Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть и выявить наиболее эффективную методику для развития силы у детей старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть физиологические и психологические особенности учащихся 10-11 классов, влияющие на развитие силовых способностей.
2. Рассмотреть основные средства развития силовых способностей.
3. Рассмотреть методы развития силовых способностей.
4. Отобрать наиболее оптимальную методику для развития силовых способностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Особенности развития силовых способностей у старшеклассников……………………………………………………………………5
1.1 Физиологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………..5
1.2 Психологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов……………………………………………17
ГЛАВА II. Современные методики развития силовых способностей………………………………………………………………………..27
2.1 Сила как физическое качество человека……………………………………...27
2.2 Задачи развития силовых способностей………………………………………32
2.3 Средства воспитания силовых способностей………………………………...35
2.4 Методы воспитания силовых способностей………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..46
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по тмфк.docx

— 85.50 Кб (Скачать файл)

В спортивной практике это  делается часто даже в тех случаях, когда выдох анатомически кажется  невыгодным. В гребле, например, выдох  производится не в фазе сгибания туловища, а в момент его разгибания, когда  осуществляется гребок, и мышцы находятся  в стадии максимального напряжения.

Для укрепления здоровья учащихся—развития  органов дыхания и кровообращения — большое значение имеет чистота  воздуха. Показано, что занятия физическими  упражнениями на чистом воздухе более  эффективно влияют на увеличение жизненной  емкости легких, окружности грудной  клетки, содержание гемоглобина и  эритроцитов в крови. В связи  с этим очень важно уроки физической культуры чаще проводить на открытом воздухе. Весьма полезно проводить  занятия на открытом воздухе в  зимнее время: прохладный морозный воздух оказывает особенно бодрящее и закаливающее воздействие на организм. В развитии сердечно - сосудистой и дыхательной  систем у юношей и девушек в  возрасте 16—17 лет устанавливается  довольно резкое различие. По сравнению  с юношами у девушек менее  развиты грудная клетка, сердце и  легкие, меньше жизненная емкость  легких, сила дыхательных мышц, а  также максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода. В силу этого функциональные возможности  органов кровообращения и дыхания  оказываются у них гораздо  ниже, чем у юношей. Все это  заставляет более осторожно относиться к физическим нагрузкам организма  девушек во время занятий [39]. 

Для правильной постановки физического воспитания учащихся очень  важен учет особенностей развития центральной  нервной системы, которой принадлежит  ведущая роль в регуляции всех функций организма. В старшем  школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы, высокого совершенства достигает высший ее отдел  — кора головного мозга. Нервные  процессы приобретают большую подвижность, растет их сила, протекание процессов  возбуждения и торможения становится более уравновешенным. Значительно  улучшается аналитическая и синтетическая  деятельность коры головного мозга. Высокого уровня развития достигает  вторая сигнальная система. Все это создает благоприятные условия для углубленного обучения учащихся двигательным действиям, развития у них двигательных качеств[27].

В связи с высоким уровнем  развития двигательного анализатора  у старшеклассников значительно  повышается способность точно воспроизводить различные движения. В этом возрасте учащиеся могут рассказывать довольно полно о выполненных ими действиях  и допущенных при этом ошибках. Так  как развитие второй сигнальной системы  у старших школьников достигает  высокого уровня, то при обучении их двигательным действиям большое  значение приобретает словесное  описание особенностей структуры изучаемого движения. Все это позволяет учащимся точнее представить себе физическое упражнение, быстрее и правильнее выполнить его[15].

Несмотря на высокий уровень  развития высшей нервной деятельности, у школьников старших классов  еще наблюдается некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Так, при выполнении интенсивных  упражнений вызываемое ими возбуждение  не остается в определенных центрах, а широко распространяется по коре головного мозга, захватывая в свою сферу различные центры, вызывая  тем самым сокращение мышц, которые  могли бы не участвовать в данном движении. В этих условиях движения становятся неточными, угловатыми, выработка  двигательного навыка затрудняется. В то же время при выполнении физических упражнений не в полную силу процессы возбуждения и торможения протекают более уравновешенно, освоение движений идет гораздо точнее и быстрее [39].

У учащихся старшего школьного  возраста раскрываются большие возможности  для развития двигательных качеств. У старшеклассников более совершенной  становится способность воспринимать пространство и время; они отличаются хорошо развитым чувством равновесия, высокой способностью точно прыгать, сохранять заданный темп и ритм движения. Все это говорит о том, что  в этом возрасте имеются все возможности  для дальнейшего развития двигательной ловкости[43].

В связи с интенсивным физическим развитием и ростом функциональных возможностей в этот возрастной период у учащихся можно развивать в широких пределах силу и выносливость. Для развития силы могут с успехом использоваться различные упражнения с кратковременными усилиями — скоростно-силовые упражнения. На занятиях с юношами большое значение приобретает применение упражнений с отягощением. При правильном использовании их в комплексе с другими упражнениями можно активно влиять на физическое развитие юношей. Для правильного проведения таких упражнений, очень важно подбирать вес отягощений с учетом физических возможностей школьников; необходимо соблюдать большую осторожность при применении отягощений, которые приближаются к весу самих занимающихся. Для выработки выносливости можно использовать упражнения большой длительности в равномерном и переменном темпе (например, бег по пересеченной местности, повторный бег на 300—400 м в равномерном и медленном темпе). Для этого надо по возможности чаще применять ходьбу на лыжах, бег на коньках, плавание, спортивные игры [23].

При проведении упражнений на выносливость требуется постепенное  и осторожное увеличение их длительности. Большая осторожность необходима при  выработке скоростной выносливости (бег на средние дистанции, на 100—200 м), так как возможность сохранять высокий уровень работоспособности у старшеклассников еще не достигает предела взрослых. В этом возрасте во время интенсивного бега у них быстрее падает первоначальная скорость, быстрее проявляются признаки ослабления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [26].

У старшеклассников наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособляемости  к большим и длительным физическим нагрузкам. Это связано главным  образом с тем, что в этот период среди школьников отмечается значительно  большее число юношей и девушек, имеющих различные уровни физического  развития, функциональные возможности  и физическую подготовленность. При  выборе упражнений, методики развития двигательных качеств возникает  необходимость строго учитывать  эти особенности.

При развитии быстроты движений необходимо принимать во внимание ряд  закономерностей. Наилучший результат  в частоте движений с небольшой  амплитудой достигается, как правило, в первые 3 секунды и держится на достаточно высоком уровне до 5—6-й секунды. Поэтому продолжительность упражнений посредством которых преимущественно развивается быстрота подобных движений, должна ограничиваться этим временем. К таким упражнениям относятся прыжки с короткой скакалкой, бег в упоре, различные движения руками, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра.

При выполнении циклических  движений с большой амплитудой (например, бег на скорость) наибольшие величины быстроты, в отличие от разобранного выше случая, достигаются позже. Максимальная скорость бега обнаруживается на 5—6-й  секунде с момента старта. К  этому времени длина, и частота  шагов достигают максимальных величин  у каждого бегуна. Но так как  сами показатели максимальной скорости и длины шагов от возраста к  возрасту становятся более высокими, то за одни и те же 6 секунд разбега  мальчики 11—12 лет пробегают около 30 м, а юноши 15—16 лет —почти 40 м. У девочек эта разница составляет соответственно 28—29 и 34—36 м.

В стартовом разбеге, независимо от пола, возраста и физического  развития, школьники достигают в  первую секунду бега 55% своей максимальной скорости, во вторую — 73%, в третью — 90%, в четвертую — 96%, в пятую  и шестую 99 —100% [11]. Зная эту закономерность, учитель может определить приблизительное расстояние разбега (например, при прыжках в длину) в зависимости от индивидуальных данных учащихся. Длина разбега, необходимого при прыжках в длину, для девушек 15—16 лет находится в пределах 20—22,5 м, для юношей 22,5—26 м.

Более детальное уточнение  разбега (перенос линии старта на ступню ближе или дальше) проводится во время пробных прыжков.

При подборе упражнений для  развития быстроты движений необходимо учитывать ряд специфических  особенностей проявления этого качества у школьников. Некоторые показатели быстроты взаимосвязаны, другие не зависят  друг от друга. Так, если предложить учащимся постукивать с максимальной частотой правой рукой по столу, то большинство  из тех школьников, которые покажут  высокий темп движений правой рукой, будут в числе первых и при  движениях левой рукой. Но если у  этих же учащихся зарегистрировать время  реакции на какой-либо сигнал (световой, звуковой, тактильный), то обнаружится, что никакой связи с частотой движений рукой не наблюдается. Ученик, бывший в числе лучших по частоте  движений, может оказаться одним  из наиболее медленно реагирующих на сигнал. Подобная картина обнаруживается и в том случае, если сопоставить такие показатели быстроты, как максимальная скорость бега и время реакции [12].

Таким образом, показатели быстроты различных движений не связаны между  собой, за исключением элементарных движений (частота движений пальца, кисти, стопы, руки). Поэтому, подбирая круг упражнений для развития быстроты, необходимо четко дифференцировать их по своей направленности: упражнения для быстроты реакции, частоты движений, скорости перемещения. Более того, необходимо учитывать и амплитуду, с которой совершается движение.

Для учащихся старших классов  рекомендуется применять разнообразные  упражнения для развития быстроты движений. Это могут быть колебательные и круговые движения согнутыми и прямыми руками в максимально быстром темпе в течение 5—6 секунд, ходьба с круговыми движениями руками в темпе, превышающем в два раза темп шагов, быстрое ведение мяча одной рукой, «педалирование» ногами в стойке на лопатках с постепенным ускорением и последующим замедлением в течение 10—12 секунд, быстрая передача мяча в парах, стоя или сидя на расстоянии 2—3 м друг от друга, на количество передач за 5—6 секунд, прыжки через скакалку на большее количество прыжков за 8—10 секунд, прыжки с двойным вращением скакалки, быстрая смена ног прыжком из положения выпада в течение 3—4 секунд, быстрое выполнение несложных движений и действий по сигналам. Полезны также задания, требующие быстрых ответных действий во время ходьбы или бега [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов

В связи с высоким уровнем  развития высшей нервной деятельности, развитием всего организма у  старших школьников наблюдаются  значительные изменения в психике. По сравнению с подростками они  становятся более спокойными, уравновешенными. У них более ярко проявляются  интересы к определенной деятельности,, непосредственно связанной, по их мнению, с привлекательной для них профессией, стремление к личному совершенствованию в избранном виде деятельности. Старшеклассники уже в достаточной степени способны сознательно управлять своими действиями: выполнять движения с требуемой координацией, мышечным напряжением, скоростью на протяжении относительно длительного времени, преодолевать утомление, чувство неуверенности, смущения, страха и т. д.

Внимание старших школьников отличается устойчивостью. Юноши и  девушки могут сохранять внимание достаточной интенсивности во время  всего урока, что обеспечивает отчетливое и ясное восприятие учебного материала  и осмысливание его.

Учащиеся старших классов  могут одновременно воспринимать сложные  действия, состоящие из нескольких компонентов. Это качество, важно  для уроков физической культуры, для  понимания комбинаций упражнений в  гимнастике, тактических и технических  приемов в играх, сложных легкоатлетических  упражнений.

Юноши и девушки умеют  хорошо концентрировать свое внимание на отдельных деталях тех или  иных упражнений для точного и  подробного рассмотрения их, а также  распределять его на несколько видов  движений, если это необходимо, и  легко переключают свое внимание с одного объекта на другой.

Учащиеся старших классов  также хорошо владеют произвольным вниманием, которое необходимо для  решения заданий, имеющих известную  трудность, для того чтобы не отвлекаться, а также преодолевать возникшее на уроке утомление. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Сначала ученик заставляет себя усилием воли слушать преподавателя, следить за ходом урока, а потом объяснения, сам ход урока настолько заинтересовывает его, что он занимается с полным вниманием без всякого усилия и напряжения. Для произвольного внимания, так же как и для непроизвольного, важно, чтобы урок был интересным. Интерес может побуждать ученика затрачивать большое усилие воли для напряжения своего внимания.

Развитие внимания учащихся старших классов, а также умение владеть им позволяют преподавателю  ограничить число особых приемов  для привлечения внимания учеников во время объяснения учебного материала, как и во время всего хода урока. Чтобы учащиеся были внимательными  на уроке, надо поставить перед ними интересные цели, четко организовать занятия, поддерживать твердую дисциплину на уроке.

Преподаватель должен учитывать  и индивидуальные особенности учащихся. В классе могут быть ученики с  серьезными недостатками внимания. Недостаточная  внимательность хотя бы одного ученика  может на уроке физической культуры привести к тяжелым травмам, а  также снизить эффективность  обучения. Следует напоминать учащимся о значении внимания во время занятий  физическими упражнениями, приводить  примеры. При проведении уроков нужно  учитывать, что упражнения, связанные  с большой физической нагрузкой, вызывающие утомление и усталость, снижают интенсивность внимания. Материал урока, который требует  большого внимания, не следует давать после длительной и интенсивной  нагрузки.

Не следует испытывать внимание старших школьников затянутыми объяснениями и наставлениями. Лаконичное объяснение, опора на сообразительность, привлечение внимания не только внешней  стороной движений, но и их сущностью  важные условия внимательности учащихся на уроке.

Восприятия старших школьников отличаются большей организован- ностью, осмысленностью, целенаправленностью. В наблюдениях за движениями учащиеся не ограничиваются внешней стороной движений, а подмечают более скрытые существенные стороны физических упражнений. Они могут самостоятельно проводить анализ своих и показываемых движений. Однако, как и на других уроках, наблюдения старшеклассников должны направляться учителем [1].

Информация о работе Методы воспитания силовых способностей у детей старшего школьного возраста