Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)
Игровой метод. Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Характерными чертами игрового метода являются:
Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей так и для взрослых. В физическом воспитании детей дошкольного возраста он занимает ведущее место.
Соревновательный метод. Метод организации упражнений в форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе физического воспитания.
Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека.
Отличительными чертами соревновательного метода являются:
Соревновательный метод может использоваться в процессе физического воспитания дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.
Метод сопряженного воздействия
В практике физического воспитания детей дошкольного возраста практически не используется. При применении данного метода одновременно решаются две задачи – совершенствование технической подготовки и воспитание физических качеств.
◄ Методы организации учебного процесса
Для успешного решения учебно-воспитательных задач используется специальная организация учебного процесса, которая обеспечивается педагогом в ходе занятии. Существует ряд методов организации учебного процесса, использование которых определяется задачами и содержанием урока, уровнем физической подготовленности учащихся, наличием необходимого инвентаря, оборудования в местах занятий.
Фронтальнмй метод характеризуется тем, что все занимающиеся под руководством педагога одновременно выполняют одно и то же задание, в общем построении, едином ритме, в заранее установленных рамках времени. Используется в подготовительной и заключительной частях занятия (построение, перестроение, выполнение общеразвивающих упражнений).
Поточный и сменный методы иногда ошибо'тно считают вариантами (фронтального, но это не так: они имеют отличимые от других построения.
Поточный метод выражается в выполнении заданий потоком - один за другим, в достаточно быстром темпе и предполагает хорошую техническую подготовленность (прыжки в легкой атлетике, гимнастике, ускорения, специальные и общеразвивающие упражнения).
Сменный метод предусматривает посменное выполнение упражнений по нескольку человек "волнами" (старты, акробатические упражненья, спуски, подъемы на лыжах и т.п.).
Групповой метод используется при большом количестве занимающихся и в основной части занятия. Занимающиеся разделяются на группы (отделения) от двух до четырех. Каждая группа выполняет определенное задание через установленное время. По сигналу или команде происходит смена мест занятий, и вновь каждая группа выполняет новое задание. Так продолжается, пока все группы не выполнят запланированную работу. Преподаватель, переходя от одной группы к другой, контролирует выполнение заданий. Задерживается подольше в тех отделениях, где идет обучение технике движения или требуется квалифицированная страховка. При групповом методе организации учебного процесса необходимо в каждой группе назначать старшего, который в отсутствие преподавателя сможет осуществить страховку и оказать помощь занимающимся.
Круговой метод организации учебной работы используется для комплексного развития физических качеств. В зале, на площадке, где проводятся занятия, по кругу устанавливаются станции, которые имеют определенные двигательные задания и время на его выполнение. Если в группе много занимающихся, то на каждой станции могут заниматься не один, а два-три ребенка, которые, выполнив задание на одной станции, по кругу переходят к другой. Использование разнообразного оборудования и инвентаря на станциях вызывает интерес у занимающихся и активизирует их к выполнению заданий. Данный метод позволяет добиться высокой общей и двигательной плотности занятия.
Индивидуальный метод характеризуется тем, что каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно, преподаватель осуществляет контроль за выполнением. Используется данный метод чаще всего с детьми, опережающими по физической подготовленности или отстающими, а также при выборочной проверке домашних заданий.
◄ Методы воспитания физических качеств
В физическом воспитании к основным группам методов следует отнести методы воспитания физических качеств, наиболее используемые в практике работы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой.
Равномерный метод используется чаще всего для воспитания общей или специальной выносливости, и в зависимости от этого используется длительная непрерывная работа умеренной интенсивности с равномерной скоростью или предельной интенсивности с соревновательной скоростью.
Переменный метод характеризуется непрерывной однократной работой переменной интенсивности, продолжительностью необходимого диапазона. Применяется для воспитания общей и двигательной выносливости.
Содержанием повторного метода является повторное выполнение одних и тех же заданий необходимой интенсивности с интервалом отдыха определенной степени до восстановления. Применяют для воспитания скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости и выносливости.
Интервальный метод имеет сходство с повторный по структуре, но главное отличие состоит в том, что при прерывной форме использования упражнения заданной интенсивности строго дозируются интервалы отдыха. Этот метод находит применение при воспитании общей к специальной выносливости.
Игровой и соревновательный методы являются методами и обучения, и воспитания физических качеств, если при обучении для закрепления и совершенствования техники упражнений используются изменяющееся внешние условия игры и соревнований, то при воспитании физических качеств под влиянием разнообразных упражнений игрового и соревновательного характера происходит тренирующее комплексное воздействие на организм занимающихся, приводит к прогрессивному развитию его, улучшению показателей уровня развития физических качеств и укреплению здоровья.
Круговой метод предполагает регламентированное
по времени и количеству повторений выполнение
двигательных
заданий по кругу, по станциям. К особенностям
этого метода можно отнести следующее:
I) использование, в зависимости от
цели
занятия, известных упражнений на различные
мышечные группы ведет
к комплексному развитию физических качеств;
2) при последова -
тельном расположении станций и выборе
заданий на них предусмат -
ривать преемственность и явления переноса
навыков и качеств;
3) строгое регламентирование нагрузки
и отдыха; 4) проведение
учета и оценивание выполненной работы
по показателям максималь -
ного теста или максимального количества
повторений;
5) замкнутая цепь станций и двигательных
заданий ведет к реали -
зации цикличности построения занятия,
как принципа спортивной
тренировки.
◄ Методы воспитания личности
Физическое воспитание имеет огромные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности. Это происходит вследствие комплексного подхода к формировании личности, когда все средства, методы, формы и условия используются для развития интеллектуальных задатков и способностей, эстетических вкусов, трудовых привычек и воспитания моральных и волевых качеств.
Велико значение нравственного примера поведения воспитателя, лучших спортсменов, тренера, воздействия коллектива на ребенка,
убеждения и разъяснения, как нравственного просвещения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания. Больших результатов в воспитании можно достичь, используя методы практического приучения к проявлению определенного качества и создания условий, обстановки, для воспитания необходимого качества. В процессе жизненного опыта под воздействием воспитания появляется способность личности к самовоспитанию - высшей стадии воспитания.
♦ 4. Принципы физического воспитания
Методические принципы физического воспитания – это исходные положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания.
Они возникли из обобщения
практики физического воспитания и
результатов научных
И наоборот, незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет формирование физических качеств.
В системе образования и
Реализация этого принципа связана:
1) с пониманием детьми
цели и задач физического
2) с созданием у
обучающихся
3) с развитием
самостоятельности,
4) с умением оценивать свои успехи и анализировать причины неудач;
5) с самоконтролем.
Принцип сознательности диктует осмысленное отношение к учебному материалу, понимание значения выполняемых движений, осознание ошибок и поиск путей их устранения.
Давно подмечено и не требует доказательства, что результативность любого педагогического процесса во многом определяется насколько сознательно и активно относятся к делу сами занимающиеся. Понимание сути заданий, активная заинтересованность в их выполнении – это основа данного принципа. Большая заслуга в разработке этого принципа принадлежит П.Ф. Лесгафту.
Неосознанное выполнение упражнений – одна из основных причин, не позволяющих многим учащимся успешно овладевать программой по физическому воспитанию, добиваться хороших результатов в двигательной подготовленности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Kак следствие этого, у школьников не формируется потребность в укреплении здоровья, снижается двигательная активность.
По каким же направлениям идет реализация принципа сознательности и активности? Обеспечение сознательности и активности учащихся в учебно-воспитательном процессе достигается:
Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания