Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:04, реферат
Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.
Несколько слов о ловкости
Ловкость проявляется только в тех двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека быстрого выхода из неё, маневренности, приспосабливаемости, перенаправленности движений, готовности к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды.
Ловкость выступает как объединяющее проявление координационных способностей. Если координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с рациональным управлением движениями, с утверждением позы, то ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и моменты неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстрой переключаемости движений.
Вот выдержки из книги Н.А.Бернштейна «О ловкости и её развитии»: «Еще сложнее и комплекснее качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше - физического или психического. Во всяком случае, и мы подробно увидим это в дальнейшем: ловкость - это дело, или функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости ей приходится очень и очень многим.
И в других отношениях качество ловкости выделяется из ряда прочих. Оно, несомненно, гибче, разностороннее, универсальнее каждого из них. Ловкость - это такая валюта, на которую охотно и во всякое время производится размен всех других психофизических качеств.
Ловкость - козырная масть, которая кроет все остальные карты.
Рядом стоит второе притягательное свойство ловкости - ее доступность, та особенность ее, которая дает шансы человеку с самыми средними телесными данными одержать верх над любым великаном или атлетом. Разве не многообещающим выглядит то, что всесоюзный и европейский рекорды по прыжку в высоту с шестом - физическому упражнению, как раз целиком строящемуся на ловкости, установил заслуженный мастер спорта Н. Г. Озолин, человек невысокого роста и не слишком атлетического телосложения? Повседневный опыт говорит о том, что ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз. Ловкость поддается упражнению, ее можно выработать в себе и, уж во всяком случае, добиться сильного повышения ее уровня. Для нее не нужно ни длинных ног, ни могучей грудной клетки; она вполне мирится с тем телесным инвентарем, каким располагает каждый здоровый, нормальный человек.
Затем обязательно в ловкости то, что она не чисто и грубо физическое качество, как сила или выносливость. Она образует уже мостик к настоящей, умственной области. Прежде всего, в ловкости есть мудрость. Она - концентрат жизненного опыта по части движений и действий. Недаром ловкость нередко повышается с годами и, как правило, удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств. Затем, как всякое качество, связанное уже с психикой, она несет на себе отпечаток индивидуальности. У всех силачей сила более или менее однородна, кроме количественных различий, да, может быть, еще того, что у одного из них сильная спина, у другого - руки. Сила - это килограммы, и ничего больше; естественно, что для нее так легко установить количественные показатели. Ловкость у каждого ловкого человека другая, она вся качественна и неповторима. Именно по этим причинам для нее, единственной из всех психофизических качеств, до сих пор не нашлось количественных измерителей. Существуют рекорды по быстроте, по силе, по выносливости, но до настоящего времени не придумали ни одного вида соревнований, на котором можно было бы добиваться первенства и рекордов прямым образом по ловкости. Ловкость помогает в целом ряде и легкоатлетических и спортивно-игровых действий, но всюду в них она, как режиссер спектакля, сама остается за сценой, и за ее счет призы получают то скорость, то выносливость, то сила. Это ставит ловкость в невыгодные внешние условия, но внутренне возвышает ее над всеми остальными качествами, придавая ей особенную заманчивость». (Бернштейн Н.А., 1991)
Выносливость
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе выполнения какой-либо мышечной деятельности.
Критерием выносливости служит либо время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность, либо постоянство правильного выполнения действия (например, в фигурном катании).
Выносливость подразделяется на общую (способность длительное время выполнять работу умеренной интенсивности. Это может быть как длительный бег, так и плавание в идентичном умеренном темпе) и специальную (выносливость по отношению к конкретной двигательной деятельности - силовая, скоростная, координационная). Специальная выносливость зависит от потенциала нервно - мышечного аппарата, рациональной техники владения двигательным действием, быстроты расходования запасов мышечной энергии, и т.п.
Общая выносливость служит предпосылкой специальной. Однако если мы сравним различные виды выносливости, то обнаружим, что они независимы или мало зависимы друг от друга, например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но малой координационной, и т.п.
«Выносливость развивается лишь тогда, когда в процессе занятий занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления. При этом организм адаптируется к подобным состояниям, что внешне выражается в повышении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных тренировочными нагрузками. Поскольку утомление при нагрузках разного типа неодинаково, важным является вопрос о природе вызванного утомления. Иначе говоря, при воспитании выносливости важна не только глубина утомления, но и его характер. Отсюда основная задача в тренировочном занятии при воспитании выносливости - добиться в организме ответных сдвигов желаемого характера и величины.
Порой, к сожалению, допускают ошибку, считая показателем качества проведенного занятия достижение лучшего результата или выполнение большего объема работы. В соответствии с этим строят занятия так, чтобы ученики могли выполнить возможно больший объем работы или добиться в одной из попыток своего лучшего результата (например, делают большие интервалы отдыха между упражнениями). Такой подход неверен. Лучшие результаты надо показывать на соревнованиях, а не на тренировочных занятиях. Большой объем нагрузок не является самоцелью. Он нужен лишь для того, чтобы добиться необходимой величины ответных сдвигов в организме. Поэтому, если можно добиться той же величины ответных реакций за счет меньшего объема работы, то незачем без нужды увеличивать объем». (Зациорский В.М., 1966)
На развитие выносливости также оказывает влияние окружающая среда. К примеру, многие учёные задаются вопросом: подходит ли стратегия высокогорной тренировки живи высоко - тренируйся низко профессиональным спортсменам, уже имеющим высокий показатель общей массы гемоглобина в организме? Именно такое дискуссионное название носит статья, опубликованная в последнем выпуске Скандинавского журнала медицины и науки в спорте (Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports). Ее автор отталкивается от того, что организм, который регулярно подвергается нагрузкам в высотных условиях, даже после спуска на уровень моря, продолжает максимальное потребление кислорода, что сказывается на повышении возможностей спортсменов международного класса. Особенно это существенно для тех видов спорта, которые требуют выносливости. На сегодняшний день стратегия живи высоко - тренируйся низко общепризнана самым эффективным режимом тренировок и этому девизу было посвящено целое дополнение к номеру 18 упомянутого журнала. Такой подход постоянно практикуется в тренировочных программах множества спортивных федераций, как например, в национальных лыжных командах Швеции и Норвегии. И хотя физиологические механизмы, обеспечивающие прирост работоспособности в результате применения этой стратегии, все еще находятся в стадии дебатов, большинство экспертов сходятся во мнении, что провоцируемое гипоксией увеличение числа красных кровяных телец крови (эритроцитов) или общей массы гемоглобина и есть ключевые факторы увеличения возможностей спортсмена. Как известно, гемоглобиновая масса имеет огромное значение для уровня выносливости. Исследования на бегунах, велосипедистах и лыжниках показали, что этот параметр у спортсменов-профессионалов неизменно выше, чем у любителей, даже если последние тренируются достаточно часто. А манипуляции с уровнем гемоглобина изменяют максимальное потребление кислорода у всех спортсменов - и у любителей, и у профессионалов. Поэтому встает вопрос - остаются ли еще резервы для дальнейшего совершенствования путем применения этой стратегии у профессионалов? Ведь метод живи высоко - тренируйся низко разработан с прицелом на атлетов именно высокого уровня, которые и так уже обладают гемоглобиновой массой практически на уровне верхнего физиологического предела. (Robach P., 2012).
Гибкость
Гибкость - комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга, способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - это способность человека достигать больших амплитуд движения за счёт сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав. Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счёт приложения к движущейся части тела внешних сил: отягощения, снаряда, усилий партнёра.
Величина пассивной гибкости больше величины активной на величину резервной растяжимости, т.е., возможности увеличения амплитуды активных движений. Добиваться увеличения амплитуды пассивных движений нужно в тех случаях, когда это необходимо для совершенствования активной гибкости. Активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной, но на практике её значение выше, чем пассивной. Выделяют также анатомическую (предельно возможную) гибкость, ограничением которой служит строение суставов. Гибкость может быть общей и специальной.
Общая гибкость подразумевает подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразие движения с максимальной амплитудой. Специальная гибкость - это предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности. Наиболее эффективным является комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной гибкости составляют до 40% времени, отводимого на уроке (серии уроков) для развития гибкости, а 20% - статические упражнения. (Ашмарин Б.А., 1990)
Список использованной литературы
1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. - М.: ФиС, 1977.
2. Донской
Д.Д. Строение действия (биомеханическое
обоснование строения
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / под ред. З.И. Васильевой. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.
4. Леонтьев
А.Н. Проблема деятельности в
5. Лесгафт
П.Ф. Избранные педагогические
6. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. /Сост. И.Н. Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987.
7. Лесгафт П.Ф. Основы теоретической анатомии, ч.1, СПб., 1905.
8. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. / Под. ред. Ивановой М.П. - М.: Изд - во «Институт практической психологии», 1998.
9. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / Собр. пед. сочинений Т. 1-4 - М., 1952.
10. Памяти П.Ф. Лесгафта. /Сборник статей под ред. Медынского Е.Н. - М.: ФИС, 1947.
11. Стоюнин
В.Я. Избранные педагогические
12. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт. Главные труды. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006.
13. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006.
14. Шабунин А.В. Лесгафт в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1989.
15. Шахвердов
Г.Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и
научно-педагогической