Нетрадиционные уроки физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Ещё из прошлого века школьники потеряли интерес к знаниям. Этому способствовало еще и то, что в обществе крепко укоренилась мысль: «Знание, умение, образование - нуль, деньги - все!». Хотя было бы неправильным отрицать, что понимание приоритетности образования медленно возвращается в наше общество, потому что всем организациям хочется иметь дело не просто с дипломированными специалистами, а в первую очередь с компетентным персоналом. В добавление к этому нельзя не заметить, что теперешние школьники, учитывая свои физические и физиологичные особенности, требуют от педагогов особенного внимания, большого терпения, умения объяснить изучаемый материал проще, и это рядом с тем, что они с легкостью овладевают современными технологиями и сложной техникой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УРОК ~ ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 3
Традиционный урок физической культуры в школе 5
Типы и виды традиционных уроков по физической культуре....11
Обоснование необходимости применения нестандартных уроков в
современной школе и их характеристика 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ111.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)






ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. УРОК ~ ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 3

  1. Традиционный урок физической культуры в школе 5
  2. Типы и виды традиционных уроков по физической культуре....11
  3. Обоснование необходимости применения нестандартных уроков в

современной школе и их характеристика 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   32 

ВВЕДЕНИЕ

Ещё из прошлого века школьники потеряли интерес к знаниям. Этому способствовало еще и то, что в обществе крепко укоренилась мысль: «Знание, умение, образование - нуль, деньги - все!». Хотя было бы неправильным отрицать, что  понимание приоритетности образования  медленно возвращается в наше общество, потому что всем организациям хочется  иметь дело не просто с дипломированными специалистами, а в первую очередь  с компетентным персоналом. В добавление к этому нельзя не заметить, что  теперешние школьники, учитывая свои физические и физиологичные особенности, требуют  от педагогов особенного внимания, большого терпения, умения объяснить  изучаемый материал проще, и это  рядом с тем, что они с легкостью  овладевают современными технологиями и сложной техникой.

Учитывая это, а также потому, что растут темпы развития науки  и объемы новой информации, педагоги должны готовить активных, самостоятельных, способных принимать решение  людей с развитыми творческими  способностями. Исследования специалистов свидетельствуют о недостаточной  эффективности традиционного урока  для решения названных выше проблем, потому в настоящее время весьма актуально внедрение новых форм и методов учебы. Однако бросаться  из одной крайности в другую было бы неумно, потому что наилучшим  вариантом является сочетание традиционного  урока с нетрадиционными формами  и методами.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического  и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно  разносторонне развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование  природных качеств и способностей индивида. Нестандартный урок - такое название получило явление, которое возникло как своеобразная реакция педагогической практики 70-х годов XX века на потерю учениками интереса к учебе. Первичное значение урока - учебное занятие, которое имеет нестандартную (неопределенную) структуру. Ученые предлагают многовариантную структуру урока в начальной школе, а также уроки разных типов и специфические формы их проведения. Учитель свободно добирает формы урока, широко применяет известные формы и придумывает новые, что является проявлением учительского творчества, однако нужно помнить, что увлечение формой может привести к потере содержания. Это все особенно актуально и в настоящее время.

Это определило выбор темы нашего исследования - «Нестандартные уроки физической культуры». Цель исследования - рассмотреть возможности применения нестандартных уроков в школьном физическом воспитании.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе. Предмет исследования — нестандартные уроки физической культуры.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть структуру традиционного урока физической культуры.
  2. Охарактеризовать типы нестандартных уроков в школе.

В ходе выполнения теоретического исследования нами использовался метод изучения и анализа литературных источников. Мы познакомились с достаточным количеством литературы по тематике исследования, проанализировали работы известных специалистов в области педагогики, теории и методики физического воспитания, что позволило нам всесторонне рассмотреть основные положения изучаемой проблемы. 

Форма организации  процесса обучения.

Форма обучения представляет собой целенаправленную , четко организованную , содержательно- насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения , взаимодействия , отношений учителя и учащихся*. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений, навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и др.) имеет частное обучающе-воспитывающее значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, обработку отдельных умений и навыков.

ГЛАВА I. УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

  1. Традиционный урок физической культуры в школе

Ведущая роль урока физической культуры в школьной системе физического  воспитания определяется теми преимуществами, который он имеет перед другими  формами в решении главных  задач школьного физического  воспитания.

Во-первых, урок является самой массовой формой организации систематических  занятий школьников физическими  упражнениями, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного  класса. Это позволяет лучше организовывать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Во-вторых, урок проводится на основе научно обоснованной программы физического  воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения (29).Уроки, как правило, проводятся по твердому расписанию, в  определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (40 мин.). Уроки в своей  совокупности обеспечивают систематическое  изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой и  Государственным образовательным  стандартом, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического  воспитания учащихся.

В-третьих, урок осуществляется под  руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых  и индивидуальных особенностей школьников.

В-четвертых, урок способствует направленному  развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния. Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Поэтому уроки являются основой и для самостоятельных занятий учащихся физическими упражнениями. Уроки в значительно мере определяют содержание других форм физического воспитания.

Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными  возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных  уроков и в режиме учебного дня. Все  это вызывает необходимость соблюдения определенных требований к организации  и проведению урока. Основными из них являются следующие:

  1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, - не более 2-3.
  2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
  3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.
  4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками. Такая связь составляет систему уроков.
  5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Групповое обучение предполагает работу учителя с группой учащихся. Преимущество, прежде всего во времени, т.е. в производительности обучения, один учитель за одно и то же время обучает не одного, а группу учащихся Учебный процесс является эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала. Непременным условием эффективности урока является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.
  6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
  7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физкультуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без. Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью позволяют исключить травмирование на уроках.
  8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.

В комплексной программе по физическому  воспитанию важнейшим требованием  современного урока определяется обеспечение  дифференцированного и индивидуального  подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического  развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических  свойств и качеств, соблюдения гигиенических  норм.

С учетом задач физического воспитания, принципов обучения и воспитания выдвигаются определенные требования и к методике проведения уроков:

  1. Каждый урок должен служить решению конкретных, заранее намеченных задач и представлять собой завершенное целое, логически и психологически связанное с предыдущими и последующими уроками. Материал должен быть доступным, работа в необходимой мере индивидуализированной и выполнимой в рамках отведенного времени. Результаты работы должны быть осознаны занимающимися и вызывать у них чувство удовлетворения.
  2. Влияние каждого урока на занимающихся должно быть достаточно разносторонним.
  3. Каждый урок, независимо от специфических задач физического воспитания, должен быть пронизан идеями нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания, которые реализуются в зависимости от складывающихся условий.
  4. Процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками необходимо направлять на каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств, на формирование познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете стойких убеждений.
  5. Содержание и характер деятельности занимающихся должны быть достаточно разнообразны. Физические, интеллектуальные и волевые усилия необходимо варьировать по напряжению так, чтобы был обеспечен оптимальный уровень работоспособности, необходимый для успешного решения намеченных задач.
  6. Деятельность занимающихся на протяжении всего урока должна быть непрерывной. Это позволяет целесообразно использовать время урока, сохранять функциональную готовность К очередным усилиям, а также предупреждать возможные нарушения дисциплины.
  7. В процессе проведения урока обязательно использование разнообразных методов обучения и воспитания. Особое внимание следует уделять методам, повышающим интеллектуальную активность занимающихся, побуждающих к самостоятельному поиску целесообразных вариантов изучаемых действий, требующих внесения в учебный процесс элементов исследования.

В уроке физического воспитания принято различать две взаимосвязанные  стороны: содержание и структуру.

Содержание урока физической культуры отражает единство четырех основных элементов, взаимосвязанных, определяющих качество и характеризующих стороны  содержания урока.

  1. Состав включаемых в урок физических упражнений, их совокупность обычно и рассматривается как все содержание урока.
  2. Содержание деятельности занимающихся, связанной с выполнением предлагаемых упражнений. Эта сторона содержания урока складывается из весьма разнообразных интеллектуальных и физических действий занимающихся, к которым относятся: слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысление воспринятого, мысленное проектирование предстоящих действий, непосредственное их выполнение, контроль за своими движениями и их оценка, обсуждение с педагогом возникающих вопросов, прослеживание своего состояния, регулирование эмоциональных проявлений и др.
  3. Содержание деятельности педагога, которая складывается из следующих действий: постановка и разъяснение учебных задач, определение конкретных заданий и организация их выполнения, непрерывное наблюдение за действиями занимающихся, анализ этих действий, оценка выполнения, регулировка нагрузок, а также тактичное направление поведения занимающихся, налаживание отношений между ними и т.п.
  4. Физиолого-психологические процессы и изменения в состояниях занимающихся, непрерывно сопровождающие все их действия. Эти процессы составляют внутреннюю, относительно скрытую сторону содержания урока. Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока.

Выделение трех частей в уроке обусловлено  определенными физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями и обеспечивает строго постепенное  включение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное  использование достигнутой работоспособности  на протяжении всего времени главной  работы и, наконец, оптимальное выравнивание функционального состояния организма и психологическую настройку на последующие занятия или отдых. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. В подготовительную часть урока включаются игровые задания (2-3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.

Информация о работе Нетрадиционные уроки физической культуры