Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:04, реферат
Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в. Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.
«Физические (двигательные) способности - это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения». (Курамшин Ю.Ф., 2004)
Человек обладает разнообразными способностями, и эти способности отличаются друг от друга качественно. Это различие, своеобразие физических способностей и определяет физические качества человека.
В жизни, в физическом воспитании, качественные характеристики, которые даются человеку, свидетельствуют о том уровне, который был им достигнут в развитии отдельных физических способностей - ловкий, быстрый, выносливый, и т.п.
Физические качества - врождённые качества человека, они тесно связаны с двигательными способностями и представляют собой анатомические, физиологические и психические особенности организма . Эти особенности проявляются в различных движениях, они сугубо индивидуальны. На развитие двигательных способностей оказывают влияние характер человека, его темперамент, среда, в которой он вращается, а также насколько легко он приобретает умения и навыки, какова его индивидуальная норма реакции на внешние нагрузки, и т.п.
Классификация двигательных способностей
Силовые способности
Силовые способности представляют собой некий комплекс двигательной деятельности, завязанный на понятии «сила». Любое движение или же сохранение какой-либо позы нашего тела - эта работа мышц, а усилие, развиваемое при этом, называется силой мышц.
Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений. Мышечная сила зависит от собственно массы мышц, от качества мышечной координации, от сократительных свойств мышц (соотношения белых и красных мышечных волокон), от центрально - нервных и личностно-психических факторов, и т.п.
Режим работы мышц является одним из важнейших моментов, определяющих мышечную силу. При выполнении различных двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
при уменьшении своей длины (преодолевающий, или миометрический режим, например, жим штанги лёжа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом);
при увеличении своей длины (уступающий, или плиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах);
без изменения длины (удерживающий, или изометрический режим, например, удержание разведённых рук с гантелями в наклоне вперёд в течение 4-6 с);
при изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, или ауксотонический режим, например, подъём силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).
Первые два режима характерны для динамической, третий - для статической, четвёртый - для статодинамической работы мышц. Режимы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и «статическая сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели.
Сила может быть проявлена как медленно, так и быстро в любом режиме работы мышц. Таков характер их работы.
Руководствуясь данными режимами, а также характером мышечной деятельности, силовые способности человека подразделяю на 2 вида:
Собственно-силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
Скоростно-силовые, которые проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.
Собственно-силовые способности человека могут проявляться при удержании в течение определённого времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц (статический характер работы) или при перемещении предметов большой массы (здесь скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины). Мышечная сила может быть статической и медленной динамической.
Скоростно-силовые способности проявляются в таких действиях, в которых наряду с силой требуется и скорость движения. Чем значительней внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, а чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным. Формы проявления скоростно-силовых способностей зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении.
Разновидностью скоростно-силовых способностей является «взрывная» сила. Она характеризуется стартовой силой - способностью мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения и ускоряющей силой - способностью к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. Это, по сути, способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. «Взрывная» сила важна при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в боксе, пауэрлифтинге, тяжёлой атлетике и т.п.
На спортивной тренировке, а также в физическом воспитании различают также абсолютную и относительную мышечную силу человека.
Абсолютная сила - максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Она характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимально произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза.
Относительная сила оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса этот показатель весьма удобен.
Ввиду того, что между силой и массой собственного тела наблюдается определённая связь, и люди большего веса могут поднять большее отягощение, показатели абсолютной силы имеют большое значение для метателей диска, толкателей ядра, и т.п. Поэтому штангисты и борцы тяжёлых весовых категорий стремятся увеличить свой вес и тем самым повысить свою абсолютную силу. Для большинства физических упражнений, где приходится перемещать собственное тело, важнее показатели не абсолютной, а относительной силы - в беге, в прыжках в длину и высоту, гребле, и т.п.
Уровень абсолютной силы человека больше обусловлен факторами среды, а уровень относительной силы более зависит от генотипа человека.
Скоростные способности
Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относятся 4 вида скоростных способностей:
. Способность к быстрому реагированию на сигнал.
. Способность
к выполнению одиночных
. Способность
к быстрому началу движения (то,
что в практике иногда
. Способность
к выполнению движений в
Элементарные формы проявления скоростных способностей в различных видах двигательной деятельности выступают в тех или иных сочетаниях и вместе с другими способностями и навыками образуют комплекс. К таким комплексным формам проявления относятся:
способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, и т.д.;
способность выхода на высокий уровень дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) - в беге, плавании и т.п.;
способность быстрого переключения с одних действий на другие, и т.п.
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:
. Подвижности
нервных процессов, т.е. скорости
перехода нервных центров из
состояния возбуждения в
. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.
. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
. Совершенства техники движений.
. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.
. Содержания АТФ в мышцах, скорости её расщепления и восстановления.
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22 оС. При температуре +16 оС скорость снижается на 6-9 %.
Координационные способности
Ещё в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный учёный в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы» (Бернштейн Н.А., 1991)
При управлении двигательным аппаратом сталкиваются с такими трудностями, как:
. Распределение внимания между движениями в суставах и звеньях тела и необходимость согласования их между собой.
. Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.
. Упругая податливость мышц.
Д.Д. Донской предлагает выделять три вида координации при выполнении двигательных действий: нервную, мышечную и двигательную.
«Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею». (Донской Д.Д., 1971)
При одной и той же задаче, при разных внешних условиях и разном состоянии человека, её решающего, сочетание движений обязательно изменится в сторону успешного её решения. Следует заметить, что координация движений - это не одно и то же, что нервная и мышечная координация, хотя она и зависит от них. Координация движений, прежде всего, содержит в себе её целесообразность, соответствие задаче и условиям. Показатель качества системы движений определяется в самом процессе выполнения двигательного действия.
Двигательная координация - это единое целое функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный, согласованный).
Координированность - это результат гармоничного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности.
Координационные способности представляют собой совокупность свойств человека, которые проявляются при решении двигательных задач разной координационной сложности и определяющих успешность управления и регулирование двигательными действиями. В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
«В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека». (Солодков А.С., 2001).
К числу основных координационных способностей относятся:
способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и т.п.);
способность к ориентированию в пространстве;
способность к равновесию;
способность к перестраиванию движений;
способность к соединению движений;
способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
способность к выполнению заданий в заданном ритме;
способность к управлению временем двигательных реакций;
способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
способность к рациональному расслаблению мышц.
На практике все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии между собой.