Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:22, реферат
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
1.Введение…………………………………………………………..3
2.литература……………………………………………….............4
3. Основные понятия, цели, задачи лыжной подготовки……..5
4.Общие основы техники ходьбы на лыжах………………………….6
5.Физиологическая характеристика лыжного спорта………...11
6. Методы подготовки в лыжном спорте……………………………..12
7.Заключение……………………………………………………………………..21
Республика Башкортостан
ГАОУ СПО СМПК г.Стерлитамак.
Тема: «Основы техники передвижения на лыжах »
Выполнила: студенка 35 группы
Радионова Виктория ,
Проверил: Куликов Ю.Н.
Стерлитамак 2013 год.
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.литература………………………………………………
3. Основные понятия, цели, задачи лыжной подготовки……..5
4.Общие основы техники ходьбы на лыжах………………………….6
5.Физиологическая характеристика лыжного спорта…
6. Методы подготовки в лыжном спорте……………………………..12
7.Заключение………………………………………………
Введение
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Исключительно велико
и воспитательное значение передвижения
на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах
- на уроках, на тренировках, на соревнованиях или
просто на прогулках - успешно воспитываются
важнейшие морально-волевые
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
Список используемой литературы
1.Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2010 год.
2.Аксельрод, С.Л.; Данилова, Л.А.; Осипов, И.Т. Физическая культура и спорт 2011 год.
3.Бутин И.М. Лыжный спорт – М., Изд. центр «Академия» 2010 год.
1.Основные понятия, цели, задачи лыжной подготовки
системе физической подготовки студентов важное место занимает лыжная подготовка. Передвижение на лыжах – отличное средство всесторонней физической подготовки и закаливания занимающихся.
Занятия по лыжной подготовке воспитывают такие физические качества, как выносливость, силу и ловкость, быстроту, смелость и решительность.
Систематические занятия расширяют функциональные возможности
организма студентов, обогащают их разнообразными двигательными навыками.
Лыжная подготовка является обязательным разделом физического
воспитания. В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение некоторых элементарных знаний, связанных с пользованием лыжами.
Оздоровительное влияние лыжной подготовки определяется:
-благотворной обстановкой
-вовлечением в динамическую,
разностороннюю работу при
групп мышц;
- активной деятельностью
органов дыхания и
- возможностью легко
Учебное занятие как педагогический процесс представляет собой сочетание обучения и воспитания, которые органически связаны между собой. Обучение главным образом направлено на формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков. Воспитание заключается в развитии и совершенствовании необходимых студенту моральных, волевых и двигательных качеств, в развитии физических и умственных способностей.
Занятия в учебных группах должны обеспечивать успешное решение
общих задач поставленных
в программе физического
1.Сохранение и укрепление
2.Всестороннее физическое
3.Обучение студентов способам
4. Профессионально-прикладная
5. Овладение основами техники лыжных ходов.
6. Выполнение студентами контрольных нормативов.
7. Отбор наиболее подготовленных студентов для занятий в группе
спортивного совершенствования.
Нужно отметить, что особенности лыжного спорта ставят его в ряд
основных средств физического воспитания студенческой молодежи. При передвижений на лыжах в динамическую работу вовлекаются большие группы мышц. Деятельность органов кровообращения и дыхания осуществляется в благоприятных гигиенических условиях, так как занятия в течение года проводятся на открытом воздухе. Кроме того, физическая нагрузка легко поддается регулированию. Поэтому лыжный спорт оказывает благоприятное воздействие на здоровье занимающихся и является прекрасным активным отдыхом после напряженной умственной работы.
2. Общие основы техники ходьбы на лыжах
Под правильной техникой передвижения на лыжах следует понимать
целесообразную систему движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника в ходьбе на лыжах должна способствовать тому, чтобы гонщик наиболее полно использовал свои физические возможности для достижения высокого спортивно - технического результата, соответствующего уровню его физического развития.
Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эффективность того или иного способа хода зависит от конкретных условий, где ведущими будут: рельеф местности, наличие необходимого рабочего потенциала у лыжника и его степень овладения двигательными навыками в
передвижении на лыжах.
Всё многообразие лыжных ходов условно, исходя из принципа рабочего движения рук (толчка), можно подразделить на группы: попеременные ходы, одновременные и комбинации из одновременных и попеременных ходов. Кроме указанных групп ходов, имеется особая группа способов, позволяющая переходить в процессе передвижения с одного на другой.
К группе попеременных ходов относятся: двухшажный, четырехшажный.
Группа одновременных ходов подразделяется на ходы с одновременным выносом рук и одновременным толчком (бесшажный, одношажный, двухшажный трехшажный) и на ходы с разновременным выносом рук, но одновременным толчком (двухшажный трехшажный).
Коньковый ход в зависимости от толчка руками (одновременного или попеременного) может быть отнесен как к группе попеременных, так и одновременных ходов.
К группе комбинаций ходов относятся ходы, где в повторяющихся циклах хода встречаются толчки руками как попеременно, так и одновременно. Сочетание ходов бывает самое различное, все зависит от того, какие способы ходов и по сколько циклов сочетаются. Однако, несмотря на существующее многообразие способов ходьбы на лыжах, в движении и положении всех перечисленных способов имеются общие, основные элементы, которые делают их преемственными и облегчают процесс освоения техники передвижения на лыжах.
Основные элементы техники передвижения на лыжах:
1. Посадка лыжника.
2. Толчок ногой.
3. Скольжение.
4. Толчок руками.
5. Общая согласованность движений.
6. Цикл движения лыжного хода.
Таблица 3
Периоды скользящего шага |
Фаза |
Границы фаз |
Скольжение |
I — свободное скольжение с амортизацией |
Отрыв толчковой ноги от снега |
II — скольжение с выпрямлением ноги |
Постановка палки на снег | |
III — скольжение с подседанием (группировка) |
Начало сгибания опорной
ноги в колене после выпрямления.
Отрыв каблука ботинка | |
Отталкивание |
IV — выпад со сгибанием толчковой ноги в коленном суставе |
Начало разгибания толчковой ноги в коленном суставе |
V — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги |
Отрыв толчковой лыжи от снега |
Каждая фаза скользящего шага имеет свои характеристики — время выполнения, скорость, длину скольжения и др. Одиночный скользящий шаг четко разделяется на два периода — скольжение лыжи, когда лыжник скользит на одной лыже, и неподвижное положение лыжи, когда вслед за скольжением происходит остановка этой же лыжи перед отталкиванием. Далее следует второй скользящий шаг, но уже на другой лыже. Таким образом, лыжник совершает скользящие шаги и толчки попеременно то правой, то левой ногой.
В попеременных ходах лыжник-гонщик никогда не скользит на обеих лыжах. Период скольжения на лыже разделен на три фазы, а период отталкивания — на две. Даем описание и границы фаз.
|
Рис. 6. Техника попеременного двухшажного хода |
Фаза I — свободное скольжение с амортизацией (рис, 6, а — в). После окончания отталкивания, например, правой ногой лыжник скользит на левой лыже. Правая лыжа и обе палки находятся в воздухе и не касаются снега. Происходит свободное скольжение. Это единственная фаза, в которой лыжник не может увеличить скорость. Границами фазы служат моменты: начало — отрыв правой лыжи от опоры и окончание — постановка правой палки на снег.
Фаза II — скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 6, в — д). Она длится до тех пор, пока опорная нога, которая в этой фазе выпрямляется, не начнет сгибаться в коленном суставе (опускание голени). Этот момент служит окончанием II фазы. На протяжении всей фазы лыжник активно отталкивается палкой (постановка палки на снег ударом), стремясь как можно меньше снизить скорость. Отталкивание палкой продолжается и в следующих двух фазах. Вот почему II фаза называется не по этому важному действию, а по хорошо различаемому признаку — выпрямлению опорной ноги.
Фаза III — скольжение с подседанием (рис. 6, д — е). Это последняя фаза скольжения. Она начинается с момента опускания голени, а завершается остановкой лыжи.
Фаза IV — выпад с подседанием (рис. 6, е — ж). Она длится до начала разгибания толчковой ноги в коленном суставе. В этой фазе завершается подседание в коленном суставе. Активное разгибание в тазобедренном суставе обеспечивает последующее более эффективное отталкивание с более высокой скоростью.
Фаза V — отталкивание с выпрямлением ноги (рис. 6, ж — и). Эта фаза длится от конца подседания до отрыва левой лыжи от опоры. Выпад ногой завершается в конце фазы. Скользящий шаг окончен, и с этого момента начинается следующий скользящий шаг, но уже на правой лыже.
Несмотря на многообразие, способы лыжных ходов имеют общие основные элементы.
|
Рис. 7. Скольжение |
Посадка - оптимальное положение тела и его отдельных частей, которые обеспечивают благоприятные условия для передвижения на лыжах по пересеченной местности.
Скольжение - Период скольжения на одной лыже (независимо от способа хода) для удобства анализа можно разделить на три части: свободное скольжение с амортизацией (рис. 7,а), скольжение с выпрямлением ноги (рис. 7,6) и скольжение с подседанием — группировкой (рис. 7, б). При скольжении на одной лыже другую проносят вперед, не загружая ее весом тела.