

Старших школьников интересуют вопросы самовоспитания. Они стремятся  лучше познать себя. Поэтому важно  показать им значение занятий физическими  упражнениями для воспитания воли и  характера.

В школе встречаются учащиеся, которые переоценивают себя и  нередко зазнаются. Такие ученики  встречаются и среди спортсменов  школы. Долг преподавателя — вовремя  помочь таким учащимся. Помощь нужна  и ученикам, не уверенным в своих  силах. Часто причиной недооценки своих  сил является отставание в учебе, а также слабое здоровье [31].

В юношеском возрасте с  большей определенностью выявляются волевые черты характера. Решительность  становится более осмысленной, смелость более устойчивой, а настойчивость  более твердой. Старшеклассники  очень ценят смелость. Упражнения, связанные с проявлением смелости, интересны для них. Обвинения  в трусости тяжело переживаются ими.

Учащиеся этого возраста проявляют большую инициативу. Это  качество проявляется в самых  разнообразных делах, в том числе  и во время занятий физическими  упражнениями как на уроке, так и в спортивных секциях. Преподавателю нужно поддержать и правильно направить инициативу учащихся [4].

Но среди школьников старшего возраста нередко встречаются и  учащиеся с недостаточно развитыми  волевыми чертами характера. Иногда активность бывает беспорядочной, выдержка переходит в замкнутость, решительность  и смелость не сочетаются с дисциплинированностью. Есть ученики дисциплинированные, но не энергичные. Встречаются юноши  и девушки развязные, грубые и  дерзкие. Нужно проявлять настойчивость  в воспитании характера старшеклассников, так как в этом возрасте можно  наиболее успешно устранить недостатки в характере учащихся. Интерес  к вопросам самовоспитания, более  развитый интеллект, богатый запас  знаний позволяют успешно проводить  работу над совершенствованием волевых  черт характера старшеклассников. Занятия, физическими упражнениями в школе, связанные с преодолением трудностей, представляют большие возможности для воспитания воли и характера учащихся. Без определенной системы и настойчивости нельзя добиться успехов в воспитании характера и воли.

Юноши и девушки лучше, чем подростки, осуществляют контроль за своими движениями, жестами, положением тела. Ориентировка в пространстве и времени у них более совершенна [40].

Старшеклассники обычно подтянуты, уделяют большое внимание своему внешнему виду (особенно девушки). Старшеклассники  боятся показаться неуклюжими и смешными. Это опасение приводит иногда к тому, что отдельные учащиеся избегают уроков физкультуры, если они заметно  отстали от подготовки класса. Нередко  это связано с дефектами фигуры, кожи и другими физическими недостатками. Учителю надо в этих случаях проявить особую чуткость, создать дружескую обстановку, в которой учащиеся проявляют необходимый такт по отношению к товарищам, имеющим тот или иной недостаток.

Практически здоровые юноши  и девушки любят занятия физической культурой. Они стремятся развить  необходимые двигательные качества, стать сильными, ловкими, красивыми. Девушек особенно интересуют упражнения, связанные с изяществом, грациозностью и плавностью. Старшеклассников привлекает спорт, перспектива получения спортивного разряда, завоевания первенства. В юношеском возрасте ярче вырисовываются индивидуальные различия и особенности учащихся. Большое значение имеет постановка перед школьниками интересных перспектив и целей. Привлекательная цель может побудить учащихся на уроке выполнять с усердием иногда и неинтересную работу [32].

Основным методом воспитания в этом возрасте является метод убеждения. Учитель должен обосновывать свои требования, использовать примеры из литературы, искусства и науки, убеждать личным примером.

Старшеклассники не любят  «голых» приказаний. Вежливая просьба  во многих случаях приносит больше пользы в обращении с ними. Немало ошибок допускают они в оценке личности других людей. Они весьма склонны  к категоричным суждениям и оценкам. В таких случаях может помочь терпеливое объяснение. Юноши и девушки  нуждаются в поощрениях. Оценка работы учащихся стимулирует их к дальнейшей еще более упорной работе. При  наказании ученика необходимо проявить определенную чуткость и такт, понимание  психологии учащихся, не умалять его  достоинства. Применяя поощрение, учитель  в первую очередь должен оценивать  отношение учащихся к занятиям, их старательность, упорство, настойчивость, хорошее отношение к товарищам [33].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Современные  методики развития силовых способностей

2.1 Сила как  физическое качество человека

Сила — это способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности —  это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит  понятие «сила».

Информация о работе Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста