Основы техники передвижения на лыжах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..3
2.литература……………………………………………….............4
3. Основные понятия, цели, задачи лыжной подготовки……..5
4.Общие основы техники ходьбы на лыжах………………………….6
5.Физиологическая характеристика лыжного спорта………...11
6. Методы подготовки в лыжном спорте……………………………..12
7.Заключение……………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 129.92 Кб (Скачать файл)

 

В попеременных способах ходьбы, а  также в некоторых переходах с хода на ход скольжение на одной лыже поддерживается активной работой рук.

Рис. 8. Толчок ногой


Толчок ногой - Толчком лыжник переносит вес тела с одной ноги на другую и приобретает поступательную скорость. Например, только поочередными толчками ногами в попеременном двухшажном ходе можно развить скорость в пределах 80% общей скорости. Толчок ногой — это поступательное движение туловища вперед за счет активного разгибания ноги в тазобедренном суставе и одновременного сгибания и разгибания колена (рис. 8).

Общая согласованность движений. Важным фактором в согласованности движений лыжника является их ритм. Нарушение закономерной повторяемости движений, имеющей строго определенные временные и пространственные характеристики, приводит к быстрому утомлению. Ход должен быть ритмичным, движения слитными, без лишних пауз в отдельных положениях.

Для общей согласованности движений в цикле хода большое значение имеет их синхронность: вынос левой  руки с выносом правой ноги, начало толчка правой рукой с активным выносом правой ноги. Прежде чем перейти к рассмотрению различных способов ходов, необходимо остановиться на внешних характеристиках движений.  
 
Структура движения — определенная взаимосвязь и построение движений лыжника в цикле хода. 
Цикл лыжного хода — это совокупность последовательных взаимосвязанных движений, в результате которых лыжник приходит в то же положение, с которого начинал движение. Она образует законченное движение, которое обязательно должно повторяться в процессе передвижения. Цикл хода имеет временную и пространственную размерность. 
Продолжительность цикла — промежуток времени (в м/сек), по истечении которого лыжник возвращается в то же положение, с которого начинал движение. 
Длина цикла — расстояние, пройденное о. ц. т. тела лыжника по прямой за один цикл (практически оно равно расстоянию между местами толчков палкой одной и той же рукой). 
Время опоры ноги — промежуток от начала до окончания толчка; время переноса маховой ноги наступает с окончанием толчка ногой и прекращается в момент, когда на нее переносится вес тела. 
Опорная реакция — это сила, исходящая от опоры в ответ на давление лыжника или его активное действие. Опорные реакции могут изменяться как по величине, так и по направлению. Направление опорной реакции всегда обратно направлению действия активной силы, а величина — прямо пропорциональна ей. 

Рис. 9. Перекат


Перекат — это перемещение о. ц. т. тела лыжника в период скольжения на одной лыже из положения после окончания толчка ногой в положение для толчка другой ногой (рис. 9). 
Рабочий период цикла — период, когда активные действия лыжника вызывают ускорение или противодействуют снижению скорости его движения (толчки руками и ногами). Относительно пассивный период цикла — период, когда движения лыжника направлены на подготовку к рабочему периоду (одноопорное скольжение до постановки палок). 
Прокат — период цикла, который идет за счет ранее приобретенной скорости (период скольжения на одной лыже). 
 

Темп движения — количество законченных движений (циклов) в единицу времени. 
Ритм движения — закономерное чередование движений лыжника, строго определенных во времени, пространстве и по характеру усилий в цикле хода. 
Коэффициент сцепления — отношение силы сопротивления, направленной противоположно сдвигающему усилию, к силе нормального давления. 
Коэффициент трения — отношение силы сопротивления, возникающей при равномерном движении лыжника, к силе нормального давления.

Коэффициенты сцепления и трения можно отождествить соответственно с углами сцепления и трения, так как они определяются из выражения: f=tga* (рис. 10). Рассмотрим силы, обусловливающие движение звеньев тела лыжника и его перемещение по горизонтальной поверхности.

 

3.Физиологическая  характеристика лыжного спорта

Двигательная деятельность, различная по структуре движений, деятельности и интенсивности, предъявляет к организму различные требования. В связи с этим состояние тренированности при занятиях различными видами спорта характеризуется различными физиологическими показателями.

При спортивной деятельности выполняются динамическая работа и

статические усилия. Динамическая работа характеризуется поочередным сокращением и расслаблением скелетных мышц, что обеспечивает перемещение тела или его отдельных частей в пространстве. Динамическая работа может быть циклической, при которой стереотипно повторяются одинаковые по структуре движения, и ациклической, где этой стереотипности нет. Если при динамической работе укорочение мышц сочетается со значительным их напряжением, то такую работу называют силовой.

Динамическая циклическая  работа может быть максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности. При статических

усилиях скелетные мышцы не укорачиваются, а в них развивается и поддерживается напряжение. Никаких перемещений тела или его отдельных

частей при этом не происходит.

При гонках на лыжах преимущественно  выполняется динамическая работа. Цикличность движений здесь выражена лишь при применении одного из способов передвижения. Смена их на протяжении дистанции и изменение структуры движений при подъемах на горы и спусках нарушают

цикличность работы гонщика  и тем самым усложняют ее.

Работа лыжника на дистанции 5 и 10 км относится к работе большой

интенсивности, на 15, З0 и 50 километров – к умеренной. Однако в связи с тем, что скорость передвижения и мощность работы резко изменяются на протяжении дистанции, гонки на лыжах следует рассматривать как работу переменной интенсивности. Продолжительность работы гонщика требует высокого уровня развития общей выносливости. Способность же выполнять эту длительную работу с переменной, иногда очень высокой, интенсивностью обусловлена развитием скоростной выносливости.

Гонщику необходимо также  развить силу мышц и силовую выносливость, обеспечивающие эффективность многократных отталкиваний ногами и руками.

Движения лыжника на дистанции  весьма разнообразны и сложны по координации. Двигательные навыки, лежащие в основе спортивной техники лыжника, проявляются на дистанции в различных сочетаниях и в различной последовательности. Изменение рельефа местности требует быстрого переключения с одного способа передвижения на другой. Это осложняет работу гонщика, предъявляет большие требования к его центральной нервной системе и органам чувств.

Двигательная деятельность в постоянно изменяющейся обстановке

может быть обеспечена лишь при высоком уровне подвижности нервных

процессов. Длительность же работы гонщика требует хорошей  их уравновешенности.

 

4. Методы  подготовки в лыжном спорте

На основе изменения всех пяти компонентов нагрузки в лыжном спорте можно определить следующие  основные методы тренировки, применяемые  в процессе многолетней подготовки для развития физических качеств, воспитания морально-волевых качеств и психологической подготовки:

1. Равномерный метод характеризуется  длительным и непрерывным выполнением  тренировочной нагрузки в циклических  упражнениях (в беге, в передвижении  на лыжероллерах, лыжах и т.п.) без изменения заданной интенсивности  от начала до окончания работы. Учитывая особенности передвижения  на лыжах по пересеченной местности,  когда при преодолении подъемов  интенсивность работы, как правило,  увеличивается, а при спусках  падает практически до нуля, термин  «равномерный» весьма относителен.  В указанных условиях поддержать  заданную интенсивность бывает  не только трудно, но порой  и просто невозможно. В этом  случае понятие «равномерный»  несколько условно - оно характеризует  только общую направленность  работы. Лыжники при таком задании  стараются передвигаться по возможности  с одинаковой интенсивностью. При  равномерном методе лыжники могут  передвигаться с различной (заранее  запланированной), но постоянной  интенсивностью - слабой, средней, а  порой и сильной (главное -сохранить ее в течение всего передвижения). Это дает возможность использовать равномерный метод для решения различных задач, но чаще всего он применяется для развития общей выносливости. Вместе с тем его используют при передвижении по слабопересеченной местности и равнине (где легче сохранить «равномерность» нагрузки). В переходном и подготовительном периодах его применяют в начале для постепенного повышения работоспособности. С этой целью можно использовать разнообразные средства циклического характера: бег, передвижение на лыжероллерах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.д. На снегу равномерный метод широко применяется при изучении и начальном совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, при восстановлении двигательных навыков, частично утраченных в бесснежное время года, а также для постепенного «втягивания» в работу в специфических условиях на первом снегу (т.е. для повышения общей работоспособности). В тренировке новичков равномерный метод используется значительно чаще, чем в подготовке квалифицированных лыжников. Но порой даже сильнейшие лыжники используют равномерной метод как средство активного отдыха между интенсивными и объемными нагрузками в отдельные тренировочные дни, а также после напряженных соревнований. Равномерной метод можно использовать и для развития специальной выносливости, в этом случае повышается интенсивность, но сокращается продолжительность работы.

2. Переменный метод заключается  в постепенном изменении интенсивности  при прохождении заданной дистанции  на лыжах в течение какого-либо времени. Отличительной чертой этого метода является плавное изменение интенсивности - от средней и порой до около предельной, а также отсутствие жестких ограничений времени изменения интенсивности. Планируя применение переменного метода, тренер дает лыжнику задание, указывая лишь общий километраж (время) тренировки, а также количество ускорений и их длину для прохождения с повышенной (заданной) интенсивностью. Начало каждого ускорения, а также их распределение по ходу дистанции лыжник определяет из собственного самочувствия, а также рельефа местности (как правило, ускорения выполняются в подъемы). С ростом тренированности интенсивность ускорений и всей нагрузки в целом постепенно увеличивается, но практически не бывает предельной. Вместе с тем, исходя из задач подготовки, тренер может дать точное задание по количеству отрезков, их интенсивности и распределения по ходу дистанции. Учитывается и определенный рельеф тренировочного круга дистанции. Например, на стандартном 3-километровом тренировочном круге планируется прохождение всех подъемов (любой длины и крутизны, какие включены в данный круг) с сильной интенсивностью. Спуски являются в данном случае интервалами отдыха, а участки равнины проходят со средней интенсивностью. При оценке нагрузки учитывается общий километраж, пройденный за занятие, количество ускорений в подъемы и километраж (сумма), пройденный в ускорениях. Переменный метод позволяет исключительно широко варьировать величину и характер нагрузки в зависимости от возраста, задач подготовки, уровня тренированности лыжников-гонщиков и др.

В зависимости от интенсивности  и других компонентов переменный метод может быть направлен на развитие специальной или общей  выносливости. В определенной мере при соответствующих изменениях в компонентах он может способствовать и развитию быстроты, но это не главное  его назначение (быстрота лучше развивается  повторным методом). Переменный метод  ввиду его значительной универсальности  достаточно широко применяется лыжниками-гонщиками  любой квалификации и возраста (новичками-юношами  и взрослыми спортсменами высших разрядов).

3. Повторный метод заключается  в многократном прохождении заданных  отрезков с установленной интенсивностью. Все эти параметры заранее  планируются тренером. Однако интервал  отдыха между повторениями жестко  не регламентируется, иногда его  продолжительность определяется  самочувствием спортсмена. В любом  случае он должен быть достаточен  для восстановления с тем, чтобы  лыжник мог повторить каждый  следующий отрезок с заданной  интенсивностью. Интенсивность прохождения  планируется из поставленных задач. Повторный метод (на коротких отрезках) применяется в основном для развития быстроты (скорости). В этом случае интенсивность прохождения бывает предельной.

Однако повторный метод  можно спланировать так, чтобы он способствовал развитию специальной  выносливости, - в этом случае длина  отрезков увеличивается, а интенсивность  снижается до сильной. Этот метод для развития указанных качеств получил широкое распространение практически на любом этапе тренировки в годичном цикле и в многолетней подготовке. Количество повторений в одном занятии зависят от поставленных задач, а также от возраста и подготовленности лыжников и т.п., а длина отрезков и интервалы отдыха остаются, как правило, постоянными. При подготовке к определенным дистанциям (при развитии специальной выносливости) общая сумма отрезков, проходимых в одно занятие, может составлять две трети для гонок на 10 и 15 км и около половины дистанции на 3 км.

При развитии скорости повторение отрезков обычно продолжается до тех  пор, пока спортсмен в состоянии  поддерживать максимальную скорость. В том случае, если скорость быстро снижается (после нескольких повторений), что обычно бывает у новичков и  лыжников низших разрядов, с целью  достижения необходимого (достаточно большого) объема тренировочной нагрузки целесообразно использовать серийное повторение отрезков. В этом варианте после нескольких повторений интервал отдыха заметно удлиняется. Затем  вновь выполняется серия прохождений  с установленным (обычным) интервалом отдыха. Таким образом можно выполнить несколько серий. В зимних условиях отдых между повторениями проводится в виде медленного передвижения, лучше в месте, закрытом от ветра. Это позволяет, с одной стороны, предоставить спортсмену отдых, а с другой стороны, медленное передвижение поддерживает возбудимость центральной нервной системы. Лыжник в этом случае может начать новое пробегание отрезка сразу с полной скоростью. При развитии специальной выносливости отдых обычно сокращается, и порой лыжники повторяют каждый следующий отрезок на фоне некоторого недовосстановления, что, естественно, не только повышает нагрузку, но и дает больший эффект для развития этого качества. Прежде чем приступить к развитию специальной выносливости повторным методом, целесообразно провести несколько тренировок на развитие качества переменным методом. Однако все это должно базироваться на предварительном развитии общей выносливости равномерным и переменным методами. 4. Интервальный метод характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха. При тренировке интервальным методом лыжник передвигается непрерывно по лыжне (кругу), чередуя участки со сниженной и повышенной интенсивностью. Интенсивность (повышенная) контролируется по частоте сердечных сокращений. В каждом занятии она бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она может изменяться от сильной до околопредельной. Длина отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью, зависит от задач, поставленных на данное занятие, возраста и подготовленности лыжников. Однако чаще всего применяются укороченные (или средней длины) отрезки. Точная регламентация продолжительности отдыха (снижение интенсивности) в различных тренировках позволяет тренеру изменять направленность нагрузки и величину воздействия. Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости. Он чаще всего используется в тренировке квалифицированных лыжников и только после того, как будет достигнут определенный уровень развития общей и специальной выносливости за счет применения других методов -переменного и повторного. Строго ограниченные интервалы отдыха (не более установленного времени) создают определенную психическую напряженность. Порой каждый следующий отрезок, проходимый с повышенной интенсивностью, приходится начинать на фоне некоторого недовосстановления. Эта «жесткость» интервального метода несколько ограничивает его применение в тренировке юношей. Тренировки этим методом следует проводить под строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью в конце интервалов отдыха. Сразу после окончания интенсивной работы частота пульса должна быть в пределах 160-170 уд./мин, а в конце отдыха - 120-140 уд./мин. Для увеличения общего объема нагрузки в тренировочном занятии можно использовать интервальный метод в серийном варианте. В этом случае частота пульса в конце отдыха между сериями может составлять 100-120 уд./мин. В качестве примеров интервальной тренировки можно привести: 1) чередование повышенной нагрузки (1,5-2 мин) со снижением интенсивности (1-2 мин); 2) повышенная интенсивность (4-5 мин), снижение интенсивности (относительный отдых) (2-2,5 мин). В приведенных вариантах указанное чередование повторяется многократно при сохранении постоянного интервала отдыха. Количество повторений зависит от задач тренировки, возраста, подготовленности и квалификации лыжников, периода и этапа подготовки.

Информация о работе Основы техники передвижения на лыжах