Основоположник отечественной системы физического воспитания – П.Ф. Лесгафт. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:04, реферат

Описание работы

Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

Очевидно, физкультурное образование непосредственно определяет характер жизнедеятельности человека. При этом последняя рассматривается как реальный жизненный процесс социального субъекта, происходящий в конкретно-исторических условиях и характеризующийся определенной системой видов и форм деятельности как человеческого способа освоения и преобразования действительности. Физкультурное образование включает в себя формирование особых интеллектуальных способностей (к рефлексии, пониманию и мышлению) как техник, необходимых для оценки своего состояния и выяснения его адекватности ситуациям жизнедеятельности: выработку собственных антологий здоровья, а также представлений о том, что такое среда обитания человека разумного. Исходя из основных концептуальных положений, которые вытекают из анализа выявленных причин реально существующей сегодня физкультурной практики, физкультурное образование представляет результат освоения двигательной деятельности, результат исторически обусловленных и методически отработанных образцов и средств (физических упражнений, двигательных действий, отдельных движений и т.д.), результат сформированного "органа" управления (специфического сознания, представления, знания, мировоззрения). При этом "производство" двигательной деятельности выступает как технология образования, где структурная организация разворачивания процесса "производства" обусловливает видоизменение и структурное усложнение системы двигательной деятельности. Данное усложнение происходит посредством включения в "производство" двигательной деятельности различных компонентов: операционного (связанного с освоением двигательного опыта), когнитивного (включающего познавательные процессы) и личностного (включающего эмоционально-мотивационные детерминанты, разновидности образцов "я", рефлексию и осознание собственного развития).

Итак, выдвинутые положения обусловливают новое понимание содержания предмета "физкультурное образование" учащимися образовательной и инновационной школы. В качестве такого учебного предмета может рассматриваться преобразованная двигательная деятельность индивида, которая, являясь одной из форм двигательной активности, характеризуется направленным преобразованием "внутренней" природы человека и реализует его потребности в активной творческой жизнедеятельности. Физкультурное образование - важный способ формирования образа жизни учащихся, оно включает в себя формирование особых интеллектуальных и двигательных способностей.

Цель освоения данного предмета - формирование научного мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственно духовного, социального, физического и умственного развития. Если говорить об углубленном физкультурном образовании, а в словаре С.И. Ожегова углубленное - это основательное, серьезное изучение предмета, то оно приобретает особое значение и характеризуется следующим: - формированием умений использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительную направленность; - обучением умениям использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительную направленность; - расширением адаптационных и функциональных возможностей учащихся путем всестороннего воздействия физическими упражнениями на развитие основных органов и систем их организма; - обогащением двигательного опыта учащихся благодаря овладению базовыми средствами двигательной деятельности и базовыми основами избранного вида спортивной специализации; - воспитанием основных физических качеств на базе общей и специальной физической подготовки; - развитием основных физических процессов и индивидуальных свойств личности учащихся благодаря активному их включению в преобразовательный процесс двигательной деятельности; - формированием интереса к педагогической деятельности в сфере физической культуры, непрерывным расширением объемных знаний, их уточнением в области педагогики, теории и методики физической культуры.

При такой постановке вопроса все вышеперечисленные компоненты тесно связаны с такими понятиями, как теоретическая подготовка, методическая грамотность, двигательный опыт, физическая готовность. Теоретическая подготовка характеризуется наличием определенного объема знаний (социально-политических, психолого-педагогических, специальных). Результатом теоретической подготовки должна быть сформированность учебно-педагогического мышления учащегося, оно отражает такое образование, которое выступает опосредующим звеном между сложившейся у учащегося картиной педагогической действительности и превращением знаний по физической культуре в элементы профессионального сознания при выборе специальности. Методическая грамотность - система методических знаний о компонентах процесса обучения, система методических навыков осуществления обучающих действий.

Этому способствует и тот факт, что сам процесс обучения - явление по своей сути многогранное и сложное: он поневоле вторгается в систему методической грамотности. Результат этого явления - понимание учащимися знаковых систем, используемых для описания различных областей физической культуры и спорта, применяемых для обучения, а также наличие навыка использования средств физической культуры в стандартных ситуациях (например, проведение отдельных упражнений, комплекса упражнений и т.д.).

Двигательный опыт - овладение базовыми средствами двигательной деятельности и базовыми основами избранного вида спортивной специализации на основе расширения адаптационных и функциональных возможностей учащихся, воспитания основных физических качеств, общей и специальной физической подготовки. Физическая готовность - соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям программы по физической культуре, на основе совокупности знаний, навыков и умений, а также физических качеств и функциональных возможностей различных органов и систем организма учащихся. При такой постановке вопроса все вышеперечисленные понятийные компоненты углубленного физического образования тесно связаны с таким понятием, как выбор специальности "физическая культура и спорт".

Процесс выбора складывается из таких составных частей, как: - информированность учащихся (знание структуры и видов физкультурного образования, потребности в кадрах: содержание и условия труда учителя физической культуры; где можно получить избранную специальность); - сформированность общественно значимых мотивов в выборе профессии учителя физкультуры (сближение специальных задатков в области физической культуры и спорта и профессиональных намерений с потребностями региона в кадрах); - выраженность профессиональных интересов (устойчивость профессионального интереса к профессии учителя физической культуры); - наличие педагогических способностей к определенному виду профессиональной деятельности (перцептивные способности, конструктивные, дидактические, экспрессивные, коммуникативные, организаторские, академические, специальные); - практический опыт в избранной деятельности (занятия по углубленной программе физкультурного образования, занятия в группах спортивного педагогического совершенствования, учебная практика); - сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии учителя физической культуры); - реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, мотивы, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности); - адекватность оценки состояния здоровья (по заключению врача). Вследствие этого учебная программа педагогического лицея по физической культуре должна исходить из того, что целью углубленного физкультурного образования должно быть обеспечение условий для нравственного, эстетического, физического развития и воспитания личности, предоставление учащимся возможность реализовать:

1) индивидуальные  творческие планы;

2) самостоятельность  в выборе и углубленным изучении видов физической подготовки;

3) самоопределение  в выборе профессии в области  физкультуры и спорта.

Все это дает возможность продолжить обучение на физкультурном отделении педагогического колледжа при факультете физической культуры педагогического университета.

Итак, цель своей педагогической деятельности П.Ф. Лесгафт видел в воспитании в обществе гуманного отношения к детям, укоренении уважения к личности растущего человека. Его педагогическое наследие представляет собой большой и интересный материал для современных исследователей уже потому, что ему удалось синтезировать теоретические и практические посылки. Отстаивая необходимость творческого подхода к семейному и школьному воспитанию, непременного внимания к индивидуальным особенностям ребенка, П.Ф. Лесгафт считал, что цель воспитания должна сочетать в себе как ориентацию на интересы личности, т.е. содействовать развитию человека мудрого, самостоятельного, любящего, так и на интересы общества - воспитание гражданственности, готовности служить Отечеству.

С его точки зрения задача общего физического образования может состоять только в том, чтобы научить молодого человека сознательно действовать и проверять умственную свою деятельность. П.Ф. Лесгафта писал: "Задача физического образования состоит в том, чтобы в полной гармонии с умственным развитием приучить молодого человека сознательно относиться к своим действиям и производить свою работу с возможно меньшею тратой." В качестве основных задач физического образования он выдвигал необходимость приучения детей с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично, считая, что школа должна развивать в ребенке не только силы, но и, главным образом, умение управлять ими, умение целесообразно применять их к деятельности.

 

 Методические рекомендации  родителям и педагогам по использованию  принципов физического воспитания  и развития выдвинутых П.Ф. Лесгафтом

физический воспитание гимнастика лесгафт

Глубокие знания анатомии человека в связи с физиологией, психологией, эмбриологией, сравнительной анатомией и механикой составили собой основные материалы, из которых П.Ф. Лесгафт созидал свою систему физического образования. Основными принципами ее служат научно обоснованные положения:

1. Физическое  образование должно быть неотъемлемой  частью умственного образования  в школе.

2. Оно  должно совершаться под руководством  учителя, получившего основательное  специальное образование.

3. Обучение  должно производиться обязательно  по слову, т.е. по ясно, кратко, просто  сказанному требованию или письменному  описанию, а не по показанному, не по образцу.

Сущность этого требования сводится к тому, что, приучаясь производить каждое действие по слову, ребенок развивает способность представления в сознании соответствующих образов и таким путем упражняет интеллект; вызывая в своем сознании образ по слову, ребенок не подражает, а сочетает, созидает из отдельных понятий цельный умственный образ, который затем усилием воли он проецирует вовне, т.е. воспроизводит реально движением.

Я остановился на этом положении потому, что оно в образовательном отношении имеет большое значение, которого и до сих пор не понимает большинство руководителей педагогической гимнастики.

4. Обучение  должно производиться в последовательности, постепенности упражнений, располагаемых  соответственно биологическим свойствам  данной группы учащихся.

5. Начиная  с элементарных суставных движений  в младшем возрасте, обучение  необходимо здесь разнообразить  осложнениями этих движений в  виде ходьбы, бега, метания; также  производить осложнения движений  по группам, по увеличению скорости  и числа их производства.

6. Увеличение  напряжения, продолжительности и  стойкости в производстве упражнений  должно совершаться лишь в  период, когда молодой человек  приучается рассуждать логически, знакомится со значением отвлеченных  образов и понятий; в этом периоде, около 12–15 лет, физическая деятельность  становится более стройной, производительной; в этом возрасте необходимо  научиться производить работу  настойчиво, отличать существенное  от неважного. В это время вырабатываются общие способы деятельности и выясняется их значение при работе. В этом возрасте упражнения должны быть сложные по всем направлениям (направления скорости, количества, сочетания); присоединяются здесь прыжок и борьба в определенных пределах.

7. Обучение  в старшем отделе (15–18 лет) состоит  в ознакомлении с пространственными  отношениями, с непосредственными  измерениями единиц меры и  веса, пространственными измерениями, с ознакомлением со способами  определения удельного веса; упражнения  становятся еще более сложными  по всем направлениям; особенно  осложняются здесь метание и  прыжок, отчасти бег. 8. Никаких специальных  аппаратов для производства упражнений  не должно употреблять. Это требование  профессора Лесгафта основано  на весьма важных положениях, что все упражнения, при которых  руки служат опорой телу, не  способствуют более совершенному  исполнению работы, делаемой руками  в жизни. Наша жизнедеятельность  постоянно нуждается в соучастии  рук, мышечные аппараты которых  работают тем отчетливее, быстрее  и совершеннее, чем более эти  аппараты приучены к производству  тонких и сложных движений. Упражнения  же при опоре на руках притупляют  мышечное чувство, шестое чувство, воздействие которого на психику  человека признается в данное  время сильным и более сложным  по сравнению с тем значением, какое придавали мышечному чувству ранее. Далее профессор Лесгафт доказывает, что наиболее ходовые аппаратные упражнения (какими являются параллельные брусья, мачта, кобыла, козел, турник и лестница) не способствуют анатомо-физиологическим основаниям строения тела учащегося юноши и содействуют нарушению равновесия в развитии организма, перемещая функции мышечных аппаратов так, что упражняющийся движется на руках, а не на ногах.

Эти упражнения относятся к профессиональным, военным, акробатическим и т.д., но не могут никаким образом быть предметом изучения в общеобразовательной школе. Далее он поясняет, что изучение их в германской школе вызывалось и вызывается национально-политическими тенденциями.

Что касается психологического значения аппаратной гимнастики, то она только понижает чувствительность мышечную и нервную, приучая к грубым ощущениям в том возрасте, когда более всего надо заботиться о сохранении впечатлительности и способности различения ощущений, понижая чувствительность и дифференцирование, такая гимнастика понижает психическую восприимчивость юноши.

Подобно гимнастике аппаратной, на юный организм отрицательно влияет велосипедный спорт, создающий сильные ощущения и понижающий впечатлительность. Придавая очень большое значение игре как образовательному средству, П.Ф. Лесгафт так характеризует ее: игра составляет такую форму упражнения, которая связана с возвышающим ее чувством удовольствия; игра производится с возможно большей ловкостью и по строго определенным правилам, постепенно осложняющимся. Насколько известно, говорит он, нигде молодые люди не были так хорошо развиты, как в Древней Греции и в современной Англии: в указанных странах такие результаты достигались и достигаются применением игр и других упражнений без всяких искусственных приспособлений.

Поэтому Лесгафт дал в своем «Руководстве» распределенные по группам игры: это общеупотребительные, видоизмененные игры, но расположенные в систематическом порядке по степени их осложнения. В каждом отделе упражнений приводятся указания: какая из указанных групп игр соответствует этому отделу по своему содержанию. 9. Но не одни упражнения и игры обладают образовательными свойствами в физическом отношении. К группе средств, имеющих также общеобразовательное значение, Лесгафт относит еще прогулки, плавание, фехтование, бег на коньках, посещение различных образовательных учреждений, промышленных и фабричных заведений.

Итак, из сказанного следует, что задачи физического образования будут состоять: в уменье изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря: приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично. Также П.Ф. Лесгафт дает методические рекомендации родителям и педагогам в области физического воспитания и развития детей, которые являются большой ценностью, так как позволяют грамотно руководить воспитательным и образовательным процессом.

Информация о работе Основоположник отечественной системы физического воспитания – П.Ф. Лесгафт. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теор