Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:49, контрольная работа
Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте, весе, у них быстрее увеличивается грудная клетка, однако после 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам и у мальчиков, и у девочек заканчивается формирование вторичных половых признаков. В среднем за период полового созревания масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.
Подростками часто называют юношей или девушек, еще не достигших 16-18 лет, – возраста, когда завершается формирование пропорций тела, рост и окостенение скелета. В общей сложности период с 10-12 до 16-18 лет принято называть периодом полового созревания.
Физическое развитие девочек
и мальчиков происходит несколько
разными темпами. До 13-14 лет девочки
значительно опережают
Формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем в подростковом возрасте еще продолжается. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или на боли в сердце.
В подростковом возрасте продолжается развитие и совершенствование нервной системы. В подростковом возрасте продолжается структурное формирование коры больших полушарий головного мозга. Согласно учению И. П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.
Значительным фактором физического развития подростка является происходящее в этом возрасте половое созревание, начало функционирования половых желез, которое влияет на работу внутренних органов, на деятельность мозга, сердца, вызывает и внешние изменения в виде вторичных половых признаков.
Половое созревание – это не только физические изменения, но и важные социальные, эмоциональные и познавательные аспекты. Биологическая зрелость организма человека достигается в течение периода полового созревания. В это время происходит пробуждение полового инстинкта, поскольку дети не рождаются с развитым половым рефлексом. В переходный период происходит глубокая перестройка всего организма. Активизируется деятельность желез внутренней секреции. Под влиянием гормонов гипофиза ускоряется рост тела в дину, усиливается деятельность щитовидной железы, надпочечников, начинается активная деятельность половых желез. Повышается возбудимость вегетативной нервной системы. Под влиянием половых гормонов происходит окончательное формирование половых органов и половых желез, начинают развиваться вторичные половые признаки. У девочек округляются контуры тела, усиливается отложение жира в подкожной клетчатке, увеличиваются и развиваются грудные железы, кости таза раздаются в ширину. У мальчиков также развиваются вторичные половые признаки, меняется голос, происходит накопление семенной жидкости.
У девочек половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков. Уже в 7-8 лет происходит развитие жировой клетчатки по женскому типу. В 13-15 лет идёт быстрый рост тела в длину, появляется растительность на лобке и в подмышечных впадинах; изменения происходят и в половых органах: матка увеличивается в размерах, в яичниках созревают фолликулы, начинается
менструация. В 16-17 лет заканчивается формирование скелета по женскому типу. В 19-20 лет окончательно стабилизируется менструальная функция, наступает анатомическая и физиологическая зрелость.
У мальчиков половое созревание начинается в 10-11 лет, в это время усиливается рост полового члена и яичек. В 12-13 лет изменяется форма гортани и ломается голос. В 13-14 лет формируется скелет по мужскому типу. В 15-16 лет усиленно растут волосы под мышками и на лобке. Появляется растительность на лице (усы, борода), увеличиваются яички, начинается непроизвольное извержение семени (поллюции). В16-19 лет идёт нарастание мышечной массы и увеличение физической силы, заканчивается процесс физическогосвзросления.
При этом развитие происходит неравномерно, одни процессы опережают другие. Например, рост конечностей опережает рост туловища. За ростом костей скелета и мышц не всегда поспевают внутренние органы – сердце, лёгкие, желудочно-кишечный тракт. Недостаточная работа сердца приводит к головокружениям, головным болям, быстрой утомляемости из-за спазма сосудов мозга.
Резкое усиление деятельности желез внутренней секреции, интенсивный рост, структурные и физиологические изменения повышают возбудимость центральной нервной системы, что отражается на эмоциональном уровне. В период полового созревания перестраивается весь организм, меняется психика подростка.
Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным.
В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.
Среди основных причин акселерации выделяются:
Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.