Организация и проведение спортивного соревнования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:48, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования - спортивное соревнование «Лыжня России – 2009».
Предмет исследования - организационная деятельность в области проведения соревнований.
Цель исследования - Совершенствование системы организации и проведения спортивного соревнования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..6
1.1. Методические основы управления спортивными соревнованиями. 6
1.2. Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности 8
1.3. Основные принципы управления спортивными соревнованиями 12
1.4. Система управления всероссийской массовой гонкой «Лыжня России» 27
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………..30
2.1. Задачи исследования……………………………………….……….30
2.2. Методы исследования……………………………………….……...30
2.3. Организация исследования………………………………………..32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ организации и проведения спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»………………………..……………………..…33
3.2. Результаты анкетного опроса участников спортивного соревнования «Лыжня России – 2009» и жителей города Великие Луки…………………………………………………………………….…39
3.3. Результаты SWOT-анализа судей и организаторов спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»………………………………..43
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Файлы: 1 файл

НАЗАРОВА.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

В комплексном  маркетинге огромное значение придается  привлечению на соревнования спортивных звезд. Спортивные знаменитости поднимают настроение болельщиков и придают соревнованиям притягательность, так как для болельщиков настоящим счастьем считается предоставление возможности пожать им руку, взять автограф, сфотографировать их или просто побыть рядом с ними. Многие спортсмены обязаны по контракту каждый год принимать участие в определенном количестве благотворительных или публичных соревнований. Это помогает им в сохранении своего «звездного» статуса (Золотов М.И., 2004).

Естественно, что  в комплексном маркетинге спортивного  соревнования одно из ключевых мест занимает работа по привлечению спонсоров. Конкретное представление о содержании этой работы можно получить, ознакомившись с содержанием спонсорского соглашения.

Маркетинговые коммуникации – один из разделов маркетинга. Значение маркетинговых коммуникаций в теории и практике российского маркетинга постепенно растет вместе с осознание роли коммуникаций в решении конкретных проблем организаций и предприятий на российском рынке (Васин В.А., 2000).

 Так или иначе функция маркетинга очень важна в любом массовом мероприятии и соответственно в любом спортивном соревновании. Это доказывает использование во всех спортивных мероприятиях маркетинговых технологий.

start="4"

 Система управления всероссийской массовой гонкой «Лыжня России»

Всероссийская массовая гонка «Лыжня России» проводится ежегодно и всегда является большим зимним праздником. Количество участников этого всенародного спортивного мероприятия неуклонно увеличивается из года в год. Спортивный праздник рассчитан на широкий круг любителей лыжного спорта. Для каждой возрастной категории подбираются соответствующие дистанции (Елесева С.К., 2003).

 «Лыжня России»  не только привлекает россиян  к занятиям физической культурой,  но и активно пропагандирует  здоровый образ жизни. Наряду  с любителями на старт традиционно выходят спортсмены-профессионалы, олимпийские чемпионы, ветераны спорта. Участие в забеге видных политических и государственных деятелей, глав субъектов Российской Федерации, мэров городов, демонстрирует внимание к массовому спорту представителей власти всех уровней.

На протяжении десятилетий «Лыжня России» объединяет поклонников одного из самых популярных и массовых видов спорта. У этого  яркого, масштабного зимнего праздника  славная история, которую украшают легендарные имена и достижения лыжников разных поколений. (Холодов Ж.К., 2003).  

Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России»  продолжает являться самым масштабным по количеству участников и географическому  охвату зимним спортивным мероприятием во всем мире. Соревнования проводятся ежегодно с 1982 года и всегда являются большим зимним праздником. Например, в 2008 году от Камчатки до Балтики в нашей стране на старт вышли более чем 800 000 любителей спорта.

Организаторы  соревнований:

    • Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации;
    • Федерация лыжных гонок России;
    • ФГУ «Управление спортмероприятий»;
    • Органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов РФ;
    • Региональные федерации лыжных гонок;
    • Главные судейские коллегии в местах проведения соревнований «Лыжня России» (Литвиненко С.Н., 2003).

Псковская область на сегодняшний день располагает достаточными спортивными ресурсами для проведения соревнований различного уровня, как по летним, так и по зимним видам спорта.

Одним из крупнейших спортивных мероприятий 2009 года в Псковской области стала «Лыжня России».

Всего по Псковской области в этом забеге приняло участие более 2 тысяч лыжников. Рассмотрим на примере этого мероприятия систему управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.

Общее руководство  подготовкой и проведением соревнований осуществлял организационный комитет совместно с комитетом по физической культуре, спорту и туризму Псковской области под общим руководством министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Как уже говорилось выше, любая системная работа по управлению соревнованиями начинается с составления календарного плана.

Управление по физической культуре, спорту и туризму Псковской области разрабатывает план спортивных мероприятий ежегодно.

Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» проводились 15 февраля 2009 года в двух городах области Великие Луки и Остров.

Далее рассмотрим проведение этих соревнований в г. Великие Луки.

Очень важным моментом в  системе управления спортивными  соревнованиями является положение  о соревновании.

У такого крупного спортивного мероприятия как «Лыжня России» положение тоже есть. Рассмотрим его основные пункты (см. Приложение 1).

Положением  о проведении XXVII Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России 2009» в Псковской области определяются цели и задачи мероприятия, организаторы соревнований, место и сроки проведения, участники и программа соревнований, форма и порядок награждения победителей, оговариваются вопросы безопасности участников и зрителей, страхования участников, финансовые условия, а также порядок работы судейской комиссии и подачи заявок. Данное положение было разработано на основе Положения о XXVII Открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России – 2009» (см. Приложение 1) и содержит ссылки на него. Таким образом, в данной ситуации соблюдена типовая форма положения о соревновании, выработанная в России за многие годы.

Поскольку данное соревнование проводится на общероссийском уровне, помимо перечисленных выше регламентирующих документов необходимо заключить договор о проведении спортивного мероприятия между организаторами общероссийского и регионального уровней, также заполняется ведомость на выдачу судейской экипировки и ведомость на выдачу призов победителям. Итак, после того, как решены основные документационные вопросы, организаторы мероприятия переходят непосредственно к планированию и организации соревнования.

Таким образом, проведение  массовых спортивных мероприятий  «Лыжня России», «Кросс нации», «Российский  Азимут», «Оранжевый мяч». Позволяет решать ряд задач физического воспитания различных категорий населения.

 

 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Задачи исследования

 

1. По данным научно-методической литературы выделить основные принципы управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.

2. Проанализировать опыт управления соревнованиями на примере г. Великие Луки.

3. На основе полученных в ходе социологического исследования данных разработать практические рекомендации по совершенствованию системы подготовки спортивных соревнований.

 

2.2. Методы  исследования

 

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической  литературы;

2. Наблюдения;

3. Интервьюирование;

4. Анкетирование;

5. Пилотажный  опрос;

6. SWOT – анализ;

7. Метод математической статистики.

2.2.1. Анализ научно-методической литературы

Анализ литературы по вопросам исследования позволил выявить по имеющимся данным состояние изучаемого вопроса, проанализировано 52 источника. Анализу подвергнуты, статьи, учебные пособия, монографии, нормативные документы касающихся вопросов организации и проведения спортивных соревнований с точки зрения менеджмента в спорте.

2.2.2. Метод наблюдения

Данный метод использовался для выявления особенностей организации и проведения спортивного соревнования. Проводилось наблюдение за организаторами и судейской бригадой массовых спортивных соревнований «Лыжня России-2009».

2.2.3. Метод интервьюирования

Применялся для более углубленного изучения вопросов подготовительной работы проводимой организационным комитетом Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России 2009» в г. Великие Луки.

2.2.4. Анкетирование

Анкетный опрос проводился среди участников и организаторов  Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России»  в г. Великие Луки при помощи анкеты включающей в себя 35 вопросов касающихся отношения к спорту, физической культуре и организации системы управления данной отрасли в городе.

2.2.5. Пилотажный опрос

Проводился  среди молодых жителей города. Участникам опроса предлагалось выбрать  несколько вариантов ответа на вопрос «Что может способствовать привлечению  вас в качестве зрителя или  болельщика на спортивное соревнование?».

2.2.6. SWOT-анализ

Этот метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Этот акроним может быть представлен визуально в виде таблицы (табл.4).

Таблица 4

SWOT-анализ

Исследуемая среда

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя  среда

Strengths (сильные  стороны)

Weaknesses (слабые  стороны)

Внешняя среда

Opportunities (возможности)

Threats (угрозы)


 

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических  категорий, его можно применять  к любым организациям, отдельным  людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.  Данный метод применялся для опроса организаторов соревнований.

2.2.7. Метод математической статистики

Применялся при обработке статистического материала полученного в результате анкетирования и опроса.

  

2.3. Организация исследования

 

Исследования  проводились в три этапа:

На первом этапе 2007-2008 уч. год - проводился анализ научно-методической литературы, определяли направление исследований, цели, задачи, методы. Всего было проанализирован 52 источника.

На втором этапе исследования 2008-2009 уч. год проводилось анкетирование, интервьюирование и анализ мероприятия.

На третьем  этапе 2009-2010 год полученные результаты были обработаны математическим методом, на их основании сделаны соответствующие  выводы и практические рекомендации.

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1. Анализ организации и проведения спортивного соревнования «Лыжня России – 2009»

 

Анализ научно-методической литературы и интервьюирование, проведенное  с членами главной судейской коллегии и организационного комитета показало, что успех проведения лыжных соревнований в значительной мере зависит от организации подготовительной работы.

Фактически  работа по организации «Лыжни России-2009»  началась с момента опубликования  положения о соревнованиях. С этого времени начали формироваться команды от организаций и учебных заведений городов и районов. Также начала проводится учебно-тренировочная работа с учетом срока и программы соревнований.

Ответственные за организацию и проведение соревнования лица разработали подробный план работы, в котором предусматривались работа по популяризации мероприятия, вопросы медицинского обслуживания и работы судейской коллегии.

Для приема и  оформления участников была создана  мандатная комиссия, проверяющая  соответствие заявок положению о соревновании.

Заблаговременно прошла заготовка и подготовка судейского инвентаря, организация работы судейской коллегии, подготовка места проведения соревнования.

1. Подготовка  инвентаря.

По существу, весь необходимый инвентарь находился лыжной базе, где проводились соревнования. Поскольку «Лыжня России» - яркое и масштабное мероприятие, тем более всероссийского масштаба, большую роль в подготовке инвентаря играет использование логотипа соревнования.

2. Организация  работы судейской коллегии.

В состав судейской  коллегии входят: главный судья, его заместители, главный секретарь, начальник дистанции гонок, начальник трасс приступили к работе с момента их назначения. Остальной состав включился в работу с первого заседания судейской коллегии с представителями участвующих организаций, разбора поступивших заявок и проведения жеребьевки. Главный секретарь подготовил всю документацию к первому заседанию.

На первом заседании  судейской коллегии прошла жеребьевка. Для нее использовали заполненные карточки участников для каждой дистанции отдельно. Жеребьевка была групповой, т.е. спортсменов распределяли на несколько групп в зависимости от квалификации, возраста и пола. Очередность старта каждой из групп выявлялась жеребьевкой.

Был назначен следующий порядок старта: начинает стартовать вторая группа, за ней первая, далее третья и так далее.

В соответствии с проведенной жеребьевкой составили  стартовый протокол. Его размножили и выдали представителям, стартовой  бригаде, радиокомментатору, секретариату.

В процессе жеребьевки судьи подготовили нагрудные  номера и выдали их представителям команд.

Главный судья  напомнил представителям о порядке  проведения соревнований первого дня, о параде открытия. Была также подготовлена памятка, в которой перечислены обязанности команд, порядок проведения лыжной гонки, расписание движения транспорта, номера нужных маршрутных такси и автобусов. Также был проведен инструктаж судей и назначено время явки на соревнования.

3. Подготовка  места проведения соревнования.

Выбор и подготовка трассы гонок «Лыжня России-2009» требует много времени и труда, поскольку количество участников очень большое, по сути, ничем не ограниченное, поэтому его начали заблаговременно. При необходимости выполняется расчистка намеченных трасс от кустарника,  выравнивается рельеф, проводятся промеры выбранных дистанций.

Информация о работе Организация и проведение спортивного соревнования