Основы теории и методики физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция

Описание работы

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)

Файлы: 1 файл

2_Osnovy_teorii_i_metodiki_fizicheskogo_vospita.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 2 

Тема: Основы теории и методики физического воспитания.

План

  1. Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
  2. Средства физического воспитания
  3. Методы физического воспитания
  4. Принципы физического воспитания
  5. Воспитание физических качеств (задания студентам)

   ♦ 1. Цель физического воспитания – формировать у детей навыки здорового образа жизни.

В процессе физического  воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных  задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику  возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и центральной нервной систем, нормальному функционированию внутренних органов, органов чувств, развитию функций терморегуляции.

Образовательными  задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные  задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями и потребности в них.

   ♦ 2. Физические упражнения – основное средство физического воспитания, гигиенические факторы и естественные силы природы – вспомогательные средства физического воспитания.

Физические  упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания.

Техника физических упражнений – способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Фазы выполнения упражнений:

• подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п)

• основная фаза состоит  из движений (или движения), с помощью  которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия с метании диска и т.п.)

• заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения  инерции тела после выпуска снаряда  в метаниях и т.п.)

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.

 К пространственным характеристикам относятся положение тела и его частей, направление, амплитуда, траектория.

К временным  характеристикам относятся длительность выполнения движений и темп.

К пространственно-временным  характеристикам относятся скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве.

Динамические  характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: сила активного сокращения, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся сила реакции опоры, гравитационные силы 9сила тяжести0, трения и сопротивления внешний среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как  комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.

Классификация физических упражнений

  1. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, также свойственной им методикой проведения занятий.
  2. По анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины т.д.
  3. По признаку преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. К основным физическим качествам относятся – сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности.
  4. По признаку биомеханической структуры движений. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.
  5. По признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
  6. По признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные

 

Оздоровительные силы природы

 

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий ( солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

  1. как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;
  2. как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры)

    При  оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

    Одним  из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

 

        Гигиенические факторы

    К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организма человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

      Несоблюдение гигиенических требований  снижает положительный эффект  занятий физическими упражнениями.

 

 ♦ 3. Метод – способ применения физических упражнений. В физическом воспитании используются как общепедагогические, так и специфические методы, характерные только для процесса физического воспитания.

Существует  несколько подходов к группировке  методов (Л.П. Матвеев, А.А. Гужаловский, Б.А. Ашмарин и др.) При всем многообразии можно выделить пять основных групп методов: методы научных исследований, методы обучения двигательным действиям, методы организации учебно-воспитательного процесса, методы воспитания физических качеств и методы воспитания личности.

◄ Методы научных исследований

В теории и  методике физической культуры,  как  и в других науках,  проводятся научные исследования,  которые позволяют глубже изучить теоретические и практические аспекты этой специализированной формы общественной деятельности.  Исследования не замыкаются в рамках теории и практики физической  культуры, используется взаимопроникновение общественных, педагогических, естественных, технических и других наук.  Проводятся научные исследования двух направлений:  собственно-теоретические и опытно-экспериментальные, в свою очередь, их можно разделить на две группы: группа методов получения материала исследований и группа методов обработки полученного материала исследований.

               Методы получения материала

Методы теоретического анализа и обобщения

     Изучение   и   анализ   литературных данных - неотделимая часть научного исследования. Но накопившийся и постоянно увеличивающийся объем информации создает трудности в выявлении необходимых научных сведений.  Большую помощь в поисках научной информации окажет библиография, которая занимается научным описанием литературных источников,  составлением их перечней, указателей по разным направлениям и вопросам. Библиографический розыск - начальная стадия работы над литературой. На последующих стадиях происходит сопоставление фактов,  результатов научных исследований, что позволит найти,  подтвердить или опровергнуть изучаемый вопрос.  Методом изучения и анализа литературных данных пользуются для выяснения степени разработки того или иного вопроса,  обобщения накопленного положительного опыта в методике физического воспитания и спортивной тренировки, для овладений лучшим зарубежным опытом и для анализа социальных факторов в физическом воспитании и физической культуре.

Литературными источниками могут быть как отдельные издания, книги, монографии, брошюры, программы, так и периодическая печать (журналы, бюллетени, газеты).

Метод    анализа    и    обобщения    документальных   данных применяют, когда необходимо сделать обобщение опыта прошлого, который отражен в различных официальных документах:  статистических сводках,  планах, протоколах,  журналах, деловой переписке и в личных документах (дневники, справки и т.п.). Ценность данного метода заключается в том, что получить необходимую научную информацию другим путем невозможно, к тому же данная информация обладает большой достоверностью.

  Методы опроса являются важнейшим средством получения информации при выяснении мнения тех или иных лиц по интересующему исследователя вопросу.

    Выявить мнение респондентов помогут и такие методы,  как анкетирование и интервьюирование, которые подтверждается специальными документами - анкетой и опросным листом.

    В теории физической культуры применяется такой вид опроса, как опрос с получением   экспертных    оценок. Данная оценка зависит от степени профессиональности специалиста, привлекаемого к экспертизе. Экспертные оценки выполняются путем ранжирования значимости оцениваемых явлений.

  Особенностью   метода   наблюдения  является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс,  явление, а только его целенаправленно изучает, используя протоколы наблюдения,  хронометрирования,  пульсометрию, методы регистрации параметров движения, а также фото- и киносъемку, видеомагнитофонную запись и т.п. Методом наблюдения пользуются тогда, когда необходимо выявить внешние определимые сдвиги в физической культуре  (отношение занимающихся к занятиям, дисциплину,  интерес, поведение, преимущественное использование тех или других средств, методов и т.п.).

В исследованиях  по теории и методике физической культуры широко используется тестирование. В основе его лежит выявление результатов двигательных заданий в строго определенных условиях. Применяется тестирование для оценки двигательных возможностей, физической подготовленности с целью получения количественной информации об эффективности (или неэффективности) исследуемых аспектов физической культуры.

Экспериментальные методы предполагают специальные условия для проведения исследований и контроля за их ходом со стороны исследователя.

В практике научных исследований принято различать естественный, модельный и лабораторный эксперименты.

Естественный эксперимент  проводится в естественный условиях или с незначительными отступлениями от них. Занимающиеся не подозревают, что являются объектом эксперимента.

Модельный эксперимент  характеризуется изменением условий  эксперимента в нужном исследователю  направлении.

В процессе лабораторного  эксперимента создаются искусственные, стандартные условия, которые не встречаются в практике. Эксперимент применяется в тех случаях, когда есть предположение (гипотеза) о большей эффективности новой техники упражнения, их лучшем влиянии на организм, преимущество предполагаемой методики обучения, воспитания относительно общепринятой. Для сравнения в эксперименте должны участвовать две группы, равные по возрасту, полу, уровню физической подготовленности. Одна группа занимается по общепринятой методике, другая – по специально разработанной системе. По окончанию эксперимента идет сравнение и анализ данных исследования, выявляется подтверждение, или наоборот, гипотезы исследований.

Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания