Основы теории и методики физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция

Описание работы

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)

Файлы: 1 файл

2_Osnovy_teorii_i_metodiki_fizicheskogo_vospita.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Игровой метод. Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Характерными чертами  игрового метода являются:

  • большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность;
  • относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т.д.) и высокие требования к инициативе;
  • многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
  • наличие игрового сюжета;
  • комплексный характер деятельности;
  • ограниченные возможности точного дозирования нагрузки и программирования действий;
  • формирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.

Игровой метод обладает широкой доступностью как для  детей так и для взрослых. В  физическом воспитании детей дошкольного возраста он занимает ведущее место.

Соревновательный  метод. Метод организации упражнений в форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе физического воспитания.

Соревновательный  метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных  с ними психических сил и способностей человека.

Отличительными чертами  соревновательного метода являются:

  • сопоставление сил в условиях соперничества;
  • формирование межличностных и межгрупповых отношений;
  • яркий эмоциональный и физиологический фон;
  • высокая психическая напряженность;
  • единые правила состязаний;
  • ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки;
  • наличие игровых элементов;
  • ограниченные возможности руководства деятельностью занимающихся.

Соревновательный  метод может использоваться в  процессе физического воспитания дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.

Метод сопряженного воздействия

В практике физического  воспитания детей дошкольного возраста практически не используется. При применении данного метода одновременно решаются две задачи – совершенствование технической подготовки и воспитание физических качеств.

◄ Методы организации учебного процесса

Для успешного  решения учебно-воспитательных задач  используется специальная организация учебного процесса, которая обеспечивается педагогом в ходе занятии. Существует ряд методов организации учебного процесса, использование которых определяется задачами и содержанием урока, уровнем физической подготовленности учащихся, наличием необходимого инвентаря, оборудования в местах занятий.

   Фронтальнмй   метод   характеризуется тем, что все занимающиеся под руководством педагога одновременно выполняют одно и то же задание, в общем построении, едином ритме, в заранее установленных рамках времени. Используется в подготовительной и заключительной частях занятия (построение, перестроение, выполнение общеразвивающих упражнений).

Поточный и сменный методы иногда ошибо'тно считают вариантами (фронтального, но это не так: они имеют отличимые от других построения.

Поточный   метод выражается в выполнении заданий потоком - один за другим,  в достаточно быстром темпе и предполагает хорошую техническую подготовленность  (прыжки в легкой атлетике,  гимнастике, ускорения, специальные и общеразвивающие упражнения).

Сменный    метод    предусматривает посменное выполнение упражнений по нескольку человек "волнами"  (старты,  акробатические упражненья, спуски, подъемы на лыжах и т.п.).

Групповой   метод   используется при большом количестве занимающихся и в основной части занятия. Занимающиеся разделяются на группы (отделения) от двух до четырех. Каждая группа выполняет определенное задание через установленное время. По сигналу или команде происходит смена мест занятий, и вновь каждая группа выполняет новое задание. Так продолжается, пока все группы не выполнят запланированную работу.  Преподаватель,  переходя от одной группы к другой,  контролирует выполнение заданий. Задерживается подольше в тех отделениях, где идет обучение технике движения или требуется квалифицированная страховка.  При групповом методе организации учебного процесса необходимо в каждой группе назначать старшего,  который в отсутствие преподавателя сможет осуществить страховку и оказать помощь занимающимся.

Круговой   метод  организации учебной работы используется для комплексного развития физических качеств. В зале, на площадке, где проводятся занятия, по кругу устанавливаются станции,  которые имеют определенные двигательные задания и время на его выполнение.  Если в группе  много занимающихся, то на каждой станции могут заниматься не один, а два-три ребенка, которые,    выполнив задание на одной станции, по кругу переходят к другой. Использование разнообразного оборудования и инвентаря на станциях вызывает интерес у занимающихся и активизирует их к выполнению заданий. Данный метод позволяет добиться высокой общей и двигательной плотности занятия.

Индивидуальный   метод    характеризуется тем, что каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно, преподаватель осуществляет контроль за выполнением. Используется данный метод чаще всего с детьми, опережающими по физической подготовленности или отстающими, а также при выборочной проверке домашних заданий.

◄ Методы воспитания физических качеств

В физическом воспитании к основным группам методов  следует отнести методы воспитания физических качеств, наиболее используемые в практике работы: равномерный, переменный,  повторный,  интервальный, игровой, соревновательный,  круговой.

Равномерный   метод   используется чаще всего для воспитания общей или специальной выносливости, и в зависимости от этого используется длительная непрерывная работа умеренной интенсивности с равномерной скоростью или предельной интенсивности с соревновательной скоростью.

Переменный   метод   характеризуется непрерывной однократной работой переменной интенсивности, продолжительностью необходимого диапазона.  Применяется для воспитания общей и двигательной выносливости.

Содержанием   повторного   метода   является повторное выполнение одних и тех же заданий необходимой интенсивности с интервалом отдыха определенной степени до восстановления.  Применяют для воспитания скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости и выносливости.

Интервальный   метод   имеет сходство с повторный по структуре, но главное отличие состоит в том, что при прерывной форме использования упражнения заданной интенсивности строго дозируются интервалы отдыха. Этот метод находит применение при воспитании общей к специальной выносливости.

Игровой   и   соревновательный   методы   являются методами и обучения, и воспитания физических качеств,  если при обучении для закрепления и совершенствования техники упражнений используются изменяющееся внешние условия игры и соревнований, то при воспитании физических качеств под влиянием разнообразных упражнений игрового и соревновательного характера происходит тренирующее комплексное воздействие на организм занимающихся, приводит к прогрессивному развитию его, улучшению показателей уровня развития физических качеств и укреплению здоровья.

Круговой   метод предполагает регламентированное по времени и количеству повторений выполнение двигательных 
заданий по кругу, по станциям.  К особенностям этого метода можно отнести следующее:  I)  использование, в зависимости от цели 
занятия,  известных упражнений на различные мышечные группы ведет 
к комплексному развитию физических качеств;    2)  при последова - 
тельном расположении станций и выборе заданий на них предусмат - 
ривать преемственность и явления переноса навыков и качеств; 
3)  строгое регламентирование нагрузки и отдыха;    4)  проведение 
учета и оценивание выполненной работы по показателям максималь - 
ного теста или максимального количества повторений; 
5) замкнутая цепь станций и двигательных заданий ведет к реали - 
зации цикличности построения занятия,  как принципа спортивной 
тренировки. 

◄ Методы воспитания личности

Физическое  воспитание имеет огромные возможности  для всестороннего и гармоничного развития личности.  Это происходит вследствие комплексного подхода  к формировании личности,  когда все средства, методы, формы и условия используются для развития интеллектуальных задатков и способностей, эстетических вкусов, трудовых привычек и воспитания моральных и волевых качеств.

Велико  значение нравственного примера поведения воспитателя, лучших спортсменов, тренера, воздействия коллектива на ребенка,

убеждения и разъяснения,  как  нравственного просвещения,  одобрения и поощрения,  осуждения и наказания. Больших результатов в воспитании можно достичь, используя методы практического приучения к проявлению определенного качества и создания условий, обстановки, для воспитания необходимого качества.  В процессе жизненного опыта под воздействием воспитания появляется способность личности к самовоспитанию - высшей стадии воспитания.

♦ 4. Принципы физического воспитания

Методические принципы физического воспитания – это  исходные положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания.

Они возникли из обобщения  практики физического воспитания и  результатов научных исследований в этой области. В этих принципах  отражаются объективные, т.е. не зависящие  от желания человека, закономерности, типичные для процесса физического воспитания в целом. Познание закономерностей (психологических, физиологических, биохимических, педагогических) физического воспитания, на которых строится методика занятий, и их использование в практике являются основой деятельности преподавателя физического воспитания.

И наоборот, незнание принципов  или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет формирование физических качеств.

В системе образования и воспитания имеют место общеметодические принципы (принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации), специфические принципы ( принцип непрерывности процесса; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания развивающе-тренировочных воздействий; принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок; принцип циклического построения занятий; принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания)

Общеметодические принципы

Принцип сознательности и активности

Реализация этого  принципа связана:

1) с пониманием детьми  цели и задач физического воспитания, осознанием значения физических  упражнений как одного из средств  подготовки человека;

2) с созданием у  обучающихся целеустремленности, т.е.  сознательной направленности на  достижение отдаленной по времени  цели;

3)  с развитием  самостоятельности, инициативности  и творческого начала в поведении  занимающихся;

4)  с умением оценивать свои успехи и анализировать причины неудач;

5)  с самоконтролем. 

Принцип сознательности диктует осмысленное отношение  к учебному материалу, понимание  значения выполняемых движений, осознание  ошибок и поиск путей их устранения.

Давно подмечено и  не требует доказательства, что результативность любого педагогического процесса во многом определяется насколько сознательно и активно  относятся к  делу сами занимающиеся. Понимание  сути заданий, активная заинтересованность в их выполнении – это основа данного принципа. Большая заслуга в разработке этого принципа принадлежит П.Ф. Лесгафту.

Неосознанное выполнение упражнений – одна из основных причин, не позволяющих многим учащимся успешно овладевать программой по физическому воспитанию, добиваться хороших результатов в двигательной подготовленности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Kак следствие этого, у школьников не формируется потребность в укреплении здоровья, снижается двигательная активность.

По каким же направлениям идет реализация принципа сознательности и активности? Обеспечение сознательности и активности учащихся в учебно-воспитательном процессе достигается:

Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания