Организация и проведение спортивного соревнования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования - спортивное соревнование «Лыжня России – 2009».
Предмет исследования - организационная деятельность в области проведения соревнований.
Цель исследования - Совершенствование системы организации и проведения спортивного соревнования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..6
1.1. Методические основы управления спортивными соревнованиями. 6
1.2. Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности 8
1.3. Основные принципы управления спортивными соревнованиями 12
1.4. Система управления всероссийской массовой гонкой «Лыжня России» 27
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………..30
2.1. Задачи исследования……………………………………….……….30
2.2. Методы исследования……………………………………….……...30
2.3. Организация исследования………………………………………..32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ организации и проведения спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»………………………..……………………..…33
3.2. Результаты анкетного опроса участников спортивного соревнования «Лыжня России – 2009» и жителей города Великие Луки…………………………………………………………………….…39
3.3. Результаты SWOT-анализа судей и организаторов спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»………………………………..43
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Файлы: 1 файл

НАЗАРОВА.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

 

Кафедра гуманитарных

и социально-экономических

дисциплин

                                                              

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ

 

Выпускная квалификационная работа

студентки 54 группы Назаровой Ирины Алексеевны

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Манойлов Артем Анатольевич

      

                                                              

          

 

 

 

Великие Луки, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Актуальность. Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности.

Обычно при  анализе системы соревнований исследователи и специалисты рассматривают следующие ее элементы: принципы проведения соревнований, допуск к ним, состав команды, зачет, определение победителей, судейство и т.д. Долгие годы вся система большого спорта в России была направлена  исключительно, на подготовку членов сборных команд, на их успешное выступление. Вызывают сомнения споры о том, что вся система организации соревнований, и, прежде всего, по игровым видам спорта, была направлена не на зрителя, а на выполнение этой задачи. В начале 90-х годов руководители российского спорта занялись внедрением спортивного менеджмента и маркетинга, особенно в области проведения спортивных соревнований, т.к. их количество стало резко сокращаться, а расходы на их проведение - расти.

В этот период появляются первые научные труды и публикации по управлению спортивными мероприятиями (М.Е. Кутепов, 1997, С.И. Гуськов, 2000, В.В. Кузин, 2004,  И.И. Переверзин 2006 и др.). Но, к сожалению, эти работы практически мало затрагивали вопросы менеджмента и маркетинга спортивных соревнований, которые и создают зрелище (товар) для продажи потребителям - зрителям. В этой связи следует отметить, что уже в конце 80-х годов многие советские ученые пришли к выводу, что спорт, даже в условиях бывшего СССР, был товаром. И таким товаром были и остаются прежде всего спортивные соревнования.

Однако это направление не было приоритетным для российских исследователей. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.

Кроме того, актуальность связана с необходимостью осмысления тех серьезных и качественных изменений, которые произошли в мире спорта в конце 80-х и в 90-е годы. Именно в этот период под влиянием отдельных руководителей международного спорта, а также околоспортивных бизнесменов, многие российские руководители спорта восприняли систему управления соревнованиями как панацею от всех имеющихся проблем при их проведении.

Проведение  соревнований в спорте высших достижений в условиях рыночной экономики следует  рассматривать как спортивно-развлекательную  услугу с целью получения дополнительных внебюджетных средств за счет привлечения наибольшего количества зрителей, телевидения, радиослушателей, спонсоров, рекламодателей и т. д. Развитие отдельных видов профессионального спорта в России, как сферы спортивно-развлекательного бизнеса, предполагает необходимость маркетингового подхода к организации и проведению соревнований, ориентированного, прежде всего, на зрелищность и получение доходов.

Все это обусловливает  актуальность исследования организации соревнований с точки зрения менеджмента.

Объект  исследования - спортивное соревнование «Лыжня России – 2009».

Предмет исследования - организационная деятельность в области проведения соревнований.

Цель  исследования - Совершенствование системы организации и проведения спортивного соревнования.

Гипотеза  исследования. Совершенствование системы проведения соревнований позволит не только увеличить финансирование спортивных организаций, но и проводить их на более качественном уровне.

Теоретической основой нашего исследования мы избрали труды В.Н. Зуева 1999, В.В. Галкина 2006, В.И. Жолдака 2000, 2001, О.Н. Степанова 2003, 2005 и др.

Следует также  отметить ряд диссертационных исследований по избранной тематике А.М. Банникова (2002), В.А. Васина (2000) В.А. Шкляра (2002), Бескровная В.А. (2006) и др. Эти исследования посвящены различным аспектам управления спортивными соревнованиями, в том числе в отдельных регионах Российской Федерации.

Практическая  значимость. Результаты проведенного исследования, а так же разработанные рекомендации в области менеджмента проведения соревнований, могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров при организации и проведении различных спортивных соревнований. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе и преподавании различных дисциплин, связанных с менеджментом, маркетингом и правовыми аспектами деятельности спортивных организаций, в области проведения спортивных соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Методические основы управления спортивными соревнованиями.

 

 Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с  целью выяснения преимущества в  степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания (Томич М.И., 2002).

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей. (Жолдак В.И., 2001).

Спортивные  соревнования – это также и яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Каким бы ни было по масштабу спортивное соревнование – международным, всероссийским, региональным или проводимом на местном уровне, оно должно быть правильно организовано. От грамотного управления спортивного мероприятия зависит, насколько успешно, а часто и безопасно оно пройдет.

Главным инструментом повышения эффективности управления организацией и проведения спортивного  соревнования является грамотное использование  основных функций менеджмента (управления).

Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента) (Друзь А.В., 2004). Функции менеджмента представляет собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто употребляются в спортивных соревнованиях:

  • организация, т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;
  • планирование, т.е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамического и пропорционального развития объекта менеджмента (в данном случае – спортивного соревнования) путем разработки разных планов;
  • мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;
  • координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними;
  • контроль, т.е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте (спортивном соревновании) менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;
  • маркетинг, т.е. система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов (Друзь А.В., 2004).

В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории  именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым европейским и мировым стандартам.

Так кто же такие спортивные менеджеры?

    1.  Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности

В теории менеджмента  не существует точного определения термина «менеджер». Все они в основном базируются на понимании сущности менеджмента.

Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими, его основа - английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Если следовать логике, то «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

В современной  науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики.

Спортивный  менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.

Исторически в  нашей стране сложилось так, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей.

Спортивный  менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.

Спортивные  менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.

1. Функция принятия  решения. Именно менеджер определяет  направление деятельности организации,  решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за их последствия.

2. Информационная  функция. Менеджер аккумулирует  информацию о внутренней и  внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяя эту информацию, в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве  руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего и контролирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Таким образом, организация управления спортивного  соревнования, наряду с планированием, регулированием и контролем, является ведущей управленческой функцией и, по сути, представляет собой определение  субъектов и объектов управленческой деятельностью с наделением их соответствующими функциями правами и обязанностями. Применительно к управлению спортивными соревнованиями организация спортивных мероприятий формирует в себе следующее:

  • определение основных функций органа управления (директор, организатор соревнования, главный судья) по подготовке и проведению соревнований;
  • создание организационного комитета по подготовке и проведению соревнований;
  • определение функционального содержания деятельности административных органов различного уровня (Вилькин Я.Р., 1992).

Определим, кто  помимо непосредственных организаторов  спортивного мероприятия, является необходимым звеном в его проведении. Рассмотрим их функции.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов  соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших  функций преподавателей физкультуры  и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д. (Степанова О.Н., 2005). Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, организационный комитет назначает врача и другой медицинский персонал.

Информация о работе Организация и проведение спортивного соревнования