Оценка состояния здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

1. Методы оценки физического развития
2. Функциональное состояние и пробы.
3. Методика проведение функциональных проб и ведение дневника.

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 104.63 Кб (Скачать файл)

Вторая нагрузка: то же по 5 раз. Третья нагрузка: то же по 10 раз. 
Четвертая нагрузка: ребенок стоит на полу, ему предлагается присесть 5 раз за 10 сек. 
Пятая нагрузка: то же, но 10 приседаний за 20 сек.  
Шестая нагрузка: то же, но 20 приседаний за 30 сек. 
Первые три нагрузки назначаются больным, находящимся на постельном режиме, при полупостельном - 4-я, при палатном - 5-я, при общем режиме - 6-я. Каждая следующая нагрузка назначается только тогда, когда на предыдущую нагрузку был адекватный ответ. 
В норме показатели пульса, частоты дыхания и АД приходят после нагрузки к исходным (до нагрузки) через 3-5 мин. При благоприятной реакции на физическую нагрузку, как правило, отсутствует одышка, утомление. По сравнению с состоянием покоя пульс учащается не более чем на 25%, максимальное АД умеренно повышается, а минимальное не изменяется или незначительно снижается. Через 3 мин после нагрузки все показатели у испытуемого возвращаются к исходным. При неадекватном ответе на физическую нагрузку пульс резко учащается (на 50% и более чем в состоянии покоя), максимальное давление снижается, а минимальное не изменяется или повышается, восстановительный период длится 5-10 мин и более. Каждая последующая нагрузка назначается только после благоприятной реакции на предыдущую нагрузку. 
Выделяется четыре основных типа реакции (Р. А. Калюжная) сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку (10-20 приседаний за 20-30 сек). Первый тип (благоприятная реакция) - МО (минутный объем) повышается не более чем на 30% исходного уровня и на третьей минуте восстановительного периода возвращается к исходному уровню.

Второй тип (дисрегуляторная реакция) - МО повышается более чем на 30% исходного уровня, далее несколько снижается, но не возвращается к исходному уровню на 35-й минутах восстановительного периода (наблюдается у детей при вегето-сосудистых дистониях различного происхождения). Третий тип (условно неблагоприятная, или поздняя реакция утомления) - МО, повысившись в ответ на нагрузку, к 3-5-й мин восстановительного периода становится ниже исходного уровня - характерен для вторичных кардиопатий токсико-инфекционного происхождения с дистрофией миокарда. Четвертый тип (безусловно неблагоприятная или ранняя реакция утомления) - МО сразу же после нагрузки становится ниже исходного за счет уменьшения ударного объема и систолического давления, что наблюдается при миокардитах со значительным нарушением сократительной способности миокарда. 
Проба Кушелевского. Б. П. Кушелевский предложил показатель качества реакции (ПКР), позволяющий оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. ПКР определяют по формуле: ПКР = (ПД2 - ПД1) / (П2 - П1), где ПД1, ПД2 - пульсовое давление до и после нагрузки; П1, П2 - частота сердечных сокращений в минуту до и после нагрузки. 
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивают как хорошее, если ПКР находится в пределах 0,5-1. При неблагоприятной реакции системы кровообращения ПКР отклоняется от показателей нормы в ту или другую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Самоконтроль

 

Самоконтроль является прекрасным дополнением к врачебному контролю, а также имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Самоконтроль помогает ученикам на уроках физической реабилитации познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям реабилитационной физической культурой. Самоконтроль осуществляется на основании субъективных и объективных показаний.

Субъективные показания основаны на личных ощущениях, на умении их понимать. С помощью субъективных ощущений можно оценить настроение, самочувствие, аппетит, боль, работоспособность, желание заниматься, состояние желудочно-кишечного тракта, потоотделение и т. д. Оценка субъективных показаний осуществляется по трехбалльной системе. Субъективные ощущения предупреждают о переутомлении, переохлаждении, перегревании и т.п.

Объективные показания выражаются цифровыми данными: частотой, пульса, дыхания, продолжительностью сна и т. д. Сюда можно отнести и антропометрические показания: динамометрию, вес, артериальное давление, частоту дыхания за 1 минуту.

Для более глубокого и надежного самоконтроля полезно вести дневник самоконтроля (табл. 2.1.2.1), записывая три раза в неделю основные показатели субъективных и объективных оценок состояния организма перед занятием, во время занятий и после него. Для этого каждый ученик санаторной школы обязан иметь дневник самоконтроля, в котором он записывает свои основные показатели за весь период обучения в школе. Дневник самоконтроля проверяется при каждом посещении врача школы. Воспитатели школы оказывают помощь учащимся в ведении дневника. Для дневника рекомендуется использовать тетрадь, которая будет нужна в течение всего года. Это позволит врачу школы и специалисту по физической реабилитации проследить процесс оздоровления по возрастным особенностям учащихся.

Регулярный самоконтроль помогает врачу школы и специалистам по физической реабилитации уточнить реакцию организма ученика на задаваемую нагрузку, а также выявить слабые места в физическом состоянии, например, слабость мышечной системы, нарушение осанки, плоскостопие и даже нарушения внутренних систем (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечного тракта, дыхательной) во время занятий. Наблюдения показали, что во время занятий физической реабилитацией могут возникать отдельные симптомы переутомления, при этом бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку, и нормальное состояние ученика восстанавливается. Значительно легче предупредить возможность развития перенапряжения. Для этого очень важно своевременно вносить коррективы в занятия в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Следует подчеркнуть особую важность самоконтроля в период занятий и после них. На основе данных самоконтроля можно сделать вывод о том, как переноситься повышенная нагрузка, и при необходимости своевременно принять меры.

Специалисту по физической реабилитации нужно добиваться, чтобы заданная ученикам физическая нагрузка и вообще занятия физической реабилитацией и самоконтроль за ними проводились осмыслено, чтобы  ученик стремился не только к получению соответствующей дозы физической нагрузки, но и к нагрузке умственной. Все, что делают ученики на уроке физической реабилитации, должно быть для них понятно. Без усилий мысли мало чего стоят и сами занятия и самоконтроль за ними, даже если он хорошо организован.

 

 

 

Заключение

 

Физическое развитие — это динамичный процесс, характеризующий процессы роста и развития ребенка в настоящее время, которые рассматриваются как один из основных и информативных критериев здоровья детского населения. Эти показатели являются ведущим критерием состояния здоровья подрастающего поколения и требуют систематического наблюдения, в том числе в сфере социально-гигиенического мониторинга.

Здоровье — сложный показатель, формирующийся под влиянием комплекса внутренних причин и внешних воздействий. Окончательно утвердилось мнение, что здоровье растущего организма характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, наличием тесной связи между уровнем физического развития, состоянием здоровья и работоспособностью школьников.

Гармоничное сочетание показателей физического развития характеризует его нормальное формирование. Важно отметить, что физическое развитие подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма.

Оценка физического развития базируется на сравнении индивидуальных показателей со средним значением принятых стандартов для данной группы. Наличие у ребенка отклонений в физическом развитии и биологическом созревании является абсолютным показанием для постановки его на диспансерный учет.

 

 

 

 

Литература 

1. Вельтищев Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка (нормативы детского возраста). М., 2002. -163 с. 
2. Макаров Л.М. ЭКГ в педиатрии. Москва, ИД «Медпрактика-М» (2006).  
3. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Москва (1987). 
4. Осколкова М.К., Куприянова О.О. Электрокардиография у детей. Москва, МЕДпресс (2001).  
5. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. Москва, ООО «Медицинское информационное агентство» (2003). 
6. Осколкова М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. Москва, Медицина (1998). 

7. Юрьев В.В., Симаходский А.С. , Воронович Н.Н. , Хомич М.М. Рост и развитие ребенка : для студентов мед. вузов т врачей-педиатров. Изд. 3-е. СПб. : Питер, 2007. 260 с.

 


Информация о работе Оценка состояния здоровья детей