Оценка уровня физического развития школьников средних классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности физического развития и двигательных качеств детей 14-15 летнего возраста.
3. Определить уровень развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжной подготовкой.
4. Рекомендовать внедрить в практику специальные упражнения и игры из лыжной подготовки, способствующие развитию двигательных способностей учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Обоз литературы по вопросам воспитания двигательных качеств в процессе возрастного развития……………………………….......................... 4
1.1. Характерные особенности развития детей школьного возраста…………………………………………………………......................... 4
1.2. Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников………………………………………………………………. 10
ГЛАВА 2. Исследование влияния занятий лыжной подготовкой на организм школьников средних классов....................................................................................... 14
2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы... 14
2.2. Исследование показателей развития физических качеств.............................................................. 19
2.3. Анализ результатов исследования..................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

В эксперименте приняли участие 2 группы школьников по 15 человек в каждой возрастной группе - 13 и 15 лет.

Для решения поставленных задач были использованы обычные формы физической культуры: урок и секция лыжной подготовки, домашние задания.

Решение задач развития и закрепления двигательных качеств у детей проводится во внеурочное время. Для внеурочных форм характерно то, что деятельностью занимающихся управляет тренер по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

В своей работе мы руководствовались с программным материалом по физическому воспитанию I-XI классов Ляха Б.И., Зданевича А.А и тренировочной программой, где содержатся наиболее эффективные и полезные упражнения для развития всех двигательных качеств. В нашей педагогической деятельности по физическому воспитанию детей среднего школьного возраста мы большое значение придавали специальным физическим упражнениям и играм из лыжной подготовки, направленные на развитие всех физических качеств.

Нами широко использовались в учебно-воспитательной деятельности в секции лыжной подготовки физические упражнения, содержащие элементы новизны.

1. Выполнялись упражнения  на равновесие.

2. Включались упражнения  с изменением площади опоры.

3. Комбинировались упражнения  с сочетанием бега и ходьбы.

4. Широко использовались  элементы подвижных и спортивных  игр.

Например, нами были использованы следующие упражнения:

- для развития быстроты  реакции - выбегания из различных

исходных положений;

- для развития быстрой  силы – работа с эспандерами.

А также комплекс упражнений, который проводился как эстафета. Победитель выявлялся по самому короткому времени, затраченному на выполнение этого комплекса. Прыжки в длину и в квадраты, эстафеты. Описание одной из игр «Охотники и утки» я привожу ниже:

Одна команда на лыжах расположена за «линиями нападения»  спортивной площадки, вторая - внутри зоны, образованной этими и боковыми линиями. Игроки первой команды стараются снежком осалить игроков- соперников. Определение победителей производится:

1 вариант - кто за более  короткое время успеет осалить  всех своих

соперников;

2 вариант - два тайма по 3-5 минут со сменой функций  играющий

команд, побеждает тот, кто за это время осалит большее количество

игроков.

Однако, хорошо известно, что только учебные занятия из расчета 3 часа в неделю не покрывают требуемый объем двигательной активности школьника, поэтому наряду со всеми формами физического воспитания в школе необходимы задания на дом. Домашние задания по физическому воспитанию являются дополнительной двигательной деятельностью для учащихся. С помощью них решаются следующие учебно-воспитательные задачи:

1) повышение двигательной  активности детей;

2) укрепление основных  мышечных групп;

3) формирование правильной  осанки;

4) подготовка к выполнению  учебных нормативов и требований

программы.

Мы задавали на дом повторение упражнений, обращая внимание на скорость и точность выполнения упражнений.

Таким образом, в учебно-тренировочный процесс учащихся среднего школьного возраста был введен широкий спектр физических упражнений и игр для воспитания двигательных качеств в соответствии с учебной программой по лыжной подготовке для I-XI классов общеобразовательной школы.

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Анализ научно-методической литературы и статистических данных по физическому воспитанию школьников в Республике Башкортостан показал, что по изучаемой проблеме практически нет сведений о средствах и методах лыжной подготовке, направленных на воспитание физических качеств детей среднего школьного возраста.

Для реализации исследовательской работы были использованы секции лыжной подготовки, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На основании измерений в вышеуказанных группах и математической обработки были определены средние величины антропометрических показателей, которые представлены в таблице 1.

При сопоставлении наших данных со стандартами физического развития детей Республики Башкортостан, выяснилось, что они находились на уровне средних показателей.

Данные исследования развития физических качеств у учащихся среднего школьного возраста представлены в таблице 2.

Таблица 1

Показатели физического развития у мальчиков 13-15 лет в начале 2013-2014 учебного года, записавшихся в секцию лыжной подговки

Исследование показателей физического развития Мальчики М±т (занимающиеся лыжной подготовкой)

Таблица 2

Показатели уровня развития двигательных способностей у мальчиков 13-15 лет в начале 2013-2014 учебного года, записавшихся в секцию лыжной подготовки.

Двигательные качества Мальчики (13 лет) М±т , юноши (15 лет) М±т

Прыжок в длину с места (см)

167,8±0,55

171,6±1,57

Бег 30 м (сек)

7,7±0,15

6,5±0,12

Челночный бег 3x10 м (сек)

10,3±0,09

9,2±0,1

Наклон вперед (см)

5,0±0,44

6,0±0,53

Прыжок по Абалакову (см)

28,3±0,56

26,9±0,77

6-минутный бег (м)

2163,3±22,06

2200,9±22,27

Подтягивание (кол-во раз)

7±0,36

12±0,57


 

Показатели уровня развития двигательных способностей у мальчиков 13-15 лет в конце 2013-2014 учебного года, занимающихся в секцию лыжной подготовки.

Прыжок в длину с места (см)

187,8±0,55

191,6±1,57

Бег 30 м (сек)

6,3±0,15

6,2±0,12

Челночный бег 3x10 м (сек)

9,3±0,09

9,2±0,1

Наклон вперед (см)

6,0±0,44

6,0±0,53

Прыжок по Абалакову (см)

28,3±0,56

26,9±0,77

6-минутный бег (м)

2863,3±22,06

2900,9±22,27

Подтягивание (кол-во раз)

12±0,36

15±0,57


 

Таблица 2

Примечание: р - критерий достоверности показателей мальчиков 13-15 лет по сравнению с началом учебного года pi - критерий достоверности показателей мальчиков 13-15 лет по сравнению с началом учебного года

Прыжок в длину с места (см)

187,8±0,55

191,6±1,57

Бег 30 м (сек)

6,3±0,15

6,2±0,12

Челночный бег 3x10 м (сек)

9,3±0,09

9,2±0,1

Наклон вперед (см)

6,0±0,44

6,0±0,53

Прыжок по Абалакову (см)

28,3±0,56

26,9±0,77

6-минутный бег (м)

2863,3±22,06

2900,9±22,27

Подтягивание (кол-во раз)

12±0,36

15±0,57


 

При сопоставлении наших экспериментальных данных с данными Л.Б. Кофман [14] мы видим, что они находятся на уровне средних величин.

Ж.К. Холодов и B.C. Кузнецов [10,11] приводят сенситивные периоды развития ростовых и физических качеств, согласно которым: быстрота, ловкость имеют наибольший прирост в младшем и среднем школьном возрасте; силовые качества развиваются в 15 - 17 лет. Во время занятий лыжной подготовкой двигательная активность школьников увеличивается при переходе из класса в класс. Поэтому крайне важно обеспечивать детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточной объем суточной двигательной деятельности.

Наши данные, полученные в ходе исследовательской работы, также согласуются с приведенными ими показателями.

 

Таблица 3

Уровень физической подготовленности учащихся 13-15 лет, записавшихся в секцию лыжной подготовки на сентябрь 2013 года

Ф.И.О.

Прыжок в длину с места

3*10 м

Наклон вперед,см.

Прыжок по Абалакову

6-мин. бег

Подтягивание

Габдрахимов Радмир

192

6,6

9,4

32

1624

5

Габдрахимов Николай

164

9,1

4

33

1557

8

Бикбаев Ильнур Ильмирович

145

6,0

9,6

35

1525

13

Волков Никита Александрович

174

6,5

9,8

36

1330

12

Габдуллин Идрис Ильгизович

175

7,2

8,8

34

1228

12

Габдуллин Искандар Ильгизович   

196

6,0

9,4

32

1724

5

Гатауллин Айнур Флюрович

167

6,4

4

33

1357

8

Загитов Арсен Айдарович

174

6,0

9,6

35

1125

13

Усманов Алмаз Айратович

177

6,5

9,8

36

1430

14

Фаттахов Радмир Рустамович

175

7,2

8,8

34

1528

12

Шарафиев Шамиль Камилович

192

6,6

9,4

32

1724

5

Шайсултанов Айнур

162

6,6

9,4

32

1224

5

Бикчаев Комиль

184

9,1

4

33

1657

8

Салахов Вадим Валерьевич

155

6,0

9,6

35

1725

13

Усманов Айдан Айратович

174

6,5

9,8

36

1630

12


Таблица 4.

Уровень физической подготовленности учащихся 13-15 лет, записавшихся в секцию лыжной подготовки на май 2014 года

Ф.И.О.

Прыжок в длину с места

3*10 м

Наклон вперед,см.

Прыжок по Абалакову

6-мин. бег

Подтягивание

Габдрахимов Радмир

242

5,6

13,4

32

1924

9

Габдрахимов Николай

184

7,1

12

33

1657

8

Бикбаев Ильнур Ильмирович

185

6,0

9,6

35

1725

15

Волков Никита Александрович

184

6,5

9,8

36

1730

12

Габдуллин Идрис Ильгизович

175

7,2

8,8

34

1228

12

Габдуллин Искандар Ильгизович   

206

6,0

9,4

32

1824

8

Гатауллин Айнур Флюрович

197

6,4

14

33

1657

9

Загитов Арсен Айдарович

974

6,0

12,3

35

1525

13

Усманов Алмаз Айратович

177

6,5

9,8

36

1830

14

Фаттахов Радмир Рустамович

195

7,2

8,8

34

1728

12

Шарафиев Шамиль Камилович

192

6,6

9,4

32

1724

8

Шайсултанов Айнур

182

6,6

9,4

32

1824

7

Бикчаев Комиль

184

9,1

9,6

33

1857

11

Салахов Вадим Валерьевич

175

6,0

9,6

35

1825

13

Усманов Айдан Айратович

194

6,5

9,8

36

1930

16


 

2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование показало, что показатели физического развития и двигательных способностей у учащихся младшего школьного возраста Канашской средней школы находятся на уровне средних показателей по России.

Это говорит о том, что учебно-тренировочные занятия по лыжной подготовке оказывает благоприятное воздействие на улучшение функциональных возможностей организма, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. Физическая подготовленность детей среднего школьного возраста показывают результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.

По нашему мнению, это связано с включением в тренировочный процесс мальчиков различного характера двигательной деятельности, Полученные нами исследовательским путем данные также показали, что введение в тренировочный процесс по лыжной подготовке специальных физических упражнений и игр оказывает благоприятное воздействие на развитие двигательных способностей. Лыжные упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной формах, которые должны доставлять радость и удовольствие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей исследовательской работе на основе изучения тематической литературы были проанализированы характерные особенности физического развития и двигательных качеств детей среднего школьного возраста.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что данная проблема во все времена представляла особую актуальность и пристально изучалась многими авторами.

Изучение теоретических источников по проблеме исследования показало, что средний школьный возраст является благоприятным (сенситивным) по функциональным возможностям периодом для развития двигательных качеств.

Проведенное исследование показало, что показатели физического развития и двигательных качеств и возможности учащихся начальных классов Карамалы – Губеевской средней общеобразовательной школы находятся в пределах возрастных норм по сравнению со средними показателями по России. Положительное воздействие на развитие двигательных качеств у школьников оказывали комплекс специальных упражнений и игры, которые применялись на занятиях по лыжной подготовке, а также домашние задания и внеклассные физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Полученные в ходе исследования данные позволили нам сформулировать некоторые практические рекомендации:

1. Необходимо включать  в учебно-воспитательный процесс, как и в

тренировочные занятия, специальные упражнения, способствующие

развитию двигательных способностей учащихся среднего школьного возраста.

2. Широко использовать  игры и эстафеты.

3. Вовлекать учащихся в соревновательную деятельность, используя различные упражнения.

4. Обратить особое внимание  родителей на выполнение детьми домашних заданий по физическому воспитанию.

Информация о работе Оценка уровня физического развития школьников средних классов