Основы теории и методики физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:15, лекция

Описание работы

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания
Принципы физического воспитания
Воспитание физических качеств (задания студентам)

Файлы: 1 файл

2_Osnovy_teorii_i_metodiki_fizicheskogo_vospita.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)
  • объединением двигательной и умственной деятельности учащегося в процессе занятий физическими упражнениями;
  • нацеливанием ученика на достижение положительного результата;
  • достижением самостоятельности в выполнении двигательных заданий;
  • обеспечением новизны в содержании занятий.

Объединение двигательной и умственной деятельности происходит с помощью:

  1. разъяснения учащимся цели проводимых занятий;
  2. раскрытия содержания основных направлений физического совершенствования учащихся;
  3. разъяснения  влияния физических  упражнений на состояние здоровья (выбор средств и методов физического развития). Учитывая его положение, педагог должен довести до сознания занимающихся не только то, что выполнять и как выполнять, но и почему предлагается именно это упражнение, а не другое.

Сознательное отношение  к учебному труду является основной предпосылкой для активной деятельности. Творческая активность занимающихся – это высшая форма сознательности.

Нацеливание ученика на достижение положительного результата достигается постоянным поддержанием интереса к занятиям объективной оценкой учеником своих возможностей, развитием этих возможностей в процессе выполнения индивидуальных домашних заданий. Данное направление предполагает использование разнообразных подготовительных и подводящих упражнений, облегчающих процесс обучения, выбор доступных упражнений, понимание причин, приводящих к отрицательному результату.

Достижение  самостоятельности в выполнении двигательных заданий является одним из направлений развития творческой активности учащихся, их интереса и потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Самостоятельность может  проявляться в оказании помощи  учителю в организации и проведении занятий, помощи своим товарищам при обучении, в выполнении домашних заданий (но не в коем случае – в недисциплинированности, в криках, развязности, беготне).

Обеспечение новизны в содержании занятий поддерживает постоянство интереса к ним у занимающихся, обеспечивает поступательное развитие физических способностей.

Вместе с тем, вводя  новые упражнения или новые задания  в занятие, воспитатель должен обеспечить их преемственность с содержанием предшествующих занятий, учитывать функциональное состояние детей, уровень их работоспособности, эмоциональный настрой на выполнение заданий.

Принцип наглядности

Обучение начинается с формирования представления о разучиваемом движении. Первой и главной ступенью в практическом понимании является живое созерцание. Обеспечение этой созерцательности и является необходимым условием реализации принципа наглядности.

Наглядность – необходимая  предпосылка освоения движения, но она же является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играет непосредственная (живая) связь с действительностью: показ самого педагога. Вместе с тем, нельзя недооценивать опосредованную наглядность.

Различные формы наглядности  не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной  и логической ступеней познания, а  с физиологической точки зрения – единством первой и второй сигнальных систем.

Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием  предметов, явлений нашими органами чувств. Только при согласованной  работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т.е., как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало возможно большее число органов чувств.

Этот принцип, в  основном, применяется на начальном  этапе обучения. На этом этапе главная  задача – создать яркий образ  движение. Она решается путем живого показа (непосредственная наглядность), объемной наглядности (фото, рисунки, кино, повтор в телевидении). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).

Непосредственная  наглядность достигается образцовым показом упражнения, сопровождающимся подробным объяснением техники  выполнения. Объяснив упражнение, необходимо сконцентрировать внимание учащихся на отдельных движениях (элементах). Кроме показа и объяснения упражнения, в практике работы с детьми применяют и другие виды непосредственной наглядности, например выполнение двигательного действия перед зеркалом, что обеспечивает эффективный самоконтроль.

На этапе практического  разучивания движении с целью  регулирования их нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам (например, в прыжках достать какой-либо предмет, в гимнастике используется ориентиры спортивного зала и  т.д.)

Преимущественное место среди способов наглядного обучения на первых порах занимают те, которые обеспечивает формирование зрительных образов, а в дальнейшем резко возрастает роль двигательного анализатора.

Чтобы создать представление  о мышечном усилии, необходимом  для правильного выполнения движения, обучающимся оказывают либо намеренное сопротивление, либо непосредственную помощь, используя кожный анализатор (нажимом, подталкиванием, созданием дополнительной опоры).

Средством обеспечения  наглядности может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяснение приобретает значение средства наглядности.

Обеспечивая наглядность  в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
  • ориентировать занимающихся на восприятие движений с помощью разных органов чувств;
  • использовать средства наглядности в меру необходимости, не превращая наглядность в самоцель;
  • учитывать возрастные особенности и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее подготовка, тем шире применять средства наглядности.

Принцип доступности  и индивидуализации

Это принцип учета  особенностей учащихся и посильности предлагаемых им заданий.

Необходимость индивидуализированного обучения возникает в связи: с  различным уровнем подготовленности учащихся; с возрастными и половыми различиями; с индивидуально –  типологическими и личностными  особенностями в реагировании на учебную нагрузку и на факторы внешней среды; с индивидуальным стилем работы.

Суть данного принципа в области физического воспитания заключается в определении меры доступного.

Полное соответствие между возможностями занимающихся и трудностями изучаемого материала означает оптимальную меру доступности. Определение и соблюдение этой меры – одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания.

Преподаватель, определяя  меру доступности, должен руководствоваться  прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для того или иного контингента на основе научных данных и обобщенного практического опыта.

Доступными должны быть все элементы обучения: объяснение, показ, учебный  материал, общая физическая нагрузка и другое. Это требование обеспечивается подбором соответствующих физических упражнений и учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо помнить, что очень легкое задание будет доступным для занимающихся, но одновременно с этим, мало рациональным. Такой задание может вызвать у занимающихся снижение активности и интереса к работе.

А очень трудное  задание может привести к неправильному  выполнению упражнения, приобретенные  неверные условные связи в дальнейшем отрицательно скажутся на усвоении учебного материала. Выполнение непосильных упражнений может привести к спортивному травматизму.

Таким образом, упражнения не должны быть чрезмерно трудными и чрезмерно легкими. Учебный  материал должен быть подобран с таким  расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при соответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы приложить определенные усилия.

В этом принципе следует  придерживаться следующих методических условий:

- от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному, т.е. материал каждого предыдущего занятия должен служить ступенькой к освоению материала очередного занятия;

- постепенность в переходе от одних заданий к другим, более трудным. Это условие должно соблюдаться в связи с тем, что функциональные возможности организма повышаются постепенно;

- от простого  к сложному, от легкого к трудному: упражнения менее трудные и в координационном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным. Однако это условие не всегда целесообразно выполнять, т.к. опыт показывает, что бывает оправданно идти от более сложных упражнений к менее сложным. Выбор того или иного пути зависит от изучаемого упражнения и от особенностей занимающихся.

К занимающимся необходимо подходить индивидуально. Это дает возможность преподавателю предъявлять высокие требования к сильным учащимся и поощрять небольшие достижения слабых; находить целесообразную технику для конкретного спортсмена.

Специфические принципы

Принцип непрерывности  занятий

    Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в целостной системе с постоянной преемственностью эффекта занятий. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (суммирование) эффектов.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

      Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряженностью.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий

      Данный принцип обуславливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Принцип адаптированного  сбалансирования динамики нагрузок

      В физическом воспитании используют две формы динамики суммарной нагрузки: ступенчато восходящую и волнообразно восходящую.

Принцип циклического построения занятий

      Различают  три вида циклов: микроциклы (недельные); мезоциклы (месячные); макроциклы (годичные).

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

       Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с периодами онтогенеза и особенно периодами возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст).

♦ 5. Воспитание физических качеств. Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость и координационные способности.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

     Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Информация о работе Основы теории и методики физического воспитания