Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:48, дипломная работа
Объект исследования - спортивное соревнование «Лыжня России – 2009».
Предмет исследования - организационная деятельность в области проведения соревнований.
Цель исследования - Совершенствование системы организации и проведения спортивного соревнования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..6
1.1. Методические основы управления спортивными соревнованиями. 6
1.2. Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности 8
1.3. Основные принципы управления спортивными соревнованиями 12
1.4. Система управления всероссийской массовой гонкой «Лыжня России» 27
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………..30
2.1. Задачи исследования……………………………………….……….30
2.2. Методы исследования……………………………………….……...30
2.3. Организация исследования………………………………………..32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ организации и проведения спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»………………………..……………………..…33
3.2. Результаты анкетного опроса участников спортивного соревнования «Лыжня России – 2009» и жителей города Великие Луки…………………………………………………………………….…39
3.3. Результаты SWOT-анализа судей и организаторов спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»………………………………..43
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
В комплексном маркетинге огромное значение придается привлечению на соревнования спортивных звезд. Спортивные знаменитости поднимают настроение болельщиков и придают соревнованиям притягательность, так как для болельщиков настоящим счастьем считается предоставление возможности пожать им руку, взять автограф, сфотографировать их или просто побыть рядом с ними. Многие спортсмены обязаны по контракту каждый год принимать участие в определенном количестве благотворительных или публичных соревнований. Это помогает им в сохранении своего «звездного» статуса (Золотов М.И., 2004).
Естественно, что в комплексном маркетинге спортивного соревнования одно из ключевых мест занимает работа по привлечению спонсоров. Конкретное представление о содержании этой работы можно получить, ознакомившись с содержанием спонсорского соглашения.
Маркетинговые коммуникации – один из разделов маркетинга. Значение маркетинговых коммуникаций в теории и практике российского маркетинга постепенно растет вместе с осознание роли коммуникаций в решении конкретных проблем организаций и предприятий на российском рынке (Васин В.А., 2000).
Так или иначе функция маркетинга очень важна в любом массовом мероприятии и соответственно в любом спортивном соревновании. Это доказывает использование во всех спортивных мероприятиях маркетинговых технологий.
start="4"Система управления всероссийской массовой гонкой «Лыжня России»
Всероссийская массовая гонка «Лыжня России» проводится ежегодно и всегда является большим зимним праздником. Количество участников этого всенародного спортивного мероприятия неуклонно увеличивается из года в год. Спортивный праздник рассчитан на широкий круг любителей лыжного спорта. Для каждой возрастной категории подбираются соответствующие дистанции (Елесева С.К., 2003).
«Лыжня России»
не только привлекает россиян
к занятиям физической
На протяжении десятилетий «Лыжня России» объединяет поклонников одного из самых популярных и массовых видов спорта. У этого яркого, масштабного зимнего праздника славная история, которую украшают легендарные имена и достижения лыжников разных поколений. (Холодов Ж.К., 2003).
Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» продолжает являться самым масштабным по количеству участников и географическому охвату зимним спортивным мероприятием во всем мире. Соревнования проводятся ежегодно с 1982 года и всегда являются большим зимним праздником. Например, в 2008 году от Камчатки до Балтики в нашей стране на старт вышли более чем 800 000 любителей спорта.
Организаторы соревнований:
Псковская область на сегодняшний день располагает достаточными спортивными ресурсами для проведения соревнований различного уровня, как по летним, так и по зимним видам спорта.
Одним из крупнейших спортивных мероприятий 2009 года в Псковской области стала «Лыжня России».
Всего по Псковской области в этом забеге приняло участие более 2 тысяч лыжников. Рассмотрим на примере этого мероприятия систему управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.
Общее руководство
подготовкой и проведением соре
Как уже говорилось выше, любая системная работа по управлению соревнованиями начинается с составления календарного плана.
Управление по физической культуре, спорту и туризму Псковской области разрабатывает план спортивных мероприятий ежегодно.
Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» проводились 15 февраля 2009 года в двух городах области Великие Луки и Остров.
Далее рассмотрим проведение этих соревнований в г. Великие Луки.
Очень важным моментом в системе управления спортивными соревнованиями является положение о соревновании.
У такого крупного спортивного мероприятия как «Лыжня России» положение тоже есть. Рассмотрим его основные пункты (см. Приложение 1).
Положением о проведении XXVII Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России 2009» в Псковской области определяются цели и задачи мероприятия, организаторы соревнований, место и сроки проведения, участники и программа соревнований, форма и порядок награждения победителей, оговариваются вопросы безопасности участников и зрителей, страхования участников, финансовые условия, а также порядок работы судейской комиссии и подачи заявок. Данное положение было разработано на основе Положения о XXVII Открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России – 2009» (см. Приложение 1) и содержит ссылки на него. Таким образом, в данной ситуации соблюдена типовая форма положения о соревновании, выработанная в России за многие годы.
Поскольку данное соревнование проводится на общероссийском уровне, помимо перечисленных выше регламентирующих документов необходимо заключить договор о проведении спортивного мероприятия между организаторами общероссийского и регионального уровней, также заполняется ведомость на выдачу судейской экипировки и ведомость на выдачу призов победителям. Итак, после того, как решены основные документационные вопросы, организаторы мероприятия переходят непосредственно к планированию и организации соревнования.
Таким образом, проведение массовых спортивных мероприятий «Лыжня России», «Кросс нации», «Российский Азимут», «Оранжевый мяч». Позволяет решать ряд задач физического воспитания различных категорий населения.
2.1. Задачи исследования
1. По данным научно-методической литературы выделить основные принципы управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.
2. Проанализировать опыт управления соревнованиями на примере г. Великие Луки.
3. На основе полученных в ходе социологического исследования данных разработать практические рекомендации по совершенствованию системы подготовки спортивных соревнований.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Наблюдения;
3. Интервьюирование;
4. Анкетирование;
5. Пилотажный опрос;
6. SWOT – анализ;
7. Метод математической статистики.
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
Анализ литературы по вопросам исследования позволил выявить по имеющимся данным состояние изучаемого вопроса, проанализировано 52 источника. Анализу подвергнуты, статьи, учебные пособия, монографии, нормативные документы касающихся вопросов организации и проведения спортивных соревнований с точки зрения менеджмента в спорте.
2.2.2. Метод наблюдения
Данный метод использовался для выявления особенностей организации и проведения спортивного соревнования. Проводилось наблюдение за организаторами и судейской бригадой массовых спортивных соревнований «Лыжня России-2009».
2.2.3. Метод интервьюирования
Применялся для более углубленного изучения вопросов подготовительной работы проводимой организационным комитетом Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России 2009» в г. Великие Луки.
2.2.4. Анкетирование
Анкетный опрос проводился среди участников и организаторов Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России» в г. Великие Луки при помощи анкеты включающей в себя 35 вопросов касающихся отношения к спорту, физической культуре и организации системы управления данной отрасли в городе.
2.2.5. Пилотажный опрос
Проводился среди молодых жителей города. Участникам опроса предлагалось выбрать несколько вариантов ответа на вопрос «Что может способствовать привлечению вас в качестве зрителя или болельщика на спортивное соревнование?».
2.2.6. SWOT-анализ
Этот метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Этот акроним может быть представлен визуально в виде таблицы (табл.4).
Таблица 4
SWOT-анализ
Исследуемая среда |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Внутренняя среда |
Strengths (сильные стороны) |
Weaknesses (слабые стороны) |
Внешняя среда |
Opportunities (возможности) |
Threats (угрозы) |
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности. Данный метод применялся для опроса организаторов соревнований.
2.2.7. Метод математической статистики
Применялся при обработке статистического материала полученного в результате анкетирования и опроса.
2.3. Организация исследования
Исследования проводились в три этапа:
На первом этапе 2007-2008 уч. год - проводился анализ научно-методической литературы, определяли направление исследований, цели, задачи, методы. Всего было проанализирован 52 источника.
На втором этапе исследования 2008-2009 уч. год проводилось анкетирование, интервьюирование и анализ мероприятия.
На третьем
этапе 2009-2010 год полученные результаты
были обработаны математическим методом,
на их основании сделаны
3.1. Анализ организации и проведения спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»
Анализ научно-методической
литературы и интервьюирование, проведенное
с членами главной судейской ко
Фактически работа по организации «Лыжни России-2009» началась с момента опубликования положения о соревнованиях. С этого времени начали формироваться команды от организаций и учебных заведений городов и районов. Также начала проводится учебно-тренировочная работа с учетом срока и программы соревнований.
Ответственные за организацию и проведение соревнования лица разработали подробный план работы, в котором предусматривались работа по популяризации мероприятия, вопросы медицинского обслуживания и работы судейской коллегии.
Для приема и оформления участников была создана мандатная комиссия, проверяющая соответствие заявок положению о соревновании.
Заблаговременно прошла заготовка и подготовка судейского инвентаря, организация работы судейской коллегии, подготовка места проведения соревнования.
1. Подготовка инвентаря.
По существу, весь необходимый инвентарь находился лыжной базе, где проводились соревнования. Поскольку «Лыжня России» - яркое и масштабное мероприятие, тем более всероссийского масштаба, большую роль в подготовке инвентаря играет использование логотипа соревнования.
2. Организация работы судейской коллегии.
В состав судейской коллегии входят: главный судья, его заместители, главный секретарь, начальник дистанции гонок, начальник трасс приступили к работе с момента их назначения. Остальной состав включился в работу с первого заседания судейской коллегии с представителями участвующих организаций, разбора поступивших заявок и проведения жеребьевки. Главный секретарь подготовил всю документацию к первому заседанию.
На первом заседании судейской коллегии прошла жеребьевка. Для нее использовали заполненные карточки участников для каждой дистанции отдельно. Жеребьевка была групповой, т.е. спортсменов распределяли на несколько групп в зависимости от квалификации, возраста и пола. Очередность старта каждой из групп выявлялась жеребьевкой.
Был назначен следующий порядок старта: начинает стартовать вторая группа, за ней первая, далее третья и так далее.
В соответствии
с проведенной жеребьевкой
В процессе жеребьевки судьи подготовили нагрудные номера и выдали их представителям команд.
Главный судья напомнил представителям о порядке проведения соревнований первого дня, о параде открытия. Была также подготовлена памятка, в которой перечислены обязанности команд, порядок проведения лыжной гонки, расписание движения транспорта, номера нужных маршрутных такси и автобусов. Также был проведен инструктаж судей и назначено время явки на соревнования.
3. Подготовка места проведения соревнования.
Выбор и подготовка трассы гонок «Лыжня России-2009» требует много времени и труда, поскольку количество участников очень большое, по сути, ничем не ограниченное, поэтому его начали заблаговременно. При необходимости выполняется расчистка намеченных трасс от кустарника, выравнивается рельеф, проводятся промеры выбранных дистанций.
Информация о работе Организация и проведение спортивного соревнования