Вторая нагрузка: то
же по 5 раз. Третья нагрузка: то же по 10
раз.
Четвертая нагрузка:
ребенок стоит на полу, ему предлагается
присесть 5 раз за 10 сек.
Пятая нагрузка: то
же, но 10 приседаний за 20 сек.
Шестая нагрузка: то
же, но 20 приседаний за 30 сек.
Первые три нагрузки
назначаются больным, находящимся на постельном
режиме, при полупостельном - 4-я, при палатном
- 5-я, при общем режиме - 6-я. Каждая следующая
нагрузка назначается только тогда, когда
на предыдущую нагрузку был адекватный
ответ.
В норме показатели
пульса, частоты дыхания и АД приходят
после нагрузки к исходным (до нагрузки)
через 3-5 мин. При благоприятной реакции
на физическую нагрузку, как правило, отсутствует
одышка, утомление. По сравнению с состоянием
покоя пульс учащается не более чем на
25%, максимальное АД умеренно повышается,
а минимальное не изменяется или незначительно
снижается. Через 3 мин после нагрузки
все показатели у испытуемого возвращаются
к исходным. При неадекватном ответе на
физическую нагрузку пульс резко учащается
(на 50% и более чем в состоянии покоя), максимальное
давление снижается, а минимальное не
изменяется или повышается, восстановительный
период длится 5-10 мин и более. Каждая последующая
нагрузка назначается только после благоприятной
реакции на предыдущую нагрузку.
Выделяется четыре
основных типа реакции (Р. А. Калюжная)
сердечно-сосудистой системы на стандартную
физическую нагрузку (10-20 приседаний за
20-30 сек). Первый тип (благоприятная реакция)
- МО (минутный объем) повышается не более
чем на 30% исходного уровня и на третьей
минуте восстановительного периода возвращается
к исходному уровню.
Второй тип (дисрегуляторная
реакция) - МО повышается более чем на 30%
исходного уровня, далее несколько снижается,
но не возвращается к исходному уровню
на 35-й минутах восстановительного периода
(наблюдается у детей при вегето-сосудистых
дистониях различного происхождения).
Третий тип (условно неблагоприятная,
или поздняя реакция утомления) - МО, повысившись
в ответ на нагрузку, к 3-5-й мин восстановительного
периода становится ниже исходного уровня
- характерен для вторичных кардиопатий
токсико-инфекционного происхождения
с дистрофией миокарда. Четвертый тип
(безусловно неблагоприятная или ранняя
реакция утомления) - МО сразу же после
нагрузки становится ниже исходного за
счет уменьшения ударного объема и систолического
давления, что наблюдается при миокардитах
со значительным нарушением сократительной
способности миокарда.
Проба Кушелевского.
Б. П. Кушелевский предложил показатель
качества реакции (ПКР), позволяющий оценить
функциональное состояние сердечно-сосудистой
системы. ПКР определяют по формуле: ПКР
= (ПД2 - ПД1) / (П2 - П1), где ПД1, ПД2 - пульсовое
давление до и после нагрузки; П1, П2 - частота
сердечных сокращений в минуту до и после
нагрузки.
Функциональное состояние
сердечно-сосудистой системы оценивают
как хорошее, если ПКР находится в пределах
0,5-1. При неблагоприятной реакции системы
кровообращения ПКР отклоняется от показателей
нормы в ту или другую сторону.
Самоконтроль
Самоконтроль является прекрасным
дополнением к врачебному контролю, а
также имеет большое воспитательное и
педагогическое значение. Самоконтроль
помогает ученикам на уроках физической
реабилитации познать себя, приучает следить
за собственным здоровьем, прививает грамотное
и осмысленное отношение к занятиям реабилитационной
физической культурой. Самоконтроль осуществляется
на основании субъективных и объективных
показаний.
Субъективные показания основаны
на личных ощущениях, на умении их понимать.
С помощью субъективных ощущений можно
оценить настроение, самочувствие, аппетит,
боль, работоспособность, желание заниматься,
состояние желудочно-кишечного тракта,
потоотделение и т. д. Оценка субъективных
показаний осуществляется по трехбалльной
системе. Субъективные ощущения предупреждают
о переутомлении, переохлаждении, перегревании
и т.п.
Объективные показания выражаются
цифровыми данными: частотой, пульса, дыхания,
продолжительностью сна и т. д. Сюда можно
отнести и антропометрические показания:
динамометрию, вес, артериальное давление,
частоту дыхания за 1 минуту.
Для более глубокого и надежного
самоконтроля полезно вести дневник самоконтроля
(табл. 2.1.2.1), записывая три раза в неделю
основные показатели субъективных и объективных
оценок состояния организма перед занятием,
во время занятий и после него. Для этого
каждый ученик санаторной школы обязан
иметь дневник самоконтроля, в котором
он записывает свои основные показатели
за весь период обучения в школе. Дневник
самоконтроля проверяется при каждом
посещении врача школы. Воспитатели школы
оказывают помощь учащимся в ведении дневника.
Для дневника рекомендуется использовать
тетрадь, которая будет нужна в течение
всего года. Это позволит врачу школы и
специалисту по физической реабилитации
проследить процесс оздоровления по возрастным
особенностям учащихся.
Регулярный самоконтроль помогает
врачу школы и специалистам по физической
реабилитации уточнить реакцию организма
ученика на задаваемую нагрузку, а также
выявить слабые места в физическом состоянии,
например, слабость мышечной системы,
нарушение осанки, плоскостопие и даже
нарушения внутренних систем (сердечно-сосудистой,
желудочно-кишечного тракта, дыхательной)
во время занятий. Наблюдения показали,
что во время занятий физической реабилитацией
могут возникать отдельные симптомы переутомления,
при этом бывает достаточно изменить режим
занятий, снизить нагрузку, и нормальное
состояние ученика восстанавливается.
Значительно легче предупредить возможность
развития перенапряжения. Для этого очень
важно своевременно вносить коррективы
в занятия в соответствии с индивидуальными
особенностями детей. Следует подчеркнуть
особую важность самоконтроля в период
занятий и после них. На основе данных
самоконтроля можно сделать вывод о том,
как переноситься повышенная нагрузка,
и при необходимости своевременно принять
меры.
Специалисту по физической
реабилитации нужно добиваться, чтобы
заданная ученикам физическая нагрузка
и вообще занятия физической реабилитацией
и самоконтроль за ними проводились осмыслено,
чтобы ученик стремился не только к получению
соответствующей дозы физической нагрузки,
но и к нагрузке умственной. Все, что делают
ученики на уроке физической реабилитации,
должно быть для них понятно. Без усилий
мысли мало чего стоят и сами занятия и
самоконтроль за ними, даже если он хорошо
организован.
Заключение
Физическое развитие — это динамичный
процесс, характеризующий процессы роста
и развития ребенка в настоящее время,
которые рассматриваются как один из основных
и информативных критериев здоровья детского
населения. Эти показатели являются ведущим
критерием состояния здоровья подрастающего
поколения и требуют систематического
наблюдения, в том числе в сфере социально-гигиенического
мониторинга.
Здоровье — сложный показатель,
формирующийся под влиянием комплекса
внутренних причин и внешних воздействий.
Окончательно утвердилось мнение, что
здоровье растущего организма характеризуется
не только наличием или отсутствием заболеваний,
но и гармоничным, соответствующим возрасту
развитием, наличием тесной связи между
уровнем физического развития, состоянием
здоровья и работоспособностью школьников.
Гармоничное сочетание показателей
физического развития характеризует его
нормальное формирование. Важно отметить,
что физическое развитие подчиняется
биологическим законам и отражает общие
закономерности роста и развития организма.
Оценка физического развития
базируется на сравнении индивидуальных
показателей со средним значением принятых
стандартов для данной группы. Наличие
у ребенка отклонений в физическом развитии
и биологическом созревании является
абсолютным показанием для постановки
его на диспансерный учет.
Литература
1. Вельтищев Ю.Е. Объективные
показатели нормального развития и состояния
здоровья ребенка (нормативы детского
возраста). М., 2002. -163 с.
2. Макаров Л.М. ЭКГ в
педиатрии. Москва, ИД «Медпрактика-М»
(2006).
3. Белоконь Н.А., Кубергер
М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей.
Москва (1987).
4. Осколкова М.К., Куприянова
О.О. Электрокардиография у детей. Москва,
МЕДпресс (2001).
5. Орлов В.Н. Руководство
по электрокардиографии. Москва, ООО «Медицинское
информационное агентство» (2003).
6. Осколкова М.К. Функциональные
методы исследования системы кровообращения
у детей. Москва, Медицина (1998).
7. Юрьев В.В., Симаходский А.С. ,
Воронович Н.Н. , Хомич М.М. Рост и развитие
ребенка : для студентов мед. вузов т врачей-педиатров.
Изд. 3-е. СПб. : Питер, 2007. 260 с.