Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности физического развития и двигательных качеств детей 14-15 летнего возраста.
3. Определить уровень развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжной подготовкой.
4. Рекомендовать внедрить в практику специальные упражнения и игры из лыжной подготовки, способствующие развитию двигательных способностей учащихся.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Обоз литературы по вопросам воспитания двигательных качеств в процессе возрастного развития……………………………….......................... 4
1.1. Характерные особенности развития детей школьного возраста…………………………………………………………......................... 4
1.2. Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников………………………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. Исследование влияния занятий лыжной подготовкой на организм школьников средних классов....................................................................................... 14
2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы... 14
2.2. Исследование показателей развития физических качеств.............................................................. 19
2.3. Анализ результатов исследования..................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 30
Название: Оценка уровня физического развития школьников средних классов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Обоз литературы по
вопросам воспитания двигательных качеств
в процессе возрастного развития………………………………..........
1.1. Характерные особенности
развития детей школьного возраста…………………………………………………………
1.2. Возрастные особенности
развития двигательных качеств у школьников……………………………………………………
ГЛАВА 2. Исследование влияния
занятий лыжной подготовкой на организм
школьников средних классов.......................
2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы... 14
2.2. Исследование
показателей развития
2.3. Анализ результатов
исследования..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 30
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе общественного развития основной задачей ставится формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого детства при совместных усилиях школы и семьи. У педагогов и психологов последние годы вызывают опасение данные, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности (Баевский P.M., Баранов Н.А., Краснов В.М., Сальников Г.П).
По данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки и т.д.
В концепции государственной образовательной политики Республики Башкортостан отмечено неблагополучное состояние детей в образовательных учреждениях, что связывается с ухудшением социально-экономического положения населения в целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. В системе образования и сохранения здоровья детей выделено следующее: обеспечение, укрепление и сохранение здоровье детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленными на развитие личности, утверждение здорового образа жизни. Оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность и использование его резервов, то есть чем выше его адаптивные возможности, тем выше должен быть уровень здоровья и наоборот. Перед педагогом ставится одна из главных задач - развитие, преумножение и использование всех резервов организма. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека и в другом отношении - широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности. Морфологические особенности и функциональные показатели, в частности, физическое развитие и двигательные способности являются важнейшими критериями состояния здоровья и физической дееспособности ребенка. Динамические наблюдения за ними имеют первостепенное значение при оценке эффективности комплекса оздоровительных мероприятий в детских коллективах. Кроме этого, изучение физического развития детей и подростков в процессе физического воспитания имеет большое практическое значения, так как данные о преобразованиях соматометрических и физиометрических показателей в онтогенезе позволяют судить о росте и развитии определенных контингентов детей и подростков, решать вопросы спортивного отбора и ориентации регламентировать объем и интенсивность физических нагрузок. Динамика физического развития детей и подростков отражает влияние физических упражнений на процессы роста, особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития двигательных способностей детей школьного возраста и требованиями номативных документов по их физическому воспитанию, с одной стороны, и отсутствием исследовательских данных по физическому воспитанию детей школьного возраста в процессе занятий по лыжной подготовке, с другой, определило проблему исследования: каковы методы и средства лыжной подготовки в воспитании физических качеств детей? Решение этой проблемы и составило цель исследования.
Объект исследования: система физического воспитания детей 14-15 лет в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: влияние занятий лыжами на развитие физических качеств у детей, занимающихся в секции лыжной подготовки.
Анализ тематической литературы и практика физического воспитания детей 14-15 лет позволил выдвинуть в качестве гипотезы предположение о том, что дети, занимающиеся бегом на лыжах, имеют более высокий уровень в развитии двигательных способностей по сравнению с детьми, не занимающимися лыжной подготовкой. В соответствии с поставленной целью и прогнозируемым результатом определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических
источников по исследуемой
2. Выявить особенности
физического развития и
детей 14-15 летнего возраста.
3. Определить уровень
развития двигательных
младшего школьного возраста, занимающихся лыжной подготовкой.
4. Рекомендовать внедрить
в практику специальные
из лыжной подготовки, способствующие развитию двигательных
способностей учащихся.
Исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы с.Карамалы -Губеево МР Туймазинский район РБ, в котором приняли участие дети средних и старших классов в количестве 30 человек (по 15 человек в каждой возрастной группе). В исследовании приняли участие юноши средних и старших классов в возрасте 14-15 лет.
Научная новизна исследования заключается в:
- выявлении особенностей физического развития и двигательных
способностей детей, занимающихся лыжной подготовкой;
- теоретической разработке
и выявлении эффективных
средств лыжной подготовки в воспитании двигательных способностей.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс общеобразовательной школы с.Карамалы -Губеево МР Туймазинский район РБ.
Работа состоит из введения 2 глав и 7 таблиц.
Курс работа изложена на 39 страницах, список использованной литературы содержит 28 источников.
ГЛАВА 1.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО
Вопросами анатомо-физиологических особенностей детей занимались многие современные исследователи.
Применительно к детям представление о физическом развитии должно быть расширено за счет оценки процессов роста и развития организма. Властовский В.Г. [11] под «физическим развитием» понимает комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.
Ученые полагают, что разработка научно обоснованных нормативных требований физического воспитания ребенка возможна только при тщательном изучении анатомо-физиологических особенностей детей. Такие требования разрабатываются существующими эмпирико-статическими методами, приложенными к данным обследования детей определенного экономико-географического района. Перенос аналогичных показателей других районов исключен, так как каждый регион имеет свои географические особенности, влияющие на физическое развитие.
Авторы отмечают, что процессы роста и развития, происходящие в организме ребенка, имеют свои закономерности, протекают в непрерывном взаимодействии с окружающей средой и проявляются в изменениях морфологической структуры и функций организма, которые в различные периоды жизни имеют существенные отличительные черты [18].
Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. [13, 14] показали, что в процессе роста организма меняются его пропорции, то есть относительная величина различных частей тела. В возрасте 14-15 лет увеличиваются, поперечные размеры тела и больше прибавляется рост. Для роста юношеского организма огромное значение имеет формирование органов движения: скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Изменения в костной системе в значительной мере связаны с условием жизни детей. Рационально организованный гигиенический режим жизни и достаточные, методически правильно проводимые физические упражнения способствуют лучшему физическому развитию. Выросший в плохих условиях, при ограничении двигательной деятельности, ребенок отстает в росте и оказывается плохо сложенным. Задержка роста сказывается главным образом на конечностях, туловище становится относительно длинным, а нижние конечности - короткими.
В данной возрасте из-за большой подвижности позвоночника нередки случаи деформации нормальных изгибов: при неправильной позе сидения за партой увеличивается грудной кифоз, при несоответствии роста высоте парты увеличивается поясничный лордоз, в результате неправильной (косой) позы за партой может возникнуть сколиоз. Поднятие чрезмерных тяжестей, неправильная поза при выполнении различных действий могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов. Резкие толчки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Все перечисленные отрицательные отклонения являются причинами возникновения нарушений осанки.
Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. Раньше всего, к 9-11 годам, заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, несколько позже, к 10-13 годам - запястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет, с 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно.
Существенную роль в процессе перестройки костной ткани играет питание. Так, обеднение пищи минеральными солями и витаминами в периоды глубокой морфологической перестройки костной ткани приводит к значительному замедлению роста.
С костной системой органически связана мышечная система, так как они совместно обеспечивают двигательную деятельность человека. Прежде всего, развиваются крупные мышцы, к 6-7 годам они становятся хорошо развитыми, что позволяет в значительной мере овладеть основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание). Мелкие мышцы (например, мышцы кисти рук) в этом возрасте имеют недостаточное развитие, в связи, с чем точная координация движений у детей еще недостаточно совершенна, им трудно производить мелкие и точные движения.
К 7 годам дети приобретают основные навыки письма, выполняют несложные действия с мелкими предметами. Как следствие этого в данном возрасте наблюдается интенсивное развитие мышц кисти.
Рост силы мышц-сгибателей из-за их постоянного тонического напряжения, вызванного действием силы тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей.
К 9-11 годам происходит формирование взаимодействия мышц-антогонистов, что повышает координационные возможности детей.
Наиболее интенсивное развитие функции равновесия происходит в возрасте 7-10 лет, и к 14 годам оно не отличается от уровня взрослых.
По мере роста ребенка увеличивается масса мышц, а это сопровождается нарастанием их силы и способностью организма к длительной деятельности; параллельно совершенствуется координация движений и умение владеть своим телом.
Повышение точности и координации движений с возрастом обусловлено не только развитием мышц, но и совершенствованием центральной нервной системы, формированием двигательного анализатора.
В возрасте 14-15 дети легко могут овладеть технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в данном возрасте высшая нервная система достигает высокой степени развития, к этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Но функциональным показателям далеко до совершенства. Невелика сила и уравновешенность нервных процессов. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных и монотонных длительных раздражителей. В коре головного мозга преобладают процессы возбуждения, что приводит к быстрому утомлению. Вместе с тем большая возбудимость нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков.
В возрасте 14-15 лет деятельность коры головного мозга приобретает более совершенный характер, а в связи с этим и функции организма в большинстве своем становятся более совершенными.
В этом школьном возрасте усиленно работают все анализаторы, и сохраняется еще физиологическая дальнозоркость, поэтому упражнения для глаз должны обязательно включаться в комплексы физических упражнений.
Возрастные ограничения величины физических нагрузок, требующих значительного напряжения системы кровообращения, связаны с незавершенностью ее функционального и морфологического развития. В процессе роста и развития школьников увеличивается масса сердца, изменяется соотношение его отделов и положение в грудной клетке. В 14-15-летнем возрасте сердце по своим структурным показателям напоминает сердце взрослого человека, но полного морфологического и функционального совершенства достигает лишь к 20 годам.
Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы в период от 14 до 15 лет отличаются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Просвет крупных сосудов, а также прекапиллярного и капиллярного русла у детей в этом возрасте больше, чем у взрослых. Это является одной из существенных причин относительно низкого артериального давления в 14-15-летнем возрасте.
Иннервационный аппарат сердца развивается неравномерно: симпатические влияния на сердце в 14-15-летнем возрасте более выражены, чем парасимпатические. С возрастом наблюдается повышение тонуса блуждающего нерва, что приводит к замедлению сердечного ритма. В 9-10-летнем возрасте частота сердечных сокращений составляет 86-88 удара, в 14-15-летнем - 76-78 ударов в минуту. В среднем и старшем школьном возрасте происходит ярко выраженное учащение сердечной деятельности на вдохе и замедление на выдохе (дыхательная аритмия). Минутный объем сердца в расчете на 1 кг веса у детей и подростков больше, чем у взрослых.
Указанные особенности обуславливают значительную напряженность в деятельности сердечно-сосудистой системы детей при мышечной работе. Мышечная деятельность динамического характера сопровождается учащением пульса у 14-15-летних детей до 124-128 ударов в минуту. Предельные величины пульса у мальчиков в 14-15-летнем возрасте несколько ниже, чем у девочек.
Средние величины систолического давления после максимальной работы динамического характера составляют у 10-11-летних детей 120, у 14-15-летних 130 мм рт. ст.
Выполнение работы статического характера детьми 10-11 лет сопровождается увеличением пульса на 18% от исходного уровня, в 14-15-летнем возрасте на 26%.
В тесной связи с сердечно-сосудистой системой работает дыхательная, имея общую функцию (обеспечение организма кислородом), эти системы объединяются в одну - кардиореспираторную.
Информация о работе Оценка уровня физического развития школьников средних классов