Основы аутогенной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 05:14, контрольная работа

Описание работы

Аутогенная тренировка необходима как профилактика на случай опасности, или угрозы жизни, если человек находится в каких-то чрезвычайных обстоятельствах.
Явления, лежащие в основе аутогенных тренировок, были хорошо известны в медицине гораздо раньше разработки самого метода. Это складывалось из опыта медицинской гипнологии, накопившей большой экспериментальный материал, дающий возможность направленно управлять физиологическими и психическими функциями человека путем внушения в гипнозе, причем в глубоких его стадиях, поверхностных и в бодрствующем состоянии.

Содержание работы

1. Предыстория возникновения методики аутогенной тренировки………………..3
2. Содержание методики АТ…………………………………………………………...6
3. Виды аутогенной тренировки……………………………………………………….8
4. Комплекс упражнений для аутогенных тренировок……………………………..10
5. Типичные ошибки…………………………………………………………………...22
6. Положительные результаты применения АТ……………………………………...23
7. Список использованных информационных источников………………………….24

Файлы: 1 файл

контр раб по физ-ре - копия.docx

— 65.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Предыстория возникновения методики  аутогенной тренировки………………..3
  2. Содержание методики АТ…………………………………………………………...6
  3. Виды аутогенной тренировки……………………………………………………….8
  4. Комплекс упражнений для аутогенных тренировок……………………………..10
  5. Типичные ошибки…………………………………………………………………...22
  6. Положительные результаты применения АТ……………………………………...23
  7. Список использованных информационных источников………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аутогенная тренировка необходима как профилактика на случай опасности, или угрозы жизни, если человек находится в каких-то чрезвычайных обстоятельствах.

 

Явления, лежащие в основе аутогенных тренировок, были хорошо известны в медицине гораздо раньше разработки самого метода. Это складывалось из опыта медицинской гипнологии, накопившей большой экспериментальный материал, дающий  возможность направленно управлять физиологическими и психическими функциями человека  путем внушения в гипнозе, причем в глубоких его стадиях, поверхностных и в бодрствующем состоянии. При этом отмечалось, что аналогичные результаты достигаются и с помощью самовнушения.

 

 ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДИКИ

 АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. В качестве лечебного метода, АТ была предложена немецким врачом Иоганном Шульцем в 1932 году. В юности — как можно узнать из автобиографического «Календаря невропатолога» — Шульц рос болезненным мальчиком и натерпелся насмешек от сверстников. Такую же юность, собственно, прожили Фрейд, Кант и Гёте, и все они скончались в глубокой старости, доказав примером своей жизни, что самовоспитание и самодисциплина обеспечивают долгий век и здоровую старость. После учебы в Лозанне, Гёттингене и Бреслау Шульц еще до первой мировой войны работал некоторое время в Институте психологии имени Пауля Эрлиха во Франкфурте, где читал студентам демонстрационный курс лечебного гипноза. Об этом незначительном эпизоде в биографии маститого ученого, автора более 400 публикаций, в том числе ряда монографий, можно было бы и не упоминать, если бы не случай, происшедший во время одного публичного сеанса гипноза. Объясняя студентам эффект гипнотизации, Шульц положил 19-летнему легковнушаемому юноше на тыльную часть руки монету и внушил молодому человеку, что монета раскалена. Обычная реакция на подобную суггестию (Суггестия (мед.) — внушение.) состоит в покраснении кожи или в образовании пузыря, как при „настоящем ожоге, хотя и безболезненного. На этот раз опыт явно не удался: на месте, где лежала монета, кожа не отличалась от соседних участков.

Шульц был в недоумении, но удивился еще больше, когда молодой ремесленник сообщил ему недели через две, что каждое утро на тыльной стороне руки у него появляется безболезненный волдырь, который исчезает через несколько часов. Только теперь Шульц вспомнил, что, раздосадованный неудачей простого гипнотического опыта с якобы раскаленной монетой, он забыл внушить медиуму формулу «снятия» — выхода из состояния гипнотического внушения. Так Шульц столкнулся с эффектом постгипнотического внушения, который столь же близок к гипнозу, как и к самовнушению. Ведь образ, внушенный извне, хранился в памяти восприимчивого юноши и вызывался вновь и вновь им самим, хотя и бессознательно. Это наблюдение побудило Шульца, тогда еще дерматолога, заняться психиатрией и разработкой методики, которую он впоследствии назвал аутотренингом.

Практикуя в качестве врача-психиатра, Шульц собрал обширный фактографический материал, который в современной психотерапии следовало бы отнести к лечению психосоматических заболеваний, то есть таких, при которых нарушения внутренних органов являются следствием перенапряжения психики. Несколько лет творческих исканий ученый отдал гипнотерапии (лечению гипнозом). Этому занятию способствовала деятельность Шульца в созданной им амбулатории лечебного гипноза, популярной в 20-е годы в Бреслау.

Основные положения концепции AT отчетливо прослеживаются в работе «О стадиях гипнотического состояния души». В предгипнотическом состоянии — констатирует Шульц — все пациенты с «абсолютной закономерностью переживают два состояния: своеобразную тяжесть во всем теле, особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла». К тому времени было уже известно, что условием достижения гипнотического эффекта является «центральное переключение» психики, которое состоит в том, что пациент приводится в состояние своего рода полусна-полубодрствования, в котором он становится особенно восприимчивым к формулам гипнотического внушения, воздействующим на деятельность вегетативной нервной системы и через нее на различные физиологические функции организма.

Материал, накопленный Шульцем в амбулатории лечебного гипноза, показывал, что некоторые пациенты умеют вызывать предгипнотическое состояние самостоятельно, без физического или психологического воздействия извне. При этом они проходят те же стадии «чувства тяжести и тепла во всем теле», которые являются обязательными признаками начала гипнотического погружения. На основании этих фактов Шульц выдвинул гипотезу о том, что самогипноз управляется теми же психофизиологическими механизмами, что и подлинный гипноз. В этом убеждении Шульца поддержал его друг и коллега Оскар Фогт, изучавший деятельность головного мозга и подтвердивший факты полного переключения психики через ощущение тяжести в теле, сменяющееся ощущением тепла.

Теперь задача приобретала законченную форму. Раз стали известны параметры внешних физических состояний, приводящих к гипнотическому погружению, то требовалось найти их психологические корреляты, чтобы управлять самогипнозом. На решение этой задачи Шульцу, его последователям и ученикам потребовалось более 20 лет. В 1932 году Шульц опубликовал главную работу своей жизни, после которой в научный обиход прочно вошло понятие AT, — монографию «Аутогенная тренировка», вскоре переведенную на многие языки и выдержавшую большое число изданий.

В предисловии к седьмому изданию (1951) автор отвечает, что AT стала модой и многие непрофессионалы вращаются к ней, чтобы снять нервное напряжение, отвлечься от повседневных забот и переживаний, отрицательных эмоций и представлений и т. п. Это верно и для сегодняшнего дня, когда напряженность, темп и ритм жизни еще выше, чем тридцать лет назад. И сегодня говорят о моде на аутотренинг, забывая, что мода возникает и удерживается только тогда, когда она удовлетворяет актуальную потребность общества. AT была ответом на инстинктивные поиски средств сохранить свое психическое и физическое здоровье в эпоху хронических нервных перегрузок и психических стрессов, вот почему она так быстро завоевала друзей и сторонником во всем мире, вот почему эта «мода» оказалась непреходящей.

В нашей стране признание эффективности аутогенных тренировок в качестве действенного лечебного и профилактического метода произошло на IV Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров в 1963 году. Медицина к тому моменту подошла к внедрению психосоматических принципов регуляции физиологических функций человека в лечебную и психогигиеническую практику.

Уже более ста лет назад на основе этих принципов русскими медиками была выдвинута идея обезболивания родов. Теоретическую разработку этой идеи с позиций учения И.П. Павлова и внедрение ее в практику осуществили советские ученые А.П. Николаев, К.И. Платонов и И.Э. Вельвовский.

Аутогенные тренировки как сознательное воздействие на эмоции и другие психофизиологические процессы использовал К.С. Станиславский: "Через сознательное к управлению подсознательным".

Одной из методик самовнушения была в свое время очень известная методика самовнушения французского аптекаря Э. Куэ, названная им "школой самообладания путем сознательного самовнушения". Но Куэ распространил свой метод не только на медицину, но и на социальные и идеологические стороны жизни общества, чем дискредитировал свой метод.

В методе аутогенных тренировок использовалось многое из древнеиндийской системы йогов. Йога за свою многолетнюю историю накопила наблюдения, свидетельствующие о тесной взаимосвязи духовного и физического состояний человека и о возможности с помощью вспомогательных приемов воздействовать на психику и физиологические функции организма.

Работы американского психолога Е. Джейкобсона легли в основу прогрессивной релаксации. В своих исследованиях Джекобсон установил, что различные отрицательные эмоции, приводящие к состоянию нервного напряжения, закономерно сопровождаются напряжением определенных мышечных групп. Сам факт мышечного расслабления (без гипноза и самовнушения) приводит к состоянию релаксации, под которым Джекобсон понимал не только уменьшение мышечной активности, но и наступающее вслед за ним снижение нервно-психического напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ АТ

 

Обучение аутотренингу состоит из двух этапов. На первом происходит освоение способности входить в особое состояние сознания, которое называется аутогенным погружением, и оставаться в этом состоянии необходимое количество времени. На втором этапе осваивается такой прием как самовнушение. В результате приобретается  способность управлять исходно-непроизвольными психическими процессами.  Возможности психической саморегуляции основаны на том, что слова и мысленные образы могут воздействовать на те психические функции, которые не поддаются сознательному контролю. Всем известный из школьных уроков пример. Представьте, что вы отрезаете большой, сочный кусочек лимона. На срезе видны выступившие капельки лимонного сока. Кладете лимон в рот, начинаете жевать. Чувствуете? У вас непроизвольно выделяться слюна. Так, с помощью слов и соответствующих образов, которые есть у вас в памяти, была вызвана реакция, которую вы не смогли бы осуществить, пытаясь волевым усилием вызвать слюноотделение. Этот пример так часто приводиться потому, что довольно сложно найти такой образ, который бы в обычном состоянии сознания давал такой яркий эффект. Если вы попробуете с помощью воображения или самоприказа, например, произвольно нагреть руки, это уже вам вряд ли удастся без специальной подготовки. Особую силу слова и представляемые образы обретают в состоянии аутогенного погружения. Это особое состояние сознания, близкое к гипнотическому или просоночному, но имеющее свою специфику. Важно, что в этом состоянии значительно уменьшается чувствительность к внешним раздражителям, увеличивается концентрация внимания,  снижается критичность сознания.

В аутогенных тренировках используются воздействия на состояние нервной системы, и они хорошо известны каждому человеку:

Необходимо учитывать особенности влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Если сознательно затормозить двигательные реакции, соответствующие психическому состоянию человека, его внутреннему переживанию, то оно заметно ослабеет или исчезнет. Бодрствование всегда связано с высоким мышечным тонусом, а полное расслабление всех мышц снижает уровень активности центральной нервной системы до минимума, способствует развитию сонливости. Эта физиологическая закономерность  лежит в основе всей системы аутогенных тренировок. Необходимо полностью научиться расслаблять мышцы своего тела прежде, чем заняться аутотренингом.

Воздействия на нервную систему связаны с представлениями, чувственными образами (зрительными, слуховыми и т.п.). Чувственный образ — весьма активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. Если человек постоянно представляет мрачные картины, при этом ощущая себя "потерпевшей стороной", это, несомненно, отразится на его здоровье. Оздоравливающим же образом действуют приятные, радостные образы и представления. Мышечная расслабленность помогает повысить значение чувственных образов.

Воздействие на психофизиологические функции организма регулируются и программируются словами, произносимыми не только вслух, но и мысленно. Воздействие словесного самовнушения на физиологические функции возрастает в состоянии релаксации, достигнутой в процессе аутогенной тренировки. Характер этого воздействия зависит от смысла и содержания словесных формулировок. Фразы при самовнушении обычно простые и краткие, и мысленно произносятся медленно в такт дыханию.

Эти воздействия в аутогенных тренировках используются обычно в такой последовательности: релаксация — представление — словесное самовнушение.

Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок — это средство, способствующее росту резервных возможностей человека и совершенствующее деятельность программирующих механизмов мозга.

Техника аутогенных тренировок требует предварительной выработки определенных психических и физических навыков, таких как:

Управление вниманием. Внимание — одна из наиболее созидательных функций психики. Если Вы не можете управлять вниманием для удержания его на предмете собственной деятельности, то не сможете добиться необходимого результата. Тем, кто прошел курс компьютерного тестирования и тренировки внимания с помощью пакета "Внимание", добиться необходимого сосредоточения внимания не составит труда. Вначале необходимо концентрироваться на монотонно движущихся внешних объектах. Затем фиксировать внимание на простейших предметах.

Оперирование чувственными образами. Реальные предметы заменяются воображаемыми. От простых чувственных образов переходите к более сложным, включающим ощущение тяжести, тепла рук, ног и далее всего тела. Чувственные образы усложняются, это могут быть зрительные образы (ласковый ропот моря, шелест зеленой дубравы, ласточки в синеве неба), сочетающиеся с физическими ощущениями (тепла, освежающего ветерка) и внутренними переживаниями (расслабленность, покой).

Словесные внушения.  В частично заторможенном состоянии на сильный раздражитель нервные клетки почти не реагируют, а вот на слабый (в данном случае слово) они отвечают ярко выраженной реакцией. Организующее влияние словесных самовнушений эффективно проявляется в процессе тренировки, когда образные представления подкрепляются соответствующими словесными формулами, произносимыми мысленно, что ускоряет наступление желаемого физиологического эффекта. Слово воздействует на течение физиологических процессов путем повышения или понижения уровня активности основных нервных процессов. Формулировки строятся в виде предельно простых утверждений (не больше двух слов). При вдохе произносится одно слово, при выдохе — другое, и только на выдохе, если фраза из одного слова.

Информация о работе Основы аутогенной тренировки