Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)
Объединение двигательной и умственной деятельности происходит с помощью:
Сознательное отношение к учебному труду является основной предпосылкой для активной деятельности. Творческая активность занимающихся – это высшая форма сознательности.
Нацеливание ученика на достижение положительного результата достигается постоянным поддержанием интереса к занятиям объективной оценкой учеником своих возможностей, развитием этих возможностей в процессе выполнения индивидуальных домашних заданий. Данное направление предполагает использование разнообразных подготовительных и подводящих упражнений, облегчающих процесс обучения, выбор доступных упражнений, понимание причин, приводящих к отрицательному результату.
Достижение самостоятельности в выполнении двигательных заданий является одним из направлений развития творческой активности учащихся, их интереса и потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Самостоятельность может
проявляться в оказании помощи
учителю в организации и
Обеспечение новизны в содержании занятий поддерживает постоянство интереса к ним у занимающихся, обеспечивает поступательное развитие физических способностей.
Вместе с тем, вводя новые упражнения или новые задания в занятие, воспитатель должен обеспечить их преемственность с содержанием предшествующих занятий, учитывать функциональное состояние детей, уровень их работоспособности, эмоциональный настрой на выполнение заданий.
Обучение начинается с формирования представления о разучиваемом движении. Первой и главной ступенью в практическом понимании является живое созерцание. Обеспечение этой созерцательности и является необходимым условием реализации принципа наглядности.
Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения, но она же является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играет непосредственная (живая) связь с действительностью: показ самого педагога. Вместе с тем, нельзя недооценивать опосредованную наглядность.
Различные формы наглядности
не только взаимосвязаны, но и по своему
действию переходят одна в другую.
Это объясняется единством
Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием предметов, явлений нашими органами чувств. Только при согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т.е., как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало возможно большее число органов чувств.
Этот принцип, в основном, применяется на начальном этапе обучения. На этом этапе главная задача – создать яркий образ движение. Она решается путем живого показа (непосредственная наглядность), объемной наглядности (фото, рисунки, кино, повтор в телевидении). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).
Непосредственная
наглядность достигается
На этапе практического разучивания движении с целью регулирования их нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам (например, в прыжках достать какой-либо предмет, в гимнастике используется ориентиры спортивного зала и т.д.)
Преимущественное место среди способов наглядного обучения на первых порах занимают те, которые обеспечивает формирование зрительных образов, а в дальнейшем резко возрастает роль двигательного анализатора.
Чтобы создать представление о мышечном усилии, необходимом для правильного выполнения движения, обучающимся оказывают либо намеренное сопротивление, либо непосредственную помощь, используя кожный анализатор (нажимом, подталкиванием, созданием дополнительной опоры).
Средством обеспечения наглядности может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяснение приобретает значение средства наглядности.
Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами:
Это принцип учета особенностей учащихся и посильности предлагаемых им заданий.
Необходимость индивидуализированного
обучения возникает в связи: с
различным уровнем
Суть данного принципа
в области физического
Полное соответствие
между возможностями
Преподаватель, определяя меру доступности, должен руководствоваться прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для того или иного контингента на основе научных данных и обобщенного практического опыта.
Доступными должны быть все элементы обучения: объяснение, показ, учебный материал, общая физическая нагрузка и другое. Это требование обеспечивается подбором соответствующих физических упражнений и учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо помнить, что очень легкое задание будет доступным для занимающихся, но одновременно с этим, мало рациональным. Такой задание может вызвать у занимающихся снижение активности и интереса к работе.
А очень трудное задание может привести к неправильному выполнению упражнения, приобретенные неверные условные связи в дальнейшем отрицательно скажутся на усвоении учебного материала. Выполнение непосильных упражнений может привести к спортивному травматизму.
Таким образом, упражнения не должны быть чрезмерно трудными и чрезмерно легкими. Учебный материал должен быть подобран с таким расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при соответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы приложить определенные усилия.
В этом принципе следует придерживаться следующих методических условий:
- от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному, т.е. материал каждого предыдущего занятия должен служить ступенькой к освоению материала очередного занятия;
- постепенность в переходе от одних заданий к другим, более трудным. Это условие должно соблюдаться в связи с тем, что функциональные возможности организма повышаются постепенно;
- от простого к сложному, от легкого к трудному: упражнения менее трудные и в координационном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным. Однако это условие не всегда целесообразно выполнять, т.к. опыт показывает, что бывает оправданно идти от более сложных упражнений к менее сложным. Выбор того или иного пути зависит от изучаемого упражнения и от особенностей занимающихся.
К занимающимся необходимо подходить индивидуально. Это дает возможность преподавателю предъявлять высокие требования к сильным учащимся и поощрять небольшие достижения слабых; находить целесообразную технику для конкретного спортсмена.
♦ 5. Воспитание физических качеств. Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость и координационные способности.
Применительно к динамике
изменения показателей
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания