Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 05:14, контрольная работа
Аутогенная тренировка необходима как профилактика на случай опасности, или угрозы жизни, если человек находится в каких-то чрезвычайных обстоятельствах.
Явления, лежащие в основе аутогенных тренировок, были хорошо известны в медицине гораздо раньше разработки самого метода. Это складывалось из опыта медицинской гипнологии, накопившей большой экспериментальный материал, дающий возможность направленно управлять физиологическими и психическими функциями человека путем внушения в гипнозе, причем в глубоких его стадиях, поверхностных и в бодрствующем состоянии.
1. Предыстория возникновения методики аутогенной тренировки………………..3
2. Содержание методики АТ…………………………………………………………...6
3. Виды аутогенной тренировки……………………………………………………….8
4. Комплекс упражнений для аутогенных тренировок……………………………..10
5. Типичные ошибки…………………………………………………………………...22
6. Положительные результаты применения АТ……………………………………...23
7. Список использованных информационных источников………………………….24
Наше первое упражнение на ощущение тяжести ставило своей целью мышечное расслабление и снижение общего мышечного тонуса. Второе упражнение развивает ощущение тепла в нужной области организма или во всем теле, которое наступает вследствие расширения кровеносных сосудов. Второе упражнение формулируется так:
Моя правая рука теплая, а все упражнение, учитывая и первую формулу, приобретает следующий вид:
Я
совершенно спокоен (1 раз).
Правая рука тяжелая (6 раз).
Я совершенно спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6 раз).
Я совершенно спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6—12 раз).
Далее— формула выхода.
Нередко ощущение тепла возникает раньше, чем ощущение тяжести. Пусть это вас не смущает. Но если упражнение не дается в течение двух недель, сделайте перед началом тренировки теплую ванну для рук или погрейте руки на батарее отопления. Это позволит боле живо представить состояние, к которому надо стремиться. Однако ни в коем случае нельзя усиливать формул до «Моя правая рука горячая». Это вызывает эффект обратный целям упражнения, то есть ведет к напряжнию, а не расслаблению. Как и в первом упражнении, так и в упражнении теплом успех зависит от степени сосредоточенности на органе, в котором требуется добиться желаемого ощущения. Мысленный "образ руки (или другого органа) в желаемом состоянии весьма индивидуален. Можно, например, мысленно представить себе легкое пуховое одеяло, вызвать представление о теплом калорифере, струя воздуха которого согревает пальцы, потом кисть, потом теплый воздух омывает всю правую руку. Это дает возможность точнее воспроизвести ощущение тепла.
При правильных и регулярных тренировках ощущения тяжести и тепла возникает рефлекторно сразу при произнесении соответствующих формул: первая расслабляет мышцы, вторая расширяет сосуды. Ощущение мышечного напряжения и прохлады, наоборот, свидетельствует с том, что мышцы находятся под нагрузкой, а сосуды сужены и кровообращение заторможено. В обоих упражнениях ощущения тяжести и тепла являются не плодом нашего воображения, а физиологической реальностью. Самовнушение тепла и тяжести легко проверить объективными средствами. Температура руки, в которой ощущается тепло, действительно повышается примерно на 2 градуса благодаря притоку крови, и этот факт поддается регистрации специальными термометрами. Эта рука действительно тяжелее другой благодаря расширению сосудов и более интенсивной циркуляции крови.
Первое, упражнение сопровождается такими физиологическими процессами, как повышение содержания кислорода в крови и приток артериальной крови; второе упражнение также сопровождается чисто физиологическими реакциями в организме: вазомоторные нервы увеличивают диаметр артериальных сосудов, а усиление кровообращения обеспечивает повышение температуры. Эти процессы объединены механизмами обратной связи с психикой: расслабленность мускулатуры ведет к понижению уровня бодрствования, снижению эмоционального напряжения, а затем к сонливости и сну. Люди, владеющие методикой AT, умеют управлять деятельностью мышц и сосудов и использовать ее в утилитарных целях. Многие специалисты по AT легко обходятся зимой без перчаток, теплой шапки и даже без зимнего пальто, направляя энергию «внутреннего отопления» на замерзшие уши и руки или промокшие ноги. Конечно, эта способность имеет свои границы, которые никому не , дано перейти.
Вегетативная нервная система, передающая импульсы торможения и раздражения от внутренних систем организма в мозг и от мозга к системам внутренних органов, связывает деятельность органов между собой и без посредства психики. Поэтому целенаправленные напряжения или расслабление одного органа ведут к переносу этого состояния на другие. Например, расслабление правой руки автоматически ведет и к- расслаблению левой; расслабление рук стимулирует расслабление ног; расслабление конечностей способствует расслаблению мышц туловища.
Депрессивное (угнетенное, тоскливое), как и приподнятое, состояние духа, пессимизм, как и оптимизм, отражаются, на деятельности внутренних органов, в противном случае AT не была бы возможной. Между психическим и физическим началами в живом организме существует прямая и обратная связь, о которой люди знали с древности, хотя и не сразу научились ее использовать.
Изменения, вызванные упражнениями AT, возникают сначала в органах, наиболее тесно связанных с психикой. Так, ощущения тяжести и тепла легче всего вызвать в правой руке. Однако благодаря нервным связям между двигательными органами состояние расслабления передается от правой руки к левой, от рук—к ногам и мышцам тела. Этот перенос стимулированного состояния на другие органы Шульц назвал «законом генерализации» (обобщения). Возможность генерализации не означает, однако, что для достижения релаксации достаточно научиться управлять только одним органом или одной группой мышц; генерализация позволяет только ускорить процесс овладения саморасслаблением и самоконцентрацией. Овладев первым упражнением для правой руки, гораздо легче научиться вызывать ощущение тяжести в левой, используя ту же формулу и сосредоточившись на представлении о том, как расслабляются пальцы левой руки, ее кисть, как эта тяжесть растекается по всей руке, а затем по стопам ног, голеням, бедрам, по всему телу — нет сил шевельнуть рукой или ногой, не хочется шевелиться; тяжесть и приятное тепло во всем теле.
Это явление объясняется не законом генерализации, а другими факторами, среди которых нужно назвать по меньшей мере два. Неверно выбран орган, наиболее управляемый психикой, или наличествует неосознанное внутреннее противодействие расслаблению.
Пользуясь явлением генерализации, руководитель курса AT со временем заменяет детализированные формулы самовнушения все более общими: « Руки тяжелые. Руки теплые », а в конце курса формула сокращается до фразы: « Покой — тяжесть — тепло ». Эту же тактику постепенного обобщения формул самовнушения можно рекомендовать и занимающимся самостоятельно. Однако к обобщенным формулам можно переходить только после полного усвоения их детальных вариантов. Команды типа «Руки стали тяжелыми!» и «Руки стали теплыми!» на начальном этапе обучения и самообучения заставляют «перескакивать» мысленно с одной руки на другую и мешают концентрации, как установил еще Шульц.
Эффект генерализации лежит в основе чрезвычайно важной формулы общего типа: « Я совершенно спокоен », Которую во время тренировок вставляют после каждой серии формул изучаемых упражнений. Со временем эту формулу следует заменить более категоричной и требующей большего подчинения:
Я абсолютно спокоен.
Формулы намерения (цели) содержат те мысли и чувства, которые мы хотим внушить себе во время аутогенного погружения. Формула покоя особенно важна своим общим содержанием, она обращена фактически ко всем системам организма. Глубоко обдуманная, с большим внутренним убеждением, она нормализует кровяное давление, смягчает болевые ощущения, снимает мышечные спазмы при таких болезнях, как астма, колики и запоры в желудочно-кишечном тракте. Формулы самовнушения, вызывающие ощущения тяжести и тепла, представляют собой, по существу, только разные конкретизации этой общей формулы саморасслабления применительно к разным системам организма, Шульц, сознавая значимость формулы покоя, умышленно вводил ее только как связку между отдельными упражнениями, опасаясь, что слушатели курса AT ограничатся одним самовнушением покоя и превратят аутогенную тренировку в «самоуговаривание». В общем виде это требование Шульца можно сформулировать в виде правила: сначала овладеть системой упражнений и, только достигнув генерализации саморасслабления, переходить к использованию формул поведения.
Овладение первыми двумя упражнениями помимо устранения многих функциональных расстройств ведет и к нормализации работы сердца. Ощущение тепла в левой Руке рефлекторно переходит на всю левую половину грудной клетки и расширяет, коронарные сосуды сердца, которые получают дополнительный приток крови, а с ней и кислорода. Часто этого воздействия упражнений с тяжестью и теплом оказывается достаточно, чтобы снять невралгические боли в сердце, отрегулировать ритм и силу его пульсации.
Упражнение
для сердца является третьим в системе
занятий по AT, хотя нередко его помещают
и на четвертое место после упражнений
для дыхания, для чего имеются довольно
веские основания. Мы предпочитаем, однако,
сохранить верность последовательности
упражнений, предложенной самим Шульцем.
Упражнения для сердца вызывают наибольшее
— хотя и небольшое в абсолютных цифрах
— число негативных побочных явлений,
поэтому их рекомендуется проводить в
рамках учебного курса или под наблюдением
врача. Третье упражнение осваивают с
помощью формулы:
Сердце бьется ровно и сильно.
Эту
формулу обычно рекомендуют молодым людям
и лицам с пониженным кровяным давлением,
всем остальным рекомендуется другой
вариант упражнения:
Сердце бьется спокойно и ровно.
На
занятиях учебного курса, которые посещает
около 100 человек, всегда находятся слушатели,
которым в связи с аритмией сердечной
деятельности или в связи с другими отклонениями
в работе сердца приходится подбирать
формулу внушения, отличную от двух уже
названных. В этом, кстати, объяснение
нашей рекомендации не проводить третье
упражнение самостоятельно. Если же вы
можете заниматься AT только самостоятельно,
обратитесь к самому простому варианту
формулы:
Сердце бьется совершенно ровно или пульс
спокойный и хороший.
По свидетельству известного психотерапевта Хельмута Биндера из Бад-Дрибурга и невропатолога Хельмута Кляйнзорге, эти формулы наиболее универсальны для впечатлительных эмоциональных людей. Все авторы публикаций по AT единодушно предостерегают от самодеятельности при использовании формул, воздействующих на сердце. Дело в том, что сердце человека очень чувствительный орган, который чутко реагирует на образные и другие эмоциональные раздражители. Поэтому неверные представления могут вызвать нежелательные реакции. О «впечатлительности» сердца довольно верно говорят народные пословицы и поговорки, аккумулирующие многовековые наблюдения: «сердце сжимается» при неприятном известии, «стучит» от возбуждения или страха, оно «готово выпрыгнуть из груди» от радости или «замерло» от дурного или радостного предчувствия «сжалось» от горя; скорбная весть «пронзает сердце как стрела» и «ранит» его и т. д.
Выполнению упражнений для сердца способствует последовательность наглядных представлений, образов типа «сердце работает размеренно, как мотор, как автомат, не требующий внимания. Оно пульсирует ровно и ритмично. Я чувствую себя приятно и хорошо. Я абсолютно спокоен и т. д.».
Всем известно еще из школьного курса биологии, что сердце представляет собой мускул, напоминающий насос. Но это насос особого рода, чрезвычайно тесно связанный с психикой по каналам вегетативной нервной системы и тонко реагирующий на изменения психического тонуса. Однако только половина начинающих заниматься AT умеет чувствовать работу своего сердца, вторая половина чувствует, что имеет сердце только при увеличенных нагрузках, заболеваниях или при психических стрессах, когда нельзя не услышать гулкие удары, резонирующие в грудной клетке. Нередко для страстных болельщиков, глубоко и органически вжившихся в игру «своей» команды, ее поражение (или даже просто драматическая ситуация у ворот) становится причиной инфаркта... С точки зрения AT причина такого опаснейшего срыва — незнание основ деятельности собственного сердца, незнание его особенностей и слабостей.
Человек, не замечающий своего сердца, нередко просто не умеет прислушаться к его скрытой, но неустанной работе. А ведь следить за этой работой так просто, если научиться хотя бы считать свой пульс. Чтобы «открыть» для себя работу сердца, достаточно надеть на палец резиновый колпачок, как это делает домашняя хозяйка припорезе, и тугое кольцо напальчника сделает пульс совершенно явственным и позволит осознать всю картину сердечной деятельности: его возбуждение и покой, нервный подъем и апатию. Таким приемов, известных в быту, множество. Заткнув уши ватой, вы будете чувствовать удары сердца в висках; лежа в постели, вам достаточно положить подушку под правый бок, а правую руку положить на грудь с левой стороны в области сердца. При этом рука выполняет функцию только контролирующего органа, а не занимается ощупыванием или массажем. Уловив факт изменения ритма или глубины пульсации сердца, руку можно спокойно опустить вдоль тела. Нередко ту же информацию можно получить, следя за пульсом на запястье, в локтевом суставе или на сонной артерии.
Упражнение для сердца формулируется таким образом:
Я
абсолютно спокоен (1 раз).
Правая рука тяжелая (6 раз).
Я абсолютно спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6 раз).
Я абсолютно спокоен (1 раз).
Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз).
Я абсолютно спокоен (1 раз).
В дальнейшем формулы покоя, тяжести и тепла повторяются по одному разу, а формула для успокоения сердца еще дважды по шесть раз.
Формула выхода из состояния аутогенного погружения на этом этапе изучения AT такая:
Руки напряжены — глубокое дыхание — открываю глаза — расслабляю руки.
И последнее замечание к третьему упражнению. Как уже отмечено, сердце очень глобальный и впечатлительный орган. Невротические состояния, связанные с неприятными ощущениями в области сердца, вызывают интуитивный страх. Поэтому при обучении и особенно самообучении AT следует помнить, что невралгические боли в этой области еще далеко не означают сердечного заболевания. Надо мысленно представлять свое сердце как автоматически функционирующий механизм, на работу которого не могут отрицательным образом воздействовать внешние факторы, и даже чувствовать известную гордость за то, что этот организм работает ровно и хорошо, не реагируя на любые помехи.
Как и в предшествующих упражнениях, формула для дыхания не представляет собой акт волевого воздействия, сознательно регламентирующего частоту и глубину вдохов и выдохов. При выполнении этого упражнения Шульц рекомендовал представить себя во время плавания на спине, когда над водой подняты только рот, нос и глаза. Он же предложил и вариант формулы, исключающий сознательное вмешательство в рефлекторный механизм дыхания:
Мне дышится легко и спокойно.
Эта формула хороша тем, что концентрирует
внимание на цели упражнения и сводит
к минимуму сознательное целенаправленное
управление. Частота и глубина дыхания,
а также объем вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха очень различны у разных индивидов,
поэтому венский психотерапевт Генрих
Валльнёфер с полным основанием считает
формулу:
Дыхание спокойное и равномерное
универсальной для людей с восприимчивой вегетативной нервной системой.
Психофизические механизмы, используемые в упражнении для дыхания, довольно очевидны, хотя овладение ими может составить трудности. Дыхание регулируется подкорковым центром, научившись управлять которым можно изменять объем поступающего в организм кислорода и, следовательно, интенсивность всех окислительных процессов организма, а через них управлять уровнем психической и физической активности. Кроме того, дыхание прямо связано с эмоциональным состоянием: оно стеснено при состоянии депрессии и дискомфорта, оно ровно и глубоко при эмоциональном подъеме. Вспомните, все мы «вздыхаем с облегчением», когда неприятности позади; «нам трудно дышать», когда мы нервничаем или переутомлены. Мышцы бронхов реагируют на стрессовые ситуации спазматическим сокращением — тогда у нас «перехватывает дыхание».