Психометрию (определение уровня
развития у ребенка конкретных анализаторов
или навыков и соответствие их возрастным
показателям) проводит патронажная медицинская
сестра на дому. Дополнительно к показателям
в оценку нервно-психического развития
включаются поведение, сон, аппетит, бодрствование,
особенности характера. Уровень функционального
состояния оценивается по данным клинического
осмотра, лабораторных и инструментальных
исследований, на основании анализа жалоб
и поведения, а также адаптационных возможностей
ребенка.
Под резистентностью понимают
кратность всех острых заболеваний за
год, предшествовавший оценке. Критерии
для определения удовлетворительной резистентности:
на 1 году жизни - не более 4 раз; на 2 и 3 году
жизни - не более 6 раз; с 4 до 6 лет - не более
4 раз; школьники - не более 3 раз. Если число
острых заболеваний в год превышает данные
показатели, то резистентностъ организма
считается неудовлетворительной.
Распределение детей по группам
здоровья проводится по схеме: первая
группа - здоровые дети, не имеющие отклонений
по всем признакам здоровья (не болеющие
за период наблюдений, а также имеющие
незначительные единичные отклонения,
не влияющие на состояние здоровья и не
требующие коррекции). Вторая группа -
“угрожаемые” дети, дети с риском развития
хронической патологии и склонные к повышенной
заболеваемости. Это дети с наличием функциональных
отклонений, дети первого года жизни с
отягощенным акушерским и генеалогическим
анамнезом, часто болеющие или перенесшие
одно тяжелое заболевание с неблагополучным
течением реабилитационного периода.
В третью, четвертую и пятую группы включаются
больные дети с хронической патологией
в состоянии компенсации, субкомпенсации
и декомпенсации , соответственно (табл.
3).
Таблица 3. Группы здоровьяДля
медицинской практики представляет особый
интерес сочетанная оценка различных
антропометрических признаков, в первую
очередь, параллельная оценка антропометрии
и данных физиологических исследований.
С этой целью используют метод “профилей”
или “соматограмм” (морфограмм), который
представляет собой графическое изображение
ряда признаков по отношению к средним
величинам этих признаков, выраженное
в сигмальных, центильных или балловых
интервалах. Может использоваться и шкала
отклонения в процентах. Для детей раннего
возраста широко применяется профиль
Мартина, который включает в себя линию,
соединяющую точки сигмального отклонения
измеренных у ребенка величин от возрастно-половой
средней арифметической. Для девочек препубертатного
и пубертатного возраста используются
морфограммы, включающие в себя, кроме
длины тела и окружности груди, еще и несколько
измерений таза. Такая морфограмма позволяет
полнее выявлять дисгармонию физического
развития и принимать соответствующие
меры по диагностике и лечению.
Детское здоровье является
исключительно большой и многогранной
проблемой. Данная проблема включает в
себя великое множество совершенно неизученных
и требующих настоятельного решения вопросов.
Одним из важных направлений
укрепления детского здоровья является
двигательное воспитание ребенка, начиная
с самого раннего возраста, на основе современных
методик индивидуализации и нормирования
физических нагрузок. Проблема двигательного
воспитания сегодня не может решаться
только силами медицинских работников.
Это проблема общей культуры населения,
образа жизни в целом. Пропаганда двигательной
культуры и разъяснение методов этого
воспитания целиком ложатся на специалистов
здравоохранения, просвещения, физической
культуры и спорта. Здоровый человек подвижен
и обладает высокой работоспособностью.
Однако, здоровье нуждается в тщательной
защите на протяжении всей жизни человека.
Эта профилактика предусматривает активный
образ жизни, так как без движения можно
прийти только к физической и духовной
болезни. Жизнь - это постоянное движение.
Если человек целенаправленно не будет
бороться за свое физическое и духовное
долголетие, то никакие рецепты и снадобья
ему не помогут. Особенно важна двигательная
активность в жизни ребенка. Двигательная
деятельность является фактором совершенствования
механизмов регуляции и адаптации организма,
служит главным фактором физического
развития, формирует волевые качества
ребенка. Гармоничное физическое развитие
- один из важнейших показателей здоровья
человека
2. Функциональное
состояние и пробы
Интегральным показателем функционального
состояния организма, его изменений является
работоспособность, именно оно отражает
рациональность организации учебного
процесса, его соответствие возможностям
ребенка, его эффективность. Динамика
работоспособности позволяет увидеть,
какой ценой достигается тот или иной
педагогический результат.
Уровень работоспособности
зависит от многих факторов:
-физиологических (функциональная
зрелость организма, функциональное
состояние, здоровья и т.п.),
-психологических (самочувствие,
эмоциональное состояние, мотивация
и т.п.),
внешнесредовых (условия организации
деятельности, время дня, года и т.п.).
Существуют общие закономерности
динамики работоспособности. Она делится
на несколько периодов: врабатывание,
устойчивый период (оптимальной работоспособности),
предутомление (период неустойчивой работоспособности,
или компенсаторной перестройки) и утомление.Схематически
кривую работоспособности можно представить
следующим одрозом:
В период врабатывания происходит
постепенное повышение работоспособности.
Это период поиска наиболее адекватных
и эффективных вариантов функционирования
всех органов и систем. Период значительного
напряжения, высоких энергозатрат, период
организации произвольного внимания и
функциональной организации деятельности.
В этот период меняются свойства нервных
клеток — повышаются их возбудимость,
функциональная подвижность активизируются
связи между отдельными нервными центрами
головного мозга. Работоспособность пока
неустойчива, эффективность ее невелика.
Устойчивый период (оптимум) – это время, когда
организм работает наиболее эффективно
в оптимальном режиме. Высокая устойчивая
работоспособность не требует от организма
чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается
напряжение и повышается согласованность
в деятельности всех систем. Однако период
оптимума не может продолжаться бесконечно
и закономерно сменяется следующим периодом
компенсаторной перестройки. Ребенок еще может работать
качественно, но уже ценой значительного
напряжения. Именно этот период характеризуется
снижением внимания, ростом числа отвлечений,
снижением темпа деятельности, повышением
двигательной активности. Усилием воли,
функциональным напряжением ребенок мажет
продолжить работу и даже сохранить ее
качество, но очень недолго. Следующий
период - утомление.
Утомление особое функциональное состояние
организма, оно может возникать при длительной,
но неинтенсивной работе и при кратковременной
интенсивной. Утомление характеризуется
рассогласованием в деятельности систем
организма, снижением регуляторных влияний
коры, повышением влияния подкорковых
структур. Снижается сначала качество,
а затем и количество работы (т.е. снижается
работоспособность).
Первые признаки утомления
хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации
внимания, снижение темпа работы, двигательное
беспокойство, повышение количества ошибок,
нарушение координации движений. Первым
и очень информативным признаком утомления
является изменение почерка. Особенно
отчетливо это видно у тех детей, которые
обычно пишут аккуратно и правильно. Нарушается
регуляция вегетативных функций, внешне
это иногда проявляется как потливость
(у детей сильно потеют руки), покраснение
лица, могут появиться жалобы на головную
боль или «боль в животе». Наиболее частым
проявлением утомления является так называемое
«двигательное беспокойство». После 5-10
минут учебной деятельности, связанной
со статическим напряжением (относительно
неподвижной определенной позой при письме,
чтении, работе за компьютером) ребенок
начинает «крутиться», многократно менять
позу.
Изменения в организме, связанные
с утомлением, носят временный характер
и исчезают при смене деятельности или
во время отдыха. Именно поэтому в процессе
учебных занятий рекомендуется проводить
физкультминутки. Они снимают не только
мышечное, но и эмоциональное напряжение,
позволяют переключиться с одного вида
деятельности на другой.
Следует отметить, что утомление
обладает двойным биологическим действием.
С одной стороны, оно является защитной
реакцией организма и охраняет его от
чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует
восстановительные процессы, раздвигает
границы функциональных возможностей
(фактически повышает адаптивный резерв).
От чего зависит продолжительность
отдельных фаз работоспособности? От очень
многих и разнообразных причин.
Один из факторов - возраст. Чем младше
ребенок, тем продолжительнее врабатывание,
короче период оптимальной работоспособности,
более четко выражен период компенсации
и более резко проявляется утомление.
Следующий фактор - состояние здоровья. У
детей с хроническими заболеваниями, и
особенно часто и длительно болеющих детей,
как правило, отмечаются низкая и неустойчивая
работоспособность, удлинение периода
врабатывания, сокращение периода оптимальной
работоспособности, быстро наступает
утомление.
Еще один фактор - функциональная зрелость
организма, соответствие условий и требований
работы функциональным возможностям ребенка.Именно
функциональная зрелость коры и регуляторных
структур мозга определяет, может ли ребенок
удерживать внимание, быстро врабатываться,
определенное время работать без отвлечений
- другими словами, работать эффективно.
Если условия и организация
работы или требования, предъявляемые
ребенку, не соответствуют его функциональным
возможностям, удлиняется период врабатывания,
сокращается период оптимальной работоспособности
и резко наступает утомление.
В онтогенезе ребенка выделяются
два критических периода - начало обучения
(6-7 лет) и период полового созревания (11
—14 лет).
Эти периоды отличаются низкой
и неустойчивой работоспособностью, выраженным
напряжением и резким развитием утомления.
Рациональная организация учебных
занятий сокращает период врабатывания,
способствует удлинению периода оптимальной
работоспособности и отодвигает, делает
менее выраженным утомление.
Рационально организованный
урок — это не только урок, в котором учтена
продолжительность отдельных моментов,
но, что еще более важно, — соблюдается
оптимальный темп деятельности, не создается
ситуация временного цейтнота, подгонки,
дефицита времени. Информационные перегрузки
в сочетании с постоянным дефицитом времени
— ведущие факторы нарушения функционального
состояния и нарушений психического здоровья.
В тех случаях, когда они сочетаются с
высокой мотивацией, невротизирующее
действие таких нагрузок усиливается.
Таким образом, неправильно организованный
урок нарушает состояние здоровья и вызывает
комплекс школьных проблем.
Большое значение в сохранении
работоспособности и укреплении здоровья
имеет правильная организация учебной
недели. В недельной динамике работоспособности
можно отметить те же периоды: понедельник
— врабатывание, вторник, среда — оптимум,
в четверг повышается напряжение и снижается
эффективность работы (т.е. растет ее физиологическая
сцена»), в пятницу работоспособность
ниже, чем в другие дни недели. О том как
вести мониторинг суммарной нагрузки
в течении недели мы поговорим на секциях.
Наибольшее распространение
в практике современных педиатров и детских
кардиологов получили следующие функциональные
пробы.
Проба с физической
нагрузкой может проводиться в виде велоэргометрии,
тредмил-теста, лестничной пробы, пробы
Мастера и др. (подскоки, приседания). У
детей наиболее часто применяются велоэргометрия
и тест на бегущей дорожке (тредмил). Предпочтительным
при использовании в педиатрии является
тредмил, т.к. сам вид нагрузки (бег) более
физиологичен для ребенка, не зависит
от наличия предварительных навыков и
позволяет провести исследование в возрасте
до 3-4 лет, в то время как стандартные медицинские
велоэргометры могут быть применены, начиная
только со школьного возраста.
Показаниями к проведению
пробы с физической нагрузкой являются:
выявление связи нарушений
ритма сердца с физической нагрузкой;
определение общей физической
работоспособности обследуемого, степени
его тренированности и гемодинамической
реакции на нагрузку;
контроль эффективности терапии
(увеличение толерантности к физической
нагрузке в случае успешного лечения).
Абсолютные противопоказания
к проведению проб с физической нагрузкой:
сердечная недостаточность II б и III степени;
обструкция выводного тракта левого желудочка;
активные воспалительные процессы в миокарде;
выраженная дыхательная недостаточность.
Относительные противопоказания
к проведению проб с физической нагрузкой:
аневризма; артериальная гипертензия
с АД более 180/100 у детей 11 лет и 160/80 мм рт.ст.
у детей более младшего возраста; реконвалесценция
после инфекционных заболеваний (1 мес.);
гипертермия; тяжелые нарушения ритма
сердца (атриовентрикулярная блокада
3-й степени, хроническая желудочковая
тахикардия, аритмогенная кардиомиопатия,
синдром слабости синусового узла); врожденные
пороки сердца.
При велоэргометрии
исследуемый крутит ногами педали укрепленного
неподвижно велосипеда с определенной
скоростью (от 40 до 80 об/мин), находясь в
положении сидя или лежа. Электрокардиограмму
снимают или в отведениях Нэба, или в отведениях
III, avF, V5, или в грудных отведениях V1–V6
совместно с модифицированными стандартными
(в последнем случае электроды с правой
и левой руки помещают соответственно
на правую и левую лопатки, а с правой и
левой ноги – на поясничную область справа
и слева). Электрокардиограмму регистрируют
до пробы, во время ее проведения и по окончании
нагрузки спустя 1-3 минуты, а если возникли
устойчивые изменения – спустя 10 минут.
Применяют нагрузки максимальной и субмаксимальной
мощности. Максимальная мощность строго
индивидуальна. Она зависит от возраста,
пола, состояния здоровья и тренированности.
О достижении максимальной мощности нагрузки
косвенно свидетельствует максимальная
частота сердечных сокращений, возникающая
при нагрузке. Пробу с максимальной нагрузкой
можно применять у совершенно здоровых
и тренированных детей, например у юных
спортсменов. У детей с заболеванием сердца
или с подозрением на него, с функциональными
нарушениями максимальная нагрузка противопоказана.
При велоэргометрии у детей чаще всего
используют субмаксимальную нагрузку,
которая составляет 70-85% от максимальной.
О величине субмаксимальной нагрузки
судят также по частоте сердечных сокращений,
которая должна составлять 70-85% от максимальной,
характерной для данного возраста. У детей
часто используется тест PWC170, когда при
велоэргометрии дается нагрузка такой
мощности, чтобы частота пульса достигла
170 уд/мин. Величина нагрузки определяется
в ваттах или килограммометрах (1Вт=6кгм/мин).
Достижение уровня максимальной или субмаксимальной
нагрузки осуществляется применением
физической нагрузки постоянной или возрастающей
мощности. При постоянной нагрузке ее
уровень на протяжении всего времени исследования
не меняется (например, 1 Вт или 1,5 Вт на
1 кг массы тела ребенка). Такую нагрузку
дети обычно легко переносят. Этот уровень
может быть одинаковым для всех исследуемых
или индивидуальным – с учетом возраста,
пола, состояния здоровья, уровня физической
тренированности ребенка.