Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности физического развития и двигательных качеств детей 14-15 летнего возраста.
3. Определить уровень развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжной подготовкой.
4. Рекомендовать внедрить в практику специальные упражнения и игры из лыжной подготовки, способствующие развитию двигательных способностей учащихся.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Обоз литературы по вопросам воспитания двигательных качеств в процессе возрастного развития……………………………….......................... 4
1.1. Характерные особенности развития детей школьного возраста…………………………………………………………......................... 4
1.2. Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников………………………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. Исследование влияния занятий лыжной подготовкой на организм школьников средних классов....................................................................................... 14
2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы... 14
2.2. Исследование показателей развития физических качеств.............................................................. 19
2.3. Анализ результатов исследования..................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 30
От рождения до 7 лет объем легких увеличивается в 8 раз, а к концу второго детства - в 10 раз и составляет 1/2 объема легкого взрослого. Увеличение объема происходит не за счет повышения количества альвеол, а за счет расширения их объема.
Частота дыхания, являющаяся одним из показателей функции дыхания, с 7 до 11 лет замедляется с 23 до 19 раз в минуту, а глубина дыхания, наоборот, увеличивается с 163 до 254 мл. Жизненная емкость легких у детей 11 лет находится в пределах 1100-1700мл, 12 лет - 1130-2200мл, 13 лет - 1360-2300мл, 14-15 лет - 1480-2700мл.
У детей данного школьного возраста наблюдается повышенная по сравнению с подростками величина минутного объема дыхания (МОД) на 1 кг веса в состоянии покоя, она составляет у них 160-170 мл/кг против 125 мл/кг у юношей более старшего возраста. При этом МОД у мальчиков этого возраста больше, чем у девочек, что объясняется дифференциацией типов дыхания, преимущественно брюшной у мальчиков и грудной у девочек.
Дыхательная система у детей отличается своеобразной реакцией на физическую нагрузку, у них отмечаются более низкие величины максимального потребления кислорода, характеризующего уровень интенсивности обменных процессов при продолжительных физических нагрузках, и ограниченная способность работать в «долг», т.е. снижена анаэробная производительность [20].
Многими авторами отмечено, что у детей по сравнению со взрослыми интенсификация внешнего дыхания при физических нагрузках в большей степени происходит за счет увеличения частоты дыхания и в меньшей степени за счет его глубины. При выполнении стандартных физических нагрузок дети имеют большую относительную легочную вентиляцию, чем взрослые.
У детей по сравнению со взрослыми при дыхании повышено бронхиальное сопротивление в связи с относительно меньшим диаметром бронхов. Следовательно, для осуществления вентиляции детям по сравнению со взрослыми требуется больше усилий на преодоление сопротивления в дыхательных путях, несмотря на более низкую скорость воздушного потока, что усиливает общую работу дыхательных мышц. У 8-летних детей общая работа дыхательных мышц в покое равна 0,43 кгм/мин и компонент эластической работы составляет 74,2%, у подростков 14 лет - соответственно 0,196 кгм/мин и 68,3%. Уменьшение эластической работы дыхательных мышц в различном возрасте связано, главным образом, с увеличением растяжимости легочной ткани, которые у 8-летних составляет 48,2% мл/см вод. ст., а у 14-летних - 120, 5 мл/см вод. ст.
Таким образом, дыхательная система у детей в условиях физической нагрузки работает неэкономно, требует тренировки, поэтому различные виды дыхательных упражнений должны включаться в любой оздоровительный комплекс физических упражнений.
Эндокринная система у детей данного школьного возраста характеризуется преобладающим воздействием гипофиза, эпифиза, щитовидной железы, надпочечников, а к концу периода - у девочек подключается действие половых гормонов.
Функция желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы характеризуется усиленной их нагрузкой при слабости ферментативной активности пищеварительных соков.
Таким образом, по мнению большинства авторов, средний и старший школьный возраст - это относительно благоприятный период, детского организма, характеризующийся ежегодным увеличением роста на 4-5 см, массы на 2-3 кг, окружности грудной клетки на 1,5- 2 см. Этому периоду свойственно развитие крупных мышц, и дети способны выполнять движения с большой амплитудой. Тем не менее, опорно-двигательный аппарат еще недостаточно сформирован, поэтому у младших школьников часто отмечается нарушение осанки.
В связи с увеличением энергозатрат усиленно работают кардиореспираторная, эндокринная и другие системы.
В коре больших полушарий завершается дифференцировка нервной ткани, нейроны становятся как у взрослых, растут ассоциативные волокна головного мозга. Хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Дифференцировка торможений происходит легко. Но в этом периоде возбуждение в коре головного мозга все еще преобладает над торможением и дети быстро утомляются, поэтому уроки физического воспитания должны быть интересными, эмоциональными, охватывающими как можно большее количество мышечных групп и анализаторов. Это достигается за счет проведения занятий в игровой форме.
Средний и старший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является относительно благоприятным, обладающим значительными пластическими возможностями, периодом отрочества, который характеризуется неравномерными темпами прироста физического развития, увеличением функциональных возможностей основных физиологических систем. Тем не менее, организм этих школьников еще не сформирован окончательно, и любые перенапряжения могут привести к нарушениям процессов адаптации и вызвать функциональные и органические изменения, что должно учитываться в практической деятельности учителя физического воспитания в школе.
В развитии двигательных качеств детей имеются сенситивные периоды.
Хронологию различных по темпам роста периодов развития физических качеств у детей школьного возраста приводит Гужаловский А.А. [8]. Согласно его схеме у мальчиков этих классов отмечаются наиболее высокие темпы роста в силе и скоростно-силовых качествах и умеренно высокие темпы прироста в быстроте, гибкости и общей выносливости.
У девочек фиксируются наиболее высокие темпы прироста по быстроте, а у 13-15-летних по скоростно-силовым качествам, статической и динамической выносливости. Умеренно высокие темпы прироста отмечены в силе, гибкости и общей выносливости.
Таким образом, по мнению большинства исследователей, данный школьный возраст характеризуется постепенным увеличением уровня физической подготовленности и зависимостью их от пола. У мальчиков отмечаются максимальные темпы прироста в быстроте, гибкости, выносливости, умеренные темпы в развитии силы и скоростно-силовых качеств. У девочек определяются высокие темпы прироста по силе, гибкости и общей выносливости, а по быстроте и скоростно-силовых качеств - умеренно высокие темпы.
Сенситивные периоды развития двигательных качеств у детей необходимо учитывать в практической деятельности учителя физической культуры, ибо если эти временные зоны развития упустить, то на реализацию потенциальных возможностей организма в последующем потребуется значительно больше времени.
1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
Средний и старший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой мощности [6, 9].
В возрасте 13-15 лет уже сформированы интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявлена специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
По Холодову Ж.К. с соавт., Кузнецову B.C. [10, 23] к основным задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:
1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика
плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию,
выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
2. Овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
3. Воспитание культуры общения со сверстниками и
сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной
деятельности;
4. Применение полученных знаний о личной гигиене, режиме
дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья,
работоспособность и развитие двигательных способностей;
5. Применение ЗУН об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники
безопасности во время занятий;
6. Составление плана
упражнениями, подвижными играми, использование его в свободное
время на основе формирования интересов к определенным видам
двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или
иным видам спорта;
7. Воспитание
отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время
выполнения физических упражнений, содействие развитию психических
процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель, оставляя при этом остальные условия задания неизменными. Измерителями ловкости могут быть: 1 - время выполнения упражнения, 2 - точность выполнения, 3 - координационная сложность задания.
Выносливость – качество, которое часто используется для прохождения соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью.
Двигательные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием, центральных и периферических звеньев моторики на основе передачи импульсов от рабочих центров к нервным, имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.
У детей в возрасте от 7 до 12-13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. В связи с совершенствованием двигательного анализатора и улучшением дифференцировочной способности зрительного в 8-10 лет лабильность нервно-мышечной системы достигает нормы взрослого человека. Все это создает благоприятные предпосылки для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.
В 7-8 лет быстро совершенствуется способность к различным точным движениям. В период с 7 до 12 лет значительно улучшается умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития двигательных качеств с возрастом выше, чем у девочек. Таким образом, по данным литературных источников в среднем и старшем школьном возрасте необходимо уделять особое внимание на развитие двигательных качеств.
ГЛАВА II .
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
Цель - совершенствование системы физического воспитания учащихся средних классов с целью развития двигательных способностей.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1. Выявить особенности
физического развития и
среднего школьного возраста.
2. Определить уровень
развития двигательных
среднего школьного возраста.
3. Рекомендовать внедрить
в практику специальные
игры из лыжной подготовки, способствующие развитию физических
качеств учащихся среднего школьного возраста.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
1 .Педагогические наблюдения за проведением занятий по физкультуре и в секции лыжной подготовки.
2.Контрольные упражнения
по физической
На первом этапе педагогической практики изучался опыт преподавателей физкультуры МБОУ СОШ с. Карамалы – Губеево МР Туймазинский район.
На втором этапе проведена проверка выдвинутой гипотезы с использованием комплекса методов исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
методы диагностики физической подготовленности - тестирование; статистические методы обработки результатов эксперимента.
Тестирование физических качеств учащихся проводилось в соответствии с требованиями комплексной программы физического воспитания Ляха Б.И., Зданевича А.А. для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы при помощи:
а) «челночный бег» 3x10 м - для определения уровня развития
двигательно-координационных качеств;
б) наклон вперед из положения сидя (см) - для гибкости;
в) прыжки в длину с места (см) - для скоростно-силовых качеств;
г) подтягивание на высокой перекладине из виса (количество раз)
для силовых качеств;
д) 6- минутный бег (м) - выносливость;
Математическая обработка полученных данных проводилась в соответствии с рекомендациями Ашмарина Б.А. [7, 8]. При этом определялись: - значения каждой сравниваемой выборки записываются в отдельные
столбики, и определяется количество значений (объем) в первой и
второй выборке - я;
определяется средняя арифметическая каждой выборки - М;
для каждой выборки определяется коэффициент ряда нормального распределения - к.,
далее необходимо определить разницу между наибольшим и наименьшим значениями каждой выборки - х,
- определяется показатель
среднего квадратичного
по формуле:
(7 = х/к;
- определяется ошибка
средней арифметической в
по формуле:
т = о+п;
Достоверность считалась существенной при пятипроцентном уровне значимости (р<0,05). Математико-статистическая обработка результатов проводилась при помощи стандартного пакета прикладных программ на персональном компьютере.
Педагогическое тестирование всех школьников проводилось в одинаковых условиях в начале учебного года и данные сравнивались со средними показателями, а второе тестирование проводилось в конце 3 триместра учебного года.
Информация о работе Оценка уровня физического развития школьников средних классов