Оценка уровня физического развития школьников средних классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности физического развития и двигательных качеств детей 14-15 летнего возраста.
3. Определить уровень развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжной подготовкой.
4. Рекомендовать внедрить в практику специальные упражнения и игры из лыжной подготовки, способствующие развитию двигательных способностей учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Обоз литературы по вопросам воспитания двигательных качеств в процессе возрастного развития……………………………….......................... 4
1.1. Характерные особенности развития детей школьного возраста…………………………………………………………......................... 4
1.2. Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников………………………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. Исследование влияния занятий лыжной подготовкой на организм школьников средних классов....................................................................................... 14
2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы... 14
2.2. Исследование показателей развития физических качеств.............................................................. 19
2.3. Анализ результатов исследования..................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

Название: Оценка уровня физического развития школьников средних классов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3

ГЛАВА 1. Обоз литературы по вопросам воспитания двигательных качеств в процессе возрастного развития……………………………….......................... 4

1.1. Характерные особенности развития детей школьного возраста…………………………………………………………......................... 4

1.2. Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников………………………………………………………………. 10

ГЛАВА 2. Исследование влияния занятий лыжной подготовкой на организм школьников средних классов....................................................................................... 14

2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы... 14

      2.2. Исследование  показателей развития физических  качеств.............................................................. 19

2.3. Анализ результатов  исследования..................................... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе общественного развития основной задачей ставится формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого детства при совместных усилиях школы и семьи. У педагогов и психологов последние годы вызывают опасение данные, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности (Баевский P.M., Баранов Н.А., Краснов В.М., Сальников Г.П).

По данным Министерства здравоохранения  Республики Башкортостан с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки и т.д.

В концепции государственной образовательной политики Республики Башкортостан  отмечено неблагополучное состояние детей в образовательных учреждениях, что связывается с ухудшением социально-экономического положения населения в целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. В системе образования и сохранения здоровья детей выделено следующее: обеспечение, укрепление и сохранение здоровье детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленными на развитие личности, утверждение здорового образа жизни. Оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность и использование его резервов, то есть чем выше его адаптивные возможности, тем выше должен быть уровень здоровья и наоборот. Перед педагогом ставится одна из главных задач - развитие, преумножение и использование всех резервов организма. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека и в другом отношении - широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности. Морфологические особенности и функциональные показатели, в частности, физическое развитие и двигательные способности являются важнейшими критериями состояния здоровья и физической дееспособности ребенка. Динамические наблюдения за ними имеют первостепенное значение при оценке эффективности комплекса оздоровительных мероприятий в детских коллективах. Кроме этого, изучение физического развития детей и подростков в процессе физического воспитания имеет большое практическое значения, так как данные о преобразованиях соматометрических и физиометрических показателей в онтогенезе позволяют судить о росте и развитии определенных контингентов детей и подростков, решать вопросы спортивного отбора и ориентации регламентировать объем и интенсивность физических нагрузок. Динамика физического развития детей и подростков отражает влияние физических упражнений на процессы роста, особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития двигательных способностей детей школьного возраста и требованиями номативных документов по их физическому воспитанию, с одной стороны, и отсутствием исследовательских данных по физическому воспитанию детей  школьного возраста в процессе занятий по лыжной подготовке, с другой, определило проблему исследования: каковы методы и средства лыжной подготовки в воспитании физических качеств детей? Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования: система физического воспитания детей 14-15 лет в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: влияние занятий лыжами на развитие физических качеств у детей, занимающихся в секции лыжной подготовки.

Анализ тематической литературы и практика физического воспитания детей 14-15 лет позволил выдвинуть в качестве гипотезы предположение о том, что дети, занимающиеся бегом на лыжах, имеют более высокий уровень в развитии двигательных способностей по сравнению с детьми, не занимающимися лыжной подготовкой. В соответствии с поставленной целью и прогнозируемым результатом определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических  источников по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности  физического развития и двигательных  качеств

детей 14-15 летнего возраста.

3. Определить уровень  развития двигательных способностей  у детей

младшего школьного возраста, занимающихся лыжной подготовкой.

4. Рекомендовать внедрить  в практику специальные упражнения  и игры

из лыжной подготовки, способствующие развитию двигательных

способностей учащихся.

Исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы с.Карамалы -Губеево МР Туймазинский район РБ, в котором приняли участие дети средних и старших  классов в количестве 30 человек (по 15 человек в каждой возрастной группе). В исследовании приняли участие юноши средних и старших классов в возрасте 14-15 лет.

Научная новизна исследования заключается в:

- выявлении особенностей физического развития и двигательных

способностей детей, занимающихся лыжной подготовкой;

- теоретической разработке  и выявлении эффективных методов  и

средств лыжной подготовки в воспитании двигательных способностей.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс общеобразовательной школы  с.Карамалы -Губеево МР Туймазинский район РБ.

Работа состоит из введения 2 глав и 7 таблиц.

Курс работа изложена на 39 страницах, список использованной литературы содержит 28 источников.

 

ГЛАВА 1.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросами анатомо-физиологических особенностей детей занимались многие современные исследователи.

Применительно к детям представление о физическом развитии должно быть расширено за счет оценки процессов роста и развития организма. Властовский В.Г. [11] под «физическим развитием» понимает комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.

Ученые полагают, что разработка научно обоснованных нормативных требований физического воспитания ребенка возможна только при тщательном изучении анатомо-физиологических особенностей детей. Такие требования разрабатываются существующими эмпирико-статическими методами, приложенными к данным обследования детей определенного экономико-географического района. Перенос аналогичных показателей других районов исключен, так как каждый регион имеет свои географические особенности, влияющие на физическое развитие.

Авторы отмечают, что процессы роста и развития, происходящие в организме ребенка, имеют свои закономерности, протекают в непрерывном взаимодействии с окружающей средой и проявляются в изменениях морфологической структуры и функций организма, которые в различные периоды жизни имеют существенные отличительные черты [18].

Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. [13, 14] показали, что в процессе роста организма меняются его пропорции, то есть относительная величина различных частей тела. В возрасте 14-15 лет  увеличиваются, поперечные размеры тела и больше прибавляется рост. Для роста юношеского организма огромное значение имеет формирование органов движения: скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Изменения в костной системе в значительной мере связаны с условием жизни детей. Рационально организованный гигиенический режим жизни и достаточные, методически правильно проводимые физические упражнения способствуют лучшему физическому развитию. Выросший в плохих условиях, при ограничении двигательной деятельности, ребенок отстает в росте и оказывается плохо сложенным. Задержка роста сказывается главным образом на конечностях, туловище становится относительно длинным, а нижние конечности - короткими.

В данной возрасте из-за большой подвижности позвоночника нередки случаи деформации нормальных изгибов: при неправильной позе сидения за партой увеличивается грудной кифоз, при несоответствии роста высоте парты увеличивается поясничный лордоз, в результате неправильной (косой) позы за партой может возникнуть сколиоз. Поднятие чрезмерных тяжестей, неправильная поза при выполнении различных действий могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов. Резкие толчки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Все перечисленные отрицательные отклонения являются причинами возникновения нарушений осанки.

Окостенение скелета у детей происходит неравномерно. Раньше всего, к 9-11 годам, заканчивается окостенение фаланг пальцев руки, несколько позже, к 10-13 годам - запястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет, с 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно.

Существенную роль в процессе перестройки костной ткани играет питание. Так, обеднение пищи минеральными солями и витаминами в периоды глубокой морфологической перестройки костной ткани приводит к значительному замедлению роста.

С костной системой органически связана мышечная система, так как они совместно обеспечивают двигательную деятельность человека. Прежде всего, развиваются крупные мышцы, к 6-7 годам они становятся хорошо развитыми, что позволяет в значительной мере овладеть основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание). Мелкие мышцы (например, мышцы кисти рук) в этом возрасте имеют недостаточное развитие, в связи, с чем точная координация движений у детей еще недостаточно совершенна, им трудно производить мелкие и точные движения.

К 7 годам дети приобретают основные навыки письма, выполняют несложные действия с мелкими предметами. Как следствие этого в данном возрасте наблюдается интенсивное развитие мышц кисти.

Рост силы мышц-сгибателей из-за их постоянного тонического напряжения, вызванного действием силы тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей.

К 9-11 годам происходит формирование взаимодействия мышц-антогонистов, что повышает координационные возможности детей.

Наиболее интенсивное развитие функции равновесия происходит в возрасте 7-10 лет, и к 14 годам оно не отличается от уровня взрослых.

По мере роста ребенка увеличивается масса мышц, а это сопровождается нарастанием их силы и способностью организма к длительной деятельности; параллельно совершенствуется координация движений и умение владеть своим телом.

Повышение точности и координации движений с возрастом обусловлено не только развитием мышц, но и совершенствованием центральной нервной системы, формированием двигательного анализатора.

В  возрасте 14-15 дети легко могут овладеть технически сложными формами движений. Объясняется это тем, что в данном возрасте  высшая нервная система достигает высокой степени развития, к этому времени заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Но функциональным показателям далеко до совершенства. Невелика сила и уравновешенность нервных процессов. Резко выражено запредельное торможение при действии сверхсильных и монотонных длительных раздражителей. В коре головного мозга преобладают процессы возбуждения, что приводит к быстрому утомлению. Вместе с тем большая возбудимость нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков.

В возрасте 14-15 лет деятельность коры головного мозга приобретает более совершенный характер, а в связи с этим и функции организма в большинстве своем становятся более совершенными.

В этом школьном возрасте усиленно работают все анализаторы, и сохраняется еще физиологическая дальнозоркость, поэтому упражнения для глаз должны обязательно включаться в комплексы физических упражнений.

Возрастные ограничения величины физических нагрузок, требующих значительного напряжения системы кровообращения, связаны с незавершенностью ее функционального и морфологического развития. В процессе роста и развития школьников увеличивается масса сердца, изменяется соотношение его отделов и положение в грудной клетке.  В 14-15-летнем возрасте сердце по своим структурным показателям напоминает сердце взрослого человека, но полного морфологического и функционального совершенства достигает лишь к 20 годам.

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы в период от 14 до 15 лет отличаются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Просвет крупных сосудов, а также прекапиллярного и капиллярного русла у детей в этом возрасте больше, чем у взрослых. Это является одной из существенных причин относительно низкого артериального давления в 14-15-летнем возрасте.

Иннервационный аппарат сердца развивается неравномерно: симпатические влияния на сердце в 14-15-летнем возрасте более выражены, чем парасимпатические. С возрастом наблюдается повышение тонуса блуждающего нерва, что приводит к замедлению сердечного ритма. В 9-10-летнем возрасте частота сердечных сокращений составляет 86-88 удара, в 14-15-летнем - 76-78 ударов в минуту. В среднем и старшем школьном возрасте происходит ярко выраженное учащение сердечной деятельности на вдохе и замедление на выдохе (дыхательная аритмия). Минутный объем сердца в расчете на 1 кг веса у детей и подростков больше, чем у взрослых.

Указанные особенности обуславливают значительную напряженность в деятельности сердечно-сосудистой системы детей при мышечной работе. Мышечная деятельность динамического характера сопровождается учащением пульса у 14-15-летних детей до 124-128 ударов в минуту. Предельные величины пульса у мальчиков в 14-15-летнем возрасте несколько ниже, чем у девочек.

Средние величины систолического давления после максимальной работы динамического характера составляют у 10-11-летних детей 120, у 14-15-летних 130 мм рт. ст.

Выполнение работы статического характера детьми 10-11 лет сопровождается увеличением пульса на 18% от исходного уровня, в  14-15-летнем возрасте на 26%.

В тесной связи с сердечно-сосудистой системой работает дыхательная, имея общую функцию (обеспечение организма кислородом), эти системы объединяются в одну - кардиореспираторную.

Информация о работе Оценка уровня физического развития школьников средних классов