Основы техники передвижения на лыжах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечнососудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..3
2.литература……………………………………………….............4
3. Основные понятия, цели, задачи лыжной подготовки……..5
4.Общие основы техники ходьбы на лыжах………………………….6
5.Физиологическая характеристика лыжного спорта………...11
6. Методы подготовки в лыжном спорте……………………………..12
7.Заключение……………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 129.92 Кб (Скачать файл)

Могут быть и другие варианты проведение тренировок интервальным методом. Если в силу недостаточной тренированности  лыжники не в состоянии поддерживать заданный режим, то после нескольких повторений можно удлинить интервал отдыха примерно в 2-2,5 раза, а затем вновь перейти к запланированному режиму (сочетанию временных отрезков нагрузки и отдыха). Это так называемый серийный вариант интервального метода. Для точного проведения запланированной работы необходимо специально подбирать тренировочные круги с необходимой длиной подъемов и спусков. Обычно интенсивное передвижение планируется при преодолении подъемов.

5. Соревновательный метод  - это проведение занятий или  контрольного соревнования в  условиях, максимально приближенных  к обстановке важнейших соревнований  сезона. Он характеризуется соревновательной  интенсивностью и требует от  лыжника полной мобилизации всех  своих возможностей. На определенных  этапах подготовки этот метод  может играть роль основной  формы занятий (подготовки), например  в период вхождения в спортивную  форму незадолго до основных  стартов сезона или в периоды  между ответственными стартами  сезона, когда их разделяет значительный  промежуток времени. В таких  случаях соревновательный метод  используется для поддержания  на высоком уровне спортивной  формы (подготовленности). Соревнования  при достижении определенного  уровня тренированности играют  важную роль в развитии специальной  подготовленности лыжников, дальнейшего  совершенствования техники и  тактики, в воспитании специальных  волевых качеств, а главное,  в достижении наивысшей спортивной  формы. Соревнования имеют большое  значение для дальнейшего совершенствования  тактики лыжника-гонщика, приобретения  опыта в борьбе с различными  противниками и в разнообразных  условиях. Однако в подготовке  юных лыжников соревновательный  метод применяется в ограниченном  количестве. Здесь очень важно  уделить большую часть времени  технической и физической подготовке.

6. Контрольный метод применяется  для проверки подготовленности  лыжника-гонщика на различных  этапах и в периодах годичного  цикла. С этой целью проводятся  заранее запланированные испытания  по одному или целому комплексу  упражнений. Контроль за ростом  подготовленности и уровнем развития  отдельных физических качеств проводится регулярно, в течение всего года, но чаще всего в конце месячных циклов подготовки или в конце этапов периодов. В летнее и осеннее время такие испытания проводятся с помощью комплекса упражнений для определения сдвигов в уровне общей физической и специальной подготовки. В комплекс контрольных упражнений включаются различные испытания, но главное требование к ним должно заключаться в том, чтобы они отражали уровень развития всех важнейших групп мышц и других физических качеств. Вместе с тем испытания должны отражать и уровень специальной подготовленности. В бесснежное время года для оценки уровня тренированности юных лыжников-гонщиков можно использовать следующий комплекс упражнений: 1) бег 100 м; 2) бег 800-1500 м (в зависимости от возраста); 3) подтягивание на перекладине; 4) отжимание в упоре лежа; 5) поднимание туловища в положений лежа (ноги закреплены); 6) прыжок в длину с места; 7) приседание на одной ноге («пистолет»); 8) имитация попеременного хода 50 м в подъем крутизной 5-6° (оцениваются скорость и техника преодоления отрезка); 9) кросс по пересеченной местности 2-3 км; 10) соревнования на лыжероллерах на дистанцию 3-5 км.

На отдельных этапах необязательно  проводить весь комплекс испытаний, порой целесообразно провести контрольные  соревнования по сокращенному комплексу. Желательно контроль осуществлять на стандартных (постоянных) отрезках и  при аналогичных внешних условиях. В зимнее время контрольные занятия  приводятся в условиях, максимально  приближенных к основным соревнованиям  сезона. Если есть возможность, то последнюю  контрольную тренировку необходимо провести на трассе предстоящих соревнований. В зависимости от задач контрольные  тренировки могут быть проведены  на дистанциях больших или меньших  относительно основной соревновательной. В местах постоянных тренировок необходимо проложить 1-3 контрольных (стандартных) круга и постоянно использовать их для текущего контроля за ростом подготовленности лыжников. Эти текущие контрольные испытания должны входить составной частью в основную тренировочную нагрузку данного дня. Круги могут быть разной длины, но прокладываются они по пересеченной местности. Обычно их длина не превышает 1000-1500 м. Если постоянно учитывать условия скольжения и сцепления лыж, например по длине выката на постоянном участке и углу срыва, то можно с достаточно высокой точностью сравнивать результаты лыжников даже в различные годы и тем самым проследить динамику развития тренированности. Порой вместо однократного прохождения контрольного круга целесообразно провести на кругах стандартную повторную тренировку с точно установленными интервалами отдыха или с учетом времени отдыха и скорости прохождения кругов.

Помимо перечисленных  методов в тренировке лыжников может  быть применен и круговой метод подготовки. Основное его назначение - развитие физических качеств и повышение  уровня общей физической подготовленности и общей работоспособности. В  определенном построении он может способствовать развитию и специальных качеств. Применяется в подготовке юношей и лыжников низших разрядов. В тренировке квалифицированных лыжников-гонщиков он распространения не получил.

Вместе с тем в практике работы с лыжниками-гонщиками используются и разнообразные варианты и сочетания  указанных основных методов: переменно-повторный, повторно-восходящий, повторно-убывающий  и другие - все это разновидности  переменного метода; темповой - вариант  равномерного метода с высокой интенсивностью и т.п. Следует отметить, что характер применения этих вариантов не позволяет  их выделить в отдельные методы, так как они не имеют существенных отличительных признаков, кроме  того, нецелесообразно усложнять  терминологию. Метод «до отказа», встречающийся в практике, скорее характеризует объем нагрузки в  равномерном методе, а не является самостоятельным методом тренировки. В практике зарубежного спорта, наоборот, порой нет четкого деления  на отдельные методы. Переменный, интервальный и иногда повторный методы объединяются под одним названием - интервальный (т. е. везде есть какой-то интервал). Такое объединение также нецелесообразно, так как не позволяет точно  определить направленность нагрузки с  учетом всех пяти указанных компонентов.

В лыжном спорте (в практике и теории) порой встречается различная  трактовка методов или с годами меняется их содержание. В прошлом  интервальный метод чаще использовался  для развития соревновательной выносливости - для воспитания «чувства темпа», скорости на определенной дистанции. Порой планировалось  прохождение отрезков трассы с соревновательной скоростью и с постепенным  сокращением интервалов отдыха и  удлинением отрезков. Это делалось для того, чтобы подготовить лыжника  к прохождению всей трассы на определенных соревнованиях с высокой (по существу - заданной) скоростью. Но такой прием  сковывал тактические возможности  спортсмена, не воспитывая высоких  скоростных качеств. В настоящее  время интервальный метод имеет  другое содержание и способствует развитию специальной выносливости, в связи с чем он шире стал применяться в подготовке спортсменов различной квалификации.

При планировании подготовки лыжников следует помнить, что ни один из методов не может считаться  универсальным, ни один из них не обеспечит  всесторонней и специальной подготовки лыжников и не приведет к достижению высоких результатов. В связи  с этим необходимо отметить: сужение  круга применяемых методов приводит к однообразной работе, что значительно  снижает эмоциональность занятий, повышает психическую напряженность  и отрицательно сказывается на работоспособности  лыжников в целом.

Все методы в зависимости  от поставленных задач, периодов и этапов подготовки, возраста и индивидуальных особенностей, квалификации и тренированности  лыжников применяются в комплексе  и с их разновидностями, что и  обеспечивает при всех остальных  компонентах тренировки высокие  спортивные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Целенаправленное и систематическое применение разнообразных средств и методов тренировки приводит к положительным изменениям в организме лыжника-гонщика, которые определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической и т.д. Под воздействием нагрузок растет тренированность отдельных органов и систем, повышается уровень развития физических и волевых качеств и др.

  Об уровне подготовленности лыжника-гонщика принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.


Информация о работе Основы техники передвижения на лыжах