Нетрадиционные уроки физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Ещё из прошлого века школьники потеряли интерес к знаниям. Этому способствовало еще и то, что в обществе крепко укоренилась мысль: «Знание, умение, образование - нуль, деньги - все!». Хотя было бы неправильным отрицать, что понимание приоритетности образования медленно возвращается в наше общество, потому что всем организациям хочется иметь дело не просто с дипломированными специалистами, а в первую очередь с компетентным персоналом. В добавление к этому нельзя не заметить, что теперешние школьники, учитывая свои физические и физиологичные особенности, требуют от педагогов особенного внимания, большого терпения, умения объяснить изучаемый материал проще, и это рядом с тем, что они с легкостью овладевают современными технологиями и сложной техникой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УРОК ~ ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 3
Традиционный урок физической культуры в школе 5
Типы и виды традиционных уроков по физической культуре....11
Обоснование необходимости применения нестандартных уроков в
современной школе и их характеристика 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ111.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность  занимающихся. В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.

Содержание подготовительной части  урока должно быть соотнесено с предстоящей  основной деятельностью на уроке. Подбор упражнений для подготовительной части  по координационным механизмам и  характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений. Общая продолжительность  подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока (в школьном уроке - 5-12 мин.) и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

Основная часть урока. Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. В содержание основной части урока входят: 1) разучивание новых двигательных действий; 2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; 3) развитие физических качеств; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных знаний; 6) обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю  следует завершать основную часть  подвижными играми и игровыми заданиями  и упражнениями с включением движений, разученных на уроке. Продолжительность  основной части урока зависит  от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и  возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.(1).

Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока -постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В содержание заключительной части урока, как правило, входят: упражнения,

способствующие снижению возбуждения, способствующие регулированию эмоционального состояния; мероприятия по подведению итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся; сообщение задания на дом. Длительность заключительной части урока 3—5 мин.

Характеристика уроков физкультуры.

Уроки физической культуры направлены на обеспечение максимально  широкой общей подготовки школьников к любой деятельности и играют решающую роль в обеспечении их всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания.

В учебных планах общеобразовательных  школ на уроки физической культуры во всех классах отводится по два  учебных часа в неделю. Содержание этих уроков определено обязательными  государственными программами. Программы  разработаны отдельно для I-IV ,V-IX и X-XI классов. Сформулированные в программе общие задачи физического воспитания учащихся частично конкретизируются для каждой ступени обучения. Для I-IV классов на первый план выдвигается обучение естественным видам двигательных действий, формированию правильной осанки. Что касается двигательных качеств, то необходимо преимущественно воспитывать ловкость и быстроту. Важно привить детям интерес к физическим упражнениям и вооружить их гигиеническими знаниями, научить соблюдать двигательный режим, знать правила закаливания.

Для V-IX классов в качестве ведущих задач выдвигаются: обучение применению усвоенных естественных движений в изменяющихся условиях, формирование основ спортивной техники в гимнастике, лёгкой атлетике, а так же преимущественное воспитание ловкости, быстроты, гибкости и скоростно-силовых качеств. Очень важно привить детям организаторские навыки в области физической культуры.

Для X-IX классов, в основном, сохраняются задачи, характерные для предыдущей ступени физического воспитания. Весьма ответственной задачей является повышение общего уровня физической работоспособности. В этот период должно быть обеспеченно формирование умений самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью проведения работы в качестве групповода.

Для успешного выполнения этой трудной творческой работы в  разных классах школы необходимо тщательно учесть не только весь программный  материал, но и уровень физического  развития и подготовленности учащихся, местные условия работы. При этом большое значение будут иметь  знания учителя и его умение пользоваться методическими пособиями и научной  литературой.

  1. Типы и виды традиционных уроков по физической культуре

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных  или воспитательных задач различают  четыре разновидности уроков.

  1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
  2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах:

а) развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма;

б) восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

  1. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
  2. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: а) вводные уроки; б) уроки изучения нового материала; в) уроки совершенствования; г) смешанные (комплексные) уроки; д) контрольные (зачетные) уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и  содержанием учебной работы на предстоящий  период, зачетными требованиями и  учебными нормативами.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются  для углубленного изучения и закрепления  учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные  для перечисленных выше типов  уроков. В таких уроках могут совместно  решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление  успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков  по теме или разделу программы  и т.п.

По основной направленности все  урочные формы занятий физическими  упражнениями можно подразделить на уроки общей физической подготовки, спортивно-тренировочные уроки и уроки профессионально-прикладной физической подготовки.

Для уроков общей физической подготовки характерны разнообразие учебного материала, комплексность, относительно умеренные  физические нагрузки и ряд других особенностей.

Спортивно-тренировочные уроки  типичны для занятий избранным  видом спорта: уроки легкой атлетики, гимнастики, волейбола и т.д.

    1. Уроки профессионально-прикладной подготовки проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Для содержания этих уроков характерно обучение прикладным двигательным действиям и воспитание физических способностей, адекватных содержанию профессионального труда.
    2. Требования к современному Уроку физкультуры

Наиболее общие требования к эффективному проведению уроков предъявляют  дидактические принципы обучения. На уроках должна быть обеспечена активность и сознательность усвоения школьниками  учебного материала, в процессе уроков следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и нестандартные методы обучения. Обучение должно обеспечить прочность  усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников.

Исходя из этого, каждый учитель  физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.

Важным требованием к  современному уроку является оптимальный  отбор методов, средств и форм организации обучения. Педагогикой  убедительно доказано, что нет  и не, может быть универсального метода обучения. Каждый метод, каждое средство и форма обучения более  успешно решают одни задачи, менее  успешно другие и мало способствуют решению третьих задач. Поэтому  было бы опрометчиво считать одни методы важными, современными, а другие (например, словесные, наглядные) , устаревшими.

Речь идёт о том, что  на современном этапе развития дидактики  созданы реальные возможности для  того, чтобы учитель овладел процедурой выбора оптимальных сочетаний методов, средств и форм обучения. Речь идёт фактически о том, чтобы сами учителя  научились проблемно подходить  к своей методической работе, не просто применять стандартные указания, но и применять нетрадиционные формы  в своей работе.

Современный урок должен характеризоваться  высоким уровнем развивающего обучения, глубокой отработкой знаний, умений и  навыков, их систематическим повторением, закреплением, углублением. Но при этом необходим творческий подход к структуре  урока.

Творческий и нестандартный  подход к структуре урока должен быть нацелен на повышение образовательной  роли урока, на устранение гиперболизации роли контроля в обучении, которая  приводит к поверхностной отработке  новых умений и навыков.

На современном уроке  следует поднять на более высокий  уровень, дифференцированный подход к  ученикам в процессе обучения, поэтому  при планировании современного урока  важно намечать дифференцированные упражнения для учащихся, проявляющих  разные особенности физического  развития.

Современный урок отличается более высокими требованиями к условиям, в которых он протекает, причём ко всему комплексу этих условий  учебно-материальным, гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим.

Нестандартные формы обучения могут потребовать нестандартное  оборудование, что значительно повышает интерес школьников к физкультурным  занятиям.

При проведении нетрадиционных форм обучения на уроках физкультуры  возникает необходимость и несколько  иного подхода к контролю за учебным процессом. При контроле надо стремиться выяснить, насколько комплексно учитель планировал задачи обучения, воспитания и развития школьников, как ему удалось спланировать и применять дифференцированный подход к ученикам.

Однако, выделяя главное  в своей работе, надо обязательно  стремительному соблюдению на практике всей совокупности дидактических требований, обеспечивающих на научной основе оптимизацию  учебно-воспитательного процесса.

  1. Обоснование необходимости применения нестандартных уроков в современной школе и их характеристика

XX век породил взрыв новой  информации. Расширение её объёма  сделало очевидным тот факт, что  всё знать и уметь — невозможно. Сегодня ценностью является не  только восприятие мира по  схеме «знаю - не знаю», «умею  - не умею», «владею - не владею»,  а и восприятие мира на уровне  «ищу и нахожу», «думаю и  знаю», «тренируюсь и делаю».

В нашем веке общество предъявляет  новые требования к образованию  в плане формирования личности. Целью  современной школы является создание условий для развития личности ребёнка. Под таким углом зрения и следует рассматривать преподавание всех учебных дисциплин, в том числе и физической культуры. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области образования  обусловлено тем, что она закладывает  основы физического и духовного  здоровья, на базе которого только и  возможно действительное развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы  физической активности, направленные на совершенствование природных  качеств и способностей индивида. Цель учебного предмета «Физическая  культура» состоит в том, что  бы содействовать формированию разносторонне  развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками  основами личной физической культуры. Под этим термином понимают совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный  уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Информация о работе Нетрадиционные уроки физической культуры