Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа
Ещё из прошлого века школьники потеряли интерес к знаниям. Этому способствовало еще и то, что в обществе крепко укоренилась мысль: «Знание, умение, образование - нуль, деньги - все!». Хотя было бы неправильным отрицать, что понимание приоритетности образования медленно возвращается в наше общество, потому что всем организациям хочется иметь дело не просто с дипломированными специалистами, а в первую очередь с компетентным персоналом. В добавление к этому нельзя не заметить, что теперешние школьники, учитывая свои физические и физиологичные особенности, требуют от педагогов особенного внимания, большого терпения, умения объяснить изучаемый материал проще, и это рядом с тем, что они с легкостью овладевают современными технологиями и сложной техникой.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УРОК ~ ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ 3
Традиционный урок физической культуры в школе 5
Типы и виды традиционных уроков по физической культуре....11
Обоснование необходимости применения нестандартных уроков в
современной школе и их характеристика 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Упражнения с высокой
Содержание подготовительной части урока должно быть соотнесено с предстоящей основной деятельностью на уроке. Подбор упражнений для подготовительной части по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям основных упражнений. Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока (в школьном уроке - 5-12 мин.) и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
Основная часть урока. Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. В содержание основной части урока входят: 1) разучивание новых двигательных действий; 2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; 3) развитие физических качеств; 4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств; 5) формирование специальных знаний; 6) обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке. Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.(1).
Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока -постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В содержание заключительной части урока, как правило, входят: упражнения,
способствующие снижению возбуждения, способствующие регулированию эмоционального состояния; мероприятия по подведению итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся; сообщение задания на дом. Длительность заключительной части урока 3—5 мин.
Характеристика уроков физкультуры.
Уроки физической культуры направлены на обеспечение максимально широкой общей подготовки школьников к любой деятельности и играют решающую роль в обеспечении их всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания.
В учебных планах общеобразовательных школ на уроки физической культуры во всех классах отводится по два учебных часа в неделю. Содержание этих уроков определено обязательными государственными программами. Программы разработаны отдельно для I-IV ,V-IX и X-XI классов. Сформулированные в программе общие задачи физического воспитания учащихся частично конкретизируются для каждой ступени обучения. Для I-IV классов на первый план выдвигается обучение естественным видам двигательных действий, формированию правильной осанки. Что касается двигательных качеств, то необходимо преимущественно воспитывать ловкость и быстроту. Важно привить детям интерес к физическим упражнениям и вооружить их гигиеническими знаниями, научить соблюдать двигательный режим, знать правила закаливания.
Для V-IX классов в качестве ведущих задач выдвигаются: обучение применению усвоенных естественных движений в изменяющихся условиях, формирование основ спортивной техники в гимнастике, лёгкой атлетике, а так же преимущественное воспитание ловкости, быстроты, гибкости и скоростно-силовых качеств. Очень важно привить детям организаторские навыки в области физической культуры.
Для X-IX классов, в основном, сохраняются задачи, характерные для предыдущей ступени физического воспитания. Весьма ответственной задачей является повышение общего уровня физической работоспособности. В этот период должно быть обеспеченно формирование умений самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью проведения работы в качестве групповода.
Для успешного выполнения
этой трудной творческой работы в
разных классах школы необходимо
тщательно учесть не только весь программный
материал, но и уровень физического
развития и подготовленности учащихся,
местные условия работы. При этом
большое значение будут иметь
знания учителя и его умение пользоваться
методическими пособиями и
- Типы и виды традиционных уроков по физической культуре
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков.
- Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
- Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах:
а) развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма;
б) восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
- Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
- Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: а) вводные уроки; б) уроки изучения нового материала; в) уроки совершенствования; г) смешанные (комплексные) уроки; д) контрольные (зачетные) уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.
Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.
Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
По основной направленности все
урочные формы занятий
Для уроков общей физической подготовки характерны разнообразие учебного материала, комплексность, относительно умеренные физические нагрузки и ряд других особенностей.
Спортивно-тренировочные уроки типичны для занятий избранным видом спорта: уроки легкой атлетики, гимнастики, волейбола и т.д.
Наиболее общие требования к эффективному проведению уроков предъявляют дидактические принципы обучения. На уроках должна быть обеспечена активность и сознательность усвоения школьниками учебного материала, в процессе уроков следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и нестандартные методы обучения. Обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников.
Исходя из этого, каждый учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Важным требованием к современному уроку является оптимальный отбор методов, средств и форм организации обучения. Педагогикой убедительно доказано, что нет и не, может быть универсального метода обучения. Каждый метод, каждое средство и форма обучения более успешно решают одни задачи, менее успешно другие и мало способствуют решению третьих задач. Поэтому было бы опрометчиво считать одни методы важными, современными, а другие (например, словесные, наглядные) , устаревшими.
Речь идёт о том, что
на современном этапе развития дидактики
созданы реальные возможности для
того, чтобы учитель овладел
Современный урок должен характеризоваться высоким уровнем развивающего обучения, глубокой отработкой знаний, умений и навыков, их систематическим повторением, закреплением, углублением. Но при этом необходим творческий подход к структуре урока.
Творческий и нестандартный подход к структуре урока должен быть нацелен на повышение образовательной роли урока, на устранение гиперболизации роли контроля в обучении, которая приводит к поверхностной отработке новых умений и навыков.
На современном уроке следует поднять на более высокий уровень, дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения, поэтому при планировании современного урока важно намечать дифференцированные упражнения для учащихся, проявляющих разные особенности физического развития.
Современный урок отличается более высокими требованиями к условиям, в которых он протекает, причём ко всему комплексу этих условий учебно-материальным, гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим.
Нестандартные формы обучения
могут потребовать
При проведении нетрадиционных
форм обучения на уроках физкультуры
возникает необходимость и
Однако, выделяя главное
в своей работе, надо обязательно
стремительному соблюдению на практике
всей совокупности дидактических требований,
обеспечивающих на научной основе оптимизацию
учебно-воспитательного
- Обоснование необходимости применения нестандартных уроков в современной школе и их характеристика
XX век породил взрыв новой
информации. Расширение её объёма
сделало очевидным тот факт, что
всё знать и уметь —
В нашем веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Целью современной школы является создание условий для развития личности ребёнка. Под таким углом зрения и следует рассматривать преподавание всех учебных дисциплин, в том числе и физической культуры. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Такое положение этой области образования обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительное развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, что бы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры. Под этим термином понимают совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.
Информация о работе Нетрадиционные уроки физической культуры