Ход и результаты
физического и умственного развития каждого
ребенка непосредственно влияют на состояние
их здоровья и наоборот: состояние здоровья влияет
на конечный результат физического и умственного
развития, обусловливает выбор приемов
и методов общего и специального нагрузки,
социально — психологического и физического
воспитания.
Понятие здоровья можно определить
как оптимально уравновешенный естественное
состояние организма, который находится
в гармонии с окружающей средой и не имеет
каких-либо болезней.
Здоровое состояние человека
объективно определяется по совокупности
антропометрических, клинических, физиологических
и биохимических показателей. Все эти показатели
в определенной степени зависят от наследственности,
возраста, пола, условий воспитания, климатических
и географических условий жизни.
С целью оценки состояния
здоровья детей используются такие показатели,
как общая заболеваемость, инфекционная
заболеваемость, индекс здоровья, процент
тех кто длительно и часто болеющих, распространенность
и структура заболеваемости, процент лиц
с нормальным физическим развитием и лиц,
имеющих недостатки в физическом или умственном
развитии; распределения детей по группам
здоровья.
Интегральную характеристику
заболеваемости детей разного возраста
и пола, как альтернативы здорового состояния,
дают показатели общей заболеваемости,
которая учитывает распространенность
всех возможных заболеваний, как острый
так и хронический характер среди детского
населения определенного региона (района,
города, государства) за определенный
период времени. Эти данные получают на
основании анализа обращений за медицинской
помощью (по записям врачей в медицинских
карточках), либо на основании обработки
результатов массовых медицинских осмотров
детей и подростков.
Методы оценки физического
развития
Методика антропометрических
исследований детей является достаточно
унифицированной и предусматривает измерения
тела стандартными измерительными инструментами.
Измерение длины тела у детей первых 2
лет жизни производится в лежачем положении
с помощью специального ростомера в виде
доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая
сторона ростомера представляет собой
сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит
подвижная поперечная планка. Ребенка
укладывают в ростомер на спину так, чтобы
его макушка плотно прикасалась к неподвижной
поперечной планке ростомера. Голова фиксируется
в положении, при котором нижний край глазницы
и верхний край наружного слухового прохода
находятся в одной вертикальной плоскости.
Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием
на колени. Подвижную планку плотно прижимают
к пяткам. Расстояние между планками соответствует
длине тела ребенка.
Рост ребенка старшего возраста
измеряется с помощью вертикального ростомера
с откидным табуретом. На вертикальной
доске ростомера нанесены дне шкалы: одна
для измерения роста стоя, другая для измерения
длины корпуса (роста сидя). Ребенка ставят
ногами на площадку ростомера спиной к
шкале. Его тело должно быть выпрямлено,
руки свободно опущены, колени разогнуты,
стопы плотно сдвинуты. Голова находится
в положении, при котором нижний край глазницы
и верхний край наружного слухового прохода
расположены в одной горизонтальной плоскости.
Измеряемый должен касаться шкалы затылком,
межлопаточной областью, крестцом и пятками.
Подвижная планка ростомера плотно, но
без надавливания соприкасается с верхушечной
точкой головы, после чего определяют
рост. Рост сидя грудного ребенка измеряется
после прижатия подвижной планки к ягодицам
ребенка. При этом, его ноги перекидываются
через планку. Рост сидя старшего ребенка
измеряется, когда он сидит на табурете,
выпрямив спину и прижавшись к шкале областью
крестца, спиной в межлопаточном промежутке
и затылком. Его голова находится в том
же положении, что и при измерении роста
стоя, ноги должны быть согнуты в коленных
суставах под прямым углом. Рост определяют
с помощью подвижной планки по шкале для
измерения роста сидя.
Массу тела определяют на специальных
детских весах с максимально допустимой
нагрузкой до 25 кг и точностью измерения
до 10 г. Вначале взвешивают пеленку, затем
при закрытом коромысле на весы и ранее
взвешенную пеленку, укладывают полностью
раздетого ребенка таким образом, чтобы
его голова и плечевой пояс находились
на широкой части лотка, а ножки - на узкой.
Если ребенок умеет сидеть, то его можно
посадить на широкую часть весов, поместив
ноги на узкой части. Для определения массы
тела ребенка из показаний весов необходимо
вычесть массу пеленки. Измерение массы
детей 3 лет и старше проводится утром
натощак на специальных медицинских весах
с точностью до 50 г.
При измерении роста одновременно
можно измерить высоту головы, представляющую
собой расстояние между верхушечной точкой
(подвижной планкой, прижатой к голове)
и подбородочной точкой, а также определить
высоту верхней части лица - расстояние
между верхушечной и нижненосовой точками,
и среднюю точку тела, для чего рост стоя
делят пополам и полученную точку проецируют
на тело ребенка.
Длина туловища представляет
собой расстояние между верхнегрудинной
и лобковой точками, длина руки - расстояние
между плечевой и пальцевой точками, длина
плеча - расстояние между плечевой и лучевой
точками, длина предплечья - расстояние
между лучевой и шиловидной радиальной
точками, длина кисти - расстояние между
шиловидной и пальцевой точками, длина
ноги равна высоте стояния вертельной
точки над полом, длина бедра - расстоянию
между вертельной и верхнеберцовой внутренней
точками, длина голени - расстоянию между
верхнеберцовой и иижнеберцовой внутренней
точками, длина стопы - расстоянию между
пяточной и конечной точками.
Окружности измеряют с помощью
сантиметровой ленты. Окружность головы
определяют наложением ленты, проводя
ее сзади по затылочной точке, а спереди
- по надбровным дугам. Ленту накидывают
в направлении от правой височной области
до левой, и результат определяют над лбом.
Окружность груди измеряют трижды: при
спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте
выдоха. Ребенок должен находиться в положении
стоя с опущенными руками. Измерительную
ленту накладывают сзади под нижними углами
лопаток при отведенных в сторону руках.
Затем руки опускают и проводят ленту
спереди по средне-грудинной точке. У девочек
в пубертатном периоде с хорошо развитыми
молочными железами ленту накладывают
над грудной железой в месте перехода
кожи с грудной клетки на железу.
Окружность живота измеряют
на уровне пупка, а при значительном увеличении
его - в области максимального выпячивания.
Окружность плеча определяют
дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной
мускулатуре руки. Вначале руку ребенка
в супинированном (развернутом ладонью
кверху) положении сгибают до горизонтального
уровня предплечья и накладывают сантиметровую
ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой
мышцы. Затем ребенка просят сжать кулак
и с максимальной силой согнуть руку в
локтевом суставе - производят первое
измерение, после этого, не снимая ленты,
делают второе измерение - при свободно
опущенной руке.
Это измерение является основным,
используемым при расчетах. По разности
окружностей, измеренных в напряженном
и расслабленном состояниях руки, можно
судить о развитии двуглавой мышцы плеча.
Окружность бедра измеряют
при горизонтальном наложении сантиметровой
ленты под ягодичной складкой. Ребенок
при этом должен стоять, расставив ноги
на ширину плеч. Окружность голени определяют
в месте максимального объема икроножной
мышцы.
Измерение поперечных размеров
и диаметров осуществляется с помощью
специальных циркулей. Для определения
поперечного диаметра грудной клетки
ножки циркуля устанавливают в горизонтальной
плоскости между точками, получаемыми
при пересечении горизонтали, проведенной
через среднегрудинную точку, со среднеподмышечной
линией слева и справа. Переднезадний
диаметр грудной клетки измеряют в горизонтальной
плоскости между среднегрудинной точкой
и остистым отростком соответствующего
грудного позвонка.
Диаметр головы измеряют малым
толстотным циркулем. Для определения
переднезаднего диаметра одну ножку циркуля
фиксируют на глабелле (переносье), а другую
плавно перемещают по сагиттальной линии
затылка до получения наибольшего размера
(до затылочной точки - наиболее выступающей
кзади части затылочной кости). Расстояние
между глабеллой и затылочной точкой представляет
собой переднезадний диаметр головы. Поперечный
диаметр головы измеряется установлением
ножек циркуля на правой и левой теменных
точках (наиболее выступающие кнаружи
части теменных костей), находящихся на
1,5- 2 см выше верхнего края ушной раковины.
Плечевой (биакромиальный) диаметр
измеряют большим циркулем, устанавливая
его ножки на плечевых точках. Расстояние
растяжения представляет собой расстояние
между кончиками III пальцев горизонтально
вытянутых и выпрямленных во всех суставах
рук. Вертельный (битрохантериальный)
диаметр представляет собой расстояние
между вертельными точками (большими вертелами
бедренных костей). При измерении нижнего
и верхнего сегментов тела за длину нижнего
сегмента тела принимается высота стояния
лобковой точки. Размер верхнего сегмента
представляет собой разницу между ростом
и нижним сегментом (более подробно методы
антропометрического исследования описаны
в главе 3).
История развития оценки физического
развития началась с метода индексов,
предполагавшим, что форма и размеры тела
у всех людей должны изменяться пропорционально.
Дальнейшие антропологические исследования
это не подтвердили, так как при изменении
одного из размеров человеческого тела,
зачастую, выявлялись разнонаправленные
изменения других параметров. Современные
научные исследования, используя теоретические
и методические аспекты учения об индивидуальной
изменчивости человека, уточняют периоды
наибольших морфологических сдвигов и
устанавливают этапы формирования органов
и систем на протяжении всего онтогенеза
человека.
В большинстве случаев физическое
развитие определяется по весу, росту
и измерению периметров различных сегментов.
Учитывая, что темпы роста наиболее высокие
в возрасте от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет и от
11до 14 лет (половое созревание), можно на
основании этого говорить об определенных
закономерностях развития внутренних
органов. Среди них можно выявить органы,
обладающие быстрым ростом в течение первого
года и периода полового созревания (опорно-двигательный
аппарат, дыхательная, пищеварительная,
кровеносная и мочевая системы). К другой
группе органов можно отнести глаз, внутреннее
ухо, элементы нервной системы, которые
уже в первый год жизни достигают величины,
свойственной взрослому человеку. Для
половых органов свойственен быстрый
рост только в период полового созревания.
Наоборот, вилочковая железа и некоторые
другие лимфоидные органы начинают претерпевать
обратное развитие к периоду полового
созревания.
Совмещение множества индивидуально
выраженных морфологических признаков
в едином организме конкретного человека
предопределяет индивидуальную анатомическую
и физиологическую неповторимость каждого
человека. Если расположить величины того
или иного изучаемого признака по мере
его возрастания или убывания, а также
определить частоту обнаружения, то получится
вариационный ряд индивидуальной анатомической
изменчивости данного признака. Такая
разнообразность, гетерогенность, обусловленная
в целом биологической изменчивостью
признаков, является эволюционно целесообразной,
обеспечивая устойчивость популяции в
изменяющихся условиях. С целью получения
достоверных данных и выяснения динамики
возрастных преобразований изучаемого
признака, рекомендуется достаточное
количество объектов наблюдений в пределах
каждой возрастной группы.
Оценка интенсивности ростовых
процессов может определяться различными
математическими способами. В частности,
определение абсолютного числа - заключается
в нахождении разницы между двумя показателями
в определенный момент времени (например,
месячная разница в весе или росте, м2 -
м1). Определение относительного прироста
- соотношение между величинами одного
показателя в разные моменты времени (м2/м1.
Наиболее информативным способом можно
считать определение показателя интенсивности
прироста путем соотношения между цифрами,
показывающими нарастание в определенный
период времени, и цифрами, представляющими
этот показатель в данный момент времени
(м2 - м1) / м2ґ100.
Для индивидуальной оценки
физического развития был предложен метод
с использованием сигмальных отклонений.
Для различных возрастно-половых и этнических
групп были разработаны соответствующие
антропометрические статистические показатели.
Физическое развитие оценивалось на основании
того, в каком интервале находилось числовое
значение той или иной антропометрической
величины. За норму принимался интервал
в пределах М±d. Данный метод дает возможность
оценивать только достигнутый уровень
физического развития, т.е. морфофункциональное
состояние, а не процесс развития как таковой.
Первая цифра таблиц - это средняя арифметическая
для каждого показателя (М или X), вторая
- среднее квадратическое или стандартное
отклонение (d), которое характеризует
величину колебаний изучаемого признака.
Чем меньше, тем более однородная исследуемая
группа. Индивидуальное физическое развитие
принято считать средним (типичным), если
показатели совпадают со средней арифметической
(Х) или отличаются от нее на величину ±1.
При разнице между показателями от ±1 до
±2, физическое развитие соответственно
выше или ниже среднего, а при разнице
от ±2 до ±3 - высокое или низкое. Считается,
что если длина и масса тела укладываются
в интервал средняя величина ±1,5 (этот
интервал включает 93% всех здоровых), то
можно констатировать нормальное развитие
ребенка по этим показателям.
Недостатком данного метода
является то, что в качестве показателя
изменчивости признаков используется
стандартное отклонение. Вместе с тем
известно, что может служить надежной
мерой изменчивости только для свободных,
не связанных друг с другом признаков.
Для взаимосвязанных признаков (какими
являются большинство показателей физического
развития) более точные данные дает метод
корреляции. Связь между разными признаками
неодинакова. Она будет положительной,
если при увеличении одного из признаков
увеличивается и другой, и отрицательной,
соответственно, если при увеличении одного
признака другой уменьшается. Наличие
связи между признаками можно установить,
определив коэффициент корреляции (r).
Предельное значение его равно ±1,0. Чем
ближе коэффициент корреляции к единице,
тем теснее связь между признаками. Если
значение “r” колеблется от 0,4 до 0,6, то
между признаками средняя степень связи;
от 0,6 до 0,8 - большая, от 0,8 до 0,9 - очень большая.
Отрицательные величины коэффициента
корреляции свидетельствуют об обратной
зависимости. Зная коэффициент корреляции,
можно определить коэффициент регрессии
(R), с помощью которого можно вычислить
на какую величину изменяется один признак
при изменении другого, взаимосвязанного
с ним. В качестве базового показателя
используется длина тела, по отношению,
к которой и определяется величина других
соматометрических признаков.