Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)
Лекция 2
Тема: Основы теории и методики физического воспитания.
План
♦ 1. Цель физического воспитания – формировать у детей навыки здорового образа жизни.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и центральной нервной систем, нормальному функционированию внутренних органов, органов чувств, развитию функций терморегуляции.
Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями и потребности в них.
♦ 2. Физические упражнения – основное средство физического воспитания, гигиенические факторы и естественные силы природы – вспомогательные средства физического воспитания.
Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания.
Техника физических упражнений – способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
Фазы выполнения упражнений:
• подготовительная фаза
предназначена для создания наиболее
благоприятных условий
• основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия с метании диска и т.п.)
• заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.)
Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.
К пространственным характеристикам относятся положение тела и его частей, направление, амплитуда, траектория.
К временным характеристикам относятся длительность выполнения движений и темп.
К пространственно-временным характеристикам относятся скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве.
Динамические характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: сила активного сокращения, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся сила реакции опоры, гравитационные силы 9сила тяжести0, трения и сопротивления внешний среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.
Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
Классификация физических упражнений
Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий ( солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организма человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических
♦ 3. Метод – способ применения физических упражнений. В физическом воспитании используются как общепедагогические, так и специфические методы, характерные только для процесса физического воспитания.
Существует несколько подходов к группировке методов (Л.П. Матвеев, А.А. Гужаловский, Б.А. Ашмарин и др.) При всем многообразии можно выделить пять основных групп методов: методы научных исследований, методы обучения двигательным действиям, методы организации учебно-воспитательного процесса, методы воспитания физических качеств и методы воспитания личности.
◄ Методы научных исследований
В теории и методике физической культуры, как и в других науках, проводятся научные исследования, которые позволяют глубже изучить теоретические и практические аспекты этой специализированной формы общественной деятельности. Исследования не замыкаются в рамках теории и практики физической культуры, используется взаимопроникновение общественных, педагогических, естественных, технических и других наук. Проводятся научные исследования двух направлений: собственно-теоретические и опытно-экспериментальные, в свою очередь, их можно разделить на две группы: группа методов получения материала исследований и группа методов обработки полученного материала исследований.
Методы получения материала
Методы теоретического анализа и обобщения
Изучение и анализ литературных данных - неотделимая часть научного исследования. Но накопившийся и постоянно увеличивающийся объем информации создает трудности в выявлении необходимых научных сведений. Большую помощь в поисках научной информации окажет библиография, которая занимается научным описанием литературных источников, составлением их перечней, указателей по разным направлениям и вопросам. Библиографический розыск - начальная стадия работы над литературой. На последующих стадиях происходит сопоставление фактов, результатов научных исследований, что позволит найти, подтвердить или опровергнуть изучаемый вопрос. Методом изучения и анализа литературных данных пользуются для выяснения степени разработки того или иного вопроса, обобщения накопленного положительного опыта в методике физического воспитания и спортивной тренировки, для овладений лучшим зарубежным опытом и для анализа социальных факторов в физическом воспитании и физической культуре.
Литературными источниками могут быть как отдельные издания, книги, монографии, брошюры, программы, так и периодическая печать (журналы, бюллетени, газеты).
Метод анализа и обобщения документальных данных применяют, когда необходимо сделать обобщение опыта прошлого, который отражен в различных официальных документах: статистических сводках, планах, протоколах, журналах, деловой переписке и в личных документах (дневники, справки и т.п.). Ценность данного метода заключается в том, что получить необходимую научную информацию другим путем невозможно, к тому же данная информация обладает большой достоверностью.
Методы опроса являются важнейшим средством получения информации при выяснении мнения тех или иных лиц по интересующему исследователя вопросу.
Выявить мнение респондентов помогут и такие методы, как анкетирование и интервьюирование, которые подтверждается специальными документами - анкетой и опросным листом.
В теории физической культуры применяется такой вид опроса, как опрос с получением экспертных оценок. Данная оценка зависит от степени профессиональности специалиста, привлекаемого к экспертизе. Экспертные оценки выполняются путем ранжирования значимости оцениваемых явлений.
Особенностью метода наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс, явление, а только его целенаправленно изучает, используя протоколы наблюдения, хронометрирования, пульсометрию, методы регистрации параметров движения, а также фото- и киносъемку, видеомагнитофонную запись и т.п. Методом наблюдения пользуются тогда, когда необходимо выявить внешние определимые сдвиги в физической культуре (отношение занимающихся к занятиям, дисциплину, интерес, поведение, преимущественное использование тех или других средств, методов и т.п.).
В исследованиях по теории и методике физической культуры широко используется тестирование. В основе его лежит выявление результатов двигательных заданий в строго определенных условиях. Применяется тестирование для оценки двигательных возможностей, физической подготовленности с целью получения количественной информации об эффективности (или неэффективности) исследуемых аспектов физической культуры.
Экспериментальные методы предполагают специальные условия для проведения исследований и контроля за их ходом со стороны исследователя.
В практике научных исследований
принято различать естественный
Естественный эксперимент проводится в естественный условиях или с незначительными отступлениями от них. Занимающиеся не подозревают, что являются объектом эксперимента.
Модельный эксперимент характеризуется изменением условий эксперимента в нужном исследователю направлении.
В процессе лабораторного эксперимента создаются искусственные, стандартные условия, которые не встречаются в практике. Эксперимент применяется в тех случаях, когда есть предположение (гипотеза) о большей эффективности новой техники упражнения, их лучшем влиянии на организм, преимущество предполагаемой методики обучения, воспитания относительно общепринятой. Для сравнения в эксперименте должны участвовать две группы, равные по возрасту, полу, уровню физической подготовленности. Одна группа занимается по общепринятой методике, другая – по специально разработанной системе. По окончанию эксперимента идет сравнение и анализ данных исследования, выявляется подтверждение, или наоборот, гипотезы исследований.
Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания